Конспект подгруппового (обобщающего) логопедического занятия по теме "Правила переноса слов" (2 класс)
методическая разработка по логопедии
Конспект подгруппового занятия может использоваться как на групповых коррекционных занятиях, так и на уроках русского языка в начальной школе. Конспект занятия составлен с учетом технологии проблемного обучения, технологии развития лексико-грамматического строя речи, игровой, здоровьесберегающей технологии, мнемотехнологии, ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 44.5 КБ |
Физминутка в виде презентации (текст к слайдам в конспекте) | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятияМуниципальное общеобразовательное учреждение –
школа «Планета детства»
Конспект подгруппового логопедического занятия
Тема: «Правила переноса слов»
(обобщающее занятие)
Применяемые технологии:
игровая, ИКТ, мнемотехнология,
технология развития лексико-
грамматического строя речи,
проблемного обучения,
здоровьесберегающая
Учитель-логопед:
Горячева С.Н.
городской округ Клин
Спас-Заулок
Цель: закрепление и совершенствование навыка деления слов на слоги и для переноса
Задачи:
- Развивать слуховое внимание, память, зрительное восприятие, мышление;
- Совершенствовать звуко-буквенный, слоговой анализ, синтез;
- Развивать навыки анализа и синтеза предложений;
- Развивать лексико-грамматический строй речи;
- Обобщать и активизировать словарный запас учащихся;
- Развивать орфографическую зоркость;
- Активизировать речемыслительную деятельность;
- Формировать навыки контроля и самоконтроля;
- Развивать правильное дыхание, двигательную активность, предупреждать усталость глаз.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, доска, презентация Microsoft PowerPoint (физминутка), мнемодорожка «Поезд», индивидуальные карточки с заданиями, тетради, ручки, карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Оргмомент
- Упражнение «Повернись и приглядись»:
- сядьте ровно, плечи расправьте, закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались на лесной полянке. Какой здесь воздух свежий! (делаем глубокий вдох носом и выдох ртом).
- Оглядимся вокруг (делаем глубокий вдох носом и поворачиваем голову вправо). Какой красивый цве-то-чек! (плавно выдыхаем ртом и одновременно произносим «о-о-о!»).
-Снова делаем глубокий вдох носом и поворачиваем голову влево. А здесь мы увидели ба-боч-ку! (на выдохе произносим «о-о-о!»).
-Открываем глаза.
- Постановка проблемы
- Скажите, когда я просила вас выполнить действия, ничего не показалось вам странным? (говорила слова по слогам) Какие слова я произнесла по слогам? (цветочек, бабочка)
- Что такое слоги? (части слова)
Для чего нам нужно делить слова на слоги? (чтобы правильно переносить слова на письме)
- Молодцы! А какими способами мы можем правильно разделить слова на слоги? (посчитать гласные или прохлопать)
III. Определение темы занятия.
- А теперь скажите, одинаково ли слова делятся на слоги и переносятся на письме? (нет)
- А почему? (потому что есть правила переноса слов)
- Вы знакомы с этими правилами? (да)
- Но, раз вы знаете эти правила, тогда что же мы будем сегодня делать? (закреплять знания, тренироваться переносить слова)
- Работа по теме занятия.
Итак, сегодня мы отправляемся в очередное путешествие в «Страну Грамотности» на встречу с правилами переноса слов. Надеюсь, что у вас отличное настроение и достаточный багаж знаний, который мы разместим в нашем замечательном поезде.
А во время путешествия нам с вами придется раскрыть несколько «тайн» про перенос слов с одной строки на другую. Каждая тайна обозначена знаком вопроса.
И одну из тайн вы уже раскрыли. Напомните еще раз, что же нужно сделать в первую очередь, чтобы правильно перенести слово? (разделить его на слоги)
Давайте проверим, правильно ли вы ответили? Молодцы!
Проверим, что находится в следующем вагончике? Что это за знак? («!», он означает правило). Итак, чтобы правильно переносить слова, нужно разделить его на слоги и вспомнить правила. Отлично!
Попробуем разгадать следующую тайну и заодно проверим, помните ли вы эти правила.
Посмотрим, в следующем вагончике. (Рисунок 1 буквы). Что это может значить? (если в слоге одна буква, то ее нельзя оставлять на строке или переносить). Молодцы!
Идем дальше. Открываем вагончик? (Да) (рисунок дом + кот) Что же нам расскажут эти рисунки? (слова, состоящие из 1 слога, не переносятся)
Отлично! Переходим к следующему вагончику. (рисунок Ъ и Ь) А здесь что за правило скрывается? (Ъ и Ь знаки не переносятся на другую строку, остаются на первой). Вы и такое правило знаете? Вот молодцы!
А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть. А отдыхать мы с вами будем на весенней полянке.
Физминутка «Весна» (картинки найдены в сети интернет)
- Бабочек посчитай, головой покивай (8)
- Каждый цветок означает шажок (5)
- Зайчиков считаем, дружно приседаем (3)
- Будем лучики считать, попытаемся достать (встаем на носочки, тянем руки вверх) (5)
- Сколько на лугу жуков, столько выполним прыжков (2)
- Сколько елочек зеленых, столько сделаем наклонов (4)
- Сколько здесь коровок божьих? Столько хлопните в ладоши! (3)
Проверяем следующий вагончик? (Й) О каком правиле нам напоминает этот рисунок? (буква Й не переносится на другую строку, остается на первой)
Передвигаемся к следующему вагончику (рисунок сдвоенных согласных). Кто может мне объяснить, что это за правило? (при удвоенных согласных одна из них остается на первой строке, а другая переносится).
Итак, мы с вами проверили весь багаж наших знаний по правилам переноса слов. С таким багажом не стыдно отправляться в путешествие по Стране Грамотности! Только посмотрите, у нас остался непроверенным еще один вагончик. Посмотрим, что в нем? (рисунок «тренировка») Что делает здесь герой рисунка? (тренируется). Скажите, а нам нужно тренироваться? (да) А для чего? (чтобы лучше запомнить правила и правильно переносить слова).
Все верно. Кто из вас сможет повторить правила переноса слов?
А теперь отправимся на тренировку.
На этом листе написаны слова (рука, осень, кольцо, зайка, масса). Есть ли среди них слова, которые могут вызвать затруднения при переносе? (осень, кольцо, зайка, масса). Какие правила нужно вспомнить, чтобы без ошибок перенести эти слова? А на какое правило среди них нет слова? (cлова, состоящие из одного слога). Запишите слова в тетрадь. Разделите слово осень для переноса. Продолжим тренировку?
Но сначала я предлагаю немножко отдохнуть и вам, и вашим глазкам.
Физминутка для глаз.
Чтобы глазки зорче были,
Чтоб в очках нам не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить:
Вверх посмотрим, вниз посмотрим,
Влево - вправо, побыстрей.
Удивимся: «что такое?»
И закроем их скорей!
А теперь ведем по кругу
Словно стрелочки часов.
Поглядим в глаза друг другу,
Скажем дружно «Будь здоров!»
Ну что, продолжаем тренироваться?
Я подготовила вам задания для тренировки.
Ой, ребята, посмотрите, почему-то перепутались все слова в предложении… А я так старалась, готовилась… (на отдельных листах слова «дома, росли, около, колокольчик) Что же делать? (нужно расставить слова в правильном порядке, чтобы получилось предложение). Поможете мне? (составляют предложение «около дома росли колокольчик») Мне кажется, что-то здесь не так… Что же делать? (нужно изменить слово «колокольчик») Что же у нас получилось?
Предложение «Около дома росли колокольчики». Запишите предложение. Разделите слова на слоги. Есть ли в этом предложении слова на те правила, о которых мы сегодня говорили? (около, колокольчики) Разделите эти слова для переноса.
- Рефлксия.
Я считаю, что вы сегодня очень хорошо поработали. Предлагаю вам самим определить, какого размера у вас сегодня получился багаж знаний. До новых встреч!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект обобщающего логопедического занятия с применением ЭОР и здоровье сберегающих технологий по теме "Дифференциация парных согласных Б-П"
Конспект обобщающего логопедического занятия с применением ЭОР и здоровье сберегающих технологий по теме «Дифференциация парных согласных Б-П» с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы, имеющи...
Методическая разработка индивидуально- подгруппового логопедического занятия для 2-го коррекционного класса «Дифференциация звуков Р-Л»
Логопедическое занятие по теме: « Дифференциация звуков Р-Л»Цели занятия:- обогащать и систематизировать словарный запас;- упражнять в согласовании числительных с существительными;- формировать умение...
Конспект группового логопедического занятия для детей 2-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация согласных Ш-Ж в словах, предложениях"
Цель: Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.Развивать пространственную ориентировку, вырабатывать быстроту зрительных реакций, учить определять и называть колич...
Конспект вводного группового логопедического занятия для обучающихся 1-го класса на тему: "Речь. Речь устная и письменная".
Вводное занятие носит важное значение для начала успешной работы. В зависимости от того на сколько Вы заинтересуете ребенка на первом занятие, зависит успех коррекции в дальнейшем. Конспект данного за...
Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 2-го класса по теме: "Слоговой анализ и синтез слов. Овощи".
Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.Задачи:Образовательные:закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;развивать умения определять количество и последовательность с...
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Состав слова: приставка»
Оборудование: зеркала, доска, мел, тетради детей.Цель: закрепить знания детей о приставке: её смыслоразличительной роли, тренировка в умении выделять приставку в слове....
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Состав слова: суффиксы»
Оборудование: зеркала, доска, мел, тетради детей, заготовка - овал лица (по количеству детей). Цель: закрепить знания детей о суффиксе: его роли в словообразовании, тренировка в умении выделять с...