Статья Особенности построения синтаксических конструкций
статья по логопедии
Статья Особенности построения синтаксических конструкций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_postroeniya_sintaksicheskih_konstruktsiy.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности построения синтаксических конструкций
у обучающихся 5 класса с системным недоразвитием речи 1 уровня.
Актуальность проблемы построения синтаксических конструкций у обучающихся со стойким нарушением интеллекта определяется в первую очередь недостаточностью её изучения. В специальной литературе достаточно подробно освещены такие особенности учащихся с нарушенным интеллектом, как нарушение грамматического строя речи (В.В. Воронкова, Р.И. Лалаева, М.Ф.Гнездилов, Г.М.Дульнев, Л.В.Занков, Р.К Луцкина, А.Р.Маллер, В.Г.Петрова, З.Н.Смирнова, М.С.Соловьева, Н.В.Тарасенко, Ж.И.Шиф, М.П.Феофанов), но построение синтаксических конструкций детьми со стойким нарушением интеллекта изучено не в полной мере. В литературе есть немного сведений о данной проблеме, поэтому наша работа поможет выявить особенности построения синтаксических конструкций у детей с интеллектуальной недостаточностью.
По результатам исследований В.Я. Василевской, В.В. Ворокновой, М.Ф. Гнездилова, Е.А. Гордиенко, Р.И. Лалаевой, В.Г. Петровой и др. у детей с нарушением интеллекта наблюдается несформированность понимания речевой оболочки слов. Овладение умением правильно строить предложения, словосочетания позволит совершенствовать познавательную и коммуникативную деятельность школьников с нарушенным интеллектом, будет способствовать успешности обучения, и соответственно успешности адаптационным процессам в социуме.
Поэтому перед нами встает проблема поиска оптимальных путей коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений грамматического строя у школьников с нарушением интеллекта.
Объект исследования – грамматический строй речи.
Предмет исследования – особенности и уровень сформированности построения синтаксических конструкций у обучающихся 5 класса с системным недоразвитием речи 1 уровня.
Целью данной работы является выявление особенностей и установления уровня сформированности построения синтаксических конструкций у обучающихся 5 класса с системным недоразвитием речи 1 уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей со стойким нарушением интеллекта будет нарушено построение синтаксических конструкций. Грубее будут нарушены грамматическое оформление предложений, его смысловая адекватность. Менее нарушенным, по нашим предположениям окажется лексическое оформление предложений.
В соответствии с целью, объектом и предметом были определены задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ методической, медицинской, психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить особенности:
составления предложений по картинкам;
повторения предложений;
составления предложений из слов в начальной форме;
верификации предложений обучающимися с системным недоразвитием речи.
3.Составить методические рекомендации по развитию умения строить синтаксические конструкции обучающимися с системным недоразвитием речи 1 уровня.
Для реализации цели и задач работы мы использовали следующие методы:
Анализ логопедической, психологической, медицинской, педагогической, лингвистической и психолингвистической литературы по проблеме исследования;
Наблюдения за деятельностью обучающихся на уроках русского языка, чтения, логопедических занятиях, изучение школьной медико-педагогической документации, беседы с учениками, учителями, родителями, изучение передового опыта школьных логопедов.
Индивидуальный констатирующий эксперимент;
Интерпретация данных констатирующего эксперимента, его количественный и качественный анализ.
В рамках 1 задачи нами проанализированы работы Л.С. Выготского, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой, С.Д. Забрамной, М.Ф. Гнездилова, Р.И. Лалаевой, В.Г. Петровой, Е.Ф. Соботович и др. по вопросу психолого-педагогической характеристики детей и особенности развития грамматического строя у детей со стойким нарушением интеллекта. Так же было проанализировано развитие грамматического строя в онтогенезе у таких авторов, как А.Н. Гвоздев, А.М. Шахнаровича, Ф.А. Сохин, Е.Ф. Соботович и др.
Анализ литературных источников показал, что умственная отсталость – это стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга. Особенности когнитивной сферы детей со стойким нарушением интеллекта (дефекты познавательных процессов. Внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) приводят к системному недоразвитию речи, которое включает в себя нарушение грамматической стороны речи в целом, и в частности недоразвитие построения синтаксических конструкций.
Методики по изучению и формированию синтаксической стороны речи были разработаны такими авторами, как А.К. Аксенова, Р.И. Лалаева, Т. П. Горюнова, В.С. Минашина, Н.И. Сереброва, М.А. Поваляева. Поскольку основную трудность в коррекционной работе представляет формирование синтаксических конструкций, то этой работе следует уделить особое внимание.
С целью выявления особенностей и установления уровня сформированности построения синтаксических конструкций у обучающихся 5 класса был организован констатирующий эксперимент, который проводился с 25.09.2023 г. по 06.10.2023 года на базе КГБОУ «Ачинская школа № 3». В эксперименте принимали участие 10 детей из 5 «Е» класса. При комплектовании экспериментальной группы учитывались половозрастной признак (11-12 лет) и однотипный характер дефекта (стойкое нарушение интеллекта, системное недоразвитие речи).
Исследование состояло из следующих этапов:
Изучение психолого – педагогических характеристик детей, медицинской документации, данных анамнеза, беседы с педагогами, психологами, логопедом, родителями;
Констатирующий эксперимент и его качественный и количественный анализ;
Составление методических рекомендаций.
При проведении констатирующего эксперимента использовались пробы, предложенные Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной.
Констататирующий эксперимент включает в себя 4 серии заданий:
1. Составление предложений по картинкам.
2. Повторение предложений.
3. Составление предложений из слов в начальной форме.
4. Верификация предложений.
На основе бально уровневой системы Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной, а так же результатов анализа констатирующего эксперимента по данным параметрам нами условно выделены 4 уровня успешности: высокий, средний, ниже среднего, низкий.
Анализ результатов констатирующего эксперимента проводился по следующим параметрам:
1)Грамматическое оформление;
2)Смысловая адекватность (данные баллы не рассматриваются как штрафные) ;
3)Лексическое оформление.
В ходе анализа данных, полученных в результате констатирующего эксперимента, нами было выявлено, что у 100% испытуемых экспериментальной группы нарушены грамматическая структура предложения, смысловая адекватность и лексическое оформление предложений.
При этом сопоставив результаты всех серий констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что наиболее сформированными является лексическое оформление предложений.
Рис.1 Распределение испытуемых на группы по уровням сформированности лексического оформления предложений.
На низком и ниже среднего уровне успешности не оказалось ни одного ребенка, 60% показали средний результат и 40% высокий. Учащиеся в меру своих возможностей находят нужные слова для передачи лексической наполняемости предложения, адекватно используют вербальные средства общения. Но наибольшие трудности в серии на повторение предложений вызвало предложение «Дети катали из снега комки и лепили снежную бабу». 50% испытуемых допустили искажение звуковой структуры слова, с заменой звуков по звуковому сходству (комки – коньки), 40% - заменяли слова на синонимичные (затопило - залило). 30% испытуемых при составлении предложений использовали близкую словесную замену (Уборщица стелет коврик)
Грубее нарушена смысловая адекватность.
Рис 2. Распределение испытуемых на группы по уровню сформированности смысловой адекватности предложений (в %).
60% оказались на уровне ниже среднего и 40% на среднем уровне успешности. Испытуемые при составлении предложений, верификации, повторении допускают смысловую неполноту, искажают ситуацию, неточно передают ее смысл. Так же не могут верно построить смысловую программу предложения. Наибольшие затруднения вызвало составление предложений, в которых необходимо было согласовать прилагательное с существительным (Петя купил красная шарик маме; Миша бросил небольшой косточку собаке»). 30% детей при построении предложений допустили смысловую неточность (Уборщица убирается в доме; Мальчик хочет перелезть через забор), 20% - исказили смысл предложений (Мальчик перелез через забор; Тучи зашли за солнце).
Больше всего у испытуемых по результатам анализа констатирующего эксперимента нарушено грамматическое оформление предложения.
Рис.3 Распределение испытуемых на группы по уровню сформированности грамматического оформления предложений (в %).
20% на низком уровне успешности, 40% - ниже среднего, 30% - средний и 10% высокий уровень успешности. При этом наибольшие затруднения вызвали задания на верификацию предложений (В предложении «Над большим деревом была глубокая яма» испытуемые (80%) не увидели смысловую ошибку. Имели место ошибки в употреблении временных глаголов (По морю плывут корабль). Наибольшие ошибки допускались при употреблении родительного и дательного падежей (Собак вышли в будки). В задании на составление предложений допускался неправильный порядок слов (50%), например «Мама Пете шар купила красный», смысловая неточность и неадекватность - 30% (Миша собаке небольшую бросил). 40% испытуемых пропускали несколько членов предложения («Доктор лечит»). В серии на повторение предложений трудности обнаружились при повторении предложений более сложной конструкции, с однородными членами, придаточными изъяснительными и пояснительными (Ранней весной затопило наш луг), изменение синтаксической схемы предложения (На зеленом лугу, за зеленой рекой паслись кони). Допущены многочисленные аграмматизмы, параграмматизмы, нарушался порядок слов в предложении, значительно упрощалась его структура.
На основе данных констатирующего эксперимента и анализа логопедической литературы (С.В. Бойкова, В.И. Селиверстов, Г.В. Чиркина, В.В. Воронкова) были составлены методические рекомендации по развитию построения синтаксических конструкций, а именно грамматического, лексического оформления предложений, его смысловой адекватности. Составленные методические рекомендации позволят повысить уровень сформированности построения синтаксических конструкций, помогут работе логопеда, учителю на уроках русского языка и чтения. Данные упражнения можно применять на логопедических занятиях по развитию грамматического строя, на уроках русского языка и чтения.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что у детей со стойким нарушением интеллекта будет нарушено построение синтаксических конструкций. Грубее будут нарушены грамматическое оформление предложений, его смысловая адекватность. Менее нарушенным, окажется лексическое оформление предложений.
Экспериментальные данные доказывают необходимость организации логопедической работы, направленной на преодоление несформированности построения синтаксических конструкций у детей со стойким нарушением интеллекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Особенности построения учебного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида".
В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнк...
Особенности построения современного урока в соответствии с реализацией задач ФГОС НОО
Особенности построения современного урока в соответствии с реализацией задач ФГОС НОО...
Особенности построения воспитывающей информационной среды для младшего школьника на базе ИКТ
статья...
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников на тему «Особенности построения программы обучения в начальной школе»
Данное выступление можно использовать на родительском собрании для родителей будущих первоклассников....
Особенности построения индивидуального образовательного маршрута при работе с детьми с недостаточной мотивацией в обучении
Выступление на педагогическом совете....
Статья: "Особенности построения занятий в ГПД (4 вид)"
Материал, содержащийся в статье, позволяет составить план занятий для учащихся из классов коррекционно-развивающей направленности....