Конспект занятия "Автоматизация звука "Ш" в словах, чистоговорках, предложениях
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Виноградова Людмила Викторовна

Конспект занятия по автоматизации звука /ш/ во втором классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                       средняя общеобразовательная школа № 691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района        Санкт-Петербурга «Невская школа»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Образовательное учреждение: ГБОУ школа №691

Предмет:  Логопедия

Класс:                              

Учитель - логопед:  Виноградова Людмила Викторовна.

Тема урока:         Автоматизация звука /Ш/ в словах, чистоговорках, предложениях.

Тип урока: комбинированный

Технология (если используется конкретная):  игровые технологии, поэтапного формирования умственных действий, здоровье сберегающие технологии.

Оборудование:  Дидактическая игра «Звуковые ёлочки», вертушки, мешочек с предметами, картинки с снеговиками, снежинка.

Мультимедийное обеспечение[1]: презентация.

Цель урока (занятия)[2]: Автоматизировать навык произношения звука /Ш/ в словах, чистоговорках, предложениях.

Коррекционная составляющая урока (занятия):

1 .Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

2. Уточнение артикуляции звука /Ш/

3. Обучение умению давать характеристику звуку.

4. Развитие навыков фонематического восприятия, звукового анализа.

5. Расширение словарного запаса по теме «Зима».

6. Обучение умению образовывать приставочные глаголы, относительные прилагательные.

Планируемые результаты (для обучающихся)[3]:

предметные:

  • усвоить артикуляционный уклад звука /Ш/
  • научиться  правильному произношению звука  /Ш/ в слогах, словах, предложениях.
  • овладеть  навыком фонематического восприятия
  • освоить умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  • потренироваться в образовании приставочных глаголов, относительных прилагательных;

метапредметные:

  • научиться действовать по плану, соблюдая алгоритм
  • овладеть базовыми предметными понятиями фонетики
  • сформировать навык монологической речи
  • расширить словарный запас по теме «Зима»

личностные

  • формировать умение оценивать свою деятельность
  • формировать положительное отношение к обучению

Ход занятия[4]

Деятельность учителя[5]

Деятельность обучающихся

1.  Организационный момент.

- Здравствуйте! Ребята. Сегодня с утра мне под дверью оставили мешок. (Демонстрируется мешок). В нём разные предметы.  Логопед открывает мешок, достаёт конверт, в котором лежит флешка.

- Что это?

Флешку вставляем в компьютер.

Звуковое письмо: - Здравствуйте, ребята! Мы – Смешарики. Мы приглашаем вас в путешествие в волшебную страну Смешариков. Мы приготовили для вас разные интересные задания. Если вы выполните все задания, вас ждёт сюрприз. За каждое выполненное задание вы получите часть ключа.

Фонематическое восприятие.

Слайд 1. (Смешарики)

Давайте вспомним, как зовут Смешариков. Логопед называет имена Смешариков:  Лосяш. Бараш. Крош. Нюша. Утрируя звук /Ш/.

Попробуйте найти общий звук в их именах.

- Молодцы!

Здравствуйте.

 Флешка.

Звук /Ш/

2.  Определение темы и целей урока[6].

Как вы думаете, какой звук мы будем сегодня  на занятии, учиться произносит вместе со Смешариками.

Мы будем учиться произносить звук /Ш/.

3.  Планирование деятельности.

Мы отправимся к Смешарикам в гости. Будем выполнять с ними разные задания и посмотрим какой  же сюрприз нас ожидает.

4.  Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Активизация словаря прилагательных.

- Ну что, ребята, готовы отправиться в гости к Смешарикам? Путешествие нам предстоит зимнее. А какая она, зима?

Дыхательные упражнения.

- На чём же нам туда отправиться? Посмотрите, в мешке лежат вертушки. Как вы думаете, какому виду транспорта они нужны, чтобы передвигаться?                                                                               - Вертолёт может зимой летать?

-Полетим на вертолёте, присаживайтесь.

Чтобы вертолёт взлетел, подуем на вертушки.

- Молодцы! Какому времени года мы подбирали определения? Как правильно нужно дышать, чтобы вертолёт поднялся в воздух?

Уточнение артикуляционного уклада звука /Ш/.  Характеристика звука.  

Летит вертолёт, вертушки крутятся, ветер шумит Ш-Ш-Ш

- Как правильно нужно произносить звук [Ш]?

- Давайте пошипим и посмотрим в зеркало.

- Рот открыт или закрыт?

- Какую  форму принимают губы?

- Где находится язык во время произнесения звука?

-Какую форму принимает язык?

- Воздушная струя тёплая или холодная?

- Давайте дадим характеристику нашему звуку:

•  Какой это звук согласный/ гласный?

•  Какой звук мягкий / твердый?

•  Звонкий или глухой?

Молодцы! Ребята, характеристику какому звуку мы с вами давали?

Дети передают друг другу снежинку, и подбирают определения к слову «зима»: холодная, морозная, снежная, ветряная.

Дети отвечают, что вертушки нужны вертолёту.

Да, может.                                                                  Выполняют дыхательное упражнение. Делают глубокий вдох через нос, длительный выдох через рот; Губы трубочкой, плечи расслаблены, спиной опираются на спинку стула;

 Осуществляют выдох целенаправленный, не надувая щек.

Зиме.

Вдох через нос, длительный выдох через рот.

Дети смотрят в зеркало и шипят. Ш-Ш-Ш

- Открыт.

- Губы трубочкой.

- Наверху за зубами.

- Форму чашечки.

- Тёплая.

- Согласный

- Твёрдый

- Глухой.

- Звуку /Ш/.

5.  Изучение нового материала (опрос, тренировочные упражнения, решение задач и т.п.).

Автоматизация  звука /Ш/ в словах.

- Вот мы и прилетели. Вышли  из вертолёта.

Ребята, Смешарики не случайно пригласили нас в гости. Они хотят послушать, как вы научились правильно произносить их любимый звук. Помогайте мне.

Живут на свете шарики, шарики – Смешарики.

Мудрый лось, зовут …

Вот баран, зовут …

Крошка кролик, зовут …

Этот кролик так хорош.

Кругленькая хрюша по прозванью …

Слайд 2

(дом Лосяша)

Мы пришли к дому Лосяша. Около его дома упало много шишек. Шишки  не простые, а с картинками. Лосяш просит вас выбрать только те шишки на картинках которых, в названии есть звук Ш.

Молодцы! Ребята,  шишки с каким звуком мы с вами выбирали?

Звуковой анализ.

Слайд 3

(дом Бараша)

- А вот и дом Бараша. Около его дома стоят три ёлочки, не простые, а со схемами.  Вам нужно определить, где слышится звук [Ш] в слове ( в начале, середине или конце слова). И развесить шишки на ёлочки по месту звука в слове.

Молодцы! Ребята, какие картинки мы вешали с вами на первую ёлочку?

На вторую?

На третью?

Зрительная гимнастика.

Слайд 4 (Сугробы)

Логопед раздаёт картинки со снеговиками «наложенным» друг на друга.

- Впереди видны сугробы, поднимайте выше ноги. Вы столько раз должны пройти глазами через сугробы, сколько снеговиков на ваших карточках.

Образование приставочных глаголов.                       Слайд5                                                                  (дом Кроша).

- Следующий дом – дом Кроша, пройдём к нему по тропинке. Крош решил с вами немного поиграть, подсказывайте подходящие слова.

- Однажды зимним утром проснулся Крош, и из своего дома …                                                              Потом вокруг дома …                                                    по дорожке …,                                                                       к дереву …,                                                                   полюбовался заснеженным деревом и обратно домой …,                                                                               и в свой дом …

- Молодцы, ребята, все слова правильно подсказали. Крош даёт вам ещё один фрагмент ключа.

Автоматизация звука /Ш/ в чистоговорках.

Согласование речи с движением.

– Ребята, Крош спрятался в дом, по-моему, стало очень холодно, и руки у меня замёрзли. Чтобы согреться, предлагаю сделать массаж волшебными мячиками, и  расскажем про Смешариков.                             Ша – ша- ша – наша Нюша хороша.                               Ош – ош – ош – вот шагает Крош.                                 Аш – аш – аш – гулять пошёл Лосяш.

– Ну что, согрелись?

Образовывание прилагательные от существительных (относительных прилагательных).

Слайд 6.

(Дом Нюши)

- Ребята, идём дальше. Подходим к дому Нюши.

- А вот и Нюша нас встречает.

- У Нюши шарфик из шерсти, значит, он …,                ленточка из шёлка ….                                                       А ещё Нюша приготовила для вас угощение.    Каша из пшена ….                                                                   Компот из груш ….                                                         Варенье из вишни …                                                    Конфеты из шоколада …

Лосяш.

Бараш.

Крош.

Нюша.

Дети отбирают шишки с картинками со звуком /Ш/, затем  называют все картинки, выделяя звук [Ш] и получают фрагмент ключа.

Со звуком /Ш/

Дети развешивают шишки на ёлочки и  получают фрагмент ключа.

Со звуком /Ш/ в начале слова.

Со звуком /Ш/ в середине слова.

Со звуком /Ш/ в конце слова.

Дети шагают по сугробам (проводят глазами).

вышел.

обошёл,

пошёл

подошёл

пошёл

зашёл.

Дети выполняют массаж ладошек и пальчиков с помощью мячиков Су – Джок  и повторяют чистоговорки за логопедом.

Ша – ша- ша – наша Нюша хороша.                       Ош – ош – ош – вот шагает Крош.                           Аш – аш – аш – гулять пошёл Лосяш.

шерстяной

шёлковая

пшённая

грушевый

вишнёвое

шоколадные.

7.  Закрепление (выполнение творческого задания, проверочная работа, тестовая работа и т.п.).

Автоматизация звука /Ш/ в предложениях.

А ещё Нюша спрашивает, взяли ли мы с собой её мешочек. Давайте посмотрим, что у Нюши в мешочке.

Дети достают из мешка предметы, составляют предложения.

Молодцы! Ребята какой звук повторялся в названии предметов, которые вы вытаскивали из мешка?

Дети получают фрагмент ключа.

У Нюши в мешке ..(кошка).

У Нюши в мешке …(мышка).

У Нюши в мешке …(шишка).

У Нюши в мешке …(карандаш).

У Нюши в мешке …(шоколадка)

Звук /Ш/.

8.  Подведение итогов урока: рефлексия, оценка деятельности обучающихся.

- Наше занятие подходит к концу.

Давайте посмотрим какой сюрприз приготовили нам Смешарики.

Ребята, вам понравилось путешествие? У кого в гостях мы с вами побывали? Какой звук учились правильно произносить? Какое задание было трудно выполнять? А что понравилось больше всего? Все молодцы. До свидания.

Дети собирают ключи-фрагменты в общую картину.

До свидания.


[1] К мультимедийному обеспечению относятся презентации, аудио и видеофрагменты, программы электронного тестирования, продукты, созданные в программах Smart Notebook и Moodle и т.п.

[2] Записывается ведущая дидактическая цель урока (занятия)

[3] Выбор формулировок целей и планируемых результатов  определяется темой и целями конкретного урока.

[4] Этапы урока могут быть изменены в том случае, если урок построен  по определенной технологии, требующей особых этапов.

[5] Деятельность учителя и деятельность обучающихся расписывается подробно, как в традиционном конспекте урока, обязательно приводятся образцы выполнения заданий обучающимися, включаются образцы карточек и справочных материалов, предлагаемых учителем на уроке. Пример заполнения дан для этапа 1.

[6] Порядок следования и набор этапов урока может быть изменен в зависимости от предмета и темы урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Чтение слов и предложений с буквой Бб"

Подробный конспект урока в 1 классе по обучению грамоте. Тип урока: урок-игра....

Конспект урока "Чтение слов и предложений с буквой Бб"

Подробный конспект урока в 1 классе по обучению грамоте. Тип урока: урок-игра....

Конспект урока "Чтение слов и предложений с буквой Дд"

Конспект урока "Чтение слов и предложений с буквой Дд"...

закрепление звука Л в словах,чистоговорках,предложениях

цель данного занятия развивать речь. закреплять правильное произношение звука Л в словах, чистоговорках, предложениях...

Речевой материал для автоматизации звука [Ж] (слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, скороговорки, игры, стихи, тексты)

Данный материал поможет учителю-логопеду в работе с детьми, которые испытывают трудности при произношении звука ж. Материал представлен в игровой форме....

Конспект урока «Связь слов в предложении»

Урок «открытия» новых  знаний.«Связь слов в предложении»....

Конспект урока«Чтение слов в предложении с буквами ф»

laquo;Чтение слов в предложении с буквами ф»...