ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ
методическая разработка по логопедии
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ
Составитель: Макеева Елена Валерьевна . педагог-психолог
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основой коррекционной работы является диагностика. И от того насколько точно, объективно, широко и качественно она проведена во многом зависит результат коррекционной деятельности.
Публикуемые в печати материалы касались вопросов психолого-педагогической и логопедической диагностики и обследования детей дошкольного и школьного возраста. Но они не всегда были адаптированы для детей с ЗПР, были разрознены.
В связи с этим возникла необходимость не только изучить, проанализировать имеющуюся специальную литературу. Но и составить единый диагностический пакет, который бы отражал в себе результаты всестороннего обследования ребенка-дошкольника с ЗПР, и позволял выявить уровень его развития не только в период поступления в группу компенсирующей направленности (стартовая диагностика), но кроме того отражал динамику развития ребенка в дальнейшем.
Результатом этой работы стала индивидуальная диагностическая карта развития ребенка, которая и явилась попыткой создания такого диагностического пакета материалов для комплексного обследования ребенка-дошкольника с ЗПР.
Индивидуальная карта развития ребенка позволяет:
- определив проблемные стороны в развитии дошкольника, разработать индивидуальный маршрут сопровождения ребенка в дошкольной организации (ДОУ);
- организовать дифференцированную и целенаправленную коррекционно-развивающую работу с каждым конкретным ребенком по его выравниванию, объединив усилия всех специалистов ДОУ;
- наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями воспитанников;
- создать индивидуальную коррекционную программу развития ребенка для адаптации к школьному обучению.
Карта развития ребенка состоит из 7 блоков:
1 БЛОК – анамнестические данные;
2 БЛОК – запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений;
3 БЛОК – характеристика познавательной деятельности:
- особенности развития восприятия;
- особенности развития памяти;
- особенности развития мышления;
- внимание (по результатам наблюдений за ребенком в процессе диагностического обследования);
4 БЛОК – речевое развитие:
- звуковая сторона речи;
- слоговая структура слова;
- фонематический слух;
- грамматический строй речи;
Комплексный тестовый метод речевой диагностики (авт. Ф.Г. Даскалова) – промежуточная диагностика, или контрольные срезы
5 БЛОК – развитие элементарных математических представлений:
- раздел «Количество и счет»;
6 БЛОК – моторика:
- артикуляционная моторика;
- произвольная мимическая моторика;
- тонкая моторика пальцев рук;
- общая произвольная моторика.
7 БЛОК – лист динамики развития
Психолого-педагогические выводы и практические рекомендации (отслеживание коррекционной работы с ребенком).
ПЕРЕЧЕНЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
- блок Запас представлений об окружающем и точность этих представлений
- карточки с изображением времён года
- блок Характеристика познавательной деятельности
ВОСПРИЯТИЕ
цвет, форма, величина:
«Цветные квадратики» Материал: квадраты 10 х10 см
«Почтовый ящик» (вкладыши), «Доски Сегена» Материал: геометрические фигуры круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат (изображение на листе бумаги и силуэты из картона одного цвета)
- «Пирамидка»
целостное восприятие:
карточки и картинки:
- силуэтные изображения (пунктирная линия); перечеркнутые изображения
- наложенные изображения (фигуры Поппельрейтора)
- недорисованные изображения
- «Разрезные картинки»
пространственные отношения, время:
- лист с изображенными на нём предметами в центре и по углам: в верхнем и нижнем правом и левом углах
- сутки (сюжетные картинки) – 4 шт.
- времена года (сюжетные картинки) – 4 шт.
ПАМЯТЬ
зрительная память
- предметные картинки (5 лет – 3-5 шт.; 6 лет до 7 шт.)
МЫШЛЕНИЕ
карточки с изображением 4 предметов («4-й лишний»)
- серия картинок «Нашли ежа» (Г.А. Каше)
- блок Состояние моторики
МОТОРИКА
«Домик» (Н.И.Гуткиной) рисунок - образец
- мозаика
- шнуровка
- шнурок
- застегивание пуговиц (5 пуговиц)
- нанизывание на нитку бусинки
для раскрашивания (круг) – цветные карандаши
для вырезывания (квадрат) - ножницы
для лепки – пластилин и необходимое оснащение (доска, салфетки)
- веревка
- мяч диаметром 8 см
- цель – квадратная доска 25 × 25 см
- спичечная коробка; 20 спичек без силитры
- катушка ниток
- перкуссионный молоток
4 блок Характеристика речевого развития
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ
звуковая сторона речи
карточки – картинный материал из альбомов 1-2 «Дидактический материал по обследованию речи детей: звуковая сторона» О.Е.Грибовой, Т.П.Бессоновой
уровень сложности А
слоговая структура слова
- предметные картинки с изображением экскаватора и футболистов (Г.А. Каше)
состояние фонематического слуха
- картинки (6 шт.); карточки таблицы Χ, ΧI, ΧII (предметные картинки для дифференциации звуков в словах) Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии
грамматический строй речи
пособие для обследования и закрепления грамматического строя речи у детей 4-5 лет «Маленький волшебник» Т.И.Гризик, Л.И.Тимощук
Для тестовой диагностики (автора Ф.Г. Даскаловой) несколько деталей из набора строительного материала (кубики, пластины, кирпичики, призмы)
5 блок Развитие элементарных математических представлений
количество и счет
- цветные карандаши
- счётные палочки 2 цветов по 10 штук
- кружки 2-х цветов по 5-10 штук
- бабочки 2-х цветов по 5-10 штук
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Составитель: Макеева Елена Валерьевна . педагог-психолог
Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________
Домашний адрес, _____________________________________________________________
Заключение ПМПК; диагноз____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________принят на срок_________________
Педанамнез; условия семейного воспитания_______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анамнез (тревожные симптомы)_________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевой анамнез_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соматическое состояние ребенка________________________________________________
Состояние слуха и зрения_______________________________________________________
Неврологический статус________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Психическое состояние_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дополнительные сведения_______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации ПМПК_________________________________________________________
Данные психолого-педагогического обследования
Внешний вид ребенка___________________________________________________________
Ориентировка в новых условиях (самостоятелен; требуется незначительная помощь; необходима обучающая помощь)_________________________________________________
Контактность (достаточно; с активизацией взрослого; недостаточная)__________________
_____________________________________________________________________________
Работоспособность_____________________________________________________________
Обучаемость__________________________________________________________________
Запас представлений об окружающем и точность этих представлений
Запас представлений об окружающем | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
Как тебя зовут?____________________________________________________________________________________________________________________________________Сколько тебе лет?_________________________________________________________ Где ты живешь? (город, адрес)______________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ С кем ты живешь? (сколько человек в твоей семье)_____________________________ _________________________________________________________________________ Как зовут твою маму; твоего папу? (имя, отчество)_____________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Где и кем работает твоя мама?_______________________________________________ Что делает на работе врач?__________________________________________________ _________________________________________________________________________ Парикмахер?_____________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Продавец?________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Кто учит детей?___________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Какое сейчас время года?___________________________________________________ Как ты догадался?_________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Когда можно кататься на санках: зимой или летом?_____________________________ Почему?_________________________________________________________________ Какое время года наступит после лета?__________________________________ Чем отличается осень от лета?_________________________________________ Чем они похожи___________________________________________________ _________________________________________________________________________ | ||
| ||
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Характеристика познавательной деятельности
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ: цвет, форма, величина | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
ЦВЕТ «Цветные квадратики» Материал: квадраты 10 х10 смсиний, зеленый, красный, желтый, 1_________ 2 _________ 3________ 4_________ белый, черный, серый, коричневый, 1_________ 2_________ 3________ 4_________ фиолетовый, оранжевый, 1_________ 2_________ голубой, розовый 1_________ 2 __________ Какого цвета этот квадрат?_________________________________________________ Покажи квадрат (цвет)_____________________________________________________ Покажи такой же квадрат___________________________________________________ Найди игрушку такого же цвета_____________________________________________ | ||
| ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
ФОРМА «Почтовый ящик», «Доски Сегена»Материал: геометрические фигуры круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат(изображение на листе бумаги или силуэты из картона одного цвета) Какая это фигура, как называется?__________________________________ Покажи (фигура)_________________________________________________ Вкладыши (ящик, доски)__________________________________________ | ||
| ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
ВЕЛИЧИНА «Пирамидка» | ||
| ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Характеристика познавательной деятельности
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ: целостное восприятие | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕизображения предметов Кого нарисует художник?______________________________________ Узнавание СИЛУЭТНЫХ изображений (пунктирная линия)_____________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Что зачеркнул малыш?_________________________________________ Узнавание перечеркнутых изображений______________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Загадки художника: что художник нарисовал?_____________________ Узнавание НАЛОЖЕННЫХ изображений (фигуры Поппельрейтора)_____________ ________________________________________________________________________ Отгадай, что это? _____________________________________________ ________________________________________________________________________ Что забыл нарисовать художник? кастрюля________________________ самолет__________________________ дом________________________ ВЫДЕЛЕНИЕ в предмете существенных ДЕТАЛЕЙ ___________________________ | ||
| ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ «Разрезные картинки» Инструкция ребенку: Сложи из кусочков точно такую же картинку. Складывание картинок, разрезанных пополам (с 3-3,5 лет)___________ Складывание картинок, разрезанных на 3 равные части (вертикаль) (с 4-4,5 лет) _____________________________________________________________ на 4 равные части (прямые разрезы под углом 90 градусов) (с 4-4,5 лет) _____________________________________________________________ Складывание картинок, разрезанных на 3-5 неравных частей (горизонтально и вертикально) (с 5-5,5 лет)_______________________________________ на 4 равные диагональные части (с 5-5,5 лет)_______________________ Складывание картинок, разрезанных на 5 и более неравных частей различной конфигурации (с 5,5-6,5 лет)_____________________________________ | ||
| ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Характеристика познавательной деятельности
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ: пространственные отношения, время | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
ПРОСТРАНСТВОПокажи правую и левую руку; правую и левую ногу (4-7 лет)____________________Покажи правый и левый глаз; правое и левое ухо (5-7 лет)_______________________ Покажи правой рукой левый глаз; левой рукой правое ухо (6-7 лет)_______________ РАЗЛИЧАЕТ правую и левую стороны НА СВОЕМ ТЕЛЕ_______________________Покажи правую ногу у куклы_______________________________________________ В какой руке девочка держит букет? портфель?________________________________ Какую руку поднял рабочий?________________________________________________ РАЗЛИЧАЕТ правую и левую стороны на теле ДРУГОГО человека_______________ Инструкция: Ребенку предложить встать в центре комнаты. Покажи (с 5 лет) и назови (с 6 лет) что находится справа________________________ слева____________________ вверху__________________ внизу_________________ впереди__________________ сзади __________________ ближе__________________ дальше ___________________от тебя. Способен ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ в пространстве (ОТ СЕБЯ)_____________________ Покажи картинки, которые находятся вверху__________________________________ внизу_____________________________ в середине _____________________________ Посмотри на картинку и расскажи, что нарисовано в середине___________________ вверху _______________________________ внизу ______________________________ в правом верхнем углу__________________ в левом нижнем углу_________________ в правом нижнем углу______________________________________________________ Способен ориентироваться НА ЛИСТЕ БУМАГИ, по картинкам_________________ | ||
| ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
ВРЕМЯ Времена года (см. раздел «Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений») ____________________________________________________________ Сколько месяцев в году; перечисли__________________________________________ Сколько дней в неделе; перечисли___________________________________________ Назови время суток________________________________________________________ покажи на картинке (утро, день, вечер, ночь) __________________________________ Вчера, сегодня, завтра______________________________________________________ | ||
| ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Характеристика познавательной деятельности
Характеристика познавательной деятельности
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ «4-й лишний»Инструкция ребенку: Посмотри на картинки. Три картинки чем-то похожи, их можно назвать одним словом, а одна лишняя. Какая?___________________________1_____________ 2_____________ 3_____________ 4____________ 5____________ | ||
1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучающей помощи (1 балл).
| ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
УСТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙСерия картин «Нашли ежа» (Каше). Инструкция ребенку: Разложи картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем все закончилось. Составь рассказ. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
Отметить правильность установления последовательности картинок, умение их объяснять (причинно-следственная связь) | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
ПОНИМАНИЕ СКРЫТОГО СМЫСЛА РАССКАЗАИнструкция ребенку: Послушай рассказ, ответь на вопрос. «Папа принес Тане матрешку и сказал: «Вот тебе три игрушки». Почему папа так сказал Тане?_______________________________________________ _________________________________________________________________________ «Маленький Саша проснулся утром невеселый. Мама дала ему лекарство, взяла зонт и ушла». Почему Саша проснулся утром невеселый?___________________________________ _________________________________________________________________________ Какая погода была на улице?________________________________________________ Куда ушла мама?__________________________________________________________ | ||
| ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Характеристика познавательной деятельности
ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
оценивается по результатам наблюдения за самостоятельной и организованной взрослым деятельностью ребенка | ||
уровень развития внимания (достаточный / недостаточный) | ||
| ||
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ Звуковая сторона речи | 1/2 год обучения | |
начало года | конец года | |
Нарушение звукопроизношения: сигматизм свистящих – м ∕ з, губно-зубной, призубный, шипящий, боковой, носовой _________ парасигматизм (замены) _____________________________________________________ сигматизм шипящих - м ∕ з, губно-зубной, призубный, свистящий, боковой, носовой ___________ дифференциация свистящих и шипящих (с-з, с-ц, с-з-ц, ш-ж, с-ш, з-ж, с-ч, ц-ч, с-щ) _______ ламбдацизм, параламбдацизм (замены) ________________________________________ ротацизм – велярное Р, увулярное Р, одноударное Р, боковое Р, щечное Р __________________ параротацизм (замены)_______________________________________________________ дефекты нёбных звуков: каппацизм, паракаппацизм _________________________________________________ гаммацизм, парагаммацизм _________________________________________________ хитизм, парахитизм _______________________________________________________ йотацизм ________________________________________________________________ дифференциации _________________________________________________________ дефекты озвончения б → п, д → т, в → ф, з → с, ж → ш, г → к _____________ дефекты смягчения дь → д, пь → п, кь → к, рь → р _________________________________ пропуски искажения замены АВТОМАТИЗАЦИЯ (этапы) слоги (прямые, обратные, со стечением согласных) ___________________________________ слова (в начале слова, в середине, в конце слова) _____________________________________ предложения _____________________________________________________________ чистоговорки, стихи _______________________________________________________ рассказы (короткие, длинные) _________________________________________________ разговорная речь __________________________________________________________ | ||
Оценка деятельности:
| ||
Вывод: __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Характеристика речевого развития
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ Слоговая структура слова | 1/2 год обучения | |||
начало года | конец года | |||
1 класс | односложные слова с закрытым слогом | мак, дом, сыр _______________________________ | ||
2 класс | двусложные слова из 2 прямых открытых слогов | рука, роза, лапа ____________________________ | ||
3 класс | двусложные слова с 1 закрытым слогом | сахар, диван, забор _________________________ | ||
4 класс | двусложные слова со стечением согласных в середине слова | кукла, марка, утка, арбуз, карман ______________ | ||
5 класс | односложные слова со стечением согласных в начале слова | стол, стул, шкаф _____________________________ | ||
6 класс | односложные слова со стечением согласных в конце слова | волк, тигр ___________________________________ | ||
7 класс | двусложные слова со стечением согласных в начале слова | трава, брови, книга __________________________ | ||
8 класс | двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова | клумба, клубника, гнездо _____________________ | ||
9 класс | двусложные слова со стечением согласных в конце слова | корабль, бинокль ____________________________ | ||
10 класс | трехсложные слова из 3 открытых слогов | панама, канава, малина ________________________ | ||
11 класс | трехсложные слова с последним закрытым слогом | кошелёк, пулемёт, телефон ____________________ | ||
12 класс | трехсложные слова со стечением согласных | конфеты, памятник, винтовка, термометр, тракторист __________________________________ | ||
13 класс | четырехсложные слова с открытыми слогами | паутина, черепаха ____________________________ | ||
14 класс | многосложные слова из исходных звуков | клубок, колосок, корзина, картина ____________ | ||
Петя пьёт горькое лекарство.________________________________________________ На перекрёстке стоит милиционер.___________________________________________ Космонавт управляет космическим кораблём. _________________________________ | ||||
1. Грубое нарушение слоговых структур слова. Речь малопонятна (1 балл). 2. Справился с некоторыми заданиями с помощью педагога. Нарушение слоговых структур слова наблюдается даже при произнесении отдельных слов (2 балла). 3. Слоговые структуры слова сохранны. Испытывает некоторые трудности при фразовой речи, допускает неточности (3 балла). 4. Нарушений слоговой структуры слов нет. Слова и предложения произносит чётко и правильно (4 балла). | ||||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ отметить характер искажения слоговой структуры (сокращение слогов, упрощение или опускание слогов, уподобление слогов «табуретка» – «татуетка», добавление звуков, слогов; перестановка звуков, слогов и прочее) |
Характеристика речевого развития
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ Грамматический строй речи | 1/2 год обучения | |||||
начало года | конец года | |||||
Образование существительных множественного числа | «Один - много» Согни лист по линии сгиба, назови предметы; отогни лист и скажи, что у тебя получилось. | 1_______2________3_______4_______5________6_______7________ | ||||
Образование существительных множественного числа родительного падежа | «Чего не стало?» Назови предметы, запомни, что нарисовано; закрой картинки, чего не стало? | 1____________2___________3____________4___________ | ||||
Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов | «Маленькие предметы» Посмотри, здесь нарисованы большие предметы и маленькие; назови большие предметы; а маленькие предметы назови ласково. | 1_____________2__________3_____________4__________5_____________ | ||||
Согласование существительных с прилагательными Изображения предметов вырезать (как трафареты), подложить цветные квадраты. | «Что какого цвета?» Посмотри на картинки; назови, что это; возьми цветные квадраты, подложи под картинку, что получилось? Какого цвета? Назови правильно предмет и его цвет. | 1________________________2________________________ 3________________________4________________________ | ||||
Употребление предлогов | «Бывает – не бывает» 1. Посмотри на картинку; назови, кто здесь нарисован. 2. Так бывает? Что изменилось? | Где летает бабочка?______ _______________________ Где сидит птица?________ _______________________ Куда спряталась белка? __ _______________________ Где лежит ёжик?_________ _______________________ Куда скачет кузнечик?____ _______________________ Куда спрятался заяц?_____ _______________________ Откуда выглядывает мышонок?______________ С кем в траве прячется жук? __________________ | над____ на_____ в______ под ___ к _____ за_____ из_____ с______ | |||
Образцы речи ребёнка | ||||||
Оценка результатов: 1. С заданиями не справился даже после обучающей помощи (1 балл). 2. Справился с некоторыми заданиями с обучающей помощью педагога (2 балла). 3. Отдельные задания выполнил самостоятельно или выполнил задания с некоторыми неточностями, частично (3 балла). 4. Справился со всеми заданиями самостоятельно, выполнил верно (4 балла). | ||||||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
объект воздействия при обучении родному языку в детском саду. /Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. М., ПРОМЕТЕЙ, 1989)
Состояние моторики
МОТОРИКА Мелкая моторика
ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК | 1/2 год обучения | |||||
начало года | конец года | |||||
точность | темп | переключаемость | ||||
Статическая координация движений | ладонь со сближенными пальцами ладонь с разведенными пальцами «Улитка» _______________________ «Зайчик»________________________ «Коза»__________________________ «Кольцо» | |||||
Динамическая координация движений | «Пальчики здороваются» (с 4 лет) правая рука______________________ левая рука_______________________ обе руки одновременно____________ «Игра на рояле» (с 5 лет) 1-5, 2-4, 5-1, 4-2 правая __________________________ левая___________________________ обе руки ________________________ 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1 правая__________________________ левая ___________________________ обе руки_________________________ Кулак – ладонь – ребро правая рука______________________ левая рука_______________________ Чередование движений (правая рука – ладонь, левая – кулак) | |||||
Действие с предметами с 4 лет | мозаика (дорожка)_______________ шнуровка _______________________ узел завязывание_____________________ развязывание____________________ застегивание пуговиц (5 пуговиц) нанизывание на нитку бусинки | |||||
Сенсо-моторные навыки | раскрашивание (круг) __________ вырезывание (квадрат) _________ лепка шар ____________________________ сплющивание ____________________ колбаска ________________________ | |||||
«Домик» (Н.И.Гуткиной) | ориентирование на образец (есть, нет, частично) ____________________ копирование образца (есть, нет, частично)__________________________ сенсо-моторные навыки (возрастная норма, сформированы частично, не сформированы) | |||||
Самоконтроль при выполнении (есть, нет) | ||||||
Отчетливость, точность движений (движения точные, неточные, незначительная моторная отсталость, значительная моторная отсталость, движение выполнить не может) | ||||||
Темп движений (достаточный, недостаточный), переключаемость движений (возрастная норма, затруднена, нарушена) | ||||||
| ||||||
Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Лист динамики развития ребёнка
Ф.И.О. __________ ________________________________возраст___________
Заключение ПМПК от «_____» _________ _ 20_____г. №
Результаты стартовой диагностики (сентябрь):
____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результативность коррекционной работы:
Направления коррекционно-развивающей работы | сентябрь | январь | май | Примечание | |
Речевое развитие | Звукопроизношение | Результаты тестового метода речевой диагностики (Ф.Г.Даскалова): | |||
Фонематические процессы | |||||
Слоговая структура слова | |||||
Словарь | |||||
Грамматический строй речи | |||||
Связная речь | |||||
Сформированность моторных навыков | Развитие мелкой моторики руки | Результаты диагностики (методика «Домик» автор Н.Гуткина): | |||
Сформированность психических процессов | Зрительно-пространственное восприятие | ||||
Временные представления | |||||
Слуховая память | |||||
Зрительная память | |||||
Внимание | |||||
Развитие элементарных математических представлений | Количество и счёт |
|
1 балл – низкий уровень; 2 балла – средний уровень; 3 балла – высокий уровень (возрастная норма)
Результаты итоговой диагностики (май):
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог ________________
Классный руководитель ________
Исходные формулировки
Легко отвлекаем. Излишне говорлив. Нарушение концентрации внимания
Отказывается от коллективной игры Неспособность к аналитическим операциям
Часто сердится и отказывается что-либо делать
Физиологические отправления в присутствии окружающих
Избегает общения с детьми
Затрудняется выполнить классификацию, сравнение, обобщение, не выявляет исключения
Имеет отсутствующий взгляд
Не понимает чувств и переживаний других людей
Заторможенность, «застревание» внимания на отдельных объектах, действиях, неумение выделять главное, основной вид деятельности игра «детскость»
Любит ритуалы
Не контролируемый пищевой и половой рефлекс
Создает конфликтные ситуации
Медленная речь
Не осмысливает и не удерживает инструкцию
Отстает в развитии речи
Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий, беспокоен в движениях
Не может исключить из группы лишние предметы
Не хочет разлучаться с родителями
В ходе беседы быстро утомляется, истощается
Кажется отрешенным, безразличным к окружающему, отказывается выполнять просьбы
Категорично отказывается от работы с игрушками, картинками
Избегает общения
Совершает стереотипные механические движения, не контролирует свое поведение
Имеет хорошую механическую память
Суетлив
Не умеет ориентироваться в пространстве, не понимает словесных инструкций.
Говорит о себе во втором и третьем лице
Нежелание учиться
Подозрительная раскрепощенность ребенка, непонятный смех или плач, панибратство
со взрослыми, которых видит впервые
Не может адекватно оценить свое поведение
Показывает половые органы
Имеет плохую координацию движений
Ведет себя однообразно
Внешние проявления (сильно большая или сильно маленькая голова, приросшие мочки ушей к телу, раскосые глаза, открытый рот, вывалившийся язык, обильное слюноотделение, глубоко посаженные глаза, короткие толстые пальцы, высокое небо, заячья губа).
Годами играет в одну и ту же игру
Крайне скудная мимика
Избегает прямых взглядов
Не выполняет инструкцию, нуждается в дополнительных объяснениях, не умеет использовать помощь взрослого, уходит при ответе на конкретный вопрос на другую тему
Опасается новой деятельности
Непонятная речь, невнятная или с большим количество аграмматизмов, излишняя болтливость, сумбурность ответов
Малый словарный запас, отсутствие связной речи
Имеет мускульное напряжение
Чрезмерно подозрителен
Неуклюж
Отвечает невпопад; встает во время беседы
Может рассказывать не о том, о чем попросили, а о своем; постоянно меняет русло разговора; отказывается отвечать на вопросы
Протокол наблюдения признаков отклоняющегося развития ребенка
Ученицы ……..
Группа признаков | Признаки
1. HABITUS (внешний вид, впечатление, которое производит ребенок на исследователя)
1.1.Внешний вид_______________________________________________________________
1.2. Впечатление______________________________________________________________
2. Психомоторика
2.1. Макромоторика____________________________________________________________
2.2. Мелкая (тонкая) моторика__________________________________________________
3. Познавательная (когнитивная) сфера
3.1. Базальные психические функции (предпосылки интеллекта)
3.2. Мышление и речь
3.3. Уровень актуального развития
3.4. Обучаемость (зона ближайшего развития)
3.5. Познавательная активность
3.6. Произвольная регуляция деятельности. Планирование, программирование,
контроль
3.7. Критичность
4. Аффективная (эмоционально-волевая) сфера. Особенности личности.
4.1. Мотивация
4.2. Поведение
4.3. Самооценка
4.4. Эмоции
4.5. Коммуникативная сфера
4.6. Социальная адаптация
Заключение:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«_____» ________20___год _____________________
Классный руководитель
Педагог-психолог ______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое исследование"Индивидуальные карты развития учащихся"
На основе данного исследования была выявлена положительная динамика в развитии каждого ученика. С помощью различной диагностики удалось отслеживать поэтапно уровень ЗУН, социального становления, физич...
Индивидуальная карта развития воспитанника
Индивидуальная карта развития воспитанника детского объединения....
Индивидуальная карта развития техники чтения.
Заводится на каждого ученика в 1 классе и ведётся все четыре года. Результат запорлняется дважды в год....
Индивидуальная карта развития ученика
Данная карта помогает оценить каждому ученику свои достижения по различным разделам изучаемого материала в 1 классе, так как идет безотметочное обучение....
Индивидуальная карта развития ученика по математике
С помощью данной карты каждому ученику 1 класса дается возможность оценить свои достижения по различным изучаемым разделам учебного материала....
Индивидуальная карта развития младшего школьника
ИКР (индивидуальные карты развития), позволяющая определить динамику развития учащихся....
Индивидуальная карта развития учащегося 4 класса с умеренной умственной отсталостью в условиях индивидуального обучения на дому.
В начальных классах знания учащихся с умеренной умственной отсталостью не оцениваются отметкой. Для того, чтобы выявитть индивидуальные достижения ученика, предлагаю карту развития, в которой уч...