ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ
методическая разработка по логопедии

 Елена Валерьевна Макеева

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind_karta_razvitiya.docx69.2 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ

Составитель: Макеева  Елена Валерьевна . педагог-психолог

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основой коррекционной работы является диагностика. И от того насколько точно, объективно, широко и качественно  она проведена во многом зависит результат коррекционной деятельности.

Публикуемые в печати материалы касались вопросов психолого-педагогической и логопедической диагностики и обследования детей дошкольного и школьного возраста. Но они не всегда были адаптированы для детей с ЗПР, были разрознены.

В связи с этим возникла необходимость не только изучить, проанализировать имеющуюся  специальную литературу. Но и составить единый диагностический пакет, который бы отражал в себе результаты всестороннего обследования ребенка-дошкольника с ЗПР, и позволял выявить уровень его развития не только в период поступления в группу компенсирующей направленности (стартовая диагностика), но кроме того отражал динамику развития ребенка в дальнейшем.

Результатом этой работы стала индивидуальная диагностическая карта развития ребенка, которая и явилась попыткой создания такого диагностического пакета материалов для комплексного обследования ребенка-дошкольника с ЗПР.

Индивидуальная карта развития ребенка позволяет:

  1. определив проблемные стороны в развитии дошкольника, разработать индивидуальный маршрут сопровождения ребенка в дошкольной организации (ДОУ);
  2. организовать дифференцированную и целенаправленную коррекционно-развивающую работу с каждым конкретным ребенком по его выравниванию, объединив усилия всех специалистов ДОУ;
  3. наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями воспитанников;
  4. создать индивидуальную коррекционную программу развития ребенка для адаптации к школьному обучению.

Карта развития ребенка состоит из 7 блоков:

1 БЛОК – анамнестические данные;

2 БЛОК – запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений;

3 БЛОК – характеристика познавательной деятельности:

  • особенности развития восприятия;
  • особенности развития памяти;
  • особенности развития мышления;
  • внимание (по результатам наблюдений за ребенком в процессе диагностического обследования);

4 БЛОК – речевое развитие:

  • звуковая сторона речи;
  • слоговая структура слова;
  • фонематический слух;
  • грамматический строй речи;

Комплексный тестовый метод речевой диагностики (авт. Ф.Г. Даскалова) – промежуточная диагностика, или контрольные срезы

5 БЛОК – развитие элементарных математических представлений:

  • раздел «Количество и счет»;

6 БЛОК – моторика:

  • артикуляционная моторика;
  • произвольная мимическая моторика;
  • тонкая моторика пальцев рук;
  • общая произвольная моторика.

7 БЛОК – лист динамики развития

Психолого-педагогические выводы и практические рекомендации (отслеживание коррекционной работы с ребенком).

ПЕРЕЧЕНЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

  1. блок Запас представлений об окружающем и точность этих представлений
  • карточки с изображением времён года
  1. блок Характеристика познавательной деятельности  

ВОСПРИЯТИЕ

цвет, форма, величина:

  • «Цветные квадратики» Материал: квадраты 10 х10 см

  • «Почтовый ящик» (вкладыши), «Доски Сегена» Материал: геометрические фигуры круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат (изображение на листе бумаги и силуэты из картона одного цвета)

  •  «Пирамидка»

целостное восприятие:

карточки и картинки:

  • силуэтные изображения (пунктирная линия); перечеркнутые изображения
  • наложенные изображения (фигуры Поппельрейтора)
  • недорисованные  изображения
  • «Разрезные картинки»

пространственные отношения, время:

  • лист с изображенными на нём предметами в центре и по углам: в верхнем и нижнем правом и левом углах
  • сутки (сюжетные картинки) – 4 шт.
  • времена года (сюжетные картинки) – 4 шт.

ПАМЯТЬ

зрительная память

  • предметные картинки (5 лет – 3-5 шт.; 6 лет до 7 шт.)

МЫШЛЕНИЕ

  • карточки с изображением 4 предметов («4-й лишний»)

  • серия картинок «Нашли ежа» (Г.А. Каше)
  1. блок Состояние моторики

МОТОРИКА                                                                  

«Домик» (Н.И.Гуткиной) рисунок - образец

  • мозаика
  • шнуровка
  • шнурок
  • застегивание пуговиц (5 пуговиц)
  • нанизывание на нитку бусинки

для раскрашивания (круг) – цветные карандаши

для вырезывания (квадрат) - ножницы

для лепки – пластилин и необходимое оснащение (доска, салфетки)

  • веревка
  • мяч диаметром 8 см
  • цель – квадратная доска 25 × 25 см
  • спичечная коробка; 20 спичек без силитры
  • катушка ниток
  • перкуссионный молоток

4     блок Характеристика речевого развития

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ

звуковая сторона речи

карточки – картинный материал из альбомов 1-2 «Дидактический материал по обследованию речи детей: звуковая сторона» О.Е.Грибовой, Т.П.Бессоновой

уровень сложности А

слоговая структура слова

  • предметные картинки с изображением экскаватора и футболистов (Г.А. Каше)

состояние фонематического слуха

  • картинки (6 шт.); карточки таблицы Χ, ΧI, ΧII (предметные картинки для дифференциации звуков в словах) Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии

грамматический строй речи

пособие для обследования и закрепления грамматического строя речи у детей 4-5 лет «Маленький волшебник» Т.И.Гризик, Л.И.Тимощук

Для тестовой диагностики (автора Ф.Г. Даскаловой) несколько деталей из набора строительного материала (кубики, пластины, кирпичики, призмы)

5    блок Развитие элементарных математических представлений

количество и счет

  • цветные карандаши
  • счётные палочки 2 цветов по 10 штук
  • кружки 2-х цветов по 5-10 штук
  • бабочки 2-х цветов по 5-10 штук

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Составитель: Макеева  Елена Валерьевна . педагог-психолог

Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________

Домашний адрес, _____________________________________________________________

Заключение ПМПК; диагноз____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________принят на срок_________________
Педанамнез; условия семейного воспитания_______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анамнез (тревожные симптомы)_________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевой анамнез_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Соматическое состояние ребенка________________________________________________

Состояние слуха и зрения_______________________________________________________

Неврологический статус________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
Психическое состояние_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Дополнительные сведения_______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации ПМПК_________________________________________________________

Данные психолого-педагогического обследования

Внешний вид ребенка___________________________________________________________

Ориентировка в новых условиях (самостоятелен; требуется незначительная помощь; необходима обучающая помощь)_________________________________________________

Контактность (достаточно; с активизацией взрослого; недостаточная)__________________

_____________________________________________________________________________

Работоспособность_____________________________________________________________
Обучаемость__________________________________________________________________

Запас представлений об окружающем и точность этих представлений

Запас представлений об окружающем

1/2 год обучения

начало

года

конец года

Как тебя зовут?___________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Сколько тебе лет?_________________________________________________________

Где ты живешь? (город, адрес)______________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

С кем ты живешь? (сколько человек в твоей семье)_____________________________
_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Как зовут твою маму; твоего папу? (имя, отчество)_____________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Где и кем работает твоя мама?_______________________________________________
_________________________________________________________________________
Где и кем работает твой папа?_______________________________________________
_________________________________________________________________________

Что делает на работе врач?__________________________________________________

_________________________________________________________________________

Парикмахер?_____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Продавец?________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Кто учит детей?___________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Какое сейчас время года?___________________________________________________

Как ты догадался?_________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Покажи и назови каждое время года на этих картинках__________________________

_________________________________________________________________________

Когда можно кататься на санках: зимой или летом?_____________________________

Почему?_________________________________________________________________

Какое время года наступит после лета?__________________________________

Чем отличается осень от лета?_________________________________________
_______________________________________________________________________________

Чем они похожи___________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Отказ от деятельности; в работу не включается вовсе. (1балл)
  2. Деятельность интереса не вызывает; представляет сложности для ребенка; включается в работу только под контролем взрослого. (2 балла)
  3. Отвечает на вопросы с дозированной помощью взрослого; допускает незначительные неточности в ответе. (3 балла)
  4. Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на поставленные вопросы; умеет оперировать знаниями; обобщает, сравнивает, делает доступные выводы. (4 балла)

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика познавательной деятельности

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ: цвет, форма, величина

1/2 год обучения

начало

года

конец года

ЦВЕТ «Цветные квадратики» Материал: квадраты 10 х10 см

синий, зеленый, красный, желтый, 1_________ 2 _________ 3________ 4_________

белый, черный, серый, коричневый, 1_________ 2_________ 3________ 4_________

фиолетовый, оранжевый, 1_________ 2_________

голубой, розовый 1_________ 2 __________

Какого цвета этот квадрат?_________________________________________________

Покажи квадрат (цвет)_____________________________________________________

Покажи такой же квадрат___________________________________________________

Найди игрушку такого же цвета_____________________________________________

  1. Ребенок не может сличить цвета даже после обучения (1 балл)
  2. Сличает цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения (2 балла)
  3. Сличает и выделяет основные цвета по слову (3 балла)
  4. Сличает, выделяет по слову, называет основные цвета, цвета спектра, нейтральные и оттеночные цвета (4 балла)

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФОРМА «Почтовый ящик», «Доски Сегена»

Материал: геометрические фигуры круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат

(изображение на листе бумаги или силуэты из картона одного цвета)

Какая это фигура, как называется?__________________________________

Покажи (фигура)_________________________________________________

Вкладыши (ящик, доски)__________________________________________

  1. Ребенок не может показать фигуру даже после обучения; действия ребенка хаотичны, результат не достигнут. С заданием не справляется. (1 балл)
  2. Ребенок показывает фигуры верно, но самостоятельно не называет их; для достижения цели использует силу (вкладыши), действует путем «проб и ошибок», но обучается и добивается положительного результата. Использует словесно-направляющую  помощь. (2 балла)
  3. Называет и выделяет фигуры; действует путем целенаправленных проб. Результат деятельности положительный. (3 балла)
  4. Самостоятельно выполняет задание. Действует путем зрительного соотнесения фигуры и прорези. Результат деятельности положительный. (4 балла)

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЕЛИЧИНА «Пирамидка»

  1. Не справляется с заданием даже после обучения (1 балл)
  2. Выполняет задание со словесно-направляющей, обучающей помощью. Собрать повторно отказывается. (2 балла)
  3. Складывает пирамидку с учетом величины методом проб и примеривания колец. Высказывает желание собрать пирамидку повторно. (3 балла)
  4. Самостоятельно и безошибочно складывает пирамидку. Действует путем зрительного соотнесения колец по величине (4 балла)

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика познавательной деятельности

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ: целостное восприятие

1/2 год обучения

начало

года

конец года

ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕизображения предметов

Кого нарисует художник?______________________________________

Узнавание СИЛУЭТНЫХ изображений (пунктирная линия)_____________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Что зачеркнул малыш?_________________________________________

Узнавание перечеркнутых изображений______________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Загадки художника: что художник нарисовал?_____________________

Узнавание НАЛОЖЕННЫХ изображений (фигуры Поппельрейтора)_____________

________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

Отгадай, что это? _____________________________________________
Узнавание НЕДОРИСОВАННЫХ изображений______________________________

________________________________________________________________________

Что забыл нарисовать художник? кастрюля________________________

самолет__________________________ дом________________________

ВЫДЕЛЕНИЕ в предмете существенных ДЕТАЛЕЙ ___________________________
_________________________________________________________________________

  1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл).
  2. Выполняет лишь отдельные задания; с помощью взрослого (2 балла).
  3. Выполняет все задания с помощью взрослого (словесно-направляющей, обучающей)  (3 балла).
  4. Ребенок узнает и правильно называет изображения предметов, выделяет в предмете существенные детали (4 балла).

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

«Разрезные картинки»

Инструкция ребенку: Сложи из кусочков точно такую же картинку.

Складывание картинок, разрезанных пополам (с 3-3,5 лет)___________

Складывание картинок, разрезанных на 3 равные части (вертикаль) (с 4-4,5 лет) _____________________________________________________________

на 4 равные части (прямые разрезы под углом 90 градусов) (с 4-4,5 лет) _____________________________________________________________

Складывание картинок, разрезанных на 3-5 неравных частей (горизонтально и вертикально) (с 5-5,5 лет)_______________________________________

на 4 равные диагональные части (с 5-5,5 лет)_______________________

Складывание картинок, разрезанных на 5 и более неравных частей различной конфигурации (с 5,5-6,5 лет)_____________________________________

  1. Ребенок совершает беспорядочные действия с частями картинки. Не обучается. Результат не достигнут (1 балл).
  2. Выполняет задание в соответствии с возрастом со словесно-направляющей, обучающей помощью взрослого (2 балла).
  3. Самостоятельно складывает картинку методом целенаправленных проб (3 балла)
  4. Складывает картинки самостоятельно методом зрительного соотнесения (4 бал.)

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика познавательной деятельности

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ: пространственные отношения, время

1/2 год обучения

начало

года

конец года

ПРОСТРАНСТВО

Покажи правую и левую руку; правую и левую ногу (4-7 лет)____________________

Покажи правый и левый глаз; правое и левое ухо (5-7 лет)_______________________

Покажи правой рукой левый глаз; левой рукой правое ухо (6-7 лет)_______________

РАЗЛИЧАЕТ правую и левую стороны НА СВОЕМ ТЕЛЕ_______________________

Покажи правую ногу у куклы_______________________________________________

В какой руке девочка держит букет? портфель?________________________________

Какую руку поднял рабочий?________________________________________________

РАЗЛИЧАЕТ правую и левую стороны на теле ДРУГОГО человека_______________

Инструкция: Ребенку предложить встать в центре комнаты.

Покажи (с 5 лет) и назови (с 6 лет) что находится справа________________________

слева____________________ вверху__________________ внизу_________________

впереди__________________ сзади __________________ ближе__________________

дальше ___________________от тебя.

Способен ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ в пространстве (ОТ СЕБЯ)_____________________

Покажи картинки, которые находятся вверху__________________________________

внизу_____________________________ в середине _____________________________

Посмотри на картинку и расскажи, что нарисовано в середине___________________

вверху _______________________________ внизу ______________________________

в правом верхнем углу__________________ в левом нижнем углу_________________

в правом нижнем углу______________________________________________________

Способен  ориентироваться НА ЛИСТЕ БУМАГИ, по картинкам_________________

  1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл).
  2. Выполняет лишь часть отдельных заданий, используя помощь взрослого (2 балла).
  3. Выполняет все задания с помощью взрослого (словесно-направляющая, обучающая); перенос на другого не осуществляет (3 балла).
  4. Ребенок ориентируется на листе бумаги; различает правую и левую руку; ориентируется в пространстве от себя; осуществляет перенос на другого (4 балла)

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВРЕМЯ

Времена года (см. раздел «Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений») ____________________________________________________________

Сколько месяцев в году; перечисли__________________________________________

Сколько дней в неделе; перечисли___________________________________________

Назови время суток________________________________________________________

покажи на картинке (утро, день, вечер, ночь) __________________________________

Вчера, сегодня, завтра______________________________________________________

  1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл).
  2. Выполняет лишь отдельные задания с помощью взрослого (2 балла).
  3. Выполняет все задания со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла)
  4. У ребенка сформированы представления о частях суток, днях недели, временах года и их последовательности (4 балла).

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика познавательной деятельности

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ

1/2 год обучения

начало

года

конец года

ПАМЯТЬ

Инструкция ребенку: Расскажи стихотворение, какое помнишь _________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ребенок не справляется с заданием (1 балл).
  2. Вспоминает лишь отдельные строки стихотворения (2 балла).
  3. Рассказывает стихотворение с некоторыми неточностями (3 балла).
  4. Ребенок правильно рассказывает стихотворение, использует средства выразительности (темп, интонация и др.) (4 балла).

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слуховая память

Инструкция ребенку: Запомни слова, которые я тебе скажу.

Запомнить и воспроизвести-повторить 10 слов (с 5 лет) в любом порядке;

6 слов (с 4 лет); 4 слова (с 3 лет); повтор 1-5 раз.

Начало года:

год

слон

мяч

мыло

соль

дом

рука

пол

весна

сын

привнесения

1

2

3

4

5

Конец года

год

слон

мяч

мыло

соль

дом

рука

пол

весна

сын

привнесения

1

2

3

4

5

  1. Ребенок не справляется с заданием (1 балл).
  2. Вспоминает лишь отдельные слова, есть привнесения, до возрастной нормы не доходит (2 балла).
  3. Выполняет задание с некоторыми неточностями, есть привнесения, возрастную норму выполняет (3 балла).
  4. Ребенок безошибочно выполняет задание (4 балла).

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зрительная память

Инструкция ребенку: Посмотри картинки, назови, (запомни их порядок), закрой глаза (2-3 сек) – порядок картинок в это время меняется или убирается одна из картинок. (5 лет – 3-5 шт.; 6 лет до 7 шт.)

Что изменилось? 1______ 2_______ 3_______; 1_______ 2______ 3_______ 4_______

Чего не стало? 1______ 2_______ 3_______; 1_______ 2______ 3_______ 4_______

  1. Ребенок с заданием не справляется (1 балл).
  2. Ребенок с заданием справляется частично, после обучающей  инструкции (2 балла).
  3. Выполняет задание с некоторыми неточностями  (3 балла).
  4. Ребенок безошибочно выполняет задание (4 балла).

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика познавательной деятельности

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

1/2 год обучения

начало

года

конец года

ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ «4-й лишний»

Инструкция ребенку: Посмотри на картинки. Три картинки чем-то похожи, их можно назвать одним словом, а одна лишняя. Какая?___________________________

1_____________ 2_____________ 3_____________ 4____________ 5____________

1.    Ребенок не справляется с заданием даже после обучающей помощи (1 балл).

  1. Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью  взрослого (2 балла).
  2. Выполняет  задания со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла).
  3. Ребенок справляется с заданием или с большинством заданий. Исключает по существенным признакам. Дает обобщающие понятия (4 балла).

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

УСТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ

Серия картин «Нашли ежа» (Каше).

Инструкция ребенку: Разложи картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем все закончилось. Составь рассказ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ребенок не справляется с задачей даже после обучающей помощи (1 балл).
  2. Выполняет задание со словесно-направляющей  помощью взрослого, допуская при этом некоторые ошибки (2 балла).
  3. Выполняет задание со словесно-логической, направляющей помощью взрослого (3 балла)
  4. Ребенок самостоятельно и правильно установил последовательность событий. Составил логичный рассказ (4 балла).

Отметить правильность установления последовательности картинок, умение их объяснять (причинно-следственная связь)

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОНИМАНИЕ СКРЫТОГО СМЫСЛА РАССКАЗА

Инструкция ребенку: Послушай рассказ, ответь на вопрос.

«Папа принес Тане матрешку и сказал: «Вот тебе три игрушки».

Почему папа так сказал Тане?_______________________________________________

_________________________________________________________________________

«Маленький Саша проснулся утром невеселый. Мама дала ему лекарство, взяла зонт и ушла».

Почему Саша проснулся утром невеселый?___________________________________

_________________________________________________________________________

Какая погода была на улице?________________________________________________

Куда ушла мама?__________________________________________________________

  1. Ребенок не справляется с заданием (1 балл).
  2. Выполняет задание со словесно-направляющей помощью взрослого, при этом допускает некоторые неточности (2 балла).
  3. Выполняет задание со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла).
  4. Ребенок понимает смысл рассказа (4 балла).

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика познавательной деятельности

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ

1/2 год обучения

начало

года

конец года

оценивается по результатам наблюдения за самостоятельной и организованной взрослым деятельностью ребенка

уровень развития внимания (достаточный / недостаточный)

  1. Ребенок не справляется с заданиями даже после обучающей помощи, деятельность интереса не вызывает, внимание неустойчивое, обучаемость затруднена, работоспособность снижена (1 балл).
  2. Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью  взрослого, учебная деятельность интереса не вызывает, внимание неустойчивое, обучаемость снижена, работоспособность неравномерна (задания не требующие умственных усилий выполняет самостоятельно) (2 балла).
  3. Выполняет задания со словесно-направляющей помощью взрослого, обучаем, работоспособность в пределах возрастной нормы (3 балла).
  4. Ребенок справляется с заданиями или с большинством заданий.  Внимание устойчивое. Учебная деятельность вызывает интерес. (4 балла).

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ  

                                                                                                       Звуковая сторона речи

1/2 год обучения

начало

года

конец года

Нарушение звукопроизношения:

сигматизм свистящих – м ∕ з, губно-зубной, призубный, шипящий, боковой, носовой _________

парасигматизм (замены) _____________________________________________________

сигматизм шипящих - м ∕ з,  губно-зубной, призубный, свистящий, боковой, носовой ___________

дифференциация свистящих и шипящих (с-з, с-ц, с-з-ц, ш-ж, с-ш, з-ж, с-ч, ц-ч, с-щ) _______

ламбдацизм, параламбдацизм (замены) ________________________________________

ротацизм – велярное Р, увулярное Р, одноударное Р, боковое Р, щечное Р __________________

параротацизм (замены)_______________________________________________________

дефекты нёбных звуков:

каппацизм, паракаппацизм _________________________________________________

гаммацизм, парагаммацизм _________________________________________________

хитизм, парахитизм _______________________________________________________

йотацизм ________________________________________________________________

дифференциации _________________________________________________________

дефекты озвончения б → п, д → т, в → ф, з → с, ж → ш, г → к _____________

дефекты смягчения дь → д, пь → п, кь → к, рь → р _________________________________

пропуски

искажения

замены

АВТОМАТИЗАЦИЯ (этапы)

слоги (прямые, обратные, со стечением согласных) ___________________________________

слова (в начале слова, в середине, в конце слова) _____________________________________

предложения _____________________________________________________________

чистоговорки, стихи _______________________________________________________

рассказы (короткие, длинные) _________________________________________________

разговорная речь __________________________________________________________

Оценка деятельности:

  1. Отказ от деятельности; в работу не включается. Речь малопонятная. Нарушение звукопроизношения в большинстве групп звуков (1балл).
  2. Деятельность интереса не вызывает; представляет сложности для ребенка; включается в работу только под контролем взрослого. Полиморфные нарушения звукопроизношения (2 балла).
  3. Наблюдается нарушение произношения звуков одной артикуляционной группы (мономорфные нарушения). Этап автоматизации и дифференциации дефектных звуков (3 балла).
  4. Речь чистая. Звукопроизношение соответствует возрастной норме (4 балла)

Вывод: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика речевого развития

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ  

                                                                                             Слоговая структура слова

1/2 год обучения

начало

года

конец года

1 класс

односложные слова с закрытым слогом

мак, дом, сыр _______________________________

2 класс

двусложные слова из 2 прямых открытых слогов

рука, роза, лапа ____________________________

3 класс

двусложные слова с 1 закрытым слогом

сахар, диван, забор _________________________

4 класс

двусложные слова со стечением согласных в середине слова

кукла, марка, утка, арбуз, карман ______________

5 класс

односложные слова со стечением согласных в начале слова

стол, стул, шкаф _____________________________

6 класс

односложные слова со стечением согласных в конце слова

волк, тигр ___________________________________

7 класс

двусложные слова со стечением согласных в начале слова

трава, брови, книга __________________________

8 класс

двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова

клумба, клубника, гнездо _____________________

 9 класс

двусложные слова со стечением согласных в конце слова

корабль, бинокль ____________________________

10 класс

трехсложные слова из 3 открытых слогов

панама, канава, малина ________________________

11 класс

трехсложные слова с последним закрытым слогом

кошелёк, пулемёт, телефон ____________________

12 класс

трехсложные слова со стечением согласных

конфеты, памятник,  винтовка, термометр, тракторист __________________________________

13 класс

четырехсложные слова  с открытыми слогами

паутина, черепаха ____________________________

14 класс

многосложные слова из исходных звуков

клубок, колосок, корзина, картина ____________

Петя пьёт горькое лекарство.________________________________________________

На перекрёстке стоит милиционер.___________________________________________

Космонавт управляет космическим кораблём. _________________________________

1. Грубое нарушение слоговых структур слова. Речь малопонятна (1 балл).

2. Справился с некоторыми заданиями с помощью педагога. Нарушение слоговых структур слова наблюдается даже при произнесении отдельных слов (2 балла).

3. Слоговые структуры слова сохранны. Испытывает некоторые трудности при фразовой речи, допускает неточности (3 балла).

4. Нарушений слоговой структуры слов нет. Слова и предложения произносит чётко и правильно (4 балла).

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

отметить характер искажения слоговой структуры (сокращение слогов, упрощение или опускание слогов, уподобление слогов «табуретка» – «татуетка», добавление звуков, слогов; перестановка звуков, слогов и прочее)

Характеристика речевого развития

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ

                                                                                            Грамматический строй речи

1/2 год обучения

начало

года

конец года

Образование существительных множественного числа

«Один - много»

Согни лист по линии сгиба, назови предметы; отогни лист и скажи, что у тебя получилось.

1_______2________3_______4_______5________6_______7________

Образование существительных множественного числа родительного падежа

«Чего не стало?»

Назови предметы, запомни, что нарисовано; закрой картинки, чего не стало?

1____________2___________3____________4___________

Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

«Маленькие предметы»

Посмотри, здесь нарисованы большие предметы и маленькие; назови большие предметы; а маленькие предметы назови ласково.

1_____________2__________3_____________4__________5_____________

Согласование существительных с прилагательными

Изображения предметов вырезать (как трафареты), подложить цветные квадраты.

«Что какого цвета?» Посмотри на картинки; назови, что это; возьми цветные квадраты, подложи под картинку, что получилось? Какого цвета? Назови правильно предмет и его цвет.

1________________________2________________________

3________________________4________________________

Употребление предлогов

«Бывает – не бывает»

1. Посмотри на картинку; назови, кто здесь нарисован.

2. Так бывает? Что изменилось?

Где летает бабочка?______

_______________________

Где сидит птица?________

_______________________

Куда спряталась белка? __

_______________________

Где лежит ёжик?_________

_______________________

Куда скачет кузнечик?____

_______________________

Куда спрятался заяц?_____

_______________________

Откуда выглядывает мышонок?______________

С кем в траве прячется жук? __________________

над____

на_____

в______

под ___

к _____

за_____

из_____

с______

Образцы речи ребёнка

Оценка результатов:

1. С заданиями не справился даже после обучающей помощи (1 балл).

2. Справился с некоторыми заданиями с обучающей помощью педагога (2 балла).

3. Отдельные задания выполнил самостоятельно  или выполнил задания с некоторыми неточностями, частично (3 балла).

4. Справился со всеми заданиями самостоятельно, выполнил верно (4 балла).

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

объект воздействия при обучении родному языку в детском саду. /Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. М., ПРОМЕТЕЙ, 1989)

Состояние моторики 

МОТОРИКА                                                                                         Мелкая моторика

     

ОБСЛЕДОВАНИЕ  СОСТОЯНИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ  ПАЛЬЦЕВ РУК

1/2 год обучения

начало

года

конец года

точность

темп

переключаемость

Статическая координация движений

ладонь со сближенными пальцами

ладонь с разведенными пальцами

«Улитка» _______________________

«Зайчик»________________________

«Коза»__________________________

«Кольцо»

Динамическая координация движений

«Пальчики здороваются» (с 4 лет)

правая рука______________________

левая рука_______________________

обе руки одновременно____________

«Игра на рояле» (с 5 лет)

1-5, 2-4, 5-1, 4-2

правая __________________________

левая___________________________

обе руки ________________________

1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1 правая__________________________

левая ___________________________

обе руки_________________________

Кулак – ладонь – ребро

правая рука______________________

левая рука_______________________

Чередование движений (правая рука – ладонь, левая – кулак)

Действие с предметами

с 4 лет

мозаика (дорожка)_______________

шнуровка _______________________

узел

завязывание_____________________

развязывание____________________

застегивание пуговиц (5 пуговиц)

нанизывание на нитку бусинки

Сенсо-моторные навыки

раскрашивание (круг) __________

вырезывание (квадрат) _________

лепка

шар ____________________________

сплющивание ____________________

колбаска ________________________

«Домик» (Н.И.Гуткиной)

ориентирование на образец (есть, нет, частично) ____________________

копирование образца (есть, нет, частично)__________________________

сенсо-моторные навыки (возрастная норма, сформированы частично, не сформированы)

Самоконтроль при выполнении (есть, нет)

Отчетливость, точность движений (движения точные, неточные, незначительная моторная отсталость, значительная моторная отсталость, движение выполнить не может)

Темп движений (достаточный, недостаточный), переключаемость движений (возрастная норма, затруднена, нарушена)

  1. Ребенок не справляется с заданием – 1 балл.
  2. Значительная моторная отсталость – 2 балла.
  3. Ребенок выполняет задание с неточностями, наблюдается незначительная  моторная отсталость – 3 балла.
  4. Четко выполняет все задания, движения качественные и дифференцированные, действия с предметами в пределах возрастной нормы – 4 балла.

Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист динамики развития ребёнка

Ф.И.О. __________ ________________________________возраст___________

Заключение ПМПК от «_____» _________ _ 20_____г. №

Результаты стартовой диагностики (сентябрь): 

____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результативность коррекционной работы:

Направления коррекционно-развивающей работы

сентябрь

январь

май

Примечание

Речевое развитие

Звукопроизношение

Результаты тестового метода речевой диагностики (Ф.Г.Даскалова):

Фонематические процессы

Слоговая структура слова

Словарь

Грамматический строй речи

Связная речь

Сформированность моторных навыков

Развитие мелкой моторики руки

Результаты диагностики (методика «Домик» автор Н.Гуткина):

Сформированность психических процессов

Зрительно-пространственное восприятие

Временные представления

Слуховая память

Зрительная память

Внимание

Развитие элементарных математических представлений

Количество и счёт

 

1 балл –  низкий уровень; 2 балла – средний уровень; 3 балла – высокий уровень (возрастная норма)

Результаты итоговой диагностики (май):

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог ________________

Классный руководитель ________

Исходные формулировки

Легко отвлекаем. Излишне говорлив. Нарушение концентрации внимания

Отказывается от коллективной игры Неспособность к аналитическим операциям

Часто сердится и отказывается что-либо делать

Физиологические отправления в присутствии окружающих

Избегает общения с детьми

Затрудняется выполнить классификацию, сравнение, обобщение, не выявляет исключения

Имеет отсутствующий взгляд

Не понимает чувств и переживаний других людей

Заторможенность, «застревание» внимания на отдельных объектах, действиях, неумение выделять главное, основной вид деятельности игра «детскость»

Любит ритуалы

Не контролируемый пищевой и половой рефлекс

Создает конфликтные ситуации

Медленная речь

Не осмысливает и не удерживает инструкцию

Отстает в развитии речи

Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий, беспокоен в движениях

Не может исключить из группы лишние предметы

Не хочет разлучаться с родителями

В ходе беседы быстро утомляется, истощается

Кажется отрешенным, безразличным к окружающему, отказывается выполнять просьбы

Категорично отказывается от работы с игрушками, картинками

Избегает общения

Совершает стереотипные механические движения, не контролирует свое поведение

Имеет хорошую механическую память

Суетлив

Не умеет ориентироваться в пространстве, не понимает словесных инструкций.

Говорит о себе во втором и третьем лице

Нежелание учиться

Подозрительная раскрепощенность ребенка, непонятный смех или плач, панибратство

со взрослыми, которых видит впервые

Не может адекватно оценить свое поведение

Показывает половые органы

Имеет плохую координацию движений

Ведет себя однообразно

Внешние проявления (сильно большая или сильно маленькая голова, приросшие мочки ушей к телу, раскосые глаза, открытый рот, вывалившийся язык, обильное слюноотделение, глубоко посаженные глаза, короткие толстые пальцы, высокое небо, заячья губа).

Годами играет в одну и ту же игру

Крайне скудная мимика

Избегает прямых взглядов

Не выполняет инструкцию, нуждается в дополнительных объяснениях, не умеет использовать помощь взрослого, уходит при ответе на конкретный вопрос на другую тему

Опасается новой деятельности

Непонятная речь, невнятная или с большим количество аграмматизмов, излишняя болтливость, сумбурность ответов

Малый словарный запас, отсутствие связной речи

Имеет мускульное напряжение

Чрезмерно подозрителен

Неуклюж

Отвечает невпопад; встает во время беседы

Может рассказывать не о том, о чем попросили, а о своем; постоянно меняет русло разговора; отказывается отвечать на вопросы

Протокол наблюдения признаков отклоняющегося развития ребенка

Ученицы ……..

Группа признаков | Признаки

1. HABITUS (внешний вид, впечатление, которое производит ребенок на исследователя)

1.1.Внешний вид_______________________________________________________________

1.2. Впечатление______________________________________________________________

2. Психомоторика

2.1. Макромоторика____________________________________________________________

2.2. Мелкая (тонкая) моторика__________________________________________________

3. Познавательная (когнитивная) сфера

3.1. Базальные психические функции (предпосылки интеллекта)

3.2. Мышление и речь

3.3. Уровень актуального развития

3.4. Обучаемость (зона ближайшего развития)

3.5. Познавательная активность

3.6. Произвольная регуляция деятельности. Планирование, программирование,

контроль

3.7. Критичность

4. Аффективная (эмоционально-волевая) сфера. Особенности личности.

4.1. Мотивация

4.2. Поведение

4.3. Самооценка

4.4. Эмоции

4.5. Коммуникативная сфера

4.6. Социальная адаптация

Заключение:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«_____» ________20___год _____________________

Классный руководитель

Педагог-психолог ______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое исследование"Индивидуальные карты развития учащихся"

На основе данного исследования была выявлена положительная динамика в развитии каждого ученика. С помощью различной диагностики удалось отслеживать поэтапно уровень ЗУН, социального становления, физич...

Индивидуальная карта развития воспитанника

Индивидуальная карта развития воспитанника детского объединения....

Индивидуальная карта развития техники чтения.

Заводится на каждого ученика в 1 классе и ведётся все четыре года. Результат запорлняется дважды в год....

Индивидуальная карта развития ученика

Данная карта  помогает оценить каждому ученику свои достижения по различным разделам изучаемого материала в 1 классе, так как идет безотметочное обучение....

Индивидуальная карта развития ученика по математике

С помощью данной карты каждому ученику 1 класса дается возможность оценить свои достижения по различным изучаемым разделам  учебного материала....

Индивидуальная карта развития младшего школьника

ИКР (индивидуальные карты развития), позволяющая определить динамику развития учащихся....

Индивидуальная карта развития учащегося 4 класса с умеренной умственной отсталостью в условиях индивидуального обучения на дому.

В начальных классах знания учащихся  с умеренной умственной отсталостью не оцениваются отметкой. Для того, чтобы выявитть индивидуальные достижения ученика, предлагаю карту развития, в которой уч...