Памятка "Особенности обучения и воспитания учащихся с ЗПР и с ТНР"
консультация по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Тверитинова Татьяна Александровна

Дети с ЗПР – это дети с замедленным темпом развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_kak_rabotat_s_zpr_1.docx180.77 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
  2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
  3. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого  ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
  4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
  5. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
  6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
  7. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
  8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
  1.  Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
  2. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
  3. Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
  4. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).
  5. Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
  6. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов
  7. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
  8. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.

ГБОУ Школа № 2051

        

ПАМЯТКА

«Особенности обучения детей с задержкой психического развития»

C:\Users\admin\Desktop\Рисунок1.jpg

Информацию подготовила учитель-дефектолог корпуса «Исток»

Тверитинова Татьяна Александровна

Сотрясение мозга у ребенка

Дети с ЗПР –

это дети с замедленным темпом развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР

  • Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности.
  • Преобладание игровых интересов и игровой мотивации.
  • Неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания.
  • Неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий.
  • Недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости по одному или нескольким предметам.
  • Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив.
  • У детей с ЗПР, определяющаяся наследственностью, основной фон настроения преимущественно положительный: перепады в настроении бывают редко, обиды быстро забываются. Вместе с тем отмечается поверхностность эмоциональных реакций.
  • Дети с ЗПР, являющейся следствием перенесённых в раннем детстве заболеваний, долго не могут освоиться в школьном коллективе, часто плачут, скучают по дому. Отличаются пассивностью, бездеятельностью, безынициативностью. Без руководящего воздействия неорганизованны, нецеленаправленны, беспомощны.
  • Трудности в обучении возникают в связи со сниженной мотивацией достижения, отсутствием интереса к предлагаемым заданиям, неумением и нежеланием преодолевать возникающие при их выполнении трудности.
  • В состоянии повышенного утомления ответы ребёнка становятся необдуманными, нелепыми, часто имеет место аффективное торможение: из-за боязни ответить неверно дети вообще отказываются отвечать.
  • Нарастающая при утомлении головная боль, понижение аппетита, болевые ощущения в области сердца и прочее используется такими детьми как повод для отказа от деятельности при встрече с трудностями, при нежелании выполнять какую – либо работу. Учителю сложно дифференцировать, когда состояние соматического дискомфорта истинное, а когда ложное.
  • Рабочие состояния детей с ЗПР, во время которых они способны усвоить учебный материал и правильно решить те или иные задачи кратковременны - всего 15-20 минут, а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятиям пропадает, работа прекращается.
  • Дети с ЗПР тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой.
  • Однообразные действия, не механические, а связанные с умственным напряжением, также быстро утомляют учащихся с ЗПР. Утомляясь, дети начинают вести себя по-разному: одни становятся вялыми и пассивными, у других наоборот возникает повышенная возбудимость, расторможенность, двигательное беспокойство.
  • Характерно наличие школьных фобий, избирательное отношение к отдельным предметам или педагогам, возможные конфликты с одноклассниками.

РЕКОМЕНДАЦИИ

При планировании и проведении занятий необходимо учитывать специфические особенности детей с ТНР.  Организуя работу с ними, целесообразно:

  • осуществлять сугубо индивидуальный подход к ребенку с учетом его возрастных и психических особенностей;

  • обеспечивать положительную мотивацию выполнения заданий, с тем, чтобы повысить эффективность обучения;

  • чередовать различные виды деятельности;

  • включать в занятия тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций и т.д.

  1. Создание щадящего режима.
  2. Использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся.
  3. Зная особенности детей с ОНР, для лучшего восприятия изучаемого материала, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного).  
  4. Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса.
  5. Спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости, самообладание во все моменты жизни.
  6. Всегда и во всем уметь до конца доводить начатую с ребенком работу, проявлять настойчивость.

ГБОУ Школа № 2051

        

ПАМЯТКА

«Особенности обучения детей с тяжелыми нарушениями речи»

C:\Users\admin\Desktop\Рисунок1.jpg

Информацию подготовили специалисты СППС корпуса «Исток»

http://ladiessecrets.ru/uploads/posts/2012-02/1328994639_hiccups-in-children.jpg

Дети с ТНР –

это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ТНР

  • У многих из них выявляются нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.
  • Быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Как правило, утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности.
  • Характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п.
  • Эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства.
  • Значительно реже наблюдаются заторможенность и вялость.
  • Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока.
  • На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке.
  • Как правило, отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.
  • Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе.
  • Поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы.
  • Эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения.

http://zolotayarybka.ucoz.ru/_si/0/60987494.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для обучения и воспитания учащихся начальной школы

Создание условий для обучения и воспитания учащихся начальной школы...

Коррекционно- развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталости 1 клаа 1 год обучения

Коррекционно - развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. 1 класс.1 год обучения...

Коррекционно- развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталости 1 клаа 1 год обучения

Коррекционно - развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. 1 класс.1 год обучения...

Сотрудничество семьи и школы в обучении и воспитании учащихся.

В материале красной нитью проходит мысль о единстве взглядов и подходов  к учащимся родителей и учителя, т. к.  они не чуждые лагеря, а добрые  союзники и помощники воспитанников. Успеш...

Работа учителя по повышению качества знаний, эффективности обучения и воспитания учащихся.

"Важен не сам опыт, а мысль, выведенная из него" К.Д.Ушинский.Хочу поделиться со своим мнением: что является, на мой взгляд, слагаемыми успеха в обучении и что даст в итоге качественную сумму....

РОЛЬ СЕМЬИ В УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Ребенок – это драгоценная чаша, которую ЖИЗНЬ дала нам на хранение и развитие в нем творческого  огня.            Чтобы семья успешно справл...