Статья: "Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании учащихся школы VIII вида"
статья по теме

Павлова Ольга Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tekhnologii.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Здоровьесберегающие технологии

   в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.

   Для каждого человека, да и для общества в целом, нет большей ценности, чем здоровье. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерства образования РФ подчёркивается, что одним из необходимых условий достижения качества общего образования является создание в учебных заведениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

   1,7 млн. детей, проживающих в РФ, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. К данной категории относятся и дети с нарушениями интеллекта. Подавляющее большинство учащихся школ VIII вида имеют сложные и разнообразные нарушения в соматическом состоянии, физическом развитии и моторике. Разнообразные клинические формы интеллектуального недоразвития и нарушения  в соматическом состоянии и физическом развитии учащихся требуют от учителя разработки специальных методов и приёмов  здоровьесберегающего обучения.

   Здоровьесберегающее обучение должно удовлетворять принципам здоровьясбережения: одним из которых является: «Не навреди!». Все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью учеников. Эффективных результатов здоровьесберегающего обучения можно добиться только в том случае, если учитель знает и учитывает структуру дефекта каждого учащегося и опирается на его сохранные возможности.

   Известно, что основной формой физического воспитания в школе VIII вида является урок физической культуры. Но укрепление здоровья учащихся нельзя ограничивать только уроками физической культуры. Важную роль играют и санитарно-гигиенические условия, правильный режим занятий и отдыха, организация питания, витаминизация детей, физкультурно-массовые мероприятия, а также внедрение в учебно-воспитательный процесс  здоровьесберегающих технологий, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить, а в некоторых случаях укрепить уровень имеющегося здоровья.

   С первых дней обучения младших школьников большое внимание уделяю направлению «здоровьесберегающего обучения». Ежедневно каждое утро в нашей школе-интернате начинается с утренней зарядки. Утренняя гимнастика является важным элементом двигательного режима, создаёт бодрое настроение и подготавливает детский организм к различным видам деятельности. В начальных классах упражнения для утренней гимнастики сопровождаются стихотворным текстом или музыкальным сопровождением. Например, упражнение  «Вышли на зарядку».

- Эй, ребята, что вы спите?                  И. п. – стоя, руки на поясе.

- На зарядку становитесь,                    Встать на носки, руки в стороны.

- Справа – друг и слева – друг!           И.п. – стоя, правую руку в сторону, левую                                

                                                                руку в сторону.

- Вместе все в весёлый круг!               И. п. – стоя, широко расставив ноги, махи

                                                               руками над головой.

Особенно нравятся детям упражнения, которые  выполняются лёжа на кроватях. В достаточно тёплое и сухое время года утренняя зарядка проводится на улице.

   Одним из основных правил построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий является правильная организация урока. Организационный момент является первым этапом урока. Его цель – подготовка учащихся к работе на уроке, а также настрой на учебную деятельность. Включение в организационный момент упражнений по психогимнастике помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение, создать атмосферу эмоционального настроя к предстоящей учебной деятельности. Например,  упражнение «Наши ушки, наши глазки…»

- Наши ушки будут слушать (массаж ушей), наши глазки будут внимательно смотреть (поморгать глазами), наши пальчики будут ловкими (массаж пальцев), наши головушки будут хорошо думать (погладить по голове).

- Закрывайте глазки, опустите голову. Настраиваемся на работу. У вас всё получится, ваша работа будет радовать вас. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесёт нам всем радость.

    В качестве приёма здоровьясбережения на каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход. Он позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. При дифференцированном обучении каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе.  Объём  самостоятельных  и домашних заданий, степень их сложности всегда соизмеряю с возможностями каждого ученика. Поэтому предлагаю детям разноуровневые  самостоятельные и домашние задания.

   Учитывая психологические особенности учащихся, необходимо продумывать число видов учебной деятельности и их переключения на уроке, избегать однообразия, чтобы не наступило быстрое утомления. Применение игровых технологий, использование коррекционно-развивающих приёмов укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, улучшает общую работоспособность. Игра – мощный лечебный фактор. Благодаря ей дети освобождаются от страхов, агрессии, нарушений поведения. Ни один урок в начальной школе не обходится без включения в него дидактических игр и упражнений. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока, особенно она целесообразна на этапах повторения и закрепления материала. На своих уроках использую различные виды игр:

  • игры с  предметами - использование муляжей, игрушек, природного материала, поделок  («Овощи-фрукты», «Волшебный мешочек» и др.);
  • настольно-печатные игры («Парные картинки», «Четвёртый лишний», «Собери картинку», «Лото» и т.п.);
  • словесные (вербальные игры) («Узнай по описанию», «Найди ошибку», «Назови одним словом»).

Широко использую в практике нестандартные уроки:

  • уроки-игры,
  •  уроки-конкурсы,
  • уроки-путешествия,
  • уроки-сказки.

   Обязательным требованием охранительного режима на уроке является проведение физкультминуток и других оздоровительных моментов. Физкультминутки – это естественный элемент урока, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей.  В своей практике использую различные виды физкультминуток:

  • упражнения для снятия общего и локального утомления;
  • гимнастика  для глаз (методика Шичко Е.А.);
  • упражнения, корректирующие осанку;
  • дыхательная   гимнастика (методика Стрельниковой);
  • расслабляющие упражнения (релаксация) (методика Чистяковой);
  • упражнения для кистей и пальцев рук.
  • кинезиологические упражнения;
  • упражнения с массажным «колючим» мячом.

Особенно нравятся младшим школьникам физкультминутки в стихотворной форме, под музыку. Часто физкультминутки вплетаются в канву  урока. Так, например, при изучении темы «Овощи» предлагаю детям выполнить следующую физкультминутку:

- Раз, два, три, четыре.            (Маршируют)

- Дети овощи учили.

- Лук, редиска, кабачок,         (Подпрыгивают, хлопая в ладоши)

- Горох, морковка, чесночок.

При изучении букв  в уроки обучения грамоте включаю алфавитные физкультминутки:

- А – начало алфавита,              

- Тем она и знаменита.              

- А узнать её легко:                  

- Ноги ставит широко.              

В 3 – 4-х классах, когда упражнения  хорошо отработаны, практикую проведение  физкультминуток учащимися.

   Большое внимание уделяю развитию мелкой моторики, так как у детей с нарушениями интеллекта наряду с общей моторной неловкостью, недостаточным развитием движений и малой их координированностью наиболее всего страдают мелкие мышцы рук. В уроки письма, трудового обучения, рисования включаю упражнения для кисти и пальцев рук, пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук. Например,  пальчиковая игра   «Шарик».

- Надуваем быстро шарик.                                  

- Он становится большой.                      

- Вдруг шар лопнул, воздух вышел –    

- Стал он тонкий и худой.                

Все пальчики обеих рук в «щепоточке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

   Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.

   Здоровьесберегающие технологии помогают не только сохранить здоровье детей, но и приучить их к здоровой жизни, что немало важно в настоящее время. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью в начальной школе способствуют внеклассные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своём здоровье, о вредных привычках («Путешествие в страну Здоровья», «Разговор о правильном питании», «Режим дня», «Глаза – главные помощники человека» и др.), встречи с медсестрой, врачом школы. И обязательно активное вовлечение детей в спортивно - оздоровительные  мероприятия («День здоровья», «Весёлые старты», «Первенство школы по ОФП»), организация прогулок в лес, парк, подвижных игр на свежем воздухе.

    Использование методик здоровьесберегающего обучения позволяет без каких-либо особых материальных затрат  повысить не только эффективность учебного процесса, но и уровень здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Главное в этой работе – неукоснительное соблюдение принципа систематичности и регулярности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование групповых и дифференцированных технологий на уроках математике в коррекционной школе VIII вида

Групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на групп...

Основные направления развития речи учащихся школы VIII вида

В статье раскрываются основные задачи  развития речи учащихся школы VIII вида....

Формирование естествоведческих представлений у учащихся школы VIII вида

В работе рассмотрено понятие представления, формирование естественнонаучных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, сделаны выводы о правильности подбора учебного материала для ф...

Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании учащихся начальной школы

Не зависимо от типа образовательного учреждения педагоги используют новые технические и педагогические возможности и средства, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержани...

Формирование речи как средство развития коммуникативных умений и социальных навыков учащихся школы VIII вида

Формирование речи как средство развития коммуникативных умений и социальных навыков учащихся школы VIII вида...

Роль игровых технологий в обучении и воспитании учащихся начальной школы

Анализ результатов работы с использогванием игровых технологий...

Предупреждение и коррекция дисграфии у учащихся школ VIII вида

Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии возрастает в связи с тем, что в последние годы в школу поступает все большее количество детей, испытывающих трудности в усвоении программы по...