Консультация для воспитателей коррекционной школы – интерната для обучающихся с ОВЗ (ИН) Тема: Преодоление оптической дисграфии.
консультация по логопедии
Специфические ошибки, то есть не связанные с применением орфографических правил, являются основными симптомами дисграфии. Эти ошибки носят стойкий характер. Только комплексный подход со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса помогут устранить эту проблему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
коррекционной школы – интерната для обучающихся с ОВЗ (ИН)
Тема: Преодоление оптической дисграфии.
Многообразие патогенетических факторов и разных механизмов нарушения письменной речи говорит о сложности рассматриваемой проблемы, этим объясняется создание исследователями множества классификаций дисграфий.
Терминология, используемая авторами, весьма разнообразна, но содержание понятий во многом совпадает. Так, А.Н. Корнев считает, что систематика дисграфий разработана недостаточно и представлена преимущественно педагогическими её вариантами.
Существует несколько классификаций детской дисграфии, отражающих различное состояние науки на момент их разработки, а также свидетельствующих о разном понимании авторами механизмов данного расстройства.
Так, с позиции психофизиологического подхода, дисграфия рассматривается как следствие нарушения аналитико-синтетической деятельности анализаторов (С.С. Ляпидевский; О.А. Токарева).
Оптическая дисграфия. Данная форма дисграфии, по мнению Хватцева М.Е., вызывается нарушением или недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге, при этом нарушается формирование зрительного образа буквы, слова. При литеральной дисграфии у ребенка нарушается зрительный образ буквы, наблюдаются искажения и замены изолированных букв. При вербальной дисграфии написание изолированных букв является сохранным, однако с трудом формируется зрительный образ слова с грубыми ошибками. При оптической дисграфии ребенок не различает сходные графически рукописные буквы: п-н, п-и, с-п, с-о, и-ш, л-м.
принцип письма становится более значимым.
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса и мнезиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. В письме проявляется в виде замен графически сходных букв, искажений в написании букв, зеркальном написании.
Особенности проявления оптической дисграфии у детей с ОВЗ (ИН) младшего школьного возраста.
Специфические ошибки, то есть не связанные с применением орфографических правил, являются основными симптомами дисграфии. Эти ошибки носят стойкий характер, и возникновение их не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения.
При оптической дисграфии наблюдаются специфические ошибки на уровне буквы, слова.
Исследователи проблемы нарушений письменной речи у школьников выделяют различные проявления оптической дисграфии, виды специфических ошибок.
Рассмотрим примеры смешения в письме букв по кинетическому сходству: о-а (в ударной позиции) – «бонт», «ураки»; б-д – «мебведь», «ядлоки»; и-у – «прурода», «криглый»; т-п – «стасли», «спанция»; х-ж – «можнатые», «вехливый»; л-я – «февраяь», «кяюч»; г-р – гечка, ролова…
Кроме того, смешиваются следующие буквы: л-м, ч-ъ, н-ю, и-ш, а-д, у-ч, п-т, л-м, н-к.
В указанных заменах обращает на себя внимание совпадение начертания первого элемента взаимозаменяемых букв. Написав первый элемент, ребенок не сумел далее дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом: он либо неправильно передал количество однородных элементов (л-м, п-т, и-ш…), либо ошибочно выбрал последующий элемент (у-и, г-р, б-д…).
Контроль за ходом двигательных актов во время письма осуществляется благодаря зрительному восприятию и костно-мышечным ощущениям (кинестезиям). Умение оценивать правильность начертания букв на основе кинестезий позволяет пишущему вносить поправки в движения еще до совершения ошибок. При несформированности кинетической и динамической стороны двигательного акта у младших школьников кинестезии не могут иметь направляющего значения, и тогда происходит смешение букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений. С переходом на стадию связного письма отмечается значительный рост числа таких ошибок, что связано с убыстрением темпа письма и увеличением объема письменных работ.
Овладение процессом письма часто осложняется тем, что у детей с интеллектуальными нарушениями низка выносливость к статическим нагрузкам (непременной составляющей письма). Кроме того, у многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации и звукобуквенного анализа, что создает дополнительные трудности. Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму дети сосредоточивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения («откуда начинать, куда вести, где закончить»), не говоря о том, что одновременно решается задача перекодировки фонемы в графему. Это во многом объясняет, почему дети пишут медленно и напряженно. В связи с этим так важно осознанно формировать у них «образ действия» – зрительно-двигательный образ буквы.
Итак, проанализировав различные взгляды авторов на данное нарушение письма, можно констатировать, что оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, п-т, х-ж, л-м); зеркальное написание букв ( с-э ); пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент ( ау - « а » ), лишние ( ш - « ии » ) и неправильно расположенные элементы ( х - « сс », т - « nn » ).
Из выше сказанного следует, что дисграфия у младших школьников занимает одно из центральных мест среди встречающихся у них речевых нарушений. Многочисленные расстройства письма свидетельствуют о важности и актуальности проблемы изучения дисграфии, предупреждения, выявления предпосылок еще в дошкольном возрасте, то есть задолго до обучения ребенка грамотности.
Методика коррекционной работы при оптической дисграфии.
Для правильного выбора метода коррекции необходимо провести более углублённое комплексное обследование:
- Оценка навыка письма:
– качество усвоения графем (букв);
– классификация ошибок на материале школьных тетрадей и на основании письменных заданий логопеда (ребенок пропускает или смешивает буквы по фонетическим признакам, заменяет буквы по артикуляторному типу(д-л-н) и т.д. – см. таблицу выше);
2. Выявление ведущей руки, ведущего глаза и уха (по методике Цветковой)
3. Оценка кинестетического праксиса:
– выполнение движений руки по зрительному образцу (колечки, «коза», «зайка» и т.д.);
– выполнение движений по тактильному образцу (воспроизвести заданную позу руки с закрытыми глазами).
4. Оценка динамического праксиса (пробы кулак-ребро-ладонь, выполнение графических проб одновременная смена разного положения рук).
5. Стереогноз (определение предмета на ощупь).
6. Оценка пространственного праксиса – здесь необходимо соблюдать последовательность в онтогенезе право – лево:
– в схеме тела;
– в расположении предметов справа – слева от ребенка, от предметов;
– пространственное расположение предметов выше – ниже;
– обозначение терминов длинный – короткий, далеко – близко;
– пространственные предлоги на, между, под и т.д.;
– узнавание печатных и рукописных букв;
– узнавание в усложнении: штриховка, наложение, стилизованные
буквы различного шрифта.
7. Оценка конструктивной деятельности:
– конструирование букв (пластилин, проволока, вырезки из бумаги,
наждачная бумага и т.д.);
– конструирование фигур из палочек и геометрических фигур по образцу, по представлению, по словесной инструкции и т.д.;
– написание в воздухе, на спине, руке, обводка;
– составление букв из элементов;
– реконструирование букв из других;
– рисование простого рисунка (домик, человечек);
– срисовывание с образца.
8. Оценка навыка чтения: способ, скорость, правильность, автоматизированность – беглость и понимание прочитанного, динамика скорости чтения в процессе обучения. Ошибки: ребенок неправильно называет буквы; читает в обратном направлении; пропускает слова, читает правую половину слова.
9. Определение ведущей модальности, с помощью которой ребенок воспринимает и запоминает учебный
материал. А.Н. Корнев предлагает следующие тесты:
– визуальный подсчет без помощи пальцев хаотично расположенных на листе бумаги 17 кружков;
– подсчет 13 акустических сигналов (ударов), предъявленных с неравномерными интервалами (с закрытыми глазами);
– подсчет 15 неритмичных постукиваний карандашом по руке ребенка
(глаза закрыты);
– перечисление направлений, указанных на карточке стрелками (влево,
вниз, вправо, вверх).
Все перечисленные тесты в основном определяют слабую зрительную, слуховую и кинестетическую модальность. Полученные данные используются при выборе метода коррекции.
В ходе обследования дается оценка умственного развития, внимания, памяти ребенка.
Динамика этого вида нарушений во многом зависит от своевременности начала коррекции.
Для преодоления дисграфии необходимо проведение систематической коррекционно-логопедической работы.
Коррекционная работа проводится в следующих направлениях (приведены примерные виды заданий, частотно используемых мной на логопедических занятиях).
1. Развитие зрительного предметно-буквенного гнозиса (узнавание предметов, затем букв)
2. Расширение объема и уточнение зрительной памяти.
3. Формирование пространственно-временных представлений, уточнение пространственных значений предлогов.
4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
5. Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией.
6. Развитие сукцессивных функций.
7. Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.
Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее.
Дифференциация смешиваемых букв на уровне буквы, слога, слова, предложения, связного текста.
На уровне буквы и слога:
- автоматизация моторного навыка и соотнесение кинемы с графемой в играх «Крестики-нолики», «Четыре в ряд», «Рэндзю», где в качестве символов выбираются смешиваемые буквы ( с обязательным проговариванием)
- найти и зачеркнуть заданные буквы в любом тексте;
- напиши букву под (над, справа, слева) символом;
- впиши букву;
- «Какой буквы не стало?»;
- поэлементная запись букв с проговариванием;
- выборочный диктант слогов;
На уровне слова:
- добавление пропущенных слогов в слова;
- «заколдованные слова» – переставляя глазами буквы, слоги, прочитать слова (кожал, слот, реох, мосалет и т.д.);
- написать слова-перевертыши, глядя в зеркало;
- отгадывание загадок через зрительное конструирование (рисование
- элементов загадок);
- отгадывание слов, в которых все буквы зашифрованы графическими символами;
- восприятие смыслового значения предлогов, когда предлог пишется перед рисунком, изображающим предмет;
- отделение слов от псевдослов, поиск слов среди буквенного ряда
На уровне предложения и текста:
- чтение «заколдованных текстов»: сплошного текста с нарушенными границами слов; чтение строчек наоборот по буквам, по словам;
- поочередное чтение слов нормально и наоборот; чтение только второй половины слов в предложении;
- поиск смысловых несуразностей – предлагается специально подготовленный связный текст или набор отдельных предложений, в котором встречаются предложения, содержащие смысловые ошибки, делающие ситуацию нелепой и смешной, например: «Дети промокли, потому что шли под зонтиком»;
- прием рисования рассказа – программирование высказывания через рисунки, их последовательность (установка: запомни, зарисуй и запиши);
- составление рассказа по разрозненным картинкам;
- составление рассказа с рисованием начала или конца рассказа;
В результате выполнения этих упражнений активизируются все анализаторы, осуществляется перевод зрительной информации в кинестетическую и слуховую и наоборот, развивается вербальное мышление
(обобщения, исключения, классификация и т.д.).
Заключение.
С каждым годом увеличивается количество детей, которые испытывают стойкие затруднения в овладении программным материалом из-за специфических нарушений письменной речи, затрудняющих не только процесс письма, но и понимание прочитанного.
Своеобразие развития определённого процента младших школьников не в полной мере учитывается методикой начального обучения. И требует специального коррекционного воздействия со стороны логопеда.
При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического и кинетического образа буквы.
Нарушение письма у детей с дисграфией носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.
Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии логопеду и воспитателям нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к выполнению домашних заданий родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио воспитателя коррекционной школы-интернат VIII вида
«Профессий хороших в стране нашей много, лишь сильные пусть для себя изберут. Наш труд воспитателя, труд педагога, не легкий, но важный и радостный труд!»...
Конспект занятия по преодолению оптической дисграфии у учащихся 1-ых классов.
Данный конспект учит различать кинетически и оптически сходные буквы И-У, вырабатывать чёткую зрительно-моторную организацию....
Конспект занятия по преодолению оптической дисграфии. Буквы А-О
Конспект разработан с учетом возрастных и психологических особенностей детей 4 класса школы VII вида. К конспекту приложена презентация...
Организация коррекционнной работы по преодолению оптической дисграфии на бинарном уроке "Дифференциация строчных букв п-т, сходных оптически и кинетически".
В данной методической разработке представлено описание опыта работы с обучающимися начальных классов на бинарных занятиях по преодолению оптической дисграфии. На занятии по дифференциации оптиче...
Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению оптической дисграфии с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) 2 класса "Дифференциация букв Б-Д"
Оптическая дисграфия одна из самых распространенных видов нарушений письменной речи. Как сделать так, чтобы сложная работа стала увлекательной и интересной? Разнообразие используемых в данном конспект...
Консультация Методические рекомендации «Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»
Для качественной коррекционно-развивающей работы крайне важно взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ. В данной статье раскрыты основные на...
Консультация для воспитателей коррекционной школы-интерната для обучающихся с ОВЗ (ИН) «Речевые игры в социально-личностном развитии обучающихся с ОВЗ (ИН)»
Речь – это одна из самых важных психических функций человека, это возможность развития собственной личности, своего внутреннего «Я», а также возможность взаимодействия при помощи диа...