Статья: «Устранение предпосылок аграмматической дисграфии у учащихся с ОВЗ»
статья по логопедии

Караваева Элина Владимировна

. Особое внимание необходимо проявлять к детям с ОВЗ, у которых речь появилась с опозданием и у которых аграмматизмы слишком многочисленны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_ya.docx34.84 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Устранение предпосылок аграмматической дисграфии у учащихся с ОВЗ»

В настоящее время увеличилось численность детей с ОВЗ с большим количеством аграмматизмов  в устной речи и на письме. Особое внимание необходимо проявлять к детям с ОВЗ, у которых речь появилась с опозданием и у которых аграмматизмы слишком многочисленны.

Для обеспечения полноценного формирования грамматического строя речи у детей с предпосылками аграмматической дисграфии необходимо решить следующие задачи:

1. Помочь ребенку усвоить основное смысловое значение каждой конкретной грамматической формы, например:

ПРИбегать, ПРИходить, ПРИлетать, ПРИплывать, ПРИползать — значение приближения;

ПЕРЕбегать, ПЕРЕходить, ПЕРЕлетать, ПЕРЕплывать, ПЕРЕползать — значение преодоления преграды;

столИК, домИК, ключИК — значение уменьшительности и т. п.

2. Научить ребенка самостоятельно образовывать грамматические формы, в том числе и в малознакомых словах, по заданному образцу, то есть по аналогии. Например, от данных существительных образовать новые слова со значением уменьшительности:

ДОМ — домИК, КЛЮЧ — ...; ШИШКА — шишЕЧКа, КОШКА — ...; ЖУК — жучОК, ПЕТУХ — ... .
Это очень важно для усвоения грамматических закономерностей.

3. Дать ребенку достаточно много однотипных образцов правильных грамматических форм, что значительно облегчит для него их усвоение (именно этим объясняется большое количество приводимых ниже конкретных примеров на каждую из грамматических форм).

4. За счет многократных повторений воспитать у ребенка прочный навык правильного употребления грамматических форм (без предварительных их «поисков» и долгого припоминания).

Ребенок с ОВЗ, вплоть до школьного возраста, так и «не чувствует» правильных грамматических форм, а строит свою речь аграмматично.  В этом случае остается единственно возможный путь — путь специального обучения.

Необходимость дать все основные грамматические формы в системе, неоднократно повторив при этом многие из них, диктуется нашим довольно печальным практическим опытом. Не только дети, но даже и некоторые родители иногда «впадают в сомнение» по поводу правильности или неправильности различных грамматических категорий. Чтобы оказать ребенку действенную помощь в формировании у него правильного грамматического строя устной речи, нужно не просто «поправлять» допускаемые им ошибки в окончаниях слов, а целенаправленно работать над совершенно определенными (трудными для данного ребенка) грамматическими формами, используя для этого как можно больше однотипных примеров.

Даже если ребенок с ОВЗ с выраженным отставанием в речевом развитии в результате всей этой работы так и не приобретет так называемого «чувства языка», то он все же будет в состоянии не допускать самых грубых ошибок при употреблении окончаний слов, а также приставок, суффиксов, предлогов и пр. А это даст ему возможность относительно благополучно усвоить школьную программу по русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Состав слова. Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии

Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии для школьников с нарушением интеллекта...

Дифференциация приставок и предлогов. Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии

Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии для школьников с нарушениями интеллекта...

Конспект открытого урока по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (4 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов на примере фразеологических оборотов и поговорок.

В конспекте представлены задания, направленные на устранение ошибок в написании глаголов, которые оканчиваются на -ться, -тся, чь. Все упражнения даны на примере фразеологических оборотов и поговорок....

Аграмматическая дисграфия. Как преодолеть трудности на письме.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предм...

«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии с учащимся 4 класса

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии с учащимся 4 класса по теме "Предлоги"...

Логопедический практико – ориентированный проект «Говорю и пишу правильно». Коррекция аграмматической дисграфии у учащихся среднего звена школы.

Целью создания проекта является преодоление ошибок письма обусловленных аграмматической дисграфией, путем проведения работы на уровнях слова, словосочетания, предложения и текста. А так же...