Логопедический практико – ориентированный проект «Говорю и пишу правильно». Коррекция аграмматической дисграфии у учащихся среднего звена школы.
проект по логопедии
Целью создания проекта является преодоление ошибок письма обусловленных аграмматической дисграфией, путем проведения работы на уровнях слова, словосочетания, предложения и текста. А так же закрепление обучающимися на логопедических занятиях знаний полученных в классе, восполнение пробелов в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 107.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательноеучреждение
Краснодарского края
специальная (коррекционная) школа – интернат №1 г. Ейска
Логопедический
практико – ориентированный проект
«Говорю и пишу правильно».
Коррекция аграмматической дисграфии у учащихся среднего звена школы.
Исполнители:
учащиеся 6 «А», 6 «Б» классов,
учитель – логопед Гордиенко Н. И.
2021 – 2022 учебный год
Паспорт проекта
Тема | «Говорю и пишу без аграмматизмов» |
Руководитель | Гордиенко Наталья Игоревна |
Тип | Практико – ориентированный, долгосрочный |
Наименование дисциплины | Индивидуальные и групповые логопедические занятия |
Сроки реализации этапов проекта |
|
Классы, на которые рассчитан проект | 6 «А», 6 «Б» классы. |
Цель | Целью создания проекта является преодоление ошибок письма обусловленных аграмматической дисграфией, путем проведения работы на уровнях слова, словосочетания, предложения и текста. А так же закрепление обучающимися на логопедических занятиях знаний полученных в классе, восполнение пробелов в обучении. |
Задачи |
|
Предполагаемый результат |
|
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В ходе первичного обследования на начало 2016 - 2017 учебного года (сентябрь) было выявлено, что в письменной речи у детей наблюдаются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.
Диаграмма 1: «Исследование письменной речи учащихся 6 «А» класса.
Диаграмма 2: «Исследование письменной речи учащихся 6 «Б» класса.
Из анализа ошибок в письменных работах было выявлено, что аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии проявился на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составнойчастью более сложного симптомокомплекса – лексико– грамматического недоразвития.
Виды ошибок, встречающихся в письменных работах у учащихся
6 «А», 6 «Б» классов
- Нарушения морфологической структуры слов.
- Нарушение предложно – падежных конструкций.
- Аграмматизмы на уровне словосочетаний (связи).
- Трудности конструирования предложений (пропуски членов предложения, нарушения порядка слов).
Были намечены основные направления коррекционной логопедической работы при устранении аграмматической дисграфии
- работа по морфологическому анализу и синтезу состава слова.
- развитие функции словоизменения и словообразования.
- уточнение структуры предложения.
По итогам проделанной во время проекта работы дети к концу обучения
должны знать
- признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части корня);
- состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание;
- правописание суффиксов и приставок;
- части речи;
- как согласуется существительное с прилагательным, глаголом и числительным;
- связи в словосочетании (смысловые и логические).
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ, ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Коррекционная работа проводится в три взаимосвязанных этапа
Этап работы над проектом | Сроки реализации (2016 – 2017 учебный год) | Содержание работы |
Подготовительный (информационно-аналитический) | 2 – 15 сентября |
|
Основной (практический) |
| Сентябрь, октябрь, ноябрь I. Формирование морфологических обобщений 1. Объяснение правил словоизменения: |
Декабрь, январь, февраль 3. Объяснение правил словообразования - дифференциация однокоренных и родственных слов (приложение 2). - способы образования новых слов. (приложение 3). | ||
Март, апрель, май II. Развитие синтагматических отношений (работа над частями предложения) (приложение 3). | ||
Заключительный (контрольно-диагностический) | 15 мая – 24 мая |
|
К концу обучения дети должны уметь:
- распознавать части речи и их основные признаки;
- образовывать определенное слово в нужном числе, роде и падеже;
- определять род, число и падеж существительных и прилагательных;
- производить разбор слова по составу;
- различать понятия словоизменение и словообразование;
- выделять слова и словосочетания из текста и предложения в определенной позиции;
- устанавливать связи между словами в словосочетании. Устанавливать связи между частями сложного предложения;
- строить и анализировать предложение.
Приложение 1: Образец карточки по коррекции навыка словообразования:
Карточка: «Навык словообразования».
Задание: образуй слова (используя суффиксы –чик /– щик), обозначающие профессию человека:
Образец карточки по коррекции навыка словоизменения:
Карточка: «Навык словоизменения».
Задание:
Слова | Ппдежи | |||||
Именительный падеж | Родительный падеж | Дательный падеж | Винительный Падеж | Творительный падеж | Предложный падеж | |
стена | ||||||
земля | ||||||
конь | ||||||
солнце | ||||||
ель | ||||||
капель |
Используемые информационные источники:
- Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. – М: Известия АПН РСФСР, 1955. – 267 с.
- Арямова О.С. Причины орфографических ошибок школьников. - М., 1985. – 194 с.
- Городилова В. И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. — СПб., 1996. – 134 с
- Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. М., 1989. – 156 с.
- Колповская И.К, Спирова Л. Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 2 /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селеверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 656 с.
- Настольная книга логопеда: справ.- метод. пособие / авт.- сост. Л. Н Зуева,
Е. Е. Шевцова. – М: АСТ: Астрель: Профиздат, 2005. – 398 с.
- Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: Питер, 2004. – 352 с.
- Практическая психология и логопедия №1-2 (4-5) 2003 г.
- Хватцев М. Е. Аграмматизм. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 2 /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селеверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 656 с.
- Хватцев М.Е. Логопедия. Пособие для студентов пед. инст. и учителей спец. школ. — М.: Просвещение, 1951. – 345 с.
- Ястребова А. В. коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984. – 237 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы
Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...
Родительское собрание в 4-м классе на тему:«Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».
Родительское собрание на тему:«Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».Цель собрания:Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе...
Заключение педагога – психолога по готовности учащихся 4 класса к обучению в среднем звене школы – интерната VIII вида.
Общие результаты проведенных диагностических обследований с целью определения уровня готовности к среднему звену учащихся Суворовской специальной (коррекционной) общеобразовате...
родительское собрание «Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы»
материал предназначен для родителей четвероклассников. Цель собрания: Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе в среднее звено школы....
Родительское собрание на тему: «Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».
Цель собрания:Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе в среднее звено школы.Задачи собрания: учить родителей анализировать причины, которые с...
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии с учащимся 4 класса
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии с учащимся 4 класса по теме "Предлоги"...
Статья: «Устранение предпосылок аграмматической дисграфии у учащихся с ОВЗ»
. Особое внимание необходимо проявлять к детям с ОВЗ, у которых речь появилась с опозданием и у которых аграмматизмы слишком многочисленны....