Логопедический практико – ориентированный проект «Говорю и пишу правильно». Коррекция аграмматической дисграфии у учащихся среднего звена школы.
проект по логопедии

Гордиенко Наталья Игоревна

  Целью создания проекта является преодоление ошибок письма обусловленных аграмматической дисграфией, путем проведения работы на уровнях слова, словосочетания, предложения и текста. А так же закрепление обучающимися на логопедических занятиях знаний полученных в классе, восполнение пробелов в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx107.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательноеучреждение

Краснодарского края

специальная (коррекционная) школа – интернат №1 г. Ейска  

Логопедический

практико – ориентированный проект

«Говорю и пишу правильно».

Коррекция аграмматической дисграфии у учащихся среднего звена школы.

Исполнители:

учащиеся 6 «А», 6 «Б» классов,

учитель – логопед Гордиенко Н. И.

2021 – 2022 учебный год

Паспорт проекта

Тема

«Говорю и пишу без аграмматизмов»

Руководитель

Гордиенко Наталья Игоревна

Тип

Практико – ориентированный, долгосрочный

Наименование дисциплины

Индивидуальные и групповые

логопедические занятия

Сроки реализации этапов проекта

  1. Подготовительный: сентябрь.
  2.  Основной: октябрь -  апрель.
  3. Заключительный – май.

Классы, на которые рассчитан проект

6 «А», 6 «Б» классы.

Цель

Целью создания проекта является преодоление ошибок письма обусловленных аграмматической дисграфией, путем проведения работы на уровнях слова, словосочетания, предложения и текста. А так же закрепление обучающимися на логопедических занятиях знаний полученных в классе, восполнение пробелов в обучении.

Задачи

  • развитие функции словоизменения;
  • формирование навыков словообразования;
  • работа над однокоренными словами;
  • развитие умений морфологического анализа слова;
  • уточнение и усложнение структуры предложения.

Предполагаемый результат

  • положительная динамика развития речи у учащихся;
  • систематизация материала и создание картотеки для коррекции аграмматической дисграфии у детей;

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

В ходе первичного обследования на начало 2016 - 2017 учебного года (сентябрь) было выявлено, что в письменной речи у детей наблюдаются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.

Диаграмма 1: «Исследование письменной речи учащихся 6 «А» класса.

Диаграмма 2: «Исследование письменной речи учащихся 6 «Б» класса.

Из анализа ошибок в письменных работах было выявлено, что аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии  проявился на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составнойчастью более сложного симптомокомплекса – лексико– грамматического недоразвития.

Виды ошибок, встречающихся в письменных работах у учащихся

6 «А», 6 «Б» классов

  1. Нарушения морфологической структуры слов.
  2. Нарушение предложно – падежных конструкций.
  3. Аграмматизмы на уровне словосочетаний (связи).
  4. Трудности конструирования предложений (пропуски членов предложения, нарушения порядка слов).

Были намечены основные направления коррекционной логопедической работы при устранении аграмматической дисграфии

  • работа по морфологическому анализу и синтезу состава слова.
  • развитие функции словоизменения и словообразования.
  • уточнение структуры предложения.

По итогам проделанной во время проекта работы дети к концу обучения

 должны знать

  • признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части корня);
  • состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание;
  • правописание суффиксов и приставок;
  • части речи;
  • как согласуется существительное с прилагательным, глаголом и числительным;
  • связи в словосочетании (смысловые и логические).

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ, ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Коррекционная работа проводится в три взаимосвязанных этапа

Этап работы над проектом

Сроки

 реализации

(2016 – 2017

учебный год)

Содержание работы

Подготовительный

(информационно-аналитический)

2 – 15 сентября

  1. Логопедическое обследование речи учащихся, анализ полученных результатов письменных работ, составление плана работы над проектом, согласно полученных результатов обследования.
  2. Анализ методической литературы по проблеме проекта.

Основной

(практический)

  1.  16  сентября
  2. - 15 мая

Сентябрь, октябрь, ноябрь

I.  Формирование морфологических обобщений

1.  Объяснение правил словоизменения:
- изменение по формам при сохранении лексического значения:
- по падежам
- по числам
- по родам
- по временам (приложение 1)

Декабрь, январь, февраль

3.  Объяснение правил словообразования
- подбор родственных слов.

 - дифференциация однокоренных и родственных слов (приложение 2).

- способы образования новых слов.

(приложение 3).

Март, апрель, май

II.  Развитие синтагматических отношений (работа над частями предложения) (приложение 3).

Заключительный

(контрольно-диагностический)

15 мая – 24 мая

  1. Логопедическое обследование речи учащихся, анализ полученных результатов письменных работ.
  2. Подведение итогов и результатов проектной деятельности в классе.

К концу обучения дети должны уметь:

  • распознавать части речи и их основные признаки;
  • образовывать определенное слово в нужном числе, роде и падеже;
  • определять род, число и падеж существительных и прилагательных;
  • производить разбор слова по составу;
  • различать понятия словоизменение и словообразование;
  • выделять слова и словосочетания из текста и предложения в определенной позиции;
  • устанавливать связи между словами в словосочетании. Устанавливать связи между частями сложного предложения;
  • строить и анализировать  предложение.

Приложение 1: Образец карточки по коррекции навыка словообразования:

Карточка: «Навык словообразования».

Задание: образуй слова (используя суффиксы –чик /– щик), обозначающие профессию человека:

https://img.clipartfest.com/aa3d2ae5621506cbaf77c11ca75c4817_-teaching-first-hands-and-clipart-black-and-white-hand-print_615-735.jpeg

Образец карточки по коррекции навыка словоизменения:

Карточка: «Навык словоизменения».

Задание:

Слова

Ппдежи

Именительный

падеж

Родительный

падеж

Дательный

падеж

Винительный

Падеж

Творительный

падеж

Предложный падеж

стена

земля

конь

солнце

ель

капель

Используемые информационные источники:

  1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. – М: Известия АПН РСФСР, 1955. – 267 с.
  2. Арямова О.С. Причины орфографических ошибок школьников. - М., 1985. – 194 с.
  3. Городилова В. И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. — СПб., 1996. – 134 с
  4. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. М., 1989. – 156 с.
  5. Колповская И.К, Спирова Л. Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 2 /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селеверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 656 с.
  6. Настольная книга логопеда: справ.- метод. пособие / авт.- сост. Л. Н Зуева,

Е. Е. Шевцова. – М: АСТ: Астрель: Профиздат, 2005. – 398 с.

  1. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: Питер, 2004. – 352 с.
  2. Практическая психология и логопедия №1-2 (4-5) 2003 г.
  3. Хватцев М. Е. Аграмматизм. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 2 /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селеверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 656 с.
  4. Хватцев М.Е. Логопедия. Пособие для студентов пед. инст. и учителей спец. школ. — М.: Просвещение, 1951. – 345 с.
  5. Ястребова А. В. коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984. – 237 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Родительское собрание в 4-м классе на тему:«Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».

Родительское собрание на тему:«Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».Цель собрания:Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе...

Заключение педагога – психолога по готовности учащихся 4 класса к обучению в среднем звене школы – интерната VIII вида.

Общие результаты проведенных диагностических обследований с целью определения   уровня готовности к среднему звену учащихся Суворовской специальной   (коррекционной) общеобразовате...

родительское собрание «Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы»

материал предназначен для родителей четвероклассников. Цель собрания: Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе в среднее звено школы....

Родительское собрание на тему: «Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».

Цель собрания:Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе в среднее звено школы.Задачи собрания: учить  родителей анализировать причины, которые с...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии с учащимся 4 класса

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии с учащимся 4 класса по теме "Предлоги"...

Статья: «Устранение предпосылок аграмматической дисграфии у учащихся с ОВЗ»

. Особое внимание необходимо проявлять к детям с ОВЗ, у которых речь появилась с опозданием и у которых аграмматизмы слишком многочисленны....