Речевые игры
материал по логопедии (1 класс)
Предварительный просмотр:
Речевые игры с детьми дома
Узнавание предмета по эпитетам. Что это (кудрявая, белоствольная, стройная)?
Какой снег (белый, пушистый, мягкий, искристый и т.д.)?
Подбор к предмету слов, обозначающих действия. Ветер – что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, освежает, тучи гоняет.)
Игра в увеличительные очки. “Я надела увеличительные очки, и теперь вижу не дом, а домище…”
Игра “Я – ласковая”. Все предметы называть только ласково: кошка – кошечка, ложка – ложечка и т.п.
Антонимы. Предложите ребенку сказать следующие слова "наоборот". Если ребенок не понимает, что и как именно нужно говорить, приведите ему пример, выполнив несколько заданий сами. Север – юг, зима – лето, жара – холод, польза – вред; трудный – легкий, гладкий – шершавый, гасить – зажигать, помогать – мешать и т.д. Что бывает широким, узким, зелёным, хмурым, деревянным? Например, свежий – (хлеб, капуста, газета, ветер, трава, овощи, листья).
«Синонимы». Некоторые слова в русском языке обозначают примерно одно и то же. Это синонимы. Попросите ребенка придумать такие слова.
Машина — автомобиль; холод — стужа; огонь — пламя; метель — вьюга, пурга.
Грустный — хмурый; веселый — счастливый; разговорчивый — болтливый, говорливый; старательный — прилежный, усердный; вежливый — почтительный, воспитанный, любезный, тактичный; верный — надежный, преданный; догадливый — смышленый, сообразительный, понятливый, находчивый; чуткий — отзывчивый, участливый, сердечный; смелый — храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный; душистый — ароматный, пахучий; красивый — прекрасный, великолепный, восхитительный; вкусный — аппетитный, лакомый; удивительный — чудный, чудесный, волшебный, сказочный; желтый — золотой, лимонный, янтарный, соломенный; зеленый — изумрудный, малахитовый.
Бежать — мчаться; танцевать — плясать; исчезнуть — испариться; блестеть — сиять, сверкать, искриться; смеркаться — темнеть, вечереть.
«Омонимы». Омонимы — слова-близнецы, они и звучат, и пишутся одинаково, а вот по смыслу существенно различаются: они могут обозначать несколько разных предметов, явлений. Предложите ребенку придумать такие слова.
Ручка — ручка, которой пишут, ручка дверная, ручка ребенка.
Ключ — от замка, родник, скрипичный, гаечный.
Коса — прическа, инструмент.
Труба — на доме, музыкальная.
Лук — овощ, оружие.
Кран — для воды, подъемный.
Перо — на шляпе, птичье.
Плитка — железная, шоколадная.
Лист — бумажный, на дереве, железный.
Ножка — у стола, у гриба, у ребенка.
Что из чего делают? Что делают из муки? – хлеб, макароны. ... из шерсти овец? (нитки) ...из шерстяных ниток? (свитер, джемпер, носки, варежки, шарфы) ...из песка? (стекло) ... из глины? (посуду, кирпич) ...из металла (инструменты, посуду) ... из нефти? (бензин) ...из семян подсолнуха? (подсолнечное масло).
Что с чем делают? Песок сыплют, а воду ... ; Котлеты жарят, а суп ...; Стол накрывают, а постель ... Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену ... Стол может сломаться, а стакан ... Воду можно разлить, а горох ... Сено косят, а волосы ... Нитки прядут, а холст ... Платье шьют, а шарф ...
Что лишнее? Прочитайте ребенку одну строчку слов. Предложите на слух указать, какое слово лишнее и объяснить свой выбор.
Молоко, булка, сливки, сметана. Нож, блюдце, миска, тарелка. Молоток, удочка, пила, клещи. Грузовик, баржа, лодка, катер.
«Сравнения». Описывая предметы, мы часто сравниваем их свойства с другими предметами. Попросите ребенка подобрать следующие сравнения. А может, он придумает что-то сам?
Белый как... (мел); медленный как... (черепаха); трудолюбивый как... (пчелка); хитрый как... (лиса); храбрый как... (лев); преданный как... (собака); желтый как... (лимон); колючий как... (еж); голодный как... (волк);
неуклюжий как... (медведь); хмурый как... (туча); прозрачный как... (стекло); холодный как... (лед); стройный как... (лань); легкий как... (пушинка); трусливый как... (заяц).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые игры с детьми.
В данном материале использованы игры на развитие речевого дыхания (развтие фразовой речи, правильного построения речи , развитие ритмичной и выразительной речи ), голоса (тембр голоса, сил...
Речевые игры на уроках русского языка
Речевые игры необходимо проводить на уроках русского языка. Они нужны для развития речи учащихся, их словарного запаса.Задания разнообразны : "Назови лишнее слово среди имен существительных,прилагател...
Речевые игры на уроках русского языка
Речевые игры необходимо проводить на уроках русского языка. Они нужны для развития речи учащихся, их словарного запаса.Задания разнообразны : "Назови лишнее слово среди имен существительных,прилагател...
Речевые игры на уроках русского языка
Игровой материал способствует развитию словаря учащихся, активизации речи....
Речевые игры как метод коррекции ТНР
Выступление на педагогическом совете...
Занятие-речевая игра "Забавы уходящей зимы"
Конспект фронтального занятия для учащихся 1 классаТемы:Логопедическая: «Анализ и синтез слов различной слоговой структуры».Лексическая: «Забавы уходящей зимы»....
презентация "Речевые игры как средство развития творческого потенциала младших школьников с нарушениями речи"
Данный материал представлен в виде мастер-класса для учителей -логопедов образовательных учреждений....