Речевые игры как метод коррекции ТНР
презентация к уроку по логопедии по теме
Выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry_kak_metod_korrektsii_narysheniy_rechi.ppt | 709.5 КБ |
rechevye_igry.docx | 37.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что же такое речевая игра? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.
Где же взять стихи для речевых игр? На страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов; русские народные потешки, зарубежный фольклор; можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.
А в чем же польза этих игр? В развитии фантазии, воображения, пластики движений, умения сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха; в развитии мышления и речи ребенка; в избавлении от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления.
Как играть в речевые игры и с чего начинать Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю.
Примеры речевых игр: Назвать как можно больше слов на заданный звук. Назвать как можно больше слов , в составе которых есть заданный звук. Определить, какой звук слышится в начале или в конце слов. Определить, из каких звуков состоит заданное слово. Отгадать, какое слово получится из отдельно произносимых звуков. Назвать слово, которое начинается с последней буквы предыдущего слова. Подобрать похоже звучащее слово, т.е. в рифму. Составить как можно больше предложений, используя заданные слова.
«Аты-баты шли солдаты» Считалка «Мы сидели на печи» «Как у бабушки Наташи» «Барабек» «Придумай словечко» «Кто кого обгонит?» «Мама потерялась» «Похожие слова» «Украсим елочку» «Назови ласково» «Скажи наоборот» «Выбери правильное слово»
«Назови ласково» Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательного. Цветок красный, а цветочек красненький. Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое) Чашка синяя, а чашечка … (синенькая) Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький) Дом низенький, а домик … (низенький) Ведро синее, а ведерко … (синенькое)
«Скажи наоборот» Цель: расширение словаря антонимов. Темно, а наоборот – светло Друг – враг Хорошо – плохо Тяжело – легко Высоко – низко Правда – ложь Бросать – поднимать Жара – холод Прятать искать Радость – грусть
«Выбери правильное слово» Цель: развитие мышления, речевого внимания. Подумай и скажи, какое слово подходит больше всего? Осенью дует …(холодный, сильный, мокрый) ветер. На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки. Мама взяла в лес …(сумку, пакет, корзину). Собака живет …(в лесу, в конуре, в берлоге). Дед Мороз приходит в гости…(осенью, зимой, летом).
СПАСИБО!!!
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа №26 V вида
г. Краснодар Краснодарского края
Выступление учителя-логопеда Арустамян А.А. на педагогическом совете.
Тема:
«Речевые игры как способ коррекции тяжелых нарушений речи»
Краснодар - 2013
Речевые игры: что это такое и как в них играть
Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на площадке или в группе продленного дня. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.
Я предлагаю мамам, папам, бабушкам, воспитателям, педагогогам и всем тем, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.
Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.
Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т.д. Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.
Где же взять такие стихи? Вы их найдете на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.
А в чем же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.
Выступая в самых разных ролях, – бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги, – ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом – играть.
Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».
Еще кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке – текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике – грубоватым голосом; о мышонке – тоненько, высоким голоском; о бычке – низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!
А теперь пришло время познакомить вас с речевыми играми.
Считалка «Мы сидели на печи»
(слова и модель И. Бодраченко)
Мы сидели на печи, Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются руками в бедра – «сидят на печке».
Ели булки, Выставляют правую руку в сторону – «держат на ладони булку».
Калачи. Выставляют левую руку в сторону – «держат на ладони калач».
Бабка Ежка прилетела, Расставляют слегка ноги, пружинят – «сидят на помеле», слегка сжимают правую руку в кулак перед собой – «держат помело»,
левой кистью руки выполняют
круговые движения в воздухе -
«ветерок от полета».
Все бараночки поела, Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки – «бараночки», говорят с обидой в голосе – «забрали наши бараночки».
Нам остался лишь батон, Вытягивают руки перед собой – «держат длинный батон», говорят с сожалением в голосе.
Кто не съел, Кладут обе руки на живот.
Тот вышел вон! Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем указывают на «выход».
Речевая игра «Как у бабушки Наташи»
(слова народные)
Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.
Ели вкусную мы кашу. Соединяют ладони перед собой – делают «тарелку», показывая ее всем, стоящим справа и слева.
Каша пшенная с дымком, Над раскрытой ладонью левой руки – «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют
воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев, «глиссандируя».
Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но с правой рукой – «тарелка»,
с левой – «дымок».
С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону,
внутреннюю сторону ладони
вниз – «ломоть хлеба».
С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху – «слой масла».
С молоком. Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук – «кружка».
Взяли мы большие ложки, Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны – две «ложки».
Съели все до самой крошки! Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложки» ко рту.
Вот какая каша Снова делают «тарелку» и пока- зывают ее всем, стоящим справа и слева.
У бабушки Наташи! Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят
по-старушечьи.
Речевая игра «Барабек»
(«Как дразнить обжору» из английского фольклора,
пер. К. Чуковского)
Робин Бобин Барабек Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с ноги на ногу, низким голосом, как Барабек.
Скушал сорок человек Взявшись руками за голову, удивляют- ся, произнося текст с удивленной
интонацией.
И корову, Приставляют указательные пальцы к голове – «рога», говорят низким голосом.
И быка, Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка наклонив голову, – «упрямый бык».
И кривого мясника, Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными пальцами, ноги ставят косолапо – «кривой мясник».
И телегу, Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в стороны – «сидят на телеге».
И дугу, Стоят прямо, руки над головой соеди- няют дугой, касаясь кончиками паль- цев, – «дуга».
И метлу, Правую руку сжимают в кулак,
отставляют в сторону, в ней «метла».
И кочергу, Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть сгибают – «кочерга в печи».
Скушал церковь, Стоят прямо, один кулак обни- мает другой, большие пальцы рук поднимают вверх и соединя- ют – это «свеча», голову накло- няют вниз, смотрят на «свечу», произнеся текст серьезно и
негромко – «мы в церкви».
Скушал дом, Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики
пальцев соединяют друг с
другом – «крыша дома».
Скушал кузню с кузнецом, Двумя руками берут воображае- мый молот, широко замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по «наковальне», говорят активно, энергично, в ритме движений.
А потом и говорит: Разводят руки в стороны.
- У меня живот болит!!! Берут живот двумя руками,
сгибаются и говорят тоненьким голосом, жалостливо.
Игра «Звуковая мозаика»
Цель игры – закрепление в активной речи ребенка изучаемого звука, развитие умения осуществлять звуко-буквенный анализ слов.
Приведем содержание игры на примере автоматизации звука С в словах во всех позициях (в начале, конце и середине слова). Для того чтобы малышу было интересно, можно привлекать в игру старших братьев и сестер, других ребят и взрослых. Кроме этого целесообразно использовать какой-либо игровой предмет, например, мяч. Его можно передавать по цепочке или бросать в разном направлении тем людям, которым переходит в игре ход. Это создаст эффект неожиданности и повысит познавательный интерес. Перед тем как начать игру, следует рассказать ее участникам о правилах. Они таковы: первый человек называет слово со звуком С, например, самолет. Следующий человек, которому попадет мяч, должен придумать слово на последний звук предыдущего слова. Но, тут- то вся трудность! Новое слово должно включать также и закрепляемый звук С. Вот цепочка примерных слов: самолет – тоска – абрикос – сок – коса и т.д.
Игра «Придумай словечко»
Цель игры – закрепление в активной речи ребенка изучаемого звука, развитие умения синтезировать слова.
В качестве примера приведем игру для автоматизации звука С. Первый вариант игры. Вы называете первый слог, который содержит звук С. Ребенку следует дополнить этот слог до слова. Например, вы произносите слог СА. А малыш додумывает новые слова типа САША, САНИ, САРАФАН, КОСА и др. Второй вариант. Вы сообщаете ребенку слоги без звука С. Малышу же нужно придумать слово с данным слогом, но в нем должен быть обязательно звук С. К примеру, вы произносите слог РО. Ребенок может придумать слова типа РОСА, СОРОКА и др.
Игра «Перевертыши»
Цель игры – закрепление в активной речи ребенка изучаемого звука, развитие умения осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слов.
Приведем пример автоматизации все того же звука С. Начать игру можно с удивительного рассказа о том, что в стране Азбукиведии злая волшебница запутала все слова. Конечно же, только малыш может помочь жителям этой страны их «расколдовать». Ребенку предлагаются слова, разные по слоговому составу и различному положению в них звука С, например, «супода» (посуда), «окс» (сок), «сако» (коса). Малышу нужно отгадать «заколдованные» слова. Если ребенок затрудняется, можно назвать первый звук или первый слог.
Представленные речевые игры могут стать любимым занятием вашего малыша. Играйте и развивайте речь.
ЛЕСЕНКА
Стоит на дворе лесенка. На лесенке пять ступенек.
Давайте считать, ребята!
На верхнюю ступеньку вскочил петух. Крыльями замахал, громко запел.
Как он запел, ребята?
На вторую ступеньку прыгнула кошка. Сидит — язычком облизывается, мурлычет.
Как она мурлычет?
А пес на третью ступеньку прыгнул. Хвостом по ступеньке постукивает, на кошку рычит.
Как он рычит, ребята?
А на четвертую ступеньку взобрался Боря. Сидит — вниз поглядывает, ножками болтает.
Как он ножками болтает?
А Маня на нижнюю ступеньку села,
песенку запела: «Мы сидим на лесенке, И поем мы песенки».
Как она поет, ребята?
Вдруг... зашумел ветер.
Как он шумит?
Часто-часто застучал дождь,
Как он стучит, ребята?
Петух спрыгнул, крыльями замахал, под крыльцо спрятался,
И пес туда же забрался.
Кошка — та ловко прыг-шмыг в открытое окно.
Как она прыгнула, ребята?
А Боря и Маня сидят, с лесенки слезть не хотят, плачут...
Как они плачут?
Вышла на крыльцо Нина, ребят с лесенки сняла и повела их.
Затопали ножками по крыльцу.
Как они затопали, ребята?
Ушли дети в дом — осталась лесенка пустая.
1. “Построй домик”
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).
Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.
2. “Собери цветочек”
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.
Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.
Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.
3. “Солнышко”
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).
Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.
4. “Собери яблочки”
Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.
Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.
Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.
5. “Украсим елочку”
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.
Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.
Ход занятия: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.
6. “Напои куклу чаем”
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.
Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.
Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком “Ж”. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.
7. “Кукла наряжается”
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.
Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.
Ход игры: перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.
8. “Украсим комнату флажками”
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.
Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.
Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.
9. “Собери бусы”
Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми - один ребенок собирает бусы с одного конца, другой - с другого.
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.
Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.
Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.
Далее я решила игры немного усложнить. Помня о том, что основная задача - автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, я решила внести в игры элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты давно известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.
10. “Сложи пирамидку”
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.
11. “Веселые матрешки”
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.
12. “Сложи снежинку”
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.
Ход игры: педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур и сложить точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.
13. “Подбери фигуры”
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются фигуры самой разнообразной формы и величины. Это могут быть одни треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры, а также любые другие. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезается точно такая же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.
Ход игры: строится по типу игры “Доска Сегена”. Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например “Л”, и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться “Украсим платье” или “Украсим кофточку”.
"Подбери словечко"
Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно.
"Чьи покупки?"
Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.
Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории.
"Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка - овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил". Поможем зайчику и мишке? Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В концы игры подводим итог: "Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?"
В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания".
Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.
1.С опорой на картинки:
Дедушка старый, а внук …
Дерево высокое, а куст …
Море глубокое, а ручеёк …
Дорога широкая, а тропинка …
Перо легкое, а гиря …
Летом нужна летняя одежда, а зимой …
2.Без опоры на картинки.
Пирожное сладкое, а лекарство …
Ночью темно, а днем …
У волка хвост длинный, а у зайца …
Хлеб мягкий, а сухарь …
Чай горячий, а лед …
Летом жарко, а зимой …я, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы.
"Кто кого обгонит?"
Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.
Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.
Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?"
Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).
Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).
Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).
Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).
Незнайкины ошибки"
Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.
Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.
В осеннем лесу.
Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес.
"Мама потерялась"
Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".
В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.
Пример: Корова ищет…(телёнка). Вот телёнок. Лошадь ищет…(жеребёнка).
Свинья ищет…(поросёнка).
Собака ищет…(щенка).
Кошка ищет…(котёнка).
Коза ищет…(козлёнка).
Овца ищет…(ягнёнка).
Лисица ищет…(лисёнка).
Зайчиха ищет…(зайчонка).
Волчица ищет…(волчонка).
Ежиха ищет…(ежонка).
Медведица ищет…(медвежонка).
Белка ищет…(бельчонка).
В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)
"Федорино горе"
Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа.
Читаем отрывок из стихотворения "Федорино горе".
Затем просим ребёнка припомнить, какая посуда убежала от Федоры, и чего у неё теперь нет. Можно при этом рассматривать картинки с изображением посуды или использовать настоящую.
При повторном чтении стихотворения ребёнок подсказывает слово и показывает соо Федорино горе
Вся посуда разбежалась!
У Федоры не осталось
Ни бидона, ни бутылок,
Ни беззубых, грязных…(вилок).
Нет покинутых сироток -
Чёрных, гнутых…(сковородок).
Нет запачканных грязнуль -
Битых, ломанных…(кастрюль).
Не видали близко люди
И осколков грязных…(блюдец),
Убежавших от букашек
Много дней немытых…(чашек),
Скрывшихся от тараканов
Мутных, треснувших…(стаканов).
Как Федора ни смотрела,
Не нашла нигде…(тарелок).
Скрылся от Федоры ножик,
Нет больших столовых…(ложек).тветствующую картинку.
"День рождения Мишутки"
Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя.
Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости
Пример:
Орехи - белке. Мишутка ждёт белку.
Рыба … - Мишутка ждёт…
Морковь … - Мишутка ждёт…
Грибы … - Мишутка ждёт…
Зерно … - Мишутка ждёт…
Трава … - Мишутка ждёт….
Речевые игры
для детей 6 - 7 лет
"Похожие слова"
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель - друг - враг;
Грусть - радость - печаль;
Еда - очистки - пища;
Труд - завод - работа;
Танец - пляска - песня;
Бежать - мчаться - идти;
Думать - хотеть - размышлять;
Шагать - сидеть - ступать;
Слушать - глядеть - смотреть;
Трусливый - тихий - пугливый;
Старый - мудрый - умный;
Бестолковый - маленький - глупый;
Смешной - большой - огромный.
"Семейная олимпиада"
Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы" какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
"Два брата"
Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.
Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.
Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища. Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.
Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. Групповая коррекция нарушения поведения и эмоциональной сферы ребенка.
Материал содержит игры, которые способствуют самовыражению, высвобождению эмоций, преодолению внутренних конфликтов, разрядке, преодолению скованности и застенчивости; созданию положительного образа с...
Участие в театральных постановках, как один из методов коррекции речевых нарушений
Сегодня для умственного и физического развития детей существует множество кружков и секций. Одни ориентированы на раскрытие интеллектуального потенциала ребенка, другие же держат курс на силовую подго...
Инновационные методы коррекции речевых нарушений
Обзор наиболее интересных современных методов коррекции нарушений речи.Показания к применению, противопоказания, и основные принципы работы...
Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического з...
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ КАК МЕТОДА КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: данной статье рассматриваются особенности физического развития детей младшего школьного возраста, представлены основные характерные особенности развития детского организма в возрасте 6-8 ле...
Театрализованная деятельность как метод коррекции психо-речевых нарушений у слабослышащих обучающихся.
Описание метода коррекции психо-речевых нарушений у слабослышащих обучающихся путем вовлечения их в театрализованную деятельность.Практический опыт комплексной работы коррекционной школы. Формы т...
Речевые игры как метод коррекции нарушений речи
Материал для выступлений наметодичсекихобъединениях, семинарах, педсоветах...