Речевые игры с детьми.
материал по теме

Гирфанова Светлана Александровна

В данном  материале использованы игры на  развитие речевого дыхания (развтие фразовой речи, правильного построения речи , развитие ритмичной и выразительной речи ), голоса (тембр голоса, сила голоса, высоты голоса, выразительности   речи и мимики).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_igry_s_detmi.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые   игры  с   детьми

Подготовила  Гирфанова С. А. - учитель - олигофренопедагог

государственного  бюджетного  специального  (коррекционного) образовательного  учреждения  для  обучающихся, воспитанников с  ограниченными  возможностями   здоровья   «Альметьевской специальной  (коррекционной)  общеобразовательной  школы  № 19  VIII вида»

Развитие   речевого  дыхания

Приятный запах

Цель. Развитие фразовой речи на плавном выдохе.

Оборудование. Один  душистый  цветок (ландыш, сирень, жасмин и т.п.), или надушенный носовой платок, или фрукты (мандарин, яблоко, лимон).

Описание игры. Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражени ем удовольствия слово или фразу: "Хоро шо; очень хорошо; очень приятный за пах; очень ароматный цветок (ароматное яблоко)" и т.д.

     Первоначально детям предлагают предложения. В дальнейшем они (в зави симости от речевых возможностей) сами придумывают предложения.

Придумай   фразу

Цель. Развитие фразовой речи. Пра вильное построение предложений.

Оборудование. Сюжетные картин ки из лото "Что мы делаем".

Описание игры.  Показывается од на сюжетная картинка. Педагог приду мывает по ней короткую фразу (из двух-трех слов), затем предлагает детям допол нить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово.

     Например, педагог говорит: Таня игра ет. Ребенок повторяет предложение:  Та ня играет и добавляет на улице. Следую щий повторяет  предложение: Таня игра ет на улице и добавляет в песочнице.

      Выигрывает тот, кто придумает по следнее слово к предложению и произне сет всю фразу правильно. Короткие фра зы (три-четыре слова) произносятся на одном выдохе, а длинные — с паузой че рез три-четыре слова. Когда дети овладе ют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.

Соседи

Цель. Правильное построение фра зы. Совершенствование   ориентации в пространстве.

Оборудование. Детские стульчи ки, бубен.

Описание игры. Детям дается за дание: назвать своего соседа

справа. Они по очереди говорят, например: я сижу с Вовой. Когда

все дети назовут своего со седа, педагог дает сигнал бубном. Дети

разбегаются по комнате. Они могут взять игрушки и некоторое время поиграть. По новому сигналу должны сесть именно с тем соседом, которого они назвали. Кто ошибся, проигрывает.

При повторении игры ответы детей усложняются: я сижу с Вовой и Женей; я сижу рядом с Вовой и Женей; справа от меня — Вова, слева от меня — Женя; мой сосед справа — Вова, мой сосед слева — Женя.

Обгони

Цель. Развитие ритмичной и вырази тельной речи. Воспитание координиро ванных движений.

Оборудование. Детские стульчи ки (пенек, бревнышко или скамеечка на участке, в лесу).

Описание игры.

     Вариант 1. Дети стоят или сидят на бревнышке, травке или стульчиках. Напротив, в 10—15 ша гах, один стульчик (пенек). Выбираются двое водящих с помощью считалочки. Они становятся напротив стульчика (пенька). Педагог вместе со всеми детьми произносит стишок:

Девочке на ручку

Бабочка села.

Девочка бабочку

Поймать не успела.

После слов "поймать не успела" водя щие бегут к пеньку. Кто успеет сесть на него первым, тот выиграл.

      Вариант 2. Эту игру можно сопровож дать и другим стихотворением:

Бабка сеяла горох,

Уродился он неплох,

Уродился он густой...

Мы помчимся,

Ты постой.

     В этом случае стишок говорит водя щий. В процессе игры педагог следит, чтобы дети правильно делали дыхатель ные паузы. Эти игры можно использо вать и для автоматизации разных звуков.

   

Волшебное    зеркало

Цель. Развитие ритмичной, вырази тельной речи и координации движений.

Описание игры. Дети стоят в кру гу или сидят на стульчиках. Водящий под ходит к одному из ребят и говорит:

Ну-ка, зеркальце, смотри!

Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой,

Повторяй-ка все за мной!

     Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее какими-либо движения ми. Тот, к кому он обратился, должен точ но повторить и фразу, и движение. Если ребенок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто все выполнит без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.

Дождик,  дождик

Цель. Развитие ритмичной и вырази тельной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.

Оборудование. Детские стулья.

Описание игры. Стулья расстав лены по кругу, на один меньше, чем игра ющих детей. Дети ходят в середине круга и говорят хором (или один):

Дождик, дождик, что ты льешь?

Погулять нам не даешь.

После слов "погулять нам не даешь" дети бегут к стульчикам. Кому стульчика не хватило, тот проиграл. Игра повторя ется несколько раз.

Палочка-выручалочка

Цель. Та же, что и в предыдущей иг ре.

Оборудование. Палочка (толщина 3 — 4 см, длина 30 — 40 см).

Описание игры. Игра проводится на участке, на полянке. Дети стоят тесной группой. Выбираются водящий и веду щий. Ведущий берет палочку и вместе со всеми детьми произносит слова:

Палочка-

Выручалочка,

Среди  бела дня

Выручай  меня!

За березу, за рябину —

Далеко  тебя  закину.

Кто за  палкой гонится,

От  того  хоронятся.

После слов "от того хоронятся" веду щий кидает палку. Водящий бежит за ней. Остальные дети разбегаются и прячутся. Подняв палку, водящий идет искать детей. Кого найдет первым, тот становится водя щим, кого последним, тот ведущий.

Песенка   стрекозы

Цель. Развитие ритмичной, вырази тельной речи и координации движений.

Описание игры. Дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:

Я летала, я летала,

Устали не знала.

Дети плавно взмахивают руками.

Села, посидела,

Опять полетела.

Опускаются на одно колено.

Я подруг себе нашла,

Весело нам было.

Вновь делают «летательные» движе ния руками.

Хоровод кругом вела,

Солнышко светило.

Берутся за руки и водят хоровод.

Игра может быть использована для дифференциации звуков с, с', р — л. В этом случае дети произносят стишок не хором, а по одному.

Повар

Цель. Та же, что и в предыдущей иг ре.

Оборудование. Поварской кол пак.

Описание игры. Все дети стано вятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хо ром произносят стихотворение:

Будем в повара играть,

Никому нельзя зевать.

Если повар будешь ты,

То скорей кругом иди.

После слов "скорей кругом иди" водя щий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу. Кто первым обойдет (не бе жать!) круг, тот выигрывает.

Светофор

Цель. Закрепление представлений о правилах уличного движения.

Оборудование. Три картонных кружка диаметром 15 см: зеленый, крас ный, желтый. Мел или палочка.

Описание игры. Перед началом игры педагог рассказывает о назначении светофора и правилах уличного движе ния. Затем дети разучивают стихотворе ние "Светофор":

Красный — ясно,

Путь опасный.

Желтый — тоже Подожди!

А зеленый впереди — Проходи!

     Затем педагог мелом на полу или па лочкой на земле чертит дорогу и переход. Около перехода становится водящий с кружками. Дети, стоя в шеренге по одно му, несколько раз переходят дорогу туда и обратно, если водящий показывает зе леный кружок. Затем водящий поднима ет красный кружок. Дети останавлива ются и произносят первые две строчки стишка хором. Красный кружок сменя ется над  желтым. В этом случае они произно сят следующие две строчки стихотворе ния. И наконец, загорается зеленый свет. Дети произносят последние две строчки.

     Если кто-то из детей не успеет перейти за время произнесения последних стро чек стихотворения, водящий спрашива ет: "Где ты был до сих пор?" Опоздавший отвечает: "Задержал светофор".

Стайка (салочки)

Цель. Развитие ритмичной и вырази тельной речи. Активизация словаря по теме "Птицы". Воспитание спортивной сноровки.

Описание игры. Дети выбирают водящего. Педагог вместе с детьми про износит считалочку:

Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек — стайка:

Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей,

Эта птичка — соловушка,

Сонная головушка.

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель.

Эта птичка — скворушка,

Серенькое перышко.

Эта — зяблик,

Эта — стриж,

Эта — развеселый чиж.

Ну, а эта — злой орлан.

Птички, птички — по домам!

    Дети после этих слов разбегаются, а водящий ("злой орлан") старается кого-нибудь поймать.

Определи   место   игрушки

Цель. Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить разверну тую фразу.

Оборудование. Игрушки: машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.

Описание игры. Педагог раскла дывает на столе в один ряд различные детские игрушки. Вызывая ребенка, он спрашивает у него: "Между какими иг рушками стоит пирамида?" Ребенок дол жен дать полный ответ: "Пирамида стоит между машиной и мячом". После двух-трех ответов воспитатель меняет игруш ки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими.

     Методические    указания. Перед проведением игры педагог напоминает детям, что нужно говорить неторопливо, выразительно, не отделяя паузами одно слово от другого, а всю фразу говорить как одно длинное слово. Отвечать на во прос надо полным ответом, например: "Мяч лежит между куклой и мишкой". Правильно ответивший получает фант. Затем определяется победитель.

Аист

Цель. Развитие выразительности ре чи, сочетание речи с движениями.

За крепление понятия "право-лево".

Оборудование. Шапочка   аиста, корзиночка.

Описание игры. Один   ребенок   изображает аиста. Ему надевают шапочку аиста. В нескольких шагах от него дру гой ребенок с корзиночкой. Он заблудил ся в лесу. Увидев аиста, ребенок обраща ется к нему:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой!

    Ребенок с корзиночкой выполняет все движения, о которых ему говорит аист, а затем садится на место.

Развитие     голоса

Успокой куклу

Цель. Развитие тембра голоса.

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. На руках у них кук лы. Воспитатель говорит: "Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я ук ладываю куклу спать (укачивает куклу, негромко напевая на звуке а мотив зна комой колыбельной песни). А теперь вы покачайте". Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звука.

Перебежки

Цель. Развитие силы голоса. Активи зация мышц губ.

Оборудование. Мел, стульчики.

Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, уг лы комнаты, стулья). По сигналу педагога один из детей вызывает другого по свое му выбору "Ay, ау, Петя". Петя в свою очередь отвечает ему: "Ау, ау, Вова", и они быстро меняются местами. Тогда Пе тя выбирает другого товарища и таким же образом меняется с ним местами.

Вьюга

Цель. Развитие силы голоса и рече вого дыхания. Активизация мышц губ.

Оборудование. Сюжетная кар тинка "Вьюга".

Описание игры. Педагог показы вает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя "Вьюга начинается" тихо говорят: у-у-у...; по сигналу "Вьюга кончается" говорят тише; по сигналу "Вьюга закончилась" замолкают.

    Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2 — 3 раз. В этом случае удобнее словесные указа ния педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх — дети го ворят громче, плавное движение руки вниз — дети говорят тише.

Гудок

Цель. Та же, что и в предыдущей игре.

Описание игры. Дети   становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладо нями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а за тем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.

    Вначале педагог сам показывает дейст вия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и про износят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.

Кто кого?

Цель. Развитие силы голоса и речево го дыхания. Активизация мышц губ и ни жней челюсти.

Описание игры. Педагог вызыва ет двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновре менно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные зву ки а, о, у, и, э. Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя опреде ляет педагог. Затем, можно поручить де тям определять, кто победил. Педагог должен следить только за тем, чтобы дети не понижали голоса до конца звучания и не перенапрягали мышцы шеи.

Дует ветер

Цель. Развитие силы голоса и речево го дыхания.

Описание игры. Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: "Пошли

мы летом на прогулку в лес". Все берут ся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: "Идем полем, светит сол нышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки". Педагог и дети оста навливаются. "Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в (тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: "Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собра лись идти обратно. Вдруг подул сильный ветер: в-в-в..." — педагог громко и дли тельно произносит этот звук. Дети оста навливаются и

повторяют звук за педа гогом.

     Методическое указание. Педа гог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

Узнай   по    интонации

Цель. Воспитание выразительности речи и мимики.

Описание игры. Каждый ребенок по очереди изображает или больного, или сердитого, или удивленного, или ве селого человека. При этом нужно произ носить с определенной интонацией коро тенькие слова:

Ай-ай-ай!

Ой-ой-ой!

Ах! ах! ах!

Ох! ох! ох!

    Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позе говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детям объяснить по дробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д. За выразительность речи и за подробный рассказ дети поощряются.

Медведь и елка

Цель. Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.

Оборудование. Маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.).

Описание игры. Педагог выбира ет двух детей: один будет медведем, дру гой, например, волком. Из разных кон цов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними про исходит диалог:

Волк. Ты куда идешь, медведь?

Медведь. В город, елку приглядеть.

Волк. Да на что тебе она?

Медведь. Новый год встречать пора.

Волк. Где поставишь ты ее?

Медведь. В лес возьму, в свое жилье.

Волк. Что ж не вырубил в лесу ?

Медведь. Жалко, лучше принесу.

   Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.

Волк  и  семеро   козлят

Цель. Развитие высоты голоса и вы разительности. Совершенствование фра зовой речи.

Оборудование. Маски животных.

Описание игры. Дети предвари тельно должны быть знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми педагог распреде ляет роли и раздает маски. Начинается иг ра-инсценировка. Педагог обращает вни мание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк — сначала гру бым, низким голосом, а потом более высо ким.

Игра   по  сказке "Три .медведя "

Цель. Та же, что и в предыдущей игре.

Оборудование. Маски медведей, стол с тремя чашками и тремя ложками, три стула.

Описание игры. Педагог расска зывает сказку "Три медведя". Затем предлагает детям инсценировать ее. Вы бирают трех медведей: Михаила Ивано вича, Настасью Петровну и Мишутку. Расставляют мебель и посуду. Педагог предлагает вспомнить, что говорили мед веди. Он обращает внимание детей на то, какими голосами они говорили.

     Поощряют тех детей, которые удачно подражали голосам медведей.

       Аналогичные игры-драматизации можно использовать в работе и над дру гими известными детям темами: "Коло бок", "Терем-теремок" и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям по речевому общению с детьми

Ваш ребёнок уже умеет читать, учится говорить, ему поставлены основные звуки. Помните, что усвоение речи слабослышащим ребёнком зависит не только от учителя, но и от вас, родителей, от близких л...

Доклад «Содержание, приёмы и методы работы по формированию графических навыков в коррекционно – речевой работе с детьми с ОВЗ».

Особенности методов работы по формированию графических навыков в коррекционно – речевой работе с детьми с ОВЗ....

Речевые игры с детьми по подготовке к усвоению грамоты

Давайте поговорим о том, как же лучше подготовить  детей к овладению грамотой в школе. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие...

Речевые игры с детьми дома

Развивайте речь ребенка!Разговаривайте с ним на прогулке, играя, занимаясь домашними делами. Побуждайте его рассказывать вам, что он делал, что он видел, что он слышал....

Выступление логопеда на родительском собрании в 1 классе. Памятка для родителей "Речевые игры с детьми дома".

В статье освещается тема необходимости родительской помощи в развитии речи детей, способы, игры, а также предлагается памятка для родителей "Речевые игры с детьми дома"....

Буклет "Речевые игры с детьми дома"

Буклет "Речевые игры с детьми дома"...

Игра, как средство развития ребёнка. Речевые игры на уроках русского языка в 1 классе.

Презентация "Игра, как средство развития ребёнка.Речевые игры на уроках русского языка в 1 классе"....