Логопедическая викторина «Словесная мозаика»
план-конспект по логопедии

Юлия Александровна Орлова

Цель: создание условий для развития творческих способностей, активности и

самостоятельности обучающихся, развития коммуникативных и регулятивных навыков.

Образовательная:

-закреплять приобретѐнные произносительные умения.

Развивающие:

- развивать фонематический слух;

-развивать творческое и логическое мышление, память, внимание;

-развивать выразительность, эмоциональную окрашенность речи.

Воспитательные:

- формировать умение работать в коллективе сверстников;

- воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность;

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnaya_mozaika.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая викторина «Словесная мозаика»

Орлова Ю.А.., учитель-логопед,

высшая квалификационная категория

Место проведения: актовый зал.

Участники: обучающиеся 2-4 классов, учителя.

Цель: создание условий для развития творческих способностей, активности и

самостоятельности обучающихся, развития коммуникативных и регулятивных навыков.

Образовательная:

-закреплять приобретѐнные произносительные умения.

Развивающие:

- развивать фонематический слух;

-развивать творческое и логическое мышление, память, внимание;

-развивать выразительность, эмоциональную окрашенность речи.

Воспитательные:

- формировать умение работать в коллективе сверстников;

- воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность;

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: переносная доска, карточки с заданиями, карточки с буквами П – Б,

маркеры, ручки, чистые листы бумаги.

Ход мероприятия.

На экране заставка викторины.

1 Организационный момент.

Ведущий: Дорогие ребята, гости, уважаемое жюри, начинаем нашу логопедическую викторину. Разрешите   представить вам авторитетное жюри.

 - Сегодня ребята будут соревноваться в двух командах, и мы узнаем, чья команда умеет быстро подобрать нужный ответ, умеет находить и исправлять ошибки. За каждый правильно выполненный конкурс будут начисляться баллы. Если команда отвечает неверно, то у команды есть шанс заработать

дополнительное очко. Прошу вас быть организованными, не кричать. Итак, начинаем!

Ведущий представляет двух капитанов и участников команд.

Участники занимают свои места за столом.

2 Конкурс для команд «Разминка».

Ведущий: У каждой команды есть капитан, но нет названия команды. Задание командам: составьте из слогов слово, и вы узнаете название своей команды.

Задание на карточках.

Участники собирают слова «Солнышко», «Радуга».

3 Игра для болельщиков на внимание «Да или нет».

Ведущий: В рифму дайте мне ответ

Словом «да» иль словом «нет».

Только вы не торопитесь,

На крючок не попадитесь!

В школе есть урок труда?(да)

Борщ – полезная еда?(да)

После завтрака сразу обед?(да)

Есть колѐса у ракет?(нет)

С улыбкой к зубному идѐм в кабинет?(нет)

Зубы в дырках от конфет?(да)

Нужен вечером нам свет?(да)

Ест бензин велосипед?(нет)

Вы весѐлые всегда?

4 Конкурс для команд «Назови одним словом».

Вопросы для 1 команды.

1.Что нам помогает говорить? (Язык).

2. Что мы с вами слышим и произносим? (звуки)

3. Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

4. Как узнать гласные звуки? (поются, тянутся и образуют слог)

5. Каким цветом обозначают гласные звуки? (красным)

Вопросы для 2 команды.

1. Какими бывают согласные звуки? (твердые и мягкие, звонкие и глухие)

2.Каким цветом обозначают согласные звуки? (синим)

3. А где живут звуки? (в буквах)

4.Как называется образовательное учреждение, куда поступают после окончания детского сада? (школа).

5. Стекло, отражающее предметы и используемое на логопедических занятиях. (Зеркало.)

5 Конкурс для команд «Заблудившиеся звуки».

В словах заблудились звуки, помогите, пожалуйста, отыскать их.

(Дети исправляют звуки, выясняя, в каком слове звук заблудился.)

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 КОМАНДЫ

Сладко спит в берлоге… миСка (миШка).

На столе с салатом… миШка (миСка).

В поле землю я… паСу (паШу).

На лугах коров… паШу (паСу).

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 КОМАНДЫ

С другом мы играли в… Чашки (Шашки).

Пили чай из белой… Шашки (Чашки).

Вылезла из норки… Шишка (Мышка).

На неё упала… Мышка (Шишка).

6. Игра для болельщиков «Закончи предложение в рифму»

Ведущий: Я начну, а вы должны договорить конец предложения в рифму:

1 Знают все еѐ в лесу: рыжехвостую…(лису).

2 Лишь пришѐл домой Иван, сразу лѐг он на…(диван).

3 С Белоснежкою знаком милый и забавный…(гном).

4 Есть у лошади ребѐнок: шаловливый…(жеребѐнок).

5 Совершает перелѐт серебристый…(самолѐт).

6 Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно,…(карандаш).

7 Какие они злючки у кактуса…(колючки).

8 «Спартак» забил победный гол. Красивый показал…(футбол).

9 Ос – ос – ос – на палубе …(матрос).

10 Поменял я свой фонарик на воздушный красный…(шарик).

7 Конкурс для команд «Догадайся».

Ведущий: На доске нужно дописать недостающие элементы букв. Каждый член команды выходит по очереди.

Ведущий: Нужно найти и зачеркнуть неправильно написанные буквы.

8 Конкурс для команд «Пропавшая буква».

Ведущий: Задание на карточках. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Для команды №1: Дев…чка, ж…вот, сам…лѐт, уч…ник, с…рока, моро….

Для команды №2: Г…рох, л…тать, чел…век, сла…кий, лыж…, пар…ход.

9 Игра для болельщиков «Рифма».

Ведущий: Договорите конец предложения в рифму.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом

Очень дружные сестрички

Золотистые ... (лисички).

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту

Зовусь я ... (подосиновик).

На бахче у нас растет,

Как разрежешь – сок течет.

Свеж и сладок он на вкус,

Называется ... (арбуз).

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы меня? Я ... (свекла).

10 Конкурс для команд «Пять ответов».

Ведущий: Участникам команды нужно назвать слова, которые начинаются со звука [П] или [Б]. Команды отвечают по очереди. При правильном ответе игрок получает один балл с буквой (П или Б), на которую и должен быть ответ на вопрос.

Звук П в начале слова:                                 Звук Б в начале слова:

1 Имя девочки. (Полина)                            1 Имя мальчика.(Боря)

2 Набухают весной на деревьях. (почки)   2 Желтый фрукт.

3 Один из родителей. (папа)                       3 Насекомое.(бабочка)

4 Учебная вещь.(пенал)                               4  Нездоровый человек.(больной)

5 Детеныш птицы. (птенец)                           5  Домашнее животное.(баран0

11 Конкурс для команд «Цифры».

Ведущий: Поменяйте местами буквы, чтобы соответствовали цифрам. У вас

получатся новые слова.

Команда №1                                             Команда №2

Нос   ткани    лиса                                  Сосна    куст    ток

321   34512    3214                                   54312   4312     321

Сон нитка  сила                                     насос   стук     кот

12 Игра для болельщиков «Встреча с литературными героями».

Ведущий: Ребята, вы любите читать сказки? Сейчас вам предстоит угадать

сказочных героев. Кто болеет за команду «Солнышко? За команду «Радуга»?

1 Летела стрела и попала в болото,           1 Мастер он колоть дрова,

А в этом болоте поймал еѐ кто-то.              Рыбок уважает.

Кто распростился с зелѐною кожей,            Хоть и дурья голова,

Сделался мигом красивой, пригожей?         Печь его катает.

(Царевна – лягушка).                                           (Емеля).

2 Я красив, силѐн, могуч,                             2 Я богатый, всемогущий,

Я грознее грозных туч,                                    Очень стройный, страшно злющий.

И умнее всех, нет слов,                                - Но я смерти не боюсь,

Много у меня голов.                                     Угадайте, как зовусь?

(Змей Горыныч)                                             (Кощей Бессмертный).

3 Умѐн, изворотлив усатый дружок-              3 Я старушка хоть куда:

Хозяина сделал богатым.                                    И умна, и молода!

Но жить он не может без красны сапог.            Со мною всюду крыска

Ну что, угадали, ребята?                                     По имени Лариска.

(Кот в сапогах)                                                     (Шапокляк)

13 Конкурс для команд «Грамотей».

Ведущий: У вас на карточках написан текст. Найдите и исправьте ошибки. За

каждую верно исправленную ошибку присуждается 1 балл.

Текст:

  В субботу после завтрока мы пошли влес. Там мы видели, как выбижал на опушку  ропкий заяц, слышали, как крустит ветками в кустах малины медветь. набрали мы ягот и к вечеру вернулись дамой.

14 Игра для болельщиков «Рифма».

Ведущий: Договорите конец предложения в рифму.

1 Стрекотунья, белобока, и зовут еѐ ...(сорока).

2 В магазин приходит Глеб, покупает белый…(хлеб).

3 У коровы есть ребѐнок - милый, ласковый…(телѐнок).

4 Без неѐ в морозы зябко. Защитит от стужи…(шапка).

5 Ос-ос-ос - щиплет нос…(мороз).

6 Ась – ась – ась – в пруду плавает…(карась).

7 Вот из ванной вышел брат. Банный он надел…(халат).

8 Быть должны всегда в порядке твои школьные …(тетрадки).

9 Опечален бегемот, гладит свой большой…(живот).

10 Любит сало эта птица - желтогрудая…(синица).

16 Подведение итогов. Жюри оценивает результаты конкурса и подводит итоги игры. Награждение – вручение сладких призов.

СОЛНЫШКО

     РАДУГА

СОЛ   НЫШ   КО

РА    ДУ    ГА

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 КОМАНДЫ

Сладко спит в берлоге… миСка.

На столе с салатом… миШка.

В поле землю я… паСу.

На лугах коров… паШу.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 КОМАНДЫ

С другом мы играли в… Чашки.

Пили чай из белой… Шашки.

Вылезла из норки… Шишка.

На неё упала… Мышка.

 

Дев…чка, ж…вот, сам…лѐт, уч…ник, с…рока, моро….

Г…рох, л…тать, чел…век, сла…кий, лыж…, пар…ход.

нос       ткани       лиса

321       34512       3214

сосна     куст         ток

54312    4312         321

 

  В субботу после завтрока мы пошли влес. Там мы видели, как выбижал на опушку  ропкий заяц. слышали, как крустит ветками в кустах малины медветь. набрали мы ягот и к вечеру вернулись дамой.

  В субботу после завтрока мы пошли влес. Там мы видели, как выбижал на опушку  ропкий заяц. слышали, как крустит ветками в кустах малины медветь. набрали мы ягот и к вечеру вернулись дамой.

конкурсы

«Солнышко»

«Радуга»

1.«Разминка»

2.«Назови одним словом».

3.«Заблудившиеся звуки»

4.«Догадайся»

5. «Пропавшая буква»

6. «Пять ответов»

7. «Грамотей»

конкурсы

«Солнышко»

«Радуга»

1.«Разминка»

2.«Назови одним словом».

3.«Заблудившиеся звуки»

4.«Догадайся»

5. «Пропавшая буква»

6. «Пять ответов»

7. «Грамотей»

конкурсы

«Солнышко»

«Радуга»

1.«Разминка»

2.«Назови одним словом».

3.«Заблудившиеся звуки»

4.«Догадайся»

5. «Пропавшая буква»

6. «Пять ответов»

7. «Грамотей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая викторина "Поле чудес"

Работа представляет собой сценарий внекласного логопедического мероприятия для детей с дисграфией. В сценарии представлены занимательные задания и конкурсы....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА «ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ»

Основной  целью  данной  логопедической  викторины  является  закрепление  знаний,  умений,  навыков,  полученных  учащимися...

ВИКТОРИНА "ДОРОЖНАЯ МОЗАИКА"

изучение правил дорожного движения. Знаки дорожного движения....

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Игра-викторина «Словесный калейдоскоп», 3 класс.

Занятие проводится в виде игры-викторины во внеурочной деятельности в 3 классе. Элементы занятия можно использовать на уроках русского языка  со 2 по 4 класс. Учащиеся получают представление по я...

Викторина "Дорожная мозаика"

Предагаем повторить детям какие знаки дорожного движения они знают. Что относиться к запрещающим знакам, а что к разрешающим...

Методическая разработка к викторине "Словесная мозаика" на тему "Зима"

Викторина "Словесная мозаика" по русскому языку на тему "Зима". Задания направлены на повторение тем: фонематический анализ, слоговая структура слова, словарный запас, знаки препин...