Социализация детей в школе
методическая разработка по логопедии
Предварительный просмотр:
СОГ БОУ «ГАГАРИНСКАЯ ШОЛА – ИНТЕРНАТ»
Деятельность учителя-логопеда
в области социализации учащихся
Подготовила учитель-логопед: Юрченко И.Ф.
2023г.
На протяжении всей коррекционной работы в нашей школе создаются условия для социализации детей с нарушениями речи. В настоящее время контингент детей в нашей школе достаточно разнообразен по уровню речевого развития. Нарушение речи – одна из причин, мешающая социализации ребёнка.
Прежде, чем преступить к работе по коррекции речевых нарушений у детей, провожу обследование каждого ребёнка, опираясь на технологию Грибовой, собираю анамнез, беседую с родителями и педагогами школы. Все данные заносятся в речевую карту ребёнка. Затем на основе полученных данных обследования совместно с педагогом – психологом интерната составляем социальный паспорт на каждого ребёнка.
Такая система работы помогает мне определить цели и задачи коррекционной работы. При проведении диагностики нами проводится обследование детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения речевого развития, по трем параметрам процесса социализации – самооценка, социальный статус в группе и усвоение социальных норм. При изучении процесса социализации используется следующая методика:
Методика «Лесенка» (Щур В.Г.)
Цель: исследование самооценки ребёнка старшего дошкольного возраста.
Возраст применения: с 7лет.
Процедура проведения: Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и дают инструкцию.
ИНСТРУКЦИЯ:
«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?» После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, воспитатель».
Примечание к инструкции.
Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.
№ | Способ выполнения задания | Тип самооценки |
1 | 2 | 3 |
1 | Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». | Неадекватно завышенная самооценка. |
2 | После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». | Завышенная самооценка |
3 | Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. | Адекватная самооценка |
4 | Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». | Заниженная самооценка |
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.
Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».
Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
Самооценка младшего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Выбор нижних ступенек свидетельствует о заниженной самооценке. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе.
Если значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или дают более высокую оценку - ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.
Качественный анализ методики.
- Благоприятный вариант – если дети считают, что взрослые поставят их на одну из верхних ступенек лестницы, а сами себя ставят на одну ступеньку ниже. Такой результат свидетельствует о том, что дети, чувствуя поддержку и принятие со стороны взрослых, умеют уже достаточно реалистично посмотреть на себя.
- Неблагоприятный вариант - дети ставят себя на ступеньках выше, чем, по их мнению, поставили бы взрослые. Такой выбор свидетельствует об осознании ребёнком неприятия со стороны взрослого и негативном противопоставлении оценке взрослого собственной оценки. Однако при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» - помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребёнок действительно плохо себя ведёт и часто получает замечания от воспитателя.
- Положение на любой из нижних ступенек говорит не об адекватной самооценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
- Если дети ставят себя на ту же ступеньку, на которую, по их мнению, могут поставить их взрослые, то это свидетельствует: об инфантилизме (все ответы – «на верхнюю ступеньку», не может ответить на вопрос «почему?»); о «компенсирующей самооценке» (желаемое выдаётся за действительное).
Качественные результаты деятельности.
Количество испытуемых-30 учащихся
Первичная диагностика (количество детей) | Заключительная диагностика (количество детей) | |
Неадекватно завышенная самооценка | 2 | 2 |
Завышенная самооценка | 7 | 5 |
Адекватная самооценка | 14 | 20 |
Заниженная самооценка | 8 | 4 |
Результаты исследования показывают, что дети, имеющие нарушения речи испытывают определенные трудности в усвоении социальных норм, приводит к затруднению процесса общения, к нарушению связей с социальным окружением, культурой, как одними из главных источников развития.
Далее нашем детском саду для социализации детей с нарушениями речи я стараюсь создавать определённые условия для того, чтобы ребёнок мог постепенно, плавно входить в среду сверстников, мог спокойно общаться с детьми и взрослыми:
• Занимаю позицию сотрудничества, помогая тем самым детям пережить реальность освоения мира, построить в нём свои отношения с другими людьми;
• Среда логопедического кабинета и группы наполнена самыми разнообразными предметами, вещами, созданными и подобранными с чёткой целью, социальны при первом же приближении;
• Провожу индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия, направленные на устранение речевых нарушений;
• Провожу совместные мероприятия с педагогом – психологом, музыкальным руководителем, воспитателем :
- Включение детей в театрализованную деятельность;
- Совместные занятия;
- Участие в развлечениях, утренниках;
- Проведение экскурсий в школу и т. д. ;
• Оказываю консультации и провожу занятия по коррекции речи на консультативном пункте ДОУ;
• Просвещаю учителей и родителей, организую совместную деятельность по вопросам социализации ребёнка с речевыми нарушениями;
Данная работа по социализации проводится логопедом, учителями воспитателями, педагогом - психологом и родителями в тесном содружестве, стремлении к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе.
В результате моей многолетней практики при систематическом индивидуальном подходе, при использовании специальных коррекционных приёмов и методов работы, во взаимосвязи с родителями, учителями, другими узкими специалистами, у моих воспитанников формируется красивая и грамматически правильная речь. Именно такая речь позволяет пройти этап социализации в младшем школьном возрасте, затем в школе, а также достичь результатов в профессиональной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кукольный театр как центр социализации детей в условиях сельской малокомплектной школы
Помочь детям жить в мире и быть успешным средствами кукольного театра....
Место и роль «Социальной гостиной» в ГБС(К)ОУ школе-интернате№2 в социализации детей с ОВЗ.
Опыт работы с детьми с ОВЗ...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Самооценка и социализация детей младшей школы
Центральным моментом социализации детей, младшей школы, является социальное познание, понимание социальной ответственности и социальных предписаний.Научение происходит как в школе, во время общения с ...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...
Статья "Экономическая социализация детей. Роль семьи в экономической социализации детей"
В современном мире постоянно возрастает роль экономики. В связи с этим возникает необходимость в воспитании поколения, готового жить и взаимодействовать в современ...