Статья "Экономическая социализация детей. Роль семьи в экономической социализации детей"
статья

       В современном мире постоянно возрастает роль экономики. В связи с этим возникает необходимость в воспитании поколения, готового жить и взаимодействовать в современном экономическом обществе. Ответственность за воспитание такого поколения ложится на семью, а особенно на родителей младших подростков, стоящих на пороге перехода к более взрослым отношениям с окружающей действительностью. Тем не менее, не каждая семья имеет чёткую стратегию экономической социализации детей, что ведёт к замедлению или нарушению этого процесса. В таком случае очевидной становится необходимость оказания своевременной психолого-педагогической помощи родителям в процессе экономической социализации подрастающего поколения. Этими факторами и обусловлена актуальность данной статьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomicheskaya_sotsializatsiya_detey.docx46.4 КБ

Предварительный просмотр:

Экономическая социализация детей.

Роль семьи в экономической социализации детей

В современном мире постоянно возрастает роль экономики и в связи с этим возникает необходимость в воспитании поколения, готового жить и взаимодействовать в современном экономическом обществе. Ответственность за воспитание такого поколения ложится на семью,  а особенно на родителей младших подростков, стоящих на пороге перехода к более взрослым отношениям с окружающей действительностью. Тем не менее, не каждая семья имеет чёткую стратегию экономической социализации детей, что ведёт к замедлению или нарушению этого процесса. В таком случае очевидной становится необходимость оказания своевременной психолого-педагогической помощи родителям в процессе экономической социализации подрастающего поколения.

Следует отметить, что в зарубежной литературе внимание экономической социализации стали уделять достаточно давно. Этим вопросом занимались такие исследователи, как  Д.Оуэн, Дж.Перл, Б.Стаси, П. Уэбли, Э.Шпрангер. В отечественных источниках данная проблема стала рассматриваться несколько позже, но в данный момент её рассмотрением занимается достаточно большой круг исследователей, таких, как И.В. Андреева, Е.В. Анкудинова, Т.А.Арефьева, О.С. Денека, С.А. Михеева, И.Б. Сенновский.

Тем не менее, данный вопрос всё ещё имеет нерассмотренные области, и одной из таких областей является экономическая социализация детей младшего подросткового возраста. Отметим, что  именно младший подростковый возраст является наиболее значимым и ключевым для усвоения детьми большинства экономических понятий и категорий и дальнейшей подготовке к переходу на более качественный уровень дифференцированного экономического понимания, способности строить экономические отношения, исходя из функциональных соображений. В то же время нарушение процесса экономической социализации на данном этапе может привести к возникновению ряда достаточно серьёзных социальных проблем, ведущих к нарушению представлений о ценности своего и чужого имущества, преувеличению роли денег и преуменьшению ценности жизни, неумению распоряжаться собственными средствами, что может привести к  повышению уровня детской преступности.

В связи с этим экономическая социализация детей является важной задачей современной психолого-педагогической практики.

Экономическая социализация является одной из составляющих общей социализации ребёнка и не может быть рассмотрена изолированно от неё.

Социализация тесно связана с процессом овладения социальным опытом и последующего его применения в условиях реальной необходимости, что прослеживается при изучении словарных и энциклопедических источников. Так, например, Кондратьев М. Ю. и  Ильин В.А. определяют социализацию как процесс усвоения и овладения тем социальным опытом, который передаётся индивиду в ходе его взаимодействия и общения с социальным окружением, а также результат освоения индивидом того социального опыта, который передаётся ему в ходе совместной деятельности с социальным окружением [7]. Ковалёва А. И. в своей статье использует несколько другое определение, которое мы и возьмём за основу. Она подчёркивает непрерывность и протяжённость процесса социализации и отмечает, что «социализация – двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющих индивиду функционировать в данном обществе» [6]. Таким образом, в обоих определениях подчёркивается важность двух процессов - передачи социального опыта и  усвоения этого опыта.

Обобщая выше сказанное, можно сказать, что социализация – это процесс формирования личности, осуществляемый посредством интериоризации полученного социального опыта и направленный на  формирование у субъекта социализации необходимых социальных качеств, на полноценное его включение в систему общественных отношений. И, поскольку главным субъектом передачи социального опыта ребёнку является семья, то изменяются и повышаются требования, предъявляемые к ней, а также возникает необходимость в целесообразной и своевременной психолого-педагогической помощи.

Экономическая социализация как особая категория общей социализации ребёнка стала рассматриваться в психолого-педагогических источниках относительно недавно в связи с повышением значимости экономической составляющей жизни. В настоящее время отечественные исследователи рассматривают в своих работах многие теоретические и практические аспекты экономической социализации. Например, О.С. Денека в своих работах особое внимание уделяет экономическим мотивам и особенностям экономического поведения [4]. Андреева И.В. выделяет общие проблемы психологии денег и социокультурные особенности отношения к деньгам и денежным категориям [2]. Е.В. Анкудинова в своей статье рассматривает экономическую социализацию как психологический феномен, описывает это понятие через такие категории экономической психологии, как «экономическое сознание», «экономическое поведение» и «экономическая роль» [3].

В зарубежной литературе особое внимание экономической социализации стали уделять значительно раньше. Так, Э. Шпрангер, рассматривая существующие типы личности, выделил тип экономического человека, которому должны быть присущи «созидательность, практичность, стремление к полезности познания и деятельности, активность мышления» [6]. А известный психолог Б. Стаси выделил примерные этапы экономической социализации детей [5]. Так, по его классификации, дети в процессе социализации проходят следующие этапы:

  • в 4 – 6 лет – дети получают элементарные понятия о деньгах и покупках;
  • в 6 – 8 лет – происходит развитие понятия о денежной системе и осознание взаимосвязей между деньгами и работой как их источником;
  • в 7 – 9 лет – формируется понимание ценности денег, получение нерасчленённого представления о богатстве и бедности;
  • в 10 – 12 лет – формируется более дифференцированное экономическое понимание, способность строить экономические отношения, исходя из функциональных соображений;
  • в 13-15 лет – приближение к взрослым в знании об экономических отношениях, осознание социально-экономического неравенства и положения собственной семьи в социальной структуре

Следует отметить, что этапы социализации Б. Стаси носят достаточно универсальный характер, но возрастные границы в настоящий момент недостаточно чёткие. В зависимости от  уровня и положения каждой конкретной семьи, от социального окружения ребёнка, границы могут  смещаться как в меньшую сторону и приводить к ускорению экономической  социализации, так и в большую сторону и приводить к её замедлению. Поскольку сферой интереса данного диссертационного исследования являются дети младшего подросткового возраста, особое значение для нас будут иметь последние два этапа. Руководствуясь данной периодизацией, можно предположить, что большая часть детской выборки должна иметь достаточно чёткие представления о некоторых экономических категориях, способность участвовать в экономических отношениях и иметь тенденцию к приближению к взрослым в знании об экономических отношениях.

Несмотря на то, что данная проблема рассматривается в различных психолого-педагогических источниках, она не изучена в полной мере, и чёткого определения понятия «экономическая социализация» нами не обнаружено.

Если брать за основу определение социализации Ковалёвой А.И., становится возможным сформулировать и определение экономической социализации. Так, под экономической социализацией можно понимать двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни социально-экономических норм и образцов экономического поведения, позволяющих индивиду функционировать в различных видах экономической деятельности и исполнять различные экономические роли.

Если рассматривать экономическую социализацию в данном контексте, то основным её направлением можно назвать формирование у детей умения действовать в условиях современной экономики. Исходя из этого, можно сказать, что в процессе экономической социализации должна сформироваться экономически развитая личность. А любое формирование должно происходить в три этапа: формирование знаниевого компонента, формирование эмоционального отношения и формирование поведенческого компонента [9].

В связи с этим и экономическая социализация должна включать:

  1. Формирование знаний об экономике, её категориях и особенностях их реализации в том или ином контексте (происходит на разных уровнях, поскольку исходный уровень знаний детей различен);
  2. Формирование эмоционального отношения к различным экономическим и социально-экономическим категориям и явлениям (превращение полученных знаний в убеждения и ценностные ориентации);
  3. Формирование у детей умения действовать в условиях современного экономического общества (реализация полученных знаний, представлений и ценностных ориентаций в деятельности).

О.В.Авдей в одной из своих работ называет подобную трёхфазовую структуру экономической социализации процессом «создания экономического сознания» [1]. Экономическое сознание, в свою очередь, рассматривается автором как ключевой элемент экономической культуры, а формирование экономической культуры воспринимается как самоцель экономической социализации. Таким образом, триединство формирования знания, отношения и умения действовать (знания, чувства и воли) является психологически обоснованным (поскольку основывается на процессе интериоризации), закономерным и систематическим (поскольку учитывает основные закономерности формирования личности.)  

Соответственно, и психолого-педагогическая работа с агентами социализации должна быть поэтапной и опираться на перечисленные положения.

Кроме этого, необходимо учитывать факторы, определяющие формирование экономических представлений:

  • принадлежность к определённому социальному слою (восприятие экономики и экономических категорий, а также уровень исходных знаний будут различными для семей из разных социальных слоёв);
  • территориальные особенности проживания [3]  (экономическая социализация часто базируется на нормах, знаниях, традициях, а также предписаниях, принятых в данной стране, характерных для данной культуры);
  • семейные ценности и установки, транслируемые детям в виде «родительских напутствий» [11];
  • возрастные особенности (экономическая социализация должна проходить постепенно, своевременно, соответственно возрасту; преждевременно данные ребёнку знания и представления не принесут пользы, также, как и те, что даны слишком поздно);
  • опыт участия ребёнка в экономической деятельности (собственные заработки, карманные деньги) [11].

Как можно увидеть, большинство факторов экономической социализации напрямую связаны с семьёй ребёнка – её социально-экономическим положением в обществе, качеством ценностных установок, которые она передаёт ребёнку, и ролями, которым она его обучает, давая попробовать себя в том или ином качестве (например, давая ребёнку карманные деньги и планируя вместе с ним, куда их можно потратить, и как это лучше сделать).

Если экономическая социализация будет происходить поэтапно, а также учитывать перечисленные выше факторы,  то в итоге ребёнок:

  • овладеет основами экономической теории, чтобы принимать грамотные решения;
  • получит чёткие представления об экономических реалиях и их реализации в окружающем мире;
  •  научится уважать свою и чужую собственность, свой и чужой труд;
  • научится рационально использовать материальные и духовные ценности.

Все вышеперечисленные положения наглядно иллюстрируют значение семьи в процессе овладения ребенком норм социально-экономической жизни. Именно семья, являясь для ребёнка ближайшим и самым значимым окружением, способна оказывать на него наибольшее влияние, играть первостепенную роль в экономической социализации ребёнка.  

Любая социализация, в том числе и экономическая,  проходит в соответствии с двумя уровнями, или периодами. Первый период – «первичная социализация» – охватывает достаточно большой период, от рождения до становления зрелой личности. Второй период – «вторичная социализация» - связан с изменением и перестройкой зрелой личности, чаще всего происходит в период овладения профессиональной деятельностью [12]. Оба периода происходят под воздействием агентов социализации, в качестве которых могут выступать социальные институты, отдельные личности и группы лиц.  Следует отметить, что в рамках данного исследования нас будет интересовать только «первичная социализация» личности.

В качестве агента «первичной социализации» выступает наиболее значимое для ребёнка окружение: семья, родственники, учителя, сверстники и т.д. Но, если с учителями и сверстниками, младший подросток проводит сравнительно небольшой временной отрезок, то семье он отдан всецело, и  именно семья оказывает на него особое влияние.  И будет  ли  это влияние положительным или отрицательным, также во многом зависит от того, какое социально-экономическое положение занимает семья, от качества межличностных отношений в семье, от тех ценностей, норм и взглядов, которые семья передаёт детям в той или иной форме. Контакты в семье более доверительны, связи более прочны, а вместе с тем и влияние семьи глубже и прочнее, чем влияние других социальных институтов. Школа  - слишком формальна и официальна для детей, они воспринимают её как нечто обязательное, это уже не священная обитель знаний, это просто место, где тебя учат и которое обязательно нужно посещать и поэтому она становится для детей менее значимой. Сверстники также оказывают на младших подростков влияние, но связи между ними ещё слишком неустойчивы, вчерашние друзья становятся врагами после нечаянно брошенного слова, а потому и их роль отходит на второй план. Остаётся семья как данность, семья, с которой ребёнок будет связан в течение всей жизни.

Все дети в той или иной мере стремятся подражать своим родителям,  и в первую очередь они усваивают их взгляды и оценочные суждения. У младших подростков ещё не в достаточной мере развита критичность отбора информации, для них родительская позиция, какой бы она не была, часто является единственно верной. Многие родители обсуждают важные вопросы, в том числе и экономического характера, в присутствии  детей. Касаются ли эти вопросы распределения семейного бюджета или оценки современной экономической ситуации, дети делают для себя те или иные выводы, которыми руководствуются в будущем в случае необходимости.

Кроме того, именно благодаря семье  происходит первое знакомство ребёнка с миром экономики и экономических отношений. Так, например, часто можно увидеть родителей с детьми в магазинах и банках. Приходя с родителями в магазин, ребёнок видит множество вещей и постепенно учится понимать, что не всё вокруг принадлежит ему, за любую вещь нужно заплатить, она не достаётся родителям просто так. В банке или у банкоматов, когда родители снимают или кладут деньги на карты, платят за квартиру или же обменивают денежные купюры, ребёнок может видеть ещё один пример экономических отношений. Маленький ребёнок не поймёт подоплёки этих отношений, он не будет знать о назначении банковских карт, но наличие самих отношений он заметит и усвоит достаточно быстро. По мере того как будет происходить обогащение его экономического опыта, набор известных ребенку экономических отношений будет расти. Несмотря на то, что опыт ребенка  в экономических отношениях  сначала будет опосредованным («зрительским»), у него может сформироваться первичная модель взаимодействия в материальном мире.

Формирование этой модели происходит на фоне постоянной материальной зависимости ребенка от родителей. Он не только должен соотносить свои поступки с требованиями родителей, но и все желания и потребности ребёнка оцениваются родителями. Именно родители решают следующий ряд вопросов: нужны ли ребёнку карманные деньги, нужен ли ему мобильный телефон и, если нужен, то какой, какие вещи можно купить ребёнку, а без каких можно обойтись. Вопрос о том, нужны ли ребёнку карманные деньги, волнует каждого родителя: одни из них решают, что деньги могут испортить ребёнка, другие же считают, что небольшая сумма не повредит. В настоящее время большинство родителей всё же склоняется ко второму. Это подтверждается и данными, полученными в ходе опроса на сайте mamaclub [10]. Из 162 опрошенных большинство – 69 % (112 человек) ответили, что они дают немного денег на карманные расходы своим детям, 17 % (28 опрошенных) не дают своим детям денег, потому что они ещё малы для этого, 8 % дают столько, сколько ребёнок сам попросит, 4 % предложили свой вариант ответа и лишь 1 опрошенный решил не давать денег ребёнку, обосновав это тем, что ребёнок сам заработает деньги, когда вырастет, а сейчас это ему не нужно.

В соответствии с этим, можно сказать, что родители стали признавать необходимость формирования у детей  умения обращаться с деньгами, но у них ещё нет чёткого представления о том, как именно организовать процесс этого формирования. Они не способны достигнуть нужного компромисса между самостоятельностью и контролем. Вместе с тем, недостаточно просто дать ребёнку денежные средства, необходимо научить его ими правильно распоряжаться, чтобы в последующем не возникало необходимости постоянного контроля со стороны взрослых, подрывающего доверие между членами семьи. Это является одним из труднейших вопросов экономической социализации для семьи.

В вопросе покупки мобильных телефонов родители выказывают редкостное единодушие. В соответствии с данными, полученными Фондом общественного мнения, мобильные телефоны есть у 18 % детей 5 -6 лет, у 67 % первоклассников, 82 % детей 9 – 10 лет, 91 % одиннадцатилетних школьников и  у 93 % детей 13 – 16 лет [8]. При этом большинство родителей тех детей, у которых еще нет телефонов, собираются их приобрести в ближайшее время. В плане качества покупаемых телефонов большинство семей склоняются к тому, что телефон нужен простой и недорогой (45 %). Те, кто настаивают на необходимости дорогого телефона, одной из причин такого приобретения называют – повышение статуса ребенка, престижность такой покупки. Также, основываясь на личных наблюдениях, можно сказать, что дети в настоящее время имеют тенденцию к соревнованию в количестве дорогих вещей,  хотя бережливостью, они, тем не менее, не обладают, с лёгкостью теряют или ломают свои «дорогие игрушки». Можно сказать,  что ещё одной задачей, которая стоит перед семьей,  является воспитание бережливости и ответственности.

Таким образом, семья имеет большое значение для экономической социализации детей, являясь для него экономическим (ресурсным) и психолого-педагогическим регулятором его социализации. Именно благодаря семье ребёнок получает первый опыт экономических отношений, узнаёт о ряде экономических категорий, воспринимает мнения и суждения родителей, черпая из них необходимую для себя информацию. Тем не менее, не смотря на первостепенную роль семьи, на пути экономической социализации встаёт ряд спорных вопросов и задач, решение которых является трудным для семьи и может требовать психолого-педагогической помощи со стороны специалистов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Авдей О.В. Экономическая культура как фактор экономической социализации// Сб. науч. раб. Государственный институт управления и социальных технологий БГУ, 2011. – Вып.19. – С.85 – 88.

2.        Андреева И.В. Экономическая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.

3.        Анкудинова Е.В. Экономическая социализация как психологический феномен// Вестник ТГПУ. -  2009. - №11. – С. 126 – 130.

4.        Денека О.С. Экономическая психология:   Учеб.   пособие. —   СПб.:   Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2000. — 160 с.

5.        Кардышев А.Д. Психологические этапы и субъекты экономической социализации детей в современном обществе// Вестник бурятинского государственного университета. – 2012. - Спецвыпуск Д. – С. 50.

6.        Ковалёва А.И. Социализация// Энциклопедия гуманитарных наук. – 2004. - № 1. – С. 12 – 18.

7.        Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.

8.        Мобильные телефоны у детей. Для чего нужны мобильные телефоны детям? [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/Rabota-i-dom/11129

9.        Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 624 с.

10.        Результаты опроса: Даете ли вы деньги ребенку на мелкие расходы? [Электронный ресурс]. URL:

11.        Фенько А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С. 94 – 99.

12.        Энциклопедия экономиста. Основы социологии. Агенты социализации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/agenty-socializacii.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль семьи в процессе социализации младших школьников"

Главная мысль этой статьи - всё, что происходит с ребёнком, идёт из семьи. Семья и школа - два неразрывных крыла, помогающие детям стать достойными гражданами нашего общества....

Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста

Статья о значении семьи в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста...

Родительское собрание "О роли семьи в трудовом воспитании детей"

Родительское собрание на тему: "О роли семьи в трудовом воспитании детей"...

Родительское собрание для родителей одаренных детей: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»

Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренност...

Помощь родителям в экономической социализации детей младшего подросткового возраста

Рассмотрены понятие «экономическая социализация, результаты проведённого исследования. Определены условия эффективного построения психолого-педагогической помощи семье....

Консультация для родителей Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Роль семьи в деле воспитания положительного отношения к физической культуре очень велика. Правильное физическое воспитание детей предполагает постоянное заботливое отношение к их здоровью в семье....