«Большая буква в именах собственных на уроках логопедической коррекции в МКОУ школе-интернат»
материал по логопедии (1 класс)

Данюшина Ирина Геннадьевна

«Большая буква в именах собственных»

      Правописание большой буквы в именах людей, кличках животных, географических названиях – традиционная для начальной школы тема. Учителя обычно не считают ее трудной. Действительно, ошибок на правописание большой буквы в именах собственных ученики делают значительно меньше, чем на правописание безударных гласных или парных согласных по звонкости-глухости в корнях слов. Данный факт легко объяснить: слова, обозначающие собственные имена, используются в письменной речи не так уж часто. Однако это не делает обозначенную тему совсем уж легкой для усвоения. Типичными остаются весьма специфические трудности. Каждому учителю, например первоклассников, известны ошибки такого типа: Кот Васька или Город орёл и т.п. Некоторые причины этих ошибок объясняются сложившейся к настоящему времени традицией преподавания.

     В лингвистической науке исследованию собственных имен посвящен специальный ее раздел – ономастика. В научных исследованиях установлено, что имена собственные являются единицами языка или функционально сходными с ними словосочетаниями (река Красивая Меча). Среди собственных имен встречаются также прилагательные, образованные от собственных имен. Если прилагательные образуются при помощи суффиксов –ин-, -ев-, то они пишутся с заглавной буквы, если при помощи суффикса –ск-, то со строчной: Муркины котята, но далевский словарь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz_bolshaya_bukva_22-23.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Павловский Посад Московской области

Выступление на ШМО

Тема : «Большая буква в именах собственных на уроках

логопедической коррекции в МКОУ школе-интернат»

Составила:

учитель-логопед первой квалификационной категории

Данюшина Ирина Геннадьевна

2022-2023 уч.год

«Большая буква в именах собственных»

      Правописание большой буквы в именах людей, кличках животных, географических названиях – традиционная для начальной школы тема. Учителя обычно не считают ее трудной. Действительно, ошибок на правописание большой буквы в именах собственных ученики делают значительно меньше, чем на правописание безударных гласных или парных согласных по звонкости-глухости в корнях слов. Данный факт легко объяснить: слова, обозначающие собственные имена, используются в письменной речи не так уж часто. Однако это не делает обозначенную тему совсем уж легкой для усвоения. Типичными остаются весьма специфические трудности. Каждому учителю, например первоклассников, известны ошибки такого типа: Кот Васька или Город орёл и т.п. Некоторые причины этих ошибок объясняются сложившейся к настоящему времени традицией преподавания.

     В лингвистической науке исследованию собственных имен посвящен специальный ее раздел – ономастика. В научных исследованиях установлено, что имена собственные являются единицами языка или функционально сходными с ними словосочетаниями (река Красивая Меча). Среди собственных имен встречаются также прилагательные, образованные от собственных имен. Если прилагательные образуются при помощи суффиксов –ин-, -ев-, то они пишутся с заглавной буквы, если при помощи суффикса –ск-, то со строчной: Муркины котята, но далевский словарь.

     В Словаре-справочнике лингвистических терминов нарицательными названы существительные, служащие наименованиями однородных предметов, а собственными – имена существительные, «служащие названием единичных предметов, выделенных из ряда однородных».

     Особенности имен собственных проясняются в противопоставлении с нарицательными. « Нарицательные имена связаны с понятиями, которые как бы концентрируют общие свойства, присущие многим однотипным предметам» , - пишет А.В.Суперанская.

     В ономастическом пространстве языка принято выделять классы( разряды, ряды) собственных имен. В современном русском языке самыми распространенными классами принято считать:

- наименования людей

- наименования географических объектов

- наименования животных и т.д.

      На письме имена собственные принято выделять при помощи заглавной буквы, тем самым противопоставляя их именам нарицательным и остальным словам.

     Заглавная буква на письме используется, кроме того, для указания на начало текста или нового предложения. Эта функция прописных букв чисто синтаксического порядка, прописные буквы помогают видеть отдельные части текста. Таким образом, орфографические правила, определяющие употребление заглавных букв, нельзя назвать однородными, да и определяются эти правила совершенно разными принципами орфографии.

     Изучение лингвистических основ ономастики и орфографии прописных букв позволяет сформулировать конкретные методические выводы.

  1. Имена собственные чаще всего являются существительными или субстантивированными прилагательными. Значит, имена собственные нужно изучать, прежде всего, в рамках изучения имени существительного.
  2. Собственные имена присваиваются конкретным предметам, которые существуют как индивидуальные.
  3. Каждое собственное имя имеет связь с конкретной группой нарицательных имен. Поэтому школьники должны, прежде всего, получить представление о разрядах таких слов, для того чтобы, с одной стороны, научиться выделять собственное имя из определенного класса, с другой стороны – научиться вводить каждое вновь встречающееся имя собственное в определенный класс однотипных предметов.
  4. Функция выделения индивидуального предмета является основополагающей, отражаясь на письме. Собственные имена принято писать с заглавной буквы. Но заглавной буквой выделяются также отдельные части текста: абзацы, предложения и пр. Разные функции заглавной буквы должны изучаться по-разному.

      В традициях школьного преподавания в начальной школе не всегда вводятся определения понятий имена существительные собственные и нарицательные.

     Практика первоначального обучения едва ли не с первых дней пребывания ребенка в школе требует практического владения учащимися способом выделения собственных имен на письме при помощи заглавной буквы. В таком случае можно констатировать важное противоречие: практика письма и практического употребления орфографического правила предшествует изучению грамматических основ правописания.

     Уже в период обучения грамоте школьники знакомятся с заглавными и строчными буквами, с их функциональными различиями. Школьники учатся выделять заглавной буквой первое слово предложения, а также имена, клички животных и т.д. Однако в практической деятельности различаются функции заглавных букв далеко не всегда. Например, из широкой школьной практики в учебник «К тайнам нашего языка» «шагнула» следующая схема-модель:

└  └  ─  ─   ─  . (? !)

     К этой схеме подходит предложение: У Кати в дневнике пятерки. В схеме «прячутся»  следующие правила, не вызывающие никаких возражений:

- первое слово в предложении пишется с большой буквы

- слова в предложении пишутся отдельно

- в конце предложения ставится точка (восклицательный или вопросительный знак).

     Но при пользовании этой же схемой ученик может сделать необоснованный вывод: и второе слово всегда пишется с заглавной буквы, если это имя. Но разве собственное имя всегда является вторым словом в предложении? Использование этой схемы, конечно, должно корректироваться.

     Формулировки орфографического правила, представленные в учебниках для начальных классах тоже нуждаются в совершенствовании. Так, повсеместно говорится о том, что названия стран, городов, рек и т.д. пишутся с большой буквы. Вдумаемся в формулировку и сравним ее с формулировкой правила употребления заглавной буквы для выделения фамилий, имен и отчеств людей, кличек животных.

     Ученики запоминают: клички животных пишутся с большой буквы. Обучаясь применять это правило на практике, рассуждают следующим образом: (с,С) обака (Ш,ш) арик. (Кто?)Собака – название животного. (Кто?) Шарик – кличка животного, клички пишутся с большой буквы.

     Что должен противопоставлять ученик в аналогичном случае, записывая слова (Г,г)ород  (М,м) осква?

     Выход из создавшегося положения вполне возможен. Вместо слова-названия стран, городов и т.п. рекомендуется использовать слово-наименование.

(Что?) Город – слово-название, пишу со строчной буквы, (что?) Москва – слово-название города, пишу с заглавной.

     Введение этой маленькой словесной замены ликвидирует большие проблемы младших школьников. Они начинают понимать, что слова-названия могут называть любые предметы, а наименования применимы только к словам, имеющим особые индивидуальные характеристики.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., 1960.

2.Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка. 2 класс: Учеб.рус.языка для четырехлетней нач. школы. Смоленск, 2008

3.Козлова Л.В. Большая буква в именах собственных. Журнал нач. школа №3, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок закрепления знаний по теме: «Большая буква в именах собственных».2 класс

Форма: урок-экскурсия. Данная форма урока позволяет в занимательной форме закрепить написание имен собственных, познакомить учащихся с историей и достопримечательностями родного города. Урок имеет бол...

Урок русского языка во 2 классе. Тема. Большая буква в именах собственных. Географические названия.

Цель урока: закрепить умение писать имена собственные;развивать орфографическую зоркость;способствовать развитию умения работать в микрогруппах, в парах; воспитывать аккуратность, взаимовыручку, ...

Презентация к уроку русского языка по теме "Большая буква в именах собственных.

Данную  презентацию  можно  использовать на  уроках  русского  языка,  как  при  знакомстве  с  новой  темой,  так  и  на ...

конспект урока Большая буква в именах собственных 1 класс планета знаний

Конспект открытого занятия на тему "Большая буква в именах собственных" 1 класс Планета знаний...

урок русского языка на тему "Большая буква в именах собственных"

Технологическая карта к уроку русского языка на тему: "Большая буква в именах собственных"...

урок русского языка "Правописание большой буквы в именах собственных"

Предлагаю вниманию коллег урок русского во втором классе по программе «Школа -2100» по теме «Алфавит. Большая буква в именах собственных». Работаю по учебнику русского языка для 2-го класса (1-4) авто...

Открытый урок русского языка "Большая буква в именах собственных" 2 класс.

Знакомство учащихся с новой орфограммой – заглавной буквой в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названий улиц, деревень, городов. Учить распознавать имена собственные, прививать любовь к с...