Адаптированная программа.
рабочая программа по логопедии (2 класс)
Программа для учащихся 2-х классов, с календарно-тематическим планированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_2.docx | 83.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа №8 им. А. С. Пушкина г. Черемхово»
665413 Иркутская обл., г. Черемхово, ул. Ленина, д. 19,
тел. ( 39546) 5-23-66 e-mail: scool8.36@mail
УТВЕРЖДАЮ
Врио директора МОУ Школа № 8
г. Черемхово
_________________
С.В. Сульгина
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционно- развивающему обучению для групп учащихся 2—х классов с нарушением чтения и письма.
Составила учитель-логопед:
Синявская Анна Игоревна
Черемхово
2021-2022 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Коррекция письма и чтения» для 2 классов разработана на основе нормативно-правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А. В. Ястребовой и Т. П. Бессоновой (Москва, 1996). А также с опорой на методические системы работы Л.Н.Ефименковой, ИН. Садовниковой, Р.И.Лалаевой, В Л. Миняйло, ЕВ. Мазановой.
Цель-устранение имеющихся пробелов в развитии устной и письменной речи и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом по родному языку и чтению.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Коррекция письма и чтения» основных задач.
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
З. развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение учащимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты, описания, и тексты повествования небольшого объема•
- воспитание у учащихся позитивного эмоционально- ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь
Решение коррекционных задач осуществляется через
—проведение артикуляционной гимнастики (развитие ощущений, артикуляционных движений, артикуляционного праксиса и моторики артикуляционного аппарата);
—проведение дыхательной гимнастики;
— проговаривание (индивидуальное, в парах, хоровое; выработка четкого произношения слов и предложении)•
—работу со словарями (усвоение терминологии);
—проведение звуко-буквенного анализа слов, в том числе слов сложной слоговой структуры;
—включение в занятие заданий, способствующих коррекции и развитию психических процессов учащихся (анализ, синтез, построение логических цепочек, установление причинно-следственных связей);
—выполнение заданий на развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов;
—опору на жизненный опыт обучающихся;—соблюдение двигательного режима (динамические паузы, пальчиковые гимнастики)
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий. Предусмотрены две проверочные работы (диктант, списывание) Предпочтительные формы организации учебного процесса: подгрупповая; работа в парах; индивидуальная.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Настоящая программа составлена и рассчитана на 1 год (с 15 сентября по 15 мая)
Программа может быть дополнена, изменена по ходу работы над ней (количество часов, темы занятий корригируются в зависимости от индивидуальных особенностей развития устной и письменной речи детей)
Работа в группах или индивидуально.
Состав и характеристика групп, учащихся вторых классов с нарушением чтения и письма
Дети с нарушениями чтения и письма, обусловленными НВОНР испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью
Характерно дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения. Вследствие недостаточной сформированности фонематических процессов, у детей данной категории наблюдаются: недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой; трудности овладения чтением и письмом (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).
Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается: недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; трудности овладения учебными понятиями, терминами; трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы; недостаточное развитие связной речи.
Планируемые результаты
Учащиеся научатся:
Различать и сравнивать:
части слова: корень, окончание, приставку, суффикс; части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог; члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные. Решать практические учебные задачи:
грамотно и правильно списывать, и писать под диктовку текст (40-60 слов) включающий изученные орфограммы; производить разбор слов по составу; подбирать однокоренные слова разных частей речи; распознавать части речи, их грамматические признаки; изменять имена существительные по числам; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями; изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного; изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам; распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы; устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания; распознавать главное и второстепенное слово в словосочетании; производить синтаксический разбор предложений; интонационно правильно произносить предложения; писать изложение в 45-65 слов по плану; определять тему и основную мысль текста; делить текст на части, соблюдать красную строку; устанавливать связь между частями текста; устанавливать связь между предложениями в каждой части текста• озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль распознавать текст — повествование, описание, рассуждение писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям; составлять устный ответ — рассуждение. Ожидаемые результаты:
программа легче усваивается, в письменной речи становится меньше дисграфических ошибок (замен, искажений, пропусков букв и слогов); ребенок принимает активное участие в коллективном устном общении, вступает в диалог; правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво начинает писать буквы и оформлять их соединение, адекватно оценивает каллиграфическую сторону своей записи; ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты.
Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные, их признаки. Гласные звуки. Двойная роль букв е, е, ю, я. Слова с буквой э. Согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч'], [щ']. Буквы и, а, у в сочетаниях эти, ши, ча, ща, чу, щу. Сочетания чн, чк, чт. Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э. Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, е, и, ю, я. Мягкий знак (ъ) для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.
Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами: глаза - глаз-глазки. Буква, которую перед записью нужно проверять (общее понятие об орфограмме) Проверка согласных на конце слова.
Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные.
Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах: сосны сосна.
Проверка путем изменения формы слова.
Разделительный мягкий знак (ь)
Двойные согласные в словах типа класс, касса, группа.
Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.
Правила произношения слов. Умение правильно выделять в слове ударный слог {магазин, портфель, понял, красивее); в отдельных словах сочетание чн произносить как
[шн] (скучный, конечно), на месте буквы г - звук [в] (сегодня), на месте буквы е-звук [э] (модель, антенна, шоссе); произносить сочетание сч как (счёт, счастье) и др. Умение пользоваться справочной страницей в учебнике «Произноси правильно слова».
Предложение.
Предложение - единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения подлежащее и сказуемое. Простое распространенное и простое нераспространенное предложение. Связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения над интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знак на конце предложения. Логическое ударение в предложении.
Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)
Учащиеся должны знать, что предложения выражают определенную мысль. Путем соответствующих практических упражнений они должны научиться выделять предложения из речи, печатного текста, уметь выделять в предложении слова по вопросам о ком? о чем говорится? что говорится? уметь распространять предложения по вопросам что? у кого? кому? чем? с чем? о ком? о чем? какой? какие? как? уметь закончить предложение и т. д.
Необходимо много времени и внимания уделять упражнениям по установлению связи слов в предложении, используя различные виды наглядных схем. Это помогает учащимся осмыслить, каким членом предложения является то или иное слово и к какому слову оно относится.
Слово.
Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначность слова (наблюдения).
Слова как названия предметов, признаков предметов, действий предметов (сопоставление).
Имя существительное (ознакомление). Общее значение. Вопросы: кто? что? Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах существительных (в фамилиях, именах, отчествах людей, в кличках животных, в названиях городов, деревень, улиц, рек, озер, морей). Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.
Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы: что делать? что делает? что делают? что делал? что делали? что сделать? что сделает? что сделают? что сделал? что сделали? и др. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдение за употреблением глаголов в различных временных формах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.
Имя прилагательное (ознакомление). Общее значение. Вопросы: какой? какая? какое? какие? Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдение за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного (практически, в процессе составления предложений).
Предлог. Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов: в, на, о, об, с, из, без, над, под, от, до, у, около.
Состав слова. Однокоренные слова (общее понятие). Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах: дом — домашний, морковный морковь. Проверка безударных гласных, парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов: река реки, словарь слово, круг круги, ягодка — ягода. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах: мороз — морозный, морозить.
Учащиеся должны усвоить, что каждое слово обозначает тот или иной предмет или явление действительности, оно имеет определенное значение, а в связной речи может приобретать все новые и новые значения.
Грамматическое значение слова выявляется в процессе изучения состава его и выделения в нем значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также при овладении общим понятием о частях речи (существительном, прилагательном, глаголе и др.)
Изучение темы «Состав слова» дает возможность познакомить учащихся с морфологическим анализом, что очень важно для общего языкового развития и овладения грамотным письмом.
Текст. Связная речь.
Тема текста. Сопоставление текста и набора отдельных предложений, не объединенных общей темой. Связь по смыслу предложений в тексте.
Заголовок. Опорные слова в тексте.
Текст повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Части повествовательного текста: начало, основная часть, концовка (ознакомление). Красная строка в тексте.
Изложение. Изложение (по вопросам) повествовательного текста.
Сочинение. Составление и запись текста по сюжетной картинке (или серии картинок) под руководством учителя. Составление текста на определенную тему из жизни детей, об их увлечениях, играх, о любимых животных, игрушках и т. п. Коллективное составление текста-повествования (30—40 слов).
Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные, синтаксические и композиционные (анализ и составление рассказов простейшего типа) упражнения. Вводится понятие текста. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям приять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повысить уровень их умственного и речевого развития.
Промежуточный и итоговый контроль знаний .
Чистописание (Упражнения по чистописанию проводятся на каждом уроке по 7Оминут)
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.
Работа над формой букв и их соединений в словах. Написание строчных, заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч; 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ы, ъ и их варианты в соединениях; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 7) В, в, З, з, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф; 8) Ф, У, Г, П, Т, Р, Б, Д.
Письмо букв и их соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при начертании: П, Т Р Ж У, Я Х Н К, Ф и др.; а, у, д, з, в, б, т и др Связное ритмичное письмо слов и предложений.
Слова с непроверяемым написанием
Берёза, быстро, вдруг, весело, ветер, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лисица, лопата, машина, медведь, медведица, молоко, мороз, Москва, одежда, пальто, пенал, петух, платок, посуда, работа, ребята, Родина, русский, сапоги, скоро, собака, сорока, суббота, тетрадь,
п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Звуки речи. Буквы. Слог | 12 |
2. | Предложение | 7 |
З. | Слово | 13 |
4. | Текст. Связная речь | 6 |
5. | Промежуточный и итоговый контроль знаний | 2 |
Календарно- тематическое планирование для учащихся 2-х классов.
Недели | Месяц | Темы коррекционных занятий |
Сентябрь | ||
1-2 неделя | - Фронтальное обследование | |
3 неделя | - Звук и буква. Выделение звуков из слов | |
4 неделя | - Различение мягких согласных звуков, обозначение их буквами; звуки и схема образования йотированных гласных | |
Октябрь | ||
1 неделя | - Правописание жи-ши. | |
2 неделя | - Правописание ча-ща | |
3 неделя | - Сочетания чк, чн, чт в словах | |
4 неделя | - Слово и слог. Деление слов на слоги | |
Ноябрь | ||
1 неделя | - Каникулы | |
2 неделя | - Обозначение мягкости согласных в середине и в конце слова | |
3 неделя | - Способы смягчения согласных. Роль мягкого знака | |
4 неделя | - Парные согласные по звонкости- глухости, мягкости- твердости | |
Декабрь | ||
1 неделя | - Парные звонкие и глухие согласные | |
2 неделя | - Чтение слов различной слоговой структуры | |
3 неделя | - Особенности произношения слов с удвоенными согласными. Перенос слов с удвоенными согласными | |
4 неделя | - Контрольное списывание | |
Январь | ||
1 неделя | - Каникулы | |
2 неделя | - Ударение. Ударный и безударный слог | |
3 неделя | - Написание проверяемых и непроверяемых гласных в словах | |
4 неделя | - Безударные гласные в корне слова | |
Февраль | ||
1 неделя | - Имя существительное | |
2 неделя | - Чтение слов различной слоговой структуры. | |
3 неделя | - Образование слов приставочным способом | |
4 неделя | - Сочинение по сюжетной картине « Конец зимы» | |
Март | ||
1 неделя | - Знакомство с предлогами. Смыслоразличительная роль предлогов в речи. Правописание предлогов | |
2 неделя | - Родственные слова | |
3 неделя | - Составление предложений с родственными словами | |
4 неделя | - Слуховой диктант | |
Апрель | ||
1 неделя | - Работа с проверочными словами | |
2 неделя | - Подбор проверочных слов при написании безударных гласных в конце слова | |
3 неделя | - Самостоятельная работа по словарным словам | |
4 неделя | - Работа с текстом. Выразительное чтение | |
Май | ||
1 неделя | - Работа с текстом. Пересказ | |
2 неделя | - Работа с текстом. Чтение по ролям | |
3 неделя | - Составление плана текста | |
4 неделя | - Контрольный диагностический диктант |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1 Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем».
- Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Чтение и письмо».
- Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Чтение и письмо».
4 Губарева Н. загадки в стихах «Во саду ли, в огороде».
- Губарева Н. загадки в стихах «Времена года».
- Дмитриева В. «Речь, моторика, кругозор».
- Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов».
8 Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. «Дидактический материал к урокам чистописания».
9. Желтовская Л.Я., СоколоваЕ.Н. «Дидактический материал урокам чистописания»(2 класс)
- Козырева Л.М. «И свистящие, и шипящие, и самые звонкие» (Тетрадь для логопедических занятии)
- Козырева Л.М. «Различаем глухие и звонкие согласные»
(Тетрадь для логопедических занятии)
- Коноваленко В В. «Пишем и читаем» (Тетрадь по обучению грамоты .№l,2,3)
- Коноваленко В В. Коноваленко СВ. «Фронтальные логопедические занятия».
14 Костюк Н. «Загадки».
- Лалаева Р.И. «Конспекты занятий».
- Лалаева Р.И. «Коррекция нарушения чтения и письма у умственно отсталых детей».
- Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для школьников».
18 Русские народные загадки «Умный Ивашка, Жар-птица и золотое зерно».
19. Светлова И. «Внимание».
- Ткаченко Т. А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа» (Логопедическая тетрадь)
- Ткаченко Т. А. «Формирование лексико-грамматических представлений» (Логопедическая тетрадь) 22 Флерова Н.М. «Логопедия».
23 Ястребова А.В «Коррекция нарушения речи учащихся общеобразовательной школы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю
Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...
Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю
Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...
Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.
В данной работе рассказывается о том, как должна осуществляться коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы...
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда
Программа направленна на оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах по адаптированной программе с ОВЗ, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловлен...
рабочие программы 9 класс по адаптированной программе
рабочие программы для домашнего обучения....
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной программы
Выпускная квалификационная работа по теме "Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы"....