Особенности логопедической работы с детьми 6-7 лет с общим нарушением речи
методическая разработка по логопедии

Среди детей с речевой патологией, дети с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу - около 40%.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryabova_o._v.docx980.37 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности логопедической работы с детьми 6-7 лет с общим нарушением речи

Автор   Рябова Оксана Викторовна

Должность  учитель-логопед

Место работы МБОУ лицей с. Долгоруково

2023 г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

1. Теоретические основы проблемы детей с общим недоразвитием речи …5

  1. Характеристика понятия общее нарушение  речи………………….…5
  2. Психолого-педагогическая характеристика детей  6-7 лет…………..11

2. Особенности логопедической работы с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи……………………………………………………………14

2.1 Система работы логопеда с детьми 6-7 лет……………………………...14

2.2 Использование пальчиковой гимнастики на занятиях с детьми с общим недоразвитием  речи………………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………22

Список используемой  литературы………………………………………….25

Приложение …………………………………………………………………..28

ВВЕДЕНИЕ

Речь является одной важнейших высших психических функций человека. Все остальные психические функции, такие, как внимание, память, мышление, воображение - опосредованы речью. Она играет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Речь лежит в основе овладения грамотой и обучения всем другим дисциплинам. Как показывает статистика, детей с различными речевыми нарушениями ежегодно увеличивается. Среди детей с речевой патологией, дети с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу - около 40%.

Речевая деятельность обеспечивает способность к коммуникации, с помощью которой мы принимаем участие в социальном взаимодействии, присущем только человеку. Именно речевая деятельность помогает ребенку осваивать различные представления об окружающей действительности, способствует осознанию своего места в социальной среде и развитию самосознания. Речевые расстройства могут оказать отрицательное влияние на деятельность ребенка и его поведение, а также способствуют развитию предпосылок к появлению негативных черт характера. Дети могут стать стеснительными, нерешительными, скрытными, у них развивается негативизм, чувство собственной неполноценности, которые становятся личностными особенностями человека. Часто, дети болезненно воспринимают свои недостатки речи, из-за чего могут стать замкнутыми. Все эти свойства личности могут влиять на заинтересованность, сконцентрированность, вовлеченность ребенка в процесс обучения, а, следовательно, и на продуктивность этого процесса.

Проблема обучения детей с недоразвитием речи занимает особое место в современной логопедии. Дaннaя прoблемa всегда была aктуaльнoй, oнa остается тaкой и сейчас, несмотря на бoльшoе кoличествo теоретических и практических рaбoт, проведенных в этом нaпрaвлении.

Актуальность данной работы на социально педагогическом уровне определяется тем, что речевая функция является важнейшей психической функцией человека, так как в процессе речевого развития формируется как познавательная деятельность, так и способность понятийного мышления, формируется личность ребёнка как будущего члена общества.

Цель исследования: Создание оптимальной системы взаимодействия учителя-логопеда и ученика начальной школы с общим недоразвитием речи, посредствам пальчиковой гимнастики.

Для достижения поставленной цели при написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:

- изучить  понятие «общее недоразвитие  речи»;

- охарактеризовать психолого-педагогические  особенности детей 6-7 лет;

-  рассмотреть  систему работы логопеда с детьми 6-7 лет и привести примеры использования пальчиковой гимнастики на занятиях.

Объектом исследования является  процесс коррекции звукопроизношения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.

Предметом исследования является  коррекция звукопроизношения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи средствами пальчиковой гимнастики.

При написании данной работы была исследована широкая теоретическая база по данной проблеме: Т.В. Ахутиной, Л.С Выготского, Л.С. Волковой, Н.С. Жуковой, Р.Е.Левиной, А.К. Марковой, Е.М. Мастюковой, Н.И.Никашиной, Н.В. Серебрякова, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и т.д.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Теоретические основы проблемы детей с общим недоразвитием  речи

1.1 Характеристика понятия общее недоразвитие речи

Впервые термин «общее недоразвитие речи» был введен Р. Е. Левиной в 50-60-х годах XX века. С её точки зрения, под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи [12, с.4 ].

«Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне  при нормальном слухе и интеллекте» [19 ].

Н.С. Жукова, Е.М., Мастюкова, Т.Б. Филичева связывают понятие «общее недоразвитие речи» с такой формой патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы [8, с.15].

У детей с общим недоразвитием  речи в большей или меньшей степени оказываются  нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь.

Формирование словарного запаса и грамматического строя речи аномальных детей в специальной психологической и педагогической литературе рассматривается в ряду важнейших задач их речевого развития. Своеобразие развития словарного состава и грамматического строя речи при общем ее недоразвитии показано в исследованиях Р. Е. Левиной, В. К. Орфинской, Н. Н. Трауготт и других.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при таких сложных формах детской речевой патологии, как алалия и афазия, а также иногда при дизартрии и ринолалии.

Как показывают исследования Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, время появления первых слов у детей с общим недоразвитием речи не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное предложение, различны.

Характеристика симптомов речевого нарушения при общем недоразвитии речи дана в работах многих исследователей проблемы: Л. И. Ефименковой, Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, Т. А. Фотековой и др.

Анализируя симптомы общего недоразвития речи, исследователи отмечали, что речевое недоразвитие касается всех компонентов речевой деятельности: звукопроизношения, фонемообразования, реализации лексико-грамматического строя речи,  порождения связного высказывания.

Существует два основных подхода к классификации общего недоразвития речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Они не противоречат одна другой, а дополняют друг друга, т.к. направлены на решение разных задач.

Психолого-педагогический подход, был предложен Р.Е. Левиной в её работе разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития [14, с. 35].

В рамках этого подхода выделено три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована.

На втором уровне речевого развития у детей наблюдаются зачатки общеупотребительной речи. Дети владеют обиходным словарным запасом и могут пользоваться простыми фразами. В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление местоимений, а иногда союзов, простых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы, беседовать по картинке, рассказать о семье, знакомых событиях окружающей жизни. Однако недостатки речи на данном уровне проявляются ещё достаточно выражено.

Словарный запас отстает от возрастной нормы, выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, название мебели, профессии. Отмечаются ограниченные возможности использования не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков (не знают названий цвета предмета, его формы, размера и т.д.). Дети нередко заменяют слова близкими по смыслу (спит-лежит). Навыками словообразования дети не владеют.

Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут более свободно общаться с окружающими. Однако нередко их речь понятна лишь после соответствующих объяснений взрослых. Самостоятельное общение остается затрудненным. Словарь детей продолжает отставать от возрастной нормы. Не зная названий многих частей предметов, они заменяют их названием самого предмета; заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам; заменяют названия признаков. Дети не понимают и не могут показать, как штопают, вышивают, распарывают; переливают, подливают, не знают оттенков цветов, а иногда смешивают и основные цвета. Плохо дети различают форму предметов: не могут найти овальные, квадратные, треугольные предметы.

 Выявляются своеобразные лексические ошибки, типа замены названий профессий названием действий («тетя продает яблоки» - вместо «продавец»), замена видовых понятий родовыми и наоборот («ромашка» - 6 «роза», «колокольчик» - «цветок»); замещение названий признаков («узкий» - «маленький»; «широкий», «длинный» - «большой»; «короткий» - «некороткий» и т.д.)

Профессор Т.Б. Филичева выделила четвертый уровень ОНР. К этому уровню причисляются дети с не резко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Дети производят, на первый взгляд, вполне благополучное впечатление: у них нет ярких нарушений звукопроизношения, как правило, имеет место лишь недостаточная дифференциация звуков (р-рь-л" ль-йот, щ-ч-ш, ть-ц-сь и др.). Характерным нарушением слоговой структуры является то, что, понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонематический образ. И как следствие - искажение звуконaполняемости в разных вариантах.

Второй подход - клинико-педагогический представлен в работе Е.М. Мастюковой. Данный подход опирается на содружество с медициной, но виды нарушений речи не привязываются строго к формам заболеваний. [8, с. 35].

Все виды нарушений, которые рассматривает эта классификация можно разделить на 2 большие группы: нарушения устной  и письменной речи

1 группа - нарушения устной речи.

а) нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:

афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса,

брадилалия – патологически замедленный темп речи,

тахилалия - патологически ускоренный темп речи,

заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,

дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и
сохранной иннервации (обеспеченность органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками) речевого аппарата,

ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата,

дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;

б) нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:

алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,

афазия – полная или частичная утрата речи, связанная с локальными поражениями головного мозга.

2 группа - нарушения письменной речи

Подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности - расстройства чтения.

 а) дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

б) дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии. Нарушения письма и чтения у детей вызываются затруднениями в овладении умениями и навыками, необходимыми для полноценного осуществления этих процессов.

По данным исследователей, эти затруднения обусловливаются дефектами устной речи (за исключением оптических форм), несформированностью операций звукового анализа, нестойкостью произвольного внимания. Нарушения письма и чтения у детей необходимо отличать от утраты умений и навыков письма и чтения, т. е. дислексии (алексии) и дисграфий (аграфий), возникающих при афазиях.

         Из вышеизложенного мы видим, что в зависимости от выраженности нарушения в развитии детей  - можно выделить четыре уровня недоразвития речи:

 I уровень - «безречевой». В речи используются лепетные слова, звукоподражание, жесты, мимика.

II уровень -зачатки общеупотребительной речи. Речь примитивна, слова часто искажены, появляются элементарные грамматические формы и конструкции.

III уровень - характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

IV уровень - незначительные изменения всех компонентов речи. Недостатки дифференциации звуков, своеобразие слоговой структуры.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части, обнаруживается замедленность и т.д.

1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.

С поступлением ребёнка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов. Осуществляется переход на новый уровень восприятия, ощущения, внимания, мышления, памяти, речи.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Дети с общим недоразвитием речи малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют.

В школьном возрасте у детей с общим недоразвитием речи возникают проблемы в психическом развитии, связанные с трудностями в учебном процессе. Они быстро устают, нуждаются в побуждении, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы.

Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников, особенно у детей с общим недоразвитием речи

У таких детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного.

Недостаточность базового слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха, а в дальнейшем – фонематического восприятия.

Нарушения зрительной сферы проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных представлений, в инертности и нестойкости зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным образом предмета. Внимание характеризуется  недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, что  определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми.

Снижены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех - четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий.

У некоторых детей отмечается низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

У детей с общим недоразвитием речи наибольшие трудности  выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается недостаточная координация пальцев  руки, общее недоразвитие мелкой моторики.

Общее недоразвитие речи в чистом виде встречается крайне редко: только у 30% детей группы наблюдаются признаки ОНР без нарушения нервно - психической деятельности. Остальные имеют как психоневрологические, так и соматические проблемы.

Таким образом, обобщая психолого-педагогические данные о характере речевых нарушений у детей с ОНР, можно отметить, что, несмотря на различную природу дефектов, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Разговорная речь бедная, малословная, тесно связана с определенной ситуацией и вне этой ситуации становится непонятной. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны.

.


2. Особенности логопедической работы с детьми 6-7 лет с общим нарушением речи

2.1 Система работы логопеда с детьми 6-7 лет

Система коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии складывалась в России постепенно. Систематическая разносторонняя помощь детям с различными видами речевой патологии стала развиваться лишь с 20-х гг. ХХ века, было принято ряд нормативно-правовых актов, способствующих проведению комплексного изучения детей с нарушениями речи, разработке научных основ дифференцированной сети специальных учреждений и системы воспитания и обучения.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. 

Логопедическая коррекционная работа с детьми с ОНР любого уровня речевого развития планируется после комплексного обследования, т.е. после постановки речевого диагноза.

Логопедическая работа с детьми начинается при выявлении у них задержек речевого развития. Формальными признаками такой задержки могут быть нежелание ребенка произносить любые слова, отсутствие у него лепета, который так умиляет взрослых, нечленораздельное произнесение слов, когда по возрасту ребенок должен говорить чисто, «западание» отдельных звуков, дефекты речи и т.д.

Обычно нарушения в речевом развитии сопровождаются раздражительностью ребенка (многие его не понимают, и он сердится), сниженным тонусом или патологиями строения речевого аппарата (ребенку при этом трудно говорить), общим напряженным эмоциональным фоном (дети испытывают комплексы).

Учитель-логопед в общеобразовательной школе ставит перед собой цель, создать условия, способствующие изучению, коррекции и дальнейшему развитию речевой системы детей с интеллектуальными нарушениями.        Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи. Основные направления работы логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также предупреждение этих нарушений. Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Логопед и учитель начальных классов должны предъявлять единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом необходимы:

-учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);

-учет возрастных особенностей детей;

-предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;

-осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;

-закрепление знаний и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;

-придание обучению воспитывающего характера;

-всестороннее развитие личности учащегося.

По форме занятия могут быть фронтальные (со всей группой) и индивидуальные (с отдельными детьми). Иногда учитель-логопед объединяет несколько детей с одинаковыми нарушениями и проводит логопедические занятия с подгруппой.

Таким образом, из вышеизложенного материала можно сделать вывод, что система логопедической работы имеет следующие направления деятельности:

-развитие психологической базы речи;

-развитие речевой коммуникации  обучающихся;

-развитие общей, мелкой, артикуляторной и мимической моторики;

-формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

- работа над дыханием и просодической стороной речи;

-постановка или уточнение правильного произношения звуков и закрепление их в речи;

-расширение представлений об окружающем мире,  обогащение и актуализация словарного  запаса;

-формирование  грамматического строя речи;

-развитие диалогической и монологической форм речи; 

-предупреждение и коррекция нарушения письма и чтения, вероятность появления которых особенно велика у детей данной категории;

-воспитание мотивации к учению.

2.2 Использование пальчиковой гимнастики на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи.

У первоклассника с общим недоразвитием речи наблюдаются неточные, некоординированные движения пальцев рук. Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой, поэтому развивать пальцы рук, просто необходимо. Чем больше умеют руки, тем умнее становится ребёнок. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук, умеет логически рассуждать, у него развита речь и мыслительные процессы.

Пальчиковая гимнастика или упражнения для развития пальчиков - эффективный способ развития мелкой моторики для детей с общим недоразвитием речи. Дети  на занятиях с логопедом с удовольствием выполняют гимнастику с пальчиками. Занятия начинаются с разминки пальцев, языка, ритмических упражнений. Она является одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и ей синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность. Она способствует не только развитию мелкой моторики руки, но и лучшей координации движений. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка. Определенное положение пальчиков создает наглядный образ того или иного предмета, ассоциируется тот или иной звук с этим предметом.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Гимнастика для пальцев рук делится на активную и пассивную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальчиковой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме.

Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка. Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр, дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулируют развитие мышления,  внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребенок лучше запоминает тексты, его речь  делается более выразительной.

Каждому логопеду, на занятиях необходимо помнить три важных правила при использовании пальчиковой гимнастики:

- пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно;

- после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);

- поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому,  развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активизирует речь, развивает и накапливает словарь, способствует формированию коммуникативных знаний, способностей и умений.

В данной работе мы приведем примерное занятие для первоклассников с общим недоразвитием речи.

Цель данного занятия: Автоматизировать коррекционную работу по  звукопроизношению и развитию связной речи.

Задачи:

- развивать фонематический слух.

- учить работать со словом: определять позицию звука в слове, образовывать новые слова, учить составлять предложения и работать с ним.

- развивать психические процессы: память, внимание, воображение, мышление.

Организационный момент.

Логопед: Дети, сегодня у нас занятие по развитию речи. На занятии наши глаза внимательно смотрят и все (видят). Уши внимательно слушают и все (слышат). Голова хорошо (работает).

2. Дыхательная гимнастика.

Чтобы легче дышалось, я предлагаю сделать дыхательную гимнастику.

Гласные тянутся песенкой звонкой: И-И-И.

Могут заплакать и застонать:О-О-О.

Могут качать в колыбели Аленку: А-А-А.

Могут как эхо в лесу закричать:Ау-Ау-Ау.

3. Мимические упражнения.

Посмотрите на эти лица, какие они разные. Какое это лицо (Радостное, грустное, сердитое, и т.д). Изобразите злую бабу ягу, веселого клоуна, печальную Аленушку (дети садятся).

4. Повторение.

Логопед: Ребята, вспомните, из чего состоят слова.(ответ детей)

Логопед: Из каких звуков? (ответ детей)

Логопед: Назовите звуки. (ответ детей)

Логопед: Не речевые звуки мы слышим, а речевые слышим и говорим.

5. Изучение нового материала.

Логопед: Как вы думаете, из чего состоит предложение? (ответ детей)

Логопед: Предложения бывают кроткие и длинные. Слова в предложении живут в согласии. Послушайте: рисовать, Саша, стрекозу. Вы, что – то поняли?

Дети: Нет.

Логопед:Как из этих слов правильно составить предложение?

Логопед:Чем длиннее предложение, тем больше мы узнаем, о чем либо.

Логопед: Придумайте короткое предложение по картине (показ картины, например «Утро в сосновом бору» (Разбор предложения).

Логопед: Придумайте длинное предложение по этой картине «Зима», (Разбор предложения.)

Логопед: Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, последнее слово.

6. Физминутка.

7. Работа над лексической темой «Зима».

Логопед: Какое сейчас время года? Назовите приметы поздней осени

Дети: Холодно, идет снег. На дорогах гололедица, и т.д..

8. Дыхательная гимнастика.

8. Развитие психических процессов.

Логопед: Давайте немного пофантазируем:

– Что было бы, если бы снег был сладким?

– Снежная баба ожила?

– Снежинки не падали, а висели в воздухе?

– Лед на реках и озерах был разноцветным?

8. Развитие фонематических процессов.

Логопед::Если услышите звук « Б» хлопните в ладоши: Каша, булавка, молоко, кошка, банка, бубен, пальто, ботинки, школа, банан.

Логопед::А сейчас договорите слово слогом «БА» Шу – ба, гу – ба и т.д.

9. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Приготовьте свои руки для пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуйте»

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю –Всех я вас приветствую!

10. Итог занятия.

Логопед: Дети, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?

Логопед: Вам понравилось занятие? (Ответы детей). Вы устали? (Ответы детей)

Итак, мы видим, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Пальчиковая гимнастика, применяемая на уроке, снижает утомление и обеспечивает более длительное сохранение работоспособности младших школьников

Заключение

В связи с тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более ранние сроки. Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом уровнем развития логопедии как науки.

Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи.

Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта.

Таким образом, термин «общее недоразвитие речи» характеризует только симптомологический уровень нарушения речевой деятельности. В большинстве случаев при этом нарушении возможно не только недоразвитие, сколько системное расстройство речи.

Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи Р. Е. Левина выделила три уровня ее недоразвития.

 I уровень - «безречевой». В речи используются лепетные слова, звукоподражание, жесты, мимика.

II уровень -зачатки общеупотребительной речи. Речь примитивна, слова часто искажены, появляются элементарные грамматические формы и конструкции.

III уровень - характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Последний уровень был выделен профессором Т.Б. Филичевой четвертый уровень ОНР

IV уровень - незначительные изменения всех компонентов речи.

Каждый учитель-логопед должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном, так и в школьном возрасте, проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости, хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией, использовать приемы и методы их воспитания, корреляции и развития у них высших корковых функций.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук.

Еще  В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев», поэтому совершенствование мелкой моторики рук детей способствует развитию их речи и интеллекта. Аристотель утверждал, что «Рука – это инструмент всех инструментов». Кант говорил: «Рука – это своего рода внешний мозг».

В отечественном фольклоре существует много «потешек», в которых сочетаются  речь и движения рук.

Детям с нарушением речи в обязательном порядке рекомендованы пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика. Пальчиковую гимнастику можно сопровождать для ритмизации ручных движений стихотворным текстом в исполнении учителя-логопеда или взрослого человека. Данная гимнастика стимулирует мозговую деятельность, улучшает работоспособность и облегчает работу по формированию речемыслительной деятельности.

Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком

Таким образом, тренируя пальцы ребенка, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на речевом развитии, и на подготовке руки к письму.

Список используемой литературы

  1. Актуальные проблемы логопедии: [Текст] // сборник научных трудов СГУ им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов: Издательство «Наука образования», 2015. 200 с.
  2. Архипова Е.Ф. Для чего нужна пальцевая гимнастика ребенку [Текст] // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. - № 10. 53с. 
  3. Бардышева Т.Ю. Упражняем язычок. Звукопроизношение, речевое дыхание, артикуляционная гимнастика и сказки [Текст] / Т.Ю. Бардышева, В.Н.Костыгина.-ТЦ. Сфера,2017 – 64 с.
  4. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи [Текст] / А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М.: АСТ, 2000. – 270 с.
  5. Доброва Г.Р. Вариативность речевого развития детей [Электронный ресурс] : [монография] / Г.Р. Доброва .- М.: Языки славянской культуры : ЯСК, 2018 .— 265 с. -  Режим доступа: https://rucont.ru/efd/684950
  6. Дунаева Н.Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР. Конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С.В. Зяблова, Н.Ю. Дунаева - М.: ВЛАДОС, 2017.-.52 с. - Режим доступа: https://rucont.ru/efd/639045
  7. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. учеб-метод. пособие. [Текст]  / Н.С. Жукова. - М: 1994.
  8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.-320 с. М., 1990. ъ
  9. Н.С. Жукова Уроки Логопеда. Исправление нарушений речи: учебное пособие[Электронный ресурс]./ Н.С. Жукова.-2016.-58с.- Режим доступа:https//www/detiam.com/логопедия.
  10. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция [Текст] / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - Ростов Н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. - 224с.
  11. Лалаева  Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р.И. Лалаева. - М. : Владос, 2001. – 118 с.
  12. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие [Текст] / Р.Е. Левина.-Альянс, 2013.-367 с.
  13. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психологопедагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учебное пособие [Текст] / Н.Л. Литош .– М.: Спорт Академ Пресс, 2002. – 140 с.
  14. Логопедия [Текст] учеб.для студ.высш. учеб.завед. [Текст] / Под ред. Л.С.Волковой.- М.: Владос, 2006.-703 с.
  15. Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду [Текст] / Т.С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2008. – 64с.
  16. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов [Текст] / И.Н. Садовникова. - М.: АРКТИ. - 2005. - 400с.
  17. Сергеева О. А., Шульга А. В. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]//О.А.Сергеева, А.В. Шульга // Молодой ученый. - 2015. - №6. 682-684с.  Режим доступа:- https://moluch.ru/archive/86/16396
  18. Тегипко Н.В. Логопедический букварь [Текст] / Н.В. Тегипко.-М.: ЗАО «Росмэн-Пресс».-2010.-80 с.
  19. Филичева Т.Б. Принципы, методы, организация психолого-педагогического обследования детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]/Т.Б.Филичева.-М.:2003.-Режим доступа:https://

https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=886701#text

  1. Филичева Т.Б. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности [Электронный ресурс]//Т.Б Филичева, Т.В. Туманова, О.А. Елисеенкова.- Современные проблемы науки и образования.-2014.-№ 3. Режим доступа:–:http://www.science-education.ru/117-13346

Приложение

Описание: Изображение 260

Описание: Изображение 210

441C:\Users\User\Desktop\Фото работа\573.jpg

C:\Users\User\Desktop\Фото работа\610.jpgDSCN0343


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы с детьми ЗПР младшего школьного возраста

      Соотношение речи и мышления на  этапах развития ребёнка можно рассматривать в различных аспектах.Прежде всего встает вопрос: Каким образом интеллекту­альное развитие р...

Статья на тему: "Особенности логопедической работы с детьми, имеющими умственную отсталость, обучающимися по АООП 8 вида"

Данная публикация: "Особенности логопедической работы с детьми, имеющими умственную отсталость, обучающимися по АООП 8 вида" актуальна в связи с внедрением ФГОСдля обучающихся с ОВЗ....

Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития

p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Arial Unicode MS",sans-serif; font-size: ...

Особенности логопедической работы с детьми с РАС

В статье рассматриваются особенности логопедической работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС). Приводятся примеры из практического опыта работы....

Особенности логопедической работы с детьми-биллингвистами в условиях общеобразовательной школы

Презентация для выступления на районном семинаре для директоров школ " Воспитательная деятельность в ОУ в условиях ФГОС: средовой подход в формировании коликультурной компетентности."...

Буклет "Особенности логопедической работы с детьми с ОВЗ"

Речь пойдёт о направлениях коррекционной логопедической работе с детьми с ОВЗ....