Буклет "Особенности логопедической работы с детьми с ОВЗ"
методическая разработка по логопедии на тему
Речь пойдёт о направлениях коррекционной логопедической работе с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet-osobennosti_raboty_logopeda.docx | 292.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная логопедическая работа с детьми с ОВЗ проводится по следующим направлениям:
1. Развитие психических функций
Первый шаг коррекционной работы с неговорящим ребенком с умеренной умственной отсталостью – развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребенок нас «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Поэтому начинается работа с развития подражательной способности ребенка. Нужно научить его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.
2. Развитие общей и мелкой
моторики, пространственных
представлений и ориентации.
Развитию общей моторики способствуют физ.минутки, речевые игры с движением, когда логопед читает текст, а дети выполняют соответствующие движения. Это и ходьба
(на месте, на носочках, на пятках, с движением рук), и прыжки (на обеих ногах и поочередно на каждой), и игры в мяч (ловить, катать, по заданию подкатом попасть в ворота и т.д.).
Развитие моторики пальцев рук, пространственных представлений и пространственной ориентации предполагает повторение определенных манипуляций пальцами рук, произведенных учителем (сжимание в кулак, сгибание и разгибание); построение из кубиков домиков, башен; работу с разборными игрушками, мозаикой; составление предметных разрезных картинок; складывание из палочек геометрических фигур; раскрашивание рисунков по контуру; расстегивание пуговиц, завязывание шнурков; пальчиковую гимнастику.
3. Развитие дыхания, голоса и
артикуляционной моторики.
Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей. Этот период является подготовительным. Ведется работа над:
1) формированием долгого выдоха и усилением направленной воздушной струи.
Начинать работу нужно с постановки диафрагмального дыхания, далее переходить к воспитанию плавного длительного выдоха, а затем к развитию правильного дыхания в процессе речи.
2) формированием простейших артикуляционных движений.
Упражнения для губ: сжатие, вытягивание трубочкой, растягивание в улыбку, открывание и закрывание рта, сосательные движения, вибрация, дутье.
Упражнения для языка: движение языка вперед – назад при открытом рте, вправо – влево, вверх – вниз, щелканье.
4. Развитие импрессивной речи
Дети с ОВЗ в школьном возрасте имеют разный уровень развития импрессивной речи. У одних понимание обращенной речи в пределах бытовой ситуации, а у других оно практически отсутствует. Развитие импрессивной речи предполагает:
1) Понимание элементарных инструкций (на, дай, возьми, положи, открой, закрой) в процессе обыгрывания игрушек и действий с предметами.
2) Накопление пассивного предметного словаря. Ребенок должен запомнить названия предметов, которые его окружают.
3)Понимание названий действий. Важной составляющей является накопление пассивного глагольного словарного запаса.
4)Понимание вопросов по поводу происходящих действий: где? куда? что? откуда? кому? для кого?
5) Узнавание предмета по назначению.
6) Узнавание предмета по описанию.
7) Соотнесение слов «один - много»
8)Соотнесение слов с величиной предмета.
9) Различение грамматической формы единственного и множественного числа существительных.
5. Развитие экспрессивной речи
Поскольку экспрессивная речь у детей состоит из отдельных плохо произносимых звукоподражаний или односложных слов-корней, основная задача логопеда - вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений.
Логопеду нужно создать такие условия, чтобы затрагивались положительные эмоции ребенка, чтобы ему захотелось подражать слову взрослого. В работе с «особыми» детьми важно учитывать их индивидуальные особенности. Активизация речи должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой.
После того как у детей возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо начинать работу над воспроизведением ударного слога и слова. Медленно, но речь детей развивается, они начинают использовать ее как средство общения.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА г.ЗЕРНОГРАДА
Составила:
учитель-логопед
Власюк Т.И.
2017 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями (ДЦП)
В работе рассказывается о основных проявлениях ДЦП, речевых нарушениях у детей с ДЦП, направлениях коррекционной работы....
Логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с элементами методики Монтессори
В статье отражаются элементы Монтессори-педагогики, позволяющие более эффективно организовать коррекционно-образовательный процесс на логопедических занятиях с детьми, имеющих умеренную и тяжелую степ...
Логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с элементами методики Монтессори
В статье отражаются элементы Монтессори-педагогики, позволяющие более эффективно организовать коррекционно-образовательный процесс на логопедических занятиях с детьми, имеющих умеренную и тяжелую степ...
Дидактическая игра, как методологический прием в логопедической работе с детьми ОНР
Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предме...
Особенности логопедической работы с детьми ЗПР младшего школьного возраста
Соотношение речи и мышления на этапах развития ребёнка можно рассматривать в различных аспектах.Прежде всего встает вопрос: Каким образом интеллектуальное развитие р...
Выступление на дефектологическом семинаре.Основные направления логопедической работы с детьми «Особый ребенок»
Цель работы учителя-логопеда: развитие полноценной речевой деятельности. Содержание логопедических занятий включает в себя направления: коррекция звуковой стороны речи, развитие общих речевых навыков,...
К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики следует считать проблему изучения и коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Симптоматика, механизмы и степень проявления речевых расстройств у дете...