Буклет "Особенности логопедической работы с детьми с ОВЗ"
методическая разработка по логопедии на тему

Власюк Татьяна Ивановна

Речь пойдёт о направлениях коррекционной логопедической работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet-osobennosti_raboty_logopeda.docx292.06 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная логопедическая работа с детьми с ОВЗ проводится по следующим направлениям:

1. Развитие психических функций

Первый шаг коррекционной работы с неговорящим ребенком с умеренной умственной отсталостью – развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребенок нас «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Поэтому начинается работа с развития подражательной способности ребенка. Нужно научить его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.F:\Власюк Т.И.-Август 17\IMG_20170817_133305.jpg

2. Развитие общей и мелкой

моторики, пространственных

 представлений и ориентации.

Развитию общей моторики способствуют физ.минутки, речевые игры с движением, когда логопед читает текст, а дети выполняют соответствующие движения. Это и ходьба

 (на месте, на носочках, на пятках, с движением рук), и прыжки (на обеих ногах и поочередно на каждой), и игры в мяч (ловить, катать, по заданию подкатом попасть в ворота и т.д.).

Развитие моторики пальцев рук, пространственных представлений и пространственной ориентации предполагает повторение определенных манипуляций пальцами рук, произведенных учителем (сжимание в кулак, сгибание и разгибание); построение из кубиков домиков, башен; работу с разборными игрушками, мозаикой; составление предметных разрезных картинок; складывание из палочек геометрических фигур; раскрашивание рисунков по контуру; расстегивание пуговиц, завязывание шнурков; пальчиковую гимнастику.F:\Власюк Т.И.-Август 17\IMG_20170817_133117.jpg

3. Развитие дыхания, голоса и

артикуляционной моторики.

 Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей. Этот период является подготовительным. Ведется работа над:

1) формированием долгого выдоха и усилением направленной воздушной струи.

Начинать работу нужно с постановки диафрагмального дыхания, далее переходить к воспитанию плавного длительного выдоха, а затем к развитию правильного дыхания в процессе речи.

2) формированием простейших артикуляционных движений.

Упражнения для губ: сжатие, вытягивание трубочкой, растягивание в улыбку, открывание и закрывание рта, сосательные движения, вибрация, дутье.

Упражнения для языка: движение языка вперед – назад при открытом рте, вправо – влево, вверх – вниз, щелканье.

4. Развитие импрессивной речи

Дети с ОВЗ в школьном возрасте имеют разный уровень развития импрессивной речи. У одних понимание обращенной речи в пределах бытовой ситуации, а у других оно практически отсутствует. Развитие импрессивной речи предполагает:

1) Понимание элементарных инструкций (на, дай, возьми, положи, открой, закрой) в процессе обыгрывания игрушек и действий с предметами.F:\Власюк Т.И.-Август 17\IMG_20170817_135416.jpg

2) Накопление пассивного предметного словаря. Ребенок должен запомнить названия предметов, которые его окружают.

3)Понимание названий действий. Важной составляющей является накопление пассивного глагольного словарного запаса.

4)Понимание вопросов по поводу происходящих действий: где? куда? что? откуда? кому? для кого?

5) Узнавание предмета по назначению.

6) Узнавание предмета по описанию.

7) Соотнесение слов «один - много»

8)Соотнесение слов с величиной предмета.

9) Различение грамматической формы единственного и множественного числа существительных.

5. Развитие экспрессивной речи

Поскольку экспрессивная речь у детей состоит из отдельных плохо произносимых звукоподражаний или односложных слов-корней, основная задача логопеда - вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений.

Логопеду нужно создать такие условия, чтобы затрагивались положительные эмоции ребенка, чтобы ему захотелось подражать слову взрослого. В работе с «особыми» детьми важно учитывать их индивидуальные особенности. Активизация речи должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой.

После того как у детей возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо начинать работу над воспроизведением ударного слога и слова. Медленно, но речь детей развивается, они начинают использовать ее как средство общения.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА г.ЗЕРНОГРАДА

F:\Власюк Т.И.-Август 17\IMG_20170817_133543.jpg

Составила:

учитель-логопед

Власюк Т.И.

2017 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями (ДЦП)

В работе рассказывается о основных проявлениях ДЦП, речевых нарушениях у детей с ДЦП, направлениях коррекционной работы....

Логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с элементами методики Монтессори

В статье отражаются элементы Монтессори-педагогики, позволяющие более эффективно организовать коррекционно-образовательный процесс на логопедических занятиях с детьми, имеющих умеренную и тяжелую степ...

Логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с элементами методики Монтессори

В статье отражаются элементы Монтессори-педагогики, позволяющие более эффективно организовать коррекционно-образовательный процесс на логопедических занятиях с детьми, имеющих умеренную и тяжелую степ...

Дидактическая игра, как методологический прием в логопедической работе с детьми ОНР

Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предме...

Особенности логопедической работы с детьми ЗПР младшего школьного возраста

      Соотношение речи и мышления на  этапах развития ребёнка можно рассматривать в различных аспектах.Прежде всего встает вопрос: Каким образом интеллекту­альное развитие р...

Выступление на дефектологическом семинаре.Основные направления логопедической работы с детьми «Особый ребенок»

Цель работы учителя-логопеда: развитие полноценной речевой деятельности. Содержание логопедических занятий включает в себя направления: коррекция звуковой стороны речи, развитие общих речевых навыков,...

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики следует считать проблему изучения и коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Симптоматика, механизмы и степень проявления речевых расстройств у дете...