Методическая разработка на тему: "Использование современных педагогических и коррекционных технологий в работе учителя-логопеда."
методическая разработка (1 класс)
Этот материал будет полезен учителям - логопедам начальной школы, а также логопедам детских садов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование современных педагогических и коррекционных технологий
в работе учителя-логопеда.
Нарушения речи - распространенное явление среди школьников. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта. Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, зависят от вовремя проведенной логопедической коррекции.
Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от профессионального уровня учителя-логопеда, рациональной организации логопедической работы.
Необходимо обратить внимание на принципиальные моменты организации и реализации логопедического воздействия.
Вся коррекционная работа по устранению нарушений письменной и устной речи имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи, а это значит, что в процессе логопедических занятий формируются предпосылки к обучению детей родному языку.
Специфика логопедических приемов и методов заключается в особой подаче и форме коррекционных заданий, цель которых - активизация речемыслительной деятельности ребенка. Это составляет суть логопедической работы.
В настоящее время логопед должен владеть большим арсеналом диагностических, развивающих, обучающих и коррегирующих методик.
Существует много методик обучения детей с нарушениями устной и письменной речи. Но все они сходятся в том, что для обеспечения достаточно эффективного коррекционного воздействия на учащихся в условиях логопункта, необходимо:
- как можно раньше выявить таких детей и организовать их коррекционное обучение с целью предупредить прямые и отсроченные последствия дефекта и нарастания педагогической запущенности;
- предусмотреть такое содержание и такую направленность коррекционного обучения, которые предусматривают ликвидацию первичного дефекта на уровне устной формы речи;
- комплексные методики являются наиболее результативными.
Суть комплексного метода состоит в создании такой методики, которая была бы фиксирована на решении задач развития речи и психофизических функций детей с речевыми нарушениями.
Для того, чтобы не превратить логопедические занятия в бесконечный процесс написания или переписывания, а обеспечить разнообразную речевую практику учащихся для развития языковой способности и наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации, можно использовать элементы методики Садовниковой И.Н..
Данная методика предлагает оригинальную систему работы по преодолению нарушений письменной речи «без ручки и тетради», предлагая достаточный объем разнообразных упражнений, большая часть которых выполняется в устной форме с четко организованной системой сигналов обратной связи (карточки, символы, цифровой ряд, действия с мячом, с хлопками).
Занимательный речевой материал также способствует снятию напряжения и страха письма у детей, чувствующих собственную несостоятельность в графо-лексической деятельности, и создает положительный эмоциональный настрой у детей в ходе групповых занятий.
При планировании занятий возможно применять методику Ефименковой Л.Н. по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся 1 класса.
В этой методике определенную нагрузку несет организационный момент, который является связующим звеном между занятиями. Перед началом занятия логопед дает ученикам коротенькое задание, цель которого — повторить, закрепить или вспомнить материал предыдущего занятия.
При выборе оптимальных форм и методов логопедического воздействия необходимо учитывать уровень развития и состояние здоровья категорий обучающихся, в том числе путем изменения, дополнения, адаптации названных методик.
Основной формой организации логопедической работы является индивидуальное, подгрупповое и групповое занятие.
Коррекционные логопедические занятия на основе подгруппового и группового метода обучения способствуют формированию коммуникативных компетенций у учащихся, а дифференцирование – это способ, который позволяет мне работать с учащимся, учитывая их индивидуальные особенности.
В своей работе использую элементы современных коррекционных и образовательных технологий, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала.
Использование на занятиях коррекционно- развивающих технологий способствует активизации мыслительной деятельности, развитию психических функций (памяти, произвольного внимания, мышления восприятия), моторики, устной и письменной речи обучающихся, усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения их жизненной компетентности.
На своих занятиях применяю следующие технологии:
1.Технологию личностно-ориентированного обучения, направленную на разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. При личностно-ориентированном подходе школьный логопед корректирует недостатки устной и письменной речи учеников путем восполнения дефицита функций анализаторных систем (слуховой, рече- и рукодвигательной, зрительной). .
Особое значение уделяю составлению дифференцированных заданий с учетом индивидуальных возможностей ученика.
В своей деятельности придерживаюсь мотивационно- ценностного отношения к детям с проблемами в развитии, принимаю и понимаю их психофизиологические, психические, речевые и поведенческие особенности.
В качестве основного критерия эффективности коррекционно-развивающей деятельности считаю личностное развитие ребенка, его адаптированность (в первую очередь коммуникативную) в среде сверстников, а затем уже академическое продвижение в процессе овладения чтением, письмом, связной речью. При проведении промежуточных и итоговых мониторингов сравниваю результаты предыдущих проб с данными пробами, отслеживая положительную динамику каждого ребенка.
2.Здоровьесберегающие технологии, предполагающие охрану и укрепление физического и психического здоровья детей через:
- сохранение и поддержку индивидуальности ребенка;
- формирование у младших школьников желания и умения учиться быть здоровым;
- развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром, самим собой.
При составлении программ для меня основным требованием было максимальное использование здоровьесберегающих технологий. Реализуя авторский подход при обработке и самостоятельном составлении программ, вношу дополнительные элементы оздоровительных мероприятий в виде пальчиковой гимнастики, психогимнастики, элементов самомассажа, физминуток, голосовых и дыхательных упражнений, упражнений по сохранению зрения (по методике Базарного В.Ф.)
В процессе коррекционно-развивающей работы обучаю детей простейшим и общедоступным методам профилактики болезней, способам сохранения здоровья.
Использование здоровьесберегающих технологий приводит к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей, но и повысить эффективность учебного процесса.
Особое внимание хочу обратить на использование арт-технологий (музыкотерапии, сказкотерапии, изотерапии).
Занятия с использованием элементов арт - терапевтических техник способны повысить самооценку, помочь детям контролировать свое поведение. А это очень важно, так как контроль над поведением и эмоциями помогает ребенку принимать решения, делать выводы.
Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Многие дети жалуются, что не могут работать в классе, потому что там шумно. Логопедические занятия можно сопровождать музыкой (релаксирующей, где звуки музыкальных инструментов дополняются звуками природы). Она является прекрасным фоном, когда дети работают самостоятельно. Такие занятия помогают адаптироваться к работе в условиях группы:
- дети слушают хорошую музыку и она их успокаивает;
- создается дополнительная слуховая помеха, дети должны прислушиваться, то есть развивать слуховое внимание.
Сказкотерапия. Моделирование и проигрывание сказок на логопедических занятиях, позволяет развивать мотивацию вербального общения, пополнять, уточнять и активизировать словарный запас, совершенствовать связные высказывания.
Часто на логопедических занятиях использую элементы изотерапии (штриховки, раскрашивание контурных картинок, рисование мелом, красками, карандашами). Рисование улучшает качество зрительно-моторной координации, которая является базовой для успешного обучения в школе и улучшения качества письма в любом возрасте; стимулирует развитие речи; способствует формированию психических процессов (внимания, воображения, памяти, мышления). В процессе рисования происходит коррекция и компенсация недостатков познавательной сферы, развитие мелкой моторики, самоконтроля. Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.
3.Игровые технологии, способствующие созданию на логопедических занятиях непринужденной, доверительной атмосферы, в которой учащимися даются свободные высказывания, фиксирующие объективный результат логопедической коррекции.
Применение игровых технологий обеспечивает свободу действий обучающихся на занятиях, развивает творческие способности, вызывает положительные эмоции в отношении учебного процесса, воспитывает чувство товарищества и партнерства в игровой и учебной ситуации.
Игровые технологии включают достаточно обширную группу методов и приемов организации коррекционного процесса в форме различных игр.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
При проведении занятий применяю предметные групповые и индивидуальные игры, сюжетные игры, игры-путешествия. Специально подобранные игры способствуют развитию у детей артикуляционной моторики, слухового внимания и фонематического слуха, подражательности речи и движениям логопеда, пополнению и активизации словаря, преодолению нарушений письма и чтения, развитию эмоционально- волевой сферы.
Для закрепления знаний и умений по темам активно использую на занятиях игровую методику Козыревой Л.М..
Игровые логопедические занятия привлекают детей, повышают мотивацию к посещению занятий и активной работе на них.
4.Информационно- коммуникационные технологии. Использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить мотивацию, заинтересованность детей в занятиях, дает реальную возможность для качественной индивидуализации обучения детей.
Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации произвольного внимания учащихся, расширению возможностей работы с наглядным материалом, интенсификации работы с результатами логопедических мониторинговых исследований.
Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Своевременное переключение видов деятельности, включение в работу всех анализаторов, подача речевого материала с оптимальной дозировкой по времени и объему, соблюдение охранного режима - залог положительной результативности коррекционно- развивающего процесса.
Использую информационные технологии на коррекционных логопедических занятиях в виде применения компьютерной презентации, как наглядного дидактического материала, а так же как средство визуализации и опосредованного контроля произношения.
Дифференцированно подбираю интересные задания для занятий с логопедических сайтов «Логозаврия», «Болтунишка», использую логопедические компьютерные программы («Игры для Тигры», «Развивайка для первоклашек»), которые позволяют вести логопедическую коррекцию с применением оригинальных инновационных подходов.
Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции нарушений речи при стертой форме дизартрии, но позволяет эффективно работать и с детьми, имеющими другие речевые нарушения.
Задания из компьютерной программы «Развивайка для первоклашек» пополняют словарный запас учащихся, эффективно дополняя знания, полученные на уроках, способствуют развитию логического мышления, памяти.
Применение этих программ:
- делает процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в них представлены в игровой, интерактивной форме;
- позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов, так как слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль;
- дает возможность индивидуальной настройки , так как содержат различные по сложности или объему варианты заданий;
- повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.
Продумывая ход занятия с использованием ИКТ, нельзя забывать о здоровьесбережении учеников. Эффективность занятия во многом зависит от безопасности и оптимальности режимов применения технических средств обучения. Поэтому нужно помнить о длительности работы с техническими средствами.
Применение вариативности в использовании перечисленных технологий зависит от уровня и степени речевого дефекта учащихся. На практике удалось выявить, что эффективно проходят коррекционно- развивающий процесс с использованием игровых, дидактических технологий учащиеся, имеющие логопедическое заключение - ОНР (НвОНР) и несформированность письма и чтения, обусловленная ОНР (НвОНР). Младшие школьники, имеющие нарушения произносительной стороны речи, ФН, ФФН, несформированность письма и чтения, обусловленную ФФН, предпочитают логопедические занятия с использованием информационных, коммуникационных, дидактических технологий. Дети, имеющие нарушения высших психических функций, более всего нуждаются в разнообразии коммуникационных, здоровьесберегающих, технологий, так как у них затронуто не только устное оформление речи, но и эмоционально- волевая сфера, личностные характеристики.
Все, без исключения, младшие школьники с удовольствием приемлют элементы изотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка По теме «Использование оригами в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Живописцу - требуется холст,Скульптору - необходимо пространство,Для оригами нужен только лист бумаги....
Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
Годовой план учителя-логопеда разбит на формы работы...
Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на 2013-2014 учебный год
В плпне рассмотрены все этапы и основные направления работы учителя-логопеда....
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)
В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...
Использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.
Использование современных образовательных технологий является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому, в совместной деятельности с детьми, я исполь...
Методическая разработка на тему "Использование игровых приёмов при проведении словарно-орфографической работы на уроках русского языка в 1-4 классах"
Методическая разработка на тему "Использование игровых приёмов при проведении словарно-орфографической работы на уроках русского языка в 1-4 классах" поможет учит...
Методическая разработка по логопедии "Методы, формы и технологии, применяемые в работе учителя - логопеда"
В дпнной разработке указаны формы, методы, технологии, которые я применяю в своей работе....