Ф.И.О. учителя-логопеда | Капустина Елена Александровна |
Класс, логопедическое заключение | 1 класс Общее недоразвитие речи при задержке психического развития |
Тема занятия | Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях. |
Форма организации | подгрупповая |
Тип занятия | Повторение, систематизация и закрепление учебного материала |
Используемые технологии | 1.Здоровьесберагающая технология. 2. Игровая технология. |
Цели занятия | Закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произнесения за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях. |
Задачи | Образовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные |
- учить и сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звука [р]; - учить соотносить звук с буквой; - учить автоматизировать в слогах, словах, предложениях. | - развивать артикуляционную и мелкую моторику. -развивать правильное дыхание (силу, длительность, направленность). - развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление | - воспитывать культуру речевого общения. - формировать функции контроля и самоконтроля
|
Универсальные учебные действия | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Познавательные УУД |
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
| - формировать умение принимать и сохранять учебную задачу. - формировать умение определять успешность выполнения задания диалоге с учителем-логопедом. | - развивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника; - развивать умения слушать, слышать и понимать учителя-логопеда, поддерживать беседу с учителем-логопедом. | - развивать умения анализировать и делать выводы обобщать, классифицировать по признакам.
|
Оборудование | Настенное зеркало, мягкая игрушка-Волчонок, таблица слогов, перфокарты для дидактической игры «Буква потерялась», индивидуальные карточки с деформированными предложениями к игре «Путаница», презентация к игре «Ребусы». |
Этапы занятия |
1. Организационный момент
| Ход занятия | Как Какие задачи решались в ходе выполнения задания Какие задачи решались в ходе выполнения задания Какие задачи решались в ходе выполнения задания Задачи при выполнении задания. |
- Добрый день, ребята! Сегодня продолжим учиться правильно произносить звук [р] в слогах, словах и предложениях. К нам на занятие пришла мама – волчица, привела маленького сыночка, чтобы он научился правильно произносить звук [р]. Но когда Волчонок остался один, то очень испугался и заплакал. Я спросила: «Что случилось, Волчонок? Почему ты так громко плачешь?». «Я хочу домой»,- ответил Волчонок. Но я рассказала, как у нас весело, хорошо, интересно и совсем не страшно. - Мы много чему научились, умеем правильно произносить звук [р], поэтому давайте пригласим Волчонка поработать с нами. - Поможем Волчонку научиться поизносить звук [р].?» (Да) | Введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций. |
2. Артикуляционная гимнастика.
| - Предлагаю показать Волчонку, как умеет работать наш язычок». Я зарядку выполняю, Язычок свой укрепляю. Движения кончика очень точны, Воздушная струйка и спинка сильны! 1. «Улыбка». Удерживать губы несколько секунд в улыбке. Наши губки улыбнулись, Прямо к ушкам потянулись. Ты попробуй «И-и-и» скажи, Свой заборчик покажи. 2. «Чашечка». Боковые и передние края широкого языка подняты вверх. Язычок наш поумнел. Чашку сделать он сумел. Можно чай туда налить. И с конфетами попить. 3. «Лошадка». Открытый рот, поцокать за зубками. Сначала медленно, а затем все быстрее и быстрее. Я лошадка – серый бок (цок, цок), Я копытцем постучу (цок, цок), Если хочешь, прокачу (цок, цок). 4. «Вкусное варенье». Облизать широким языком верхнюю губу. Каждый раз по воскресеньям Мы едим с тобой варенье. Верхнюю губу вареньем Мы намажем, а потом Язычком широким сразу Мы варенье облизнем | Закреплять выработанные полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата. Подготовка артикуляционного аппарата к активной деятельности. |
3. Уточнение артикуляции звука [р] | - Вспомните положение артикуляционных органов при произнесении звука [р]. (Положение губ в широкой улыбке. Зубки на небольшое расстояние. Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, боковые края прижаты к коренным зубам. Посередине языка идёт воздушная струя. Голосовые связки вибрируют.) -Дайте характеристику звуку [р]. (Согласный, твёрдый, парный) | Уточнение правильного артикуляционного аппарата при произнесении звука [р] |
4. Автоматизация звука [Р] в слогах. Дидактическая игра «Мы играем со слогами» | - Давайте покажем, как звук [р] умеет дружить с другими звуками, а для сыграем в игру «Мы играем со слогами». Ваша задача составить слоги со звуком [р]. Не забываем правильно и красиво произносить звук [р].
| Закрепление правильного произношения звука [р] в слогах и развитие фонематического восприятия.
|
5. Автоматизация звука [Р] в словах. Дидактическая игра «Буква потерялась» с применением перфокарт.
Дидактическая игра «Ребусы» с применением ИКТ. | - Ребята, покажем Волчонку, какой звук [р] важный. Покажем, если звук [р] спрячется, то слово потеряет свое значение». Предлагаю вместе отгадать эти слова:
а) ТИГ…, СЫ…, Г…ИБ, …ОБОТ, ПОМИДО…, …ЫБА, ТО…Т, Т…АКТО…
- Прочитать слово по первым буквам и записать. 1. Робот 2 Роза 3. Работа 4. Друг 5. Врач 6. Парк 3. Парк 7. Мусор | Закрепление правильного произношения звука [р] в словах с применением ИКТ.
|
6. Образование множественного числа имен существительных.
Дидактическая игра с мячом. «Лови - не зевай, правильно отвечай» | - Ребята, Волчонок рассказал мне, что у него в лесу живет медвежонок. Его имя спряталось в этой таблице. Давайте прочитаем его имя по выделенным буквам.
- Барни очень любит хвастаться. Увидит у белочки орех и говорит: «У тебя один орех, а у меня много (Чего?). (Орехов.) - Встретит он зайчика в лесу, который несет домой морковь своим зайчатам и говорит ему: «У тебя одна морковь, а у меня много (Чего?)». (Моркови.) - Предлагаю вместе поиграть. Я буду называть предметы и кидать мячик, а вы называть во множественном числе и возвращать мячик мне. - У ежика один помидор, а у медвежонка много (Чего?) (Помидоров.) - Возле норы лисички растет одно дерево, а возле норы медвежонка много (Чего?) (Деревьев.) - У волчонка одна игрушка, а у медвежонка много (Чего?) (Игрушек.) - Зайчик увидел одну ворону, а медвежонок много (Кого?) (Ворон.) - Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились с этим заданием. А теперь немного отдохнем. | Учить образовывать форму множественного числа имен существительных
|
7. Физминутка «Дикие животные» | Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Поднимайтесь, ручки, вверх, Шевелитесь, пальчики, – Так шевелят ушками Серенькие зайчики. Крадемся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку. Волк озирается кругом, И мы головки повернем. Теперь садимся тише, тише – Притихнем, словно в норках мыши. Ходил медведь по лесу, Топтался и рычал. Хотел он очень меда А где достать – не знал. | Повышение работоспособности и активация познавательной деятельности. Профилактика переутомления. |
8. Автоматизация звука [р] в предложении. Индивидуальная работа с деформированным текстом игра «Путаница» | - Продолжаем наше занятие. Ребята, я предлагаю на время стать учителями и поиграть в игру «Путаница». Наш Волчонок перепутал слова в предложения. Ваша задача прочитать, исправить ошибки в предложениях. После того, как вы исправите, прочитать правильные предложения не забывая следить за правильным произнесением звука [р]. Орехи собирают белку. У рога огромные лось. Мед ест медведя. Нора роет лиса. | (Белка собирает орехи) (У лося огромные рога) (Медведь ест мед) (Лиса роет нору) |
| Восстановить деформированный текст по отдельным его частям, путем правильной расстановки предложений в тексте и слов в предложении, изменении формы слова. |
9. Рефлексия | - Что было трудно? Что легко? -Что больше всего понравилось? - Над чем надо ещё поработать? | Уметь определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом. |
10. Итог занятия | - Молодцы, ребята! Мы справились с задачей, которая стояла в начале занятия? (Да) - Волчонок, мы помогли тебе научиться произносить звук [р] и думаем что тебе понравилось у нас и ты всем животным будешь рассказывать, как у нас интересно! - Спасибо за занятие! | Дать анализ и оценку успешности обучения и достижений ребёнка, наметить перспективу последующей работы. |