Дефектологическое занятие "Развитие высших психических функций обучающихся 2 класса с ЗПР"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Кириленко Светлана Сергеевна

Конспект дефектологического занятия 2 класс ЗПР

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия для учащихся 2 класса с ЗПР.

Цель: развитие высших психических функций учащихся.

Задачи:

  1. Развивать логическое мышление через отгадывание загадок;
  2. Развивать зрительное восприятие через задание «Наложенные изображения»;
  3. Развивать мелкую моторику рук через задание «Собери из спичек», «Разрезные картинки»;
  4. Развивать слуховое внимание и навык пространственной ориентировки на листе бумаги через задание «Графический диктант»;
  5. Развивать тактильное восприятие и связную речь через задание «Угадай, что в мешочке», «Капельки в песке»;
  6. Закреплять навык правильного использования в речи пространственных предлогов (в, на, пере, за, справа, слева);
  7. Развивать мыслительную операцию «анализ», «синтез» через задание «Разложи картинки на 3 группы».

Форма проведения: подгрупповая

Оборудование:

  • схема-описание («Какой на ощупь? Из какого материала? Из каких частей состоит? Что или кто это?»),
  • мешочек,
  • 2 коробка спичек,
  • игрушка-пчела,
  • картинка наложенных друг на друга насекомых,
  • разрезные картинки «лиса», «поросенок»,
  • 2 листочка в клеточку,
  • 2 ручки,
  • игрушка-божья коровка, игрушка-черепаха, игрушка-волк, игрушка-корова,
  • бочонок из-под меда,
  • желтые бусинки,
  • столик для рисования песком.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

П: «Здравствуйте ребята! Садитесь. Скажите, какое сегодня число? Какой месяц? Какое время года? По каким признакам можно понять, что сейчас весна? Какое время года было до весны? Какое время года наступит после весны? По каким признакам мы можем понять то, что наступило лето?».

2.Основная часть.

А) Настрой на работу.

П: «Молодцы ребята! Правильно назвали признаки лета. К вам сегодня прилетел гость, который очень любит лето. Попробуйте угадать, кто это? Для этого послушайте внимательно загадку»

Желтая мохнатая,

Как тигр полосатая.

Крылышками машет,

У растений пляшет.

Целый день старается,

Тронь ее-кусается!

Вся в трудах-своих заботах,

Не мешайте ей работать.

У нее свои дела. Это бабушка- …

Д: «Пчела!»

П: «Молодцы! Это пчела. Посмотрите внимательно на картинку и найдите ее»

(Размещает на доске наложенные изображения насекомых)

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/21/s_5ce400e62c961/1161496_1.jpeg

П: «Каких вы еще увидели?»

Д: «Стрекозу, кузнечика, жуков, комара» (выходят по очереди к доске и показывают названных насекомых)

П: «Правильно! Как можно назвать пчелу, бабочку, жука, кузнечика одним словом? (ответы детей) Как много у пчелы друзей ! Но это еще не все ее друзья. Многие из них играли с ней в прятки и спрятались. Поможем пчеле их найти?»

Д: «Да!»

П: «А поможет вам в этом ромашка» (психолог закрепляет на доске ромашку).

Б) Выполнение заданий.

(Дети по очереди выходят к доске, «срывают» по одному лепестку с ромашки и выполняют задание).

«Собери из спичек»

(Психолог достает коробок спичек.)

П: «Ребята, послушайте внимательно загадку и постарайтесь ее отгадать»

Её кокон, как яичко.
И летает, хоть не птичка.
Пьёт нектар она с цветка,
Опасается сачка
…(Бабочка)

Д: «Бабочка!»

П: «Правильно! (кладет на стол каждому ребенку «карточку-образец»). Соберите бабочку по образцу».

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/21/s_5ce400e62c961/1161496_2.png

Бывает золотая, бывает в серебре,
Махает плавниками, и плавает в реке.
Рот свой открывает, но всегда молчит,
И с братьями своими никогда не говорит
(рыба)

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/21/s_5ce400e62c961/1161496_3.jpeg

С человеком очень дружит

И ему надёжно служит,

По хозяйству помогает.

В сани он её впрягает,

И с подковами копыта.

В ней большая сила скрыта.

(Лошадь)

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/21/s_5ce400e62c961/1161496_4.jpeg

П: «Ребята, кто еще оказался друзьями пчелы?»

Д: «Бабочка, рыбка, лошадь»

(Психолог крепит на доску картинки с изображением бабочки, рыбки, лошади»

«Соедини клеточки»

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/21/s_5ce400e62c961/1161496_5.png

Отступите 8 клетки вправо и 2 клетки вниз, затем приступайте к диктанту:

3→    3↓    1→    3↑    3→    2↓    1←    1↑    1←    3↓    1→    1↓    1→    1↓    1←    1↓    1←    1↓    2→    1↓    2←    4↓    3→    1↓    4←    1↑    1←    1↓    4←    1↑    3→    4↑    2←    1↑    2→    1↑    1←    1↑    1←    1↑    1→    1↑    1→    3↑    1←    1↓    1←    2↑


П: «Ребята, какое животное у вас получилось?»

Д: «Заяц!»

(Психолог крепит на доску изображение зайца)

«Собери разрезные картинки»

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/21/s_5ce400e62c961/1161496_6.png https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/21/s_5ce400e62c961/1161496_7.png

П: «Ребята, какие животные у вас получились?»

Д: «Лиса и поросенок!»

(Психолог крепит картинки с изображением лисы и поросенка на доску»

«Угадай, что в мешочке?»

(Психолог показывает детям мешочек, в котором лежат игрушки: «божья коровка», «черепаха», «волк», «корова». Крепит на доску «схему-описание»: Какой на ощупь? Из какого материала? Из каких частей состоит? Что или кто это?).

П: «Ребята, некоторые из друзей пчелы спрятались в мешочке. Сейчас по очереди, на заглядывая в мешочек, опишите предмет на ощупь по данной схеме»

(Психолог крепит на доску схему «Какой на ощупь? Из какого материала? Из каких частей состоит? Что или кто это?»)

П: «Ребята, кого из друзей пчелы вы нашли сегодня?»

Д: «Бабочку, лошадь, рыбку, поросенка, лису, волка, зайца, божью коровку, черепаху»

(все изображения крепятся детьми на доску)

П: «Как вы думаете, на какие три группы можно разделить этих животных?»

Д: «Домашние животные, дикие животные, морские животные»

(Дети по очереди выходят к доске и раскладывают картинки на три группы)

П: «Молодцы! Постарались сегодня! Так хорошо работали, что пчела проголодалась! Давайте ее накормим…Какое у нее любимое лакомство?»

Д: «Мед!»

(Психолог достает бочонок с медом)

П: «Ребята, посмотрите, а бочонок то, пустой! Все капельки меда растерялись. Давайте их найдем!» (предлагает детям пройти к столику с писком и на ощупь отыскать в песке «капельки меда»)

П: «Ярослав, сколь ты нашел капелек? Сережа, а ты? Сложите их в бочонок. Какие вы молодцы! Постарались! Пчела очень довольна! Ребята, а где сейчас сидит пчела? (сажает НА бочонок, ПОД бочонок, ЗА бочонок, ПЕРЕД, СПРАВА, СЛЕВА).

3.Заключительная часть.

П: «Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? Какие задания вы выполняли?»

(Ответы детей)

П: «Пчела благодарна вам за помощь в поиске друзей и приготовила для вас сладкий подарок!» (угощает детей конфетами)

П: «На этом наше занятие закончено! Можете отдыхать!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по логопедии по теме "Локализация высших психических функций в коре головного мозга"

Локализация высших психических функций в коре головного мозга....

Трудности письма и их анализ с точки зрения принципа системности строения высших психических функций

Коррекционно-развивающие методы преодоления трудностей обучения....

Развитие высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях

Статья посвящена проблеме развития высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях. Подчеркивается связь всех психических функций с другими сторонами психического развития, ...

Статья: «Совершенствование фонематических процессов в начальной школе и их взаимосвязь с высшими психическими функциями».

Совершенствование фонематических процессов в начальной школе и их взаимосвязь с высшими психическими функциями....

Игры, направленные на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста

Игры, направленные на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Класс: 4

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным прик...

Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития.

Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития 1 классов.Цель:1.Коррекция про...