Необходимость и методы тренировки речевого дыхания у детей с нарушениями речи
статья по логопедии
В статье обоснована необходимость включения дыхательной гимнастики в логопедическое занятие, а также даны практические примеры упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobhodimost_i_metody_trenirovki_rechevogo_dyhaniya_u_detey._pivovarova_n.v.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Необходимость и методы тренировки речевого дыхания у детей с нарушениями речи
Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Речевое дыхание отличается от физиологического дыхания тем, что в процессе речи выдох осуществляется через рот (при физиологическом дыхании вдох и выдох – через нос). В отличие от физиологического дыхания, речевое – во многом управляемый процесс.
У детей 3—4 лет слова и фразы могут произноситься как на выдохе, так и на вдохе или в перерыве между вдохом и выдохом. Поэтому нередко отмечается «захлебывающаяся» речь.
У детей 5—6 лет механизм координации дыхания и артикуляции во время речи еще в стадии формирования, но начало произнесения слов и короткой фразы совпадает с началом выдоха. Однако на произнесение всей фразы (из 4—5 слов) выдоха не хватает. Ребенок в середине фразы производит добор, т. е. дополнительный поверхностный вдох.
Механизм координации дыхания, фонации и артикуляции в процессе речи формируется к десяти годам. Таким образом, речевое дыхание развивается, стабилизируется от 7 до 10 лет. Диафрагмально-реберное дыхание обеспечивает комфортное речевое дыхание.
Печальная статистика: у 80% детей с нарушением речи речевое дыхание не сформировано! Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Дыхательная мускулатура слабая, а объем легких существенно ниже возрастной нормы.
Поэтому одной из первых задач логопедической работы является систематизация различных приемов дыхательной гимнастики, направленной на увеличение длительности и силы внеречевого выдоха, а затем и выдоха в процессе фонации звуков, произнесения слов и фраз, т.е. решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха.
Дыхательные упражнения дифференцируются в зависимости от возраста.
Приступая к занятиям, помните, что эти упражнения могут быстро утомить и даже вызвать у ребенка головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых рекомендаций: упражнения выполняются ежедневно в течение 3-5 минут в хорошо проветренном помещении, в свободной, не стесняющей движения одежде, желательно до еды и под контролем взрослых.
Основные моменты правильного речевого дыхания при выполнении упражнений:
- Короткий сильный вдох через нос, плечи не поднимаем
- выдох выполняется через рот, а не через нос! Обязательно контролировать этот момент.
- Выдох осуществляется до самого конца. После каждого выдоха - пауза 2-3 секунды.
- Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
1. Статическая дыхательная гимнастика
Для воспитания внеречевого дыхания: учат быстрому вдоху плавному, равномерному выдоху (без фонации). Выдох должен дифференцироваться по силе: (задуть в ворота ватные шарики; сделать бурю в стакане и т.д.)
Дифференциация носового и ротового вдохов-выдохов: вдох носом — выдох через рот; вдох через нос — выдох через рот в положении «трубочка» толчками порционно и пр.
2. Динамическая дыхательная гимнастика
Подготавливает дыхательный аппарат к фонационному (речевому) дыханию, т. к. способствует расширению емкости легких. Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, ног. Тренировка внеречевого дыхания достигается за счет изменений темпа, частоты, характера выполнения динамических упражнений.
- Подняться на носках, руки вверх — вдох, опуститься — выдох.
- Отвести локтей назад — вдох, поставить руки в исходное положение — выдох, руки на поясе и пр.
3. Фонационная дыхательная гимнастика
Для воспитания речевого дыхания учат рационально, экономно производить выдох в процессе фонации звуков, при произнесении слов и фраз.
Предлагают длительно на одном выдохе воспроизводить различные звукоподражания. Начинают с гласных звуков и их сочетаний. Гласные звуки должны утрированно артикулироваться, а выдох должен быть длительным: один (два,три, четыре, пять) гласных на одном выдохе: и другие сочетания на переключение с одной артикуляции на другую; звукоподражания при произнесении согласных звуков, произносимых длительно: ж —► жук; з —►комар и т.д.
4. Речевая дыхательная гимнастика
На завершающем этапе работы над дыханием в упражнения вводят слоги, слова, фразы, четверостишия и т. д.
Цели: Распределение экономного выдоха на протяжении всего высказывания.
Сохранение темпо-ритмической и звуко-слоговой структуры высказывания.
- Слоги на одном выдохе (с правильно произносимыми звуками);
- Слова на одном выдохе (счет до 5, до 10, дни недели, и т.д.)
- Фразы на одном выдохе
- Произнесение предложений на одном выдохе под мяч
Примечание: каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол. (Меня зовут Вася (3 броска мяча). Моего папу зовут Николай Иванович (5 бросков). И другие предложения в ответ на вопросы логопеда. и пр.)
- Чтение стихотворения, во время которого каждое слово сопровождается броском мяча об пол: (Мяч бросали мы друг дружке, Прыгал мячик, как лягушка. А потом исчез куда-то, Не нашли его ребята и т.д.
5. Координация речи с точными выразительными движениями и жестами
Упражнения по методике «Расскажи стихи руками»: (например, «Ученые мартышки» (стихи Е.А. Алябьевой, г. Рязань)
Описанные упражнения, включающие двигательное сопровождение речи, отражают комплексность коррекции речи у детей, в т.ч. с дизартрией. Эти упражнения можно отнести к кинезитерапии, т. е. лечению движением.
Дыхательные упражнения для формирования у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом - неотъемлемая часть коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения и профилактики вирусных заболеваний у всех детей.
Материал подготовила учитель-логопед Пивоварова Н.В.
Литература:
1. Архипова Е.Ф. «Стертая дизартрия у детей»- М., 2014
2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. – М., 2003.
3. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевого дыхания у лиц с патологией речи.
quot;Дыхание правит всем" (индийская пословица).Речевое дыхание - это основа правильной речи....
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛНОЦЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа-интернат №7 для детей с ОВЗ» г. Казань Усманова Ф.А.
Методическая публикация "Формирование полноценной речевой деятельности у детей с нарушениями речи. Материаля международной научно-образовательной конференции, организованной Министерством образов...
Развитие речевого дыхания у учащихся с нарушениями слуха на индивидуальных занятиях РРС и ФПСУР
Представлен материал для развития речевого дыхания у учащихся с нарушениями слуха на индивидуальных занятиях РРС и ФПСУР...
Развитие речевого дыхания у детей с ТНР. Консультация для родителей и воспитателей
Правильное речевое дыхание - основа правильной речи. Работа над хормированием речевого дыхания - важный этап логопедической коррекции. И если он осуществляется совместно с родителями и педагогами, рез...
Метод арт-терапии в развитии личности у детей с нарушением речи
Статья посвящена актуальному вопросу поиска способов личностного развития детей с ОВЗ, в частности детей с нарушениями речи.В настоящее время значительно возрастает количество детей-логопатов с пробле...
Мастер-класс " Игры для развития речи. Игрушки для тренировки речевого дыхания."
Часть 1. Кто такой учитель-логопед?Дети любят играть. А когда это ещёи полезно, то это весело.Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Описание этих игр.Часть 1. Правильно...
Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи
Важное значение в процессе формирования у детей чёткого, правильного произношения имеет дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование,...