Необходимость и методы тренировки речевого дыхания у детей с нарушениями речи
статья по логопедии

Пивоварова Наталия Валерьевна

В статье обоснована необходимость включения дыхательной гимнастики в логопедическое занятие, а также даны практические примеры упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Необходимость и методы тренировки речевого дыхания у детей с нарушениями речи

Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Речевое дыхание отличается от физиологического дыхания тем, что в процессе речи  выдох осуществляется через рот (при физиологическом дыхании вдох и выдох – через нос). В отличие от физиологического дыхания, речевое – во многом управляемый процесс.

У детей 3—4 лет слова и фразы могут произноситься как на выдохе, так и на вдохе или в перерыве между вдохом и выдохом. Поэтому нередко отмечается «захлебывающаяся» речь.

У детей 5—6 лет механизм координации дыхания и артикуляции во время речи еще в стадии формирования, но начало произнесения слов и короткой фразы совпадает с началом выдоха. Однако на произнесение всей фразы (из 4—5 слов) выдоха не хватает. Ребенок в середине фразы производит добор, т. е. дополнительный поверхностный вдох.

Механизм координации дыхания, фонации и артикуляции в процессе речи формируется к десяти годам. Таким образом, речевое дыхание развивается, стабилизируется от 7 до 10 лет. Диафрагмально-реберное дыхание обеспечивает комфортное речевое дыхание.

Печальная статистика: у 80% детей с нарушением речи речевое дыхание не сформировано! Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Дыхательная мускулатура слабая, а объем легких существенно ниже возрастной нормы.

Поэтому одной из первых задач логопедической работы является систематизация различных приемов дыхательной гимнастики, направленной на увеличение длительности и силы внеречевого выдоха, а затем и выдоха в процессе фонации звуков, произнесения слов и фраз, т.е. решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха.

Дыхательные упражнения дифференцируются в зависимости от возраста.

Приступая к занятиям, помните, что эти упражнения могут быстро утомить и даже вызвать у ребенка головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых рекомендаций: упражнения выполняются ежедневно в течение 3-5 минут в хорошо проветренном помещении, в свободной, не стесняющей движения одежде, желательно до еды и под контролем взрослых.

Основные моменты правильного речевого дыхания при выполнении упражнений:

  •  Короткий сильный вдох через нос, плечи не поднимаем
  •   выдох выполняется через рот, а не через нос! Обязательно контролировать этот момент.
  •   Выдох осуществляется до самого конца. После каждого выдоха - пауза 2-3 секунды.
  •   Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).   

1. Статическая дыхательная гимнастика

Для        воспитания        внеречевого        дыхания:        учат        быстрому        вдоху        плавному, равномерному выдоху (без фонации). Выдох должен дифференцироваться по силе: (задуть в ворота ватные шарики; сделать бурю в стакане и т.д.)

Дифференциация носового и ротового вдохов-выдохов: вдох носом — выдох через рот; вдох через нос — выдох через рот в положении «трубочка» толчками порционно и пр.

2. Динамическая дыхательная гимнастика

Подготавливает дыхательный аппарат к фонационному (речевому) дыханию, т. к. способствует расширению емкости легких. Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, ног. Тренировка внеречевого дыхания достигается за счет изменений темпа, частоты, характера выполнения динамических упражнений.

  • Подняться на носках, руки вверх — вдох, опуститься — выдох.
  • Отвести локтей назад — вдох, поставить руки в исходное положение — выдох, руки на поясе и пр.

3. Фонационная дыхательная гимнастика

Для воспитания речевого дыхания учат рационально, экономно производить выдох в   процессе фонации звуков, при произнесении слов и фраз.

Предлагают длительно на одном выдохе воспроизводить различные звукоподражания. Начинают с гласных звуков и их сочетаний. Гласные звуки должны утрированно артикулироваться, а выдох должен быть длительным: один  (два,три, четыре, пять) гласных на одном выдохе:  и другие сочетания на переключение с одной артикуляции на другую; звукоподражания при произнесении согласных звуков, произносимых длительно: ж —► жук;  з —►комар и т.д.

4. Речевая дыхательная гимнастика

На завершающем этапе работы над дыханием в упражнения вводят слоги, слова, фразы, четверостишия и т. д.

Цели: Распределение экономного выдоха на протяжении всего высказывания.

Сохранение темпо-ритмической и звуко-слоговой структуры высказывания.

  • Слоги на одном выдохе (с правильно произносимыми звуками);
  • Слова на одном выдохе (счет до 5,  до 10,  дни недели,  и т.д.)
  • Фразы на одном выдохе 
  • Произнесение предложений на одном выдохе под мяч

Примечание: каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол. (Меня зовут Вася (3 броска мяча). Моего папу зовут Николай Иванович (5 бросков). И другие предложения в ответ на вопросы логопеда. и пр.)

  • Чтение стихотворения, во время которого каждое слово сопровождается броском     мяча об пол: (Мяч бросали мы друг дружке, Прыгал мячик, как лягушка. А потом исчез куда-то, Не нашли его ребята и т.д.

5. Координация речи с точными выразительными движениями и жестами

Упражнения по методике «Расскажи стихи руками»: (например, «Ученые мартышки» (стихи Е.А. Алябьевой, г. Рязань)

Описанные упражнения, включающие двигательное сопровождение речи, отражают комплексность коррекции речи у детей, в т.ч. с дизартрией. Эти упражнения можно отнести к  кинезитерапии, т. е. лечению движением.

Дыхательные упражнения для формирования у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом - неотъемлемая часть коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения и профилактики вирусных заболеваний у всех детей.

         

                            Материал подготовила учитель-логопед Пивоварова Н.В.

Литература:

1. Архипова Е.Ф. «Стертая дизартрия у детей»- М., 2014

2.  Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. – М., 2003.

3.  Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого дыхания у лиц с патологией речи.

quot;Дыхание правит всем" (индийская пословица).Речевое дыхание - это основа правильной речи....

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛНОЦЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа-интернат №7 для детей с ОВЗ» г. Казань Усманова Ф.А.

Методическая публикация "Формирование полноценной речевой деятельности у детей с нарушениями речи. Материаля международной научно-образовательной конференции, организованной Министерством образов...

Развитие речевого дыхания у учащихся с нарушениями слуха на индивидуальных занятиях РРС и ФПСУР

Представлен материал для развития речевого дыхания у учащихся с нарушениями слуха на индивидуальных занятиях РРС и ФПСУР...

Развитие речевого дыхания у детей с ТНР. Консультация для родителей и воспитателей

Правильное речевое дыхание - основа правильной речи. Работа над хормированием речевого дыхания - важный этап логопедической коррекции. И если он осуществляется совместно с родителями и педагогами, рез...

Метод арт-терапии в развитии личности у детей с нарушением речи

Статья посвящена актуальному вопросу поиска способов личностного развития детей с ОВЗ, в частности детей с нарушениями речи.В настоящее время значительно возрастает количество детей-логопатов с пробле...

Мастер-класс " Игры для развития речи. Игрушки для тренировки речевого дыхания."

Часть 1. Кто такой учитель-логопед?Дети любят играть. А  когда это ещёи полезно, то это весело.Развитию грамотной речи способствуют словесные игры.  Описание этих игр.Часть 1. Правильно...

Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи

        Важное значение в процессе формирования у детей чёткого, правильного произношения имеет дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование,...