«Взаимодействие учителя-логопеда и психолога с родителями»
методическая разработка (4 класс)

Оганесян Сирануш Геворковна

Ставки учителя-логопеда и педагога-психолога есть почти в каждом образовательном учреждении. Как правило, логопед и психолог входят в психолого-педагогический консилиум и сотрудничают в ходе сопровождения детей с ОВЗ.

Задачи логопеда:

  • развивать звуковую сторону речи;
  • учить ребенка связно выражать свои мысли;
  • помогать ребенку пополнять словарный запас и осваивать грамматику;
  • развивать мелкую моторику и слуховое внимание;
  • формировать учебные умения и навыки (чтение, письмо).

Задачи психолога:

  • развивать ВПФ — внимание, память, мышление;
  • развивать эмоционально-личностную сферу;
  • совершенствовать зрительно-моторную координацию;
  • формировать навыки самоконтроля и волевые качества;
  • обеспечивать психологическую поддержку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и психолога с родителями

Ставки учителя-логопеда и педагога-психолога есть почти в каждом образовательном учреждении. Как правило, логопед и психолог входят в психолого-педагогический консилиум и сотрудничают в ходе сопровождения детей с ОВЗ.

Основы взаимодействия в работе логопеда и психолога:

Логопед и психолог: общие цели и разные задачи

Задачи логопеда:

  • развивать звуковую сторону речи;
  • учить ребенка связно выражать свои мысли;
  • помогать ребенку пополнять словарный запас и осваивать грамматику;
  • развивать мелкую моторику и слуховое внимание;
  • формировать учебные умения и навыки (чтение, письмо).

Задачи психолога:

  • развивать ВПФ — внимание, память, мышление;
  • развивать эмоционально-личностную сферу;
  • совершенствовать зрительно-моторную координацию;
  • формировать навыки самоконтроля и волевые качества;
  • обеспечивать психологическую поддержку.

У каждого из специалистов в этой модели свой круг задач, но начинающие психологи и логопеды часто сталкиваются с тем, что их функциональные обязанности не до конца определены. Это может создавать трудности в работе. Следует четко понимать, за что отвечает каждый специалист.

Планирование совместной работы

Задачи у логопеда и психолога  разные, но достигать их они могут одними и теми же способами. Поэтому следует вместе планировать работу с ребенком с самого начала, с момента выхода на ПМПК.

Уже при проведении обследования специалисты выявляют детей с нарушениями речи и психологическими проблемами. В ходе комплексной диагностики они определяют уровень речевого и психического развития ребенка, его компенсаторные возможности и пишут психологическую характеристику. На совместном совещании психолог и логопед намечают индивидуальный маршрут развития и составляют интегрированный план работы на год.

На этом этапе взаимодействия психолога и логопеда в школе, специалистам следует собрать общий дидактический материал, который каждый из них мог бы использовать в работе. Задания для развития памяти и внимания могут составляться на основе материала, направленного на отработку определенного звука.

Например, психолог предлагает ребенку найти лишнее слова, используя с этой целью карточки для автоматизации звука [Ш]: рубашка, кошка, шуба, шарф или машина, вишня, груша, картошка.

Логопед предлагает составить по картинкам связный рассказ, а психолог просит придумать конец этого рассказа.

Взаимодействие логопеда и психолога в рамках коррекционно-развивающей работы

В идеале оба специалиста должны совместно планировать каждое занятие, а часть из них проводить в интегрированной форме.

Будут полезны и взаимные консультации: логопед консультирует психолога по поводу речевых проблем, влияющих на работу с ребенком, а психолог рассказывает логопеду о психологических, поведенческих и эмоционально-личностных особенностях детей.

И логопед, и психолог занимаются развитием речи и высших психических процессов, но каждый со своей стороны. Основная задача логопеда — развивать речь с использованием приемов активизации внимания, памяти, мышления. При этом логопед может использовать музыкотерапию, сказкотерапию, психогимнастику. Психолог, в свою очередь, воспринимает речь как средство развития интеллекта, помогает ребенку закрепить лексический материал и графические навыки, полученные у логопеда.

Работа логопеда и психолога будет результативной, если вы четко определяете задачи каждого, соблюдаете единство требований к ребенку и реализуете преемственность в работе.

Анализ результатов совместной работы

  • Совместно отслеживайте динамику развития ребенка. Определите положительные и отрицательные стороны взаимодействия и при необходимости внесите изменения в план работы.
  • Отслеживайте промежуточные результаты не реже чем раз в квартал, установите критерии успешности для каждого этапа.

Консультационная и просветительская работа с педагогами и родителями

Цель такой работы — помочь родителям и педагогам во взаимодействии с ребенком, имеющим нарушения речи и психического развития. Своевременная поддержка поможет предупредить многие проблемы и быстрее скорректировать их.

Логопед и психолог совместно:

  • проводят индивидуальные и групповые консультации по вопросам психического и речевого развития;
  • разрабатывают рекомендации;
  • организуют тренинги и семинары;
  • оформляют информационные уголки.

Что необходимо обязательно учесть в совместной работе

Казалось бы, у каждого специалиста есть свой, четко очерченный круг задач. Но на деле могут возникать проблемы по разделению смежного функционала.

Одна из таких спорных областей — развитие познавательной сферы. В этом направлении работают и логопед, и психолог. На практике нередки ситуации, когда каждый специалист уделяет этой задаче недостаточно внимания, полагая, что ее решает коллега. Случается и обратное: и логопед, и психолог делают упор на развитие познавательной сферы, иногда даже в ущерб своим основным обязанностям.

Особенно часто такие случаи происходит в учреждениях, где нет педагога-дефектолога — коррекция познавательной сферы как раз входит в его обязанности. Но даже если дефектолог есть, путаница возникает там, где специалисты недостаточно плотно взаимодействуют друг с другом.

В каких случаях логопеду стоит брать на себя дополнительные обязанности?

Идеальная ситуация, когда в образовательной организации есть и логопед, и психолог, и дефектолог, встречается не всегда. В отсутствие смежных специалистов учителю-логопеду приходится брать на себя дополнительные обязанности, потому что многим детям требуется не только логопедическая, но и психологическая помощь.

Если же недостатка в специалистах нет, брать на себя лишние функции не стоит. Стремясь оказать, как он считает, высококвалифицированную помощь, логопед начинает хуже выполнять свои прямые обязанности, сталкивается с быстрым эмоциональным выгоранием и физическим истощением.

Чтобы избежать трудностей в разделении обязанностей и лучше взаимодействовать с коллегами-психологами, логопеду будет полезно понять функциональные обязанности психолога.

Для этого в организации специалисты-смежники создают методические объединения, где проводят лекции и мастер-классы для коллег. Чтобы улучшить качество работы и научиться понимать специфику деятельности коллег-психологов, логопеду будет полезно пройти курсы повышения квалификации по психологии.

Диалог между всеми специалистами — важное условие эффективности в работе любой образовательной организации. При этом не стоит забывать, что совместная деятельность логопеда и психолога не означает подмены собой другого специалиста. Учитесь сотрудничать и разделять обязанности.

Благодаря взаимодействию других экспертов, учителя-логопеда, родителей и психолога удается всесторонне помочь ребенку в социализации и предотвратить дезадаптацию на следующем этапе развития — при поступлении в школу.

Речевые нарушения могут быть не только следствием, но и причиной психологических проблем. Например, часто из-за них ребенок становится молчаливым, обидчивым, вспыльчивым, неуверенным. Без коррекции ему может быть сложно выстраивать отношения со сверстниками, учиться. Он может стать жертвой буллинга или считать себя «не таким, как все», «неправильным» и из-за этого замыкаться в себе.

Защитить ребенка от этого можно только при совместных усилиях специалистов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих логопедическое заключение «дизартрия», для достижения наилучших результатов коррекции.

Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу.       ...

Взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и родителей

Воспитание - это дело каждой семьи и всех взрослых....

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми младшего школьного возраста.

Целью совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста является разработка технологий коррекции и развития полноценной речевой деятельности в совокупности с...

«Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями, имеющими детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

Представленная статья о взаимодействии родителей и учителя-логопеда в работе с детьми имеющими нарушение речи...

План взаимодействия учителя - логопеда с родителями на 2018 - 2019 г.г.

Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся предполагает систематическое планирование проводимых мероприятий. Только в постоянном сотрудничестве учителя...

Особенности взаимодействия учителя-логопеда с учителями начальных классов, педагогом-психологом, воспитателем группы продленного дня.

Проблема нарушений устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем – средством ...