Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми младшего школьного возраста.
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Целью совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста является разработка технологий коррекции и развития полноценной речевой деятельности в совокупности с развитием высших психических функций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми младшего школьного возраста с недостатками устной и письменной речи.
логопед Фадеева Е.А.
Речь является важнейшей психической функцией человека и она напрямую зависит от сформированности всех психических процессов: внимания, памяти, словесно-логического и образного мышления. Образное мышление – решение задач с помощью мысленного манипулирования образами – имеет наибольшее значение в таких учебных предметах как геометрия и физика. В начале младшего школьного возраста с помощью образного мышления решаются те же задачи, которые позднее решаются с помощью словесно – логического мышления, которое в этот период еще недостаточно сформировано. Образное мышление позволяет оперировать не только конкретными, но и обобщенными, схематизированными образами. Словесно – логическое мышление (вербальный интеллект) – это способность делать правильные выводы из имеющих посылок. Уровень его можно оценить по следующим параметрам - сформированность структуры понятий, адекватность представлений, способность к выполнению умственных операций (сравнения, обобщения). Память – это психический процесс, обеспечивающий сохранение информации. Этот процесс делится на три части: запоминание, хранения и воспроизведения информации. Внимание обеспечивает сосредоточенность на деятельности, осуществляемой в настоящее время. Внимание характеризуется: концентрацией, (способность работать, не отвлекаясь), распределением (одновременно выполнять две или более деятельности), переключением (перехода от одной деятельности к другой) При органических нарушениях или функциональных задержках страдают когнитивные процессы и речевое развитие всегда отражает это недоразвитие. Поэтому логопед вместе с психологом должны выработать совместную коррекционную программу по преодолению этих недостатков. Отклонение в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения и письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Как реакция на дефект изменяются черты характера - появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка. Вследствие этого возникает острая необходимость в совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога.
Поэтому целью совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста является разработка технологий коррекции и развития полноценной речевой деятельности в совокупности с развитием высших психических функций.
Задачи работы учителя-логопеда при работе с детьми младшего школьного возраста.
- Обследование младших школьников и выявление среди них детей, нуждающихся в коррекционно-речевой помощи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
- Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
Задачи работы педагога-психолога.
- Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
- Развитие памяти, внимания, мышления.
- Совершенствование мелкой моторики.
- Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
- Развитие зрительно-моторной координации.
- Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
- Активизация отработанной лексики.Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
- Диагностика уровня речевого и психического развития.
Диагностика провидится в два этапа. В первом этапе определяется уровень речевого и психического развития ребенка. После этого производится выделение факторов риска, на основе полученных результатов, и составление индивидуальных или групповых коррекционно-развивающих занятий. Во втором этапе диагностика проводится для оценки результативности коррекционной работы с детьми. Все результаты диагностики записываются в индивидуальные карты развития ребенка.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя создание и реализацию совместной программы работы с конкретным ребенком или группой детей. Занятия могут носит интегрированный характер, а так же проводится отдельно учителем-логопедом или педагогом-психологом в зависимости от поставленных целей и задач.
Анализ результатов коррекционной работы проводится для определения результативности и эффективности программы и для решения о прекращение или изменении характера занятий.
Во всех этапах совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога проводится консультирование и просвещение педагогов и родителей. Эта работа включает в себя разработку рекомендаций и проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития младших школьников.
С помощью совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога мы можем своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, развить у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях, осуществить преемственность в работе учителя-логопеда и педагога-психолога
Особенности психических функций у младших школьников с нарушением речи.
обенности памяти младших школьников с недостатками чтения и письма:
- ограничен объем памяти и снижена прочность, точность запоминания;
- недостаточный уровень развития произвольной памяти;
- наглядная память преобладает над словесной;
собенности внимания младших школьников с недостатками чтения и письма:
- низкая концентрация;
-плохая переключаемость:
а) с неустойчивым, быстро переключаемым вниманием,
б) с пассивным, медленно переключаемым вниманием
- неспособность одновременно выполнять две деятельности
Особенности мышления младших школьников с недостатками чтения и письма:
- недостаточная сформированность операции анализа: деятельность ведется хаотично, без плана;
- недостаточная сформированность операции обобщения: наблюдается поверхностность мышления, направленность на случайные признаки.
Возрастные особенности восприятия младших школьников с речевым недоразвитием:
слуховое восприятие: фонематические нарушения (плохо дифференцируют звонкие и глухие согласные, с трудом выделяют последовательность звуков в словах со сложной слоговой структурой);
пространственное восприятие: трудности различения расположения элементов букв, снижение скорости восприятия при любом отклонении от оптимальных услови Совместная работа логопеда и психолога дает положительные результаты в коррекции речевого развития и формированию психических процессов ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».
Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье ...
Формы работы с детьми младшего школьного возраста по профилактике ДДТТ в ЛОЛ
Каникулы - это время, когда наибольшее число детей имеет наименьший контроль. После длительного периода систематического посещения школы наступает период свободного времени. Совершенно естествен...
Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми младшего школьного возраста
Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосозна...
Осуществление коррекционно-педагогической и воспитательно-образовательной работы с детьми младшего школьного возраста по здоровьесбережению.
•Ребенок в школе не готовится к жизни, он живет здесь и сейчас, и хочет быть счастливым.•Мы хотим верить, что организованная работа по здоровьесбережению позволит нашим детям не расплачива...
ИГРА – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПРИЁМОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пути развития ребёнка.Игра-один из важнейших приёмов работы с детьми младшего школьного возраста.Межпредметные связи - одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса.Учить играя....
К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики следует считать проблему изучения и коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Симптоматика, механизмы и степень проявления речевых расстройств у дете...
Статья «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми»
Роль учителя-логопеда состоит не только в том, чтобы организовать должным образом коррекционно-развивающие логопедические занятие с ребенком, но и донести до родителей всю необходимую для работы ...