Особенности формирования звуко-слогового анализа у младших школьников с ФФНР
консультация по логопедии (1 класс)
С момента рождения у ребёнка появляются голосовые реакции: крик и плач. Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов.
К концу первого года жизни появляются первые слова. К двум годам произношение ещё несовершенно: нечётко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передаётся слоговая структура слов. К трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов, пропуски слогов. К четырем годам почти исчезает общая картина смягчения речи, появляются шипящие звуки, но ещё часты замены (р-л, р-ч), удлиняется структура многосложных слов. К пяти-шести годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звук слоговую структуру слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovaniya_zvuko-slogovogo_analiza_u_mladshih_shkolnikov_s_ffnr.docx | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Особенности формирования звуко-слогового анализа у младших школьников с ФФНР
А.Н.Леонтьев установил четыре этапа в становлении речи детей:
1-й – подготовительный – до одного года;
2-й – пред дошкольный этап первоначального овладения языком – до 3-х лет;
3-й – дошкольный – до 7 лет;
4-й – школьный – от 7 до 17 лет.
С момента рождения у ребёнка появляются голосовые реакции: крик и плач. Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов.
К концу первого года жизни появляются первые слова. К двум годам произношение ещё несовершенно: нечётко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передаётся слоговая структура слов. К трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов, пропуски слогов. К четырем годам почти исчезает общая картина смягчения речи, появляются шипящие звуки, но ещё часты замены (р-л, р-ч), удлиняется структура многосложных слов. К пяти-шести годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звук слоговую структуру слов.
Для полноценного усвоения звуко-слоговой структуры речи большое значение имеет фонематическое восприятие.
Р.И. Лалаева выделяет несколько уровней фонематического развития детей. Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознаётся. Позднее дети овладевают фонематическим анализом и синтезом.
А.Н.Гвоздев указывает, что при фонетико-фонематическом недоразвитии речи наряду с нарушением формирования фонетической стороны имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
Нарушения звукопроизношения проявляются в отсутствии, искажении, заменах и смешениях звуков. Может быть отмечено значительное количество неправильно произносимых звуков (до 16-20). Чаще всего нарушено произнесение сложных по артикуляции звуков (свистящих, шипящих, сонорных [Р], [Р], [Л], [Л`], звонкие согласные заменяются глухими, недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых согласных.
Характерны нарушения дифференциации звуков на слух (особенно близких по акустическим признакам), трудности осуществления фонематического анализа (определение наличия и местоположения звука в слове, последовательности и количества звуков) и синтеза, несформированность фонематических представлений.
Нарушения звуко-слоговой структуры проявляются в искажении слоговой структуры слова и звуковой структуры слога, прежде всего со стечением согласных звуков (чаще всего — пропуски, перестановки слогов и звуков).
Н.В.Микляева считает, что без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звуко-слогового анализа. Звуко-слоговой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звуко-комплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Н.В.Микляева выделяет следующие его уровни:
1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.
2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие важнейший механизм развития произношения.
Несмотря на то, что недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма, разнообразны, преобладающими являются замены, смешение звуков и неустойчивое пользование ими. Ребенок может повторить все звуки, но в его самостоятельной речи сходные по звучанию и артикуляции звуки или смешиваются, или произносятся близко к одному какому-нибудь звуку.
Замены и смешения обычно происходят в определенных пределах, они распространяются лишь на те звуки, которые отличаются друг от друга одним каким-либо признаком, — на так называемые «оппозиционные» звуки.
Таким образом, замены и смешения наблюдаются между определенными фонетическими группами. Таковы смешения и замены звуков внутри свистящих и шипящих, звонких и глухих, мягких и твердых, р и л.
Чаще всего смешения наблюдаются среди пары звуков: С и Ш, Б и П .
Нарушения слоговой структуры слова свидетельствуют о том, что у детей нет достаточно четкого представления о звуковом составе слова.
В.М.Акименко считает, что произношение может быть нарушено в разной степени: от совсем невнятного и искаженного, когда неправильно произносится много звуков, до достаточно разборчивого, с дефектами произношения единичных звуков; в некоторых случаях отмечается лишь общая смазанность и нечеткость речи.
Нарушение дифференциации звуков речи - основной фактор, обусловливающий специфические нарушения письма. И.Н.Садовникова отмечает, что трудность различения и восприятия звуков речи отрицательно влияет на формирование у детей практических обобщений о звуковом составе слова. Они оказываются ограниченными и не всегда точными.
Однако проявления нарушений звуковой стороны речи этим не исчерпываются. Они сказываются также в затруднениях формирования звуко-слогового анализа слова, что в свою очередь приводит к нарушениям в усвоении письма. Здесь имеет место единый комплекс проявлений, однако, нарушения письма — наиболее выраженные проявления.
Ошибки на смешение и замену букв проявляются в основном внутри определенных групп звуков, отличающихся очень тонкими акустико-артикуляционными признаками:
1) шипящих и свистящих;
2) глухих и звонких;
3) мягких и твердых;
4) сонорных звуков и свидетельствуют о недостаточной дифференции на слух и артикуляцию этих звуков.
В зависимости от характера нарушения произношения и различения звуков в письме каждого учащегося преобладают определенные ошибки на замену букв, а другие могут встречаться редко или не встречаться совсем.
По мнению Р.И. Лалаевой ошибки в письме на замену букв закономерно связаны не только с дефектами произношения, но и в первую очередь с недостаточным различением смешиваемых звуков на слух.
Таким образом, зная особенности формирования звуко-слогового анализа и синтеза, можно определить ранние признаки, задерживающие развитие, что позволяет своевременно предупредить нарушения письма и чтения у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете "Звукобуквенный анализ – как фундамент выработки орфографической зоркости младших школьников".
Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточной грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как мож...
Коррекция нарушений фонематических процессов у младших школьников с ФФНР.
Особенности нарушения речи у детей младшего школьного возраста обуславливают дополнительные специфические задачи при их обучении, касающиеся как методов, так и организации форм обуч...
Курсовая работа по теме: «Методический анализ УМК и проектирование урока, направленного на формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий»
Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным станда...
Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьнико
Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...
Педагогический проект на тему: «Обучение звуко-буквенному анализу слова младших школьников»
Теоретические аспекты обучения звуко-буквенному анализу слова младших школьников; организация опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности упражнений, направленных на обучение звуко-букве...
Буклет на тему: "Формирование навыка звукового анализа у младших школьников"
Буклет создан в помощь родителям, для того чтобы формировать навык звукового анализа не только в школе, но и дома...
Групповое логопедическое занятие по развитию связной речи у младших школьников с ФФНР и ОНР "Обучение составлению рассказа с опорой на картинку"
Данное логопедическое занятие направлено на развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с различными речевыми нарушениями (ФФНР, ОНР и НВОНР). Одновременно идет отработка поставленного з...