Картотека нейропсихологических игр и упражнений
картотека по логопедии
Нейропсихологические методики, способствуют оптимизации коррекционной работы в условиях психолого-педагогического сопровождения детей.
Применение данных специальных методик актуально для детей любого возраста и дает положительную динамику при нарушениях развития различного вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_neyropsihologicheskih_igr_fadeevoy_m.b.docx | 608.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Сертоловский ДСКВ№3»
Картотека нейропсихологических игр и упражнений
Подготовила:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Фадеева Мария Борисовна
Игра «Веселые мячики»
Цель: эмоциональная разрядка, развитие моторной координации, умение
работать с группой, снятие напряжения.
Возраст: 5-7 лет
Ход игры: Дети встают в круг в руке у каждого маленький мяч. По
команде педагога дети перекладывают мяч из одной руки в другую, или за
спиной, далее соседу и так далее. Команды могут быть разнообразные вправо-влево, вперед, назад, соседу, вверх, вниз и т.п. Главное сохранять темп, заданный педагогом.
Темп тоже можно менять или передавать мячики в темпе сопровождающего стихотворения или музыки.
Игра « Hос — пол — потолок»
Цель: Развитие внимания и снятие импульсивности
Инструкция: Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок,
затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый,
увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать, что называет взрослый, игнорируя
его показывание.
Игра «Волшебные обводилки»
Цель: развитие графомоторных навыков, активизация визуального и
тонко моторного взаимодействия.
Инструкция: Обведи рисунок сначала только правой рукой, потом только левой. Затем обведи рисунок двумя руками одновременно.
Игра «Класс – заяц»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, внимания.
Методика проведения: ребенок левой рукой показывает «класс», правой –
«зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать
скорость.
Игра «Колено – локоть»
Цель: Активизировать зону обоих полушарий, обеспечивающих причинно-
обусловленный уровень мышления.
Методика проведения: Исходное положение: Стоя. Поднять и согнуть
левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги,
затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
Игра «Грибы да ягоды»
Я в лесу нашел грибок, а сорвать его не смог: - ладонь одной руки лежит на
кулаке другой.
Дождь грибочек поливал, - пальцы ласково глядят по щекам.
И грибочек подрастал - руки сцепляем пальцами, постепенно увеличивая
круг, называем грибы.
Ягодка росла в лесу, я домой ее несу - кулак одной руки лежит на ладони
другой (меняем).
Солнце ягодку согрело - пальцы ласково гладят по щекам.
Наша ягодка поспела - делаем круги, соединяя по очереди все пальцы с
большим, одновременно на двух руках, называем ягоды.
Упражнение «Колечко».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с
большим пальцем, указательным, средним и т.д. Затем в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.
Упражнение «Замок».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем,
который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних
пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.
Упражнение «Ухо-нос».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо.
Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
Упражнение «Симметричные рисунки».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и др.
«Серия упражнений на развитие межполушарного взаимодействия»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия; снятие синкинезий
мышечных зажимов; улучшение возможности приема и переработки информации(движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого мозга, активизируют вестибулярный аппарат).
«Звуковая тропинка»
Нужно идти точно по следам. Если на следе нарисован символ звука [А], наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ звука [У], наступать нужно левой ногой. (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы).
«Перекрёстные шаги».
Нужно пройти по болоту, поэтому идти нужно высоко поднимая ноги. Дети проходят по тропинке делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот.
«Хлопни, топни».
Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок. На звук [А] – хлопни, на звук [У] – топни. (сопровождается зрительным ориентиром – карточки на которых символами изображено задание. А У А (хлоп, топ, хлоп) У А А (топ, хлоп, хлоп) Можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы.
«Червячок в яблочке»
Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом
кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку
меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились.
Червяк дорогу сверху вниз,
В огромном яблоке прогрыз.
«Кулачок — ладошка»
Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка.
На поляне большой,
Стоит печка с трубой.
«Кошка»
Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони.
Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по очереди изменять положения рук – выпускать и прятать «коготки» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
«Зеркальное рисование»
Способствует синхронизации работы полушарий,
восприятию информации, улучшает запоминание информации.
Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
«Молоток-пила»
Упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях.
Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком
гвозди» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
Игра «Поймай ладошки»
Возраст от 3 лет
Задачи:
-Развитие концентрации внимания, усидчивости.
-Синхронизация работы левого и правого полушария, межполушарных связей.
- Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
Ход игры:
Ребенок и педагог располагаются лицом друг к другу. Педагог меняет положение рук, а задача ребенка хлопнуть по ладошкам педагога, поймать ладошки.
Например 1положение ладошки обращены к ребенку.
2 положение ладошки обращены вверх
3 положение – вниз
4 положение – левая вниз, правая вверх
5 положение -меняем руки.
6 положение – ладошки повернуты в разные стороны
7 положение -ладошки обращены внутрь
Меняем положения в разном порядке, увеличиваем темп.
Игра «Мемори тренажер»
Возраст от 3 лет
Задачи:
-Развитие зрительной памяти.
-Развитие цветового восприятия, изучение названия цвета.
-Развитие концентрации внимания, усидчивости.
-Синхронизация работы левого и межполушарных связей.
-Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
Оборудование:
2 набора можно изготовить из цветного флиса, фетра, картона.
В центре белый лист размером А4, по периметру белого листа располагаются цветные листы размером А5 семи цветов.
Ход игры:
Педагог и ребенок располагаются на ковре лицом друг к другу. Перед каждым расположен коврик.
Исходное положение обе руки на белом листе. Педагог дотрагивается до листов разного цвета. Задача ребенка повторить. (усложняем задачу, увеличивая количество действий) Можно проговаривать названия цвета.
Игра «Классики для пальчиков»
Возраст от 5 лет
Задачи:
-Развитие концентрации внимания, усидчивости.
-Синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей.
- Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
Оборудование: набор дорожек для левой и правой руки
Ход игры:
Задача ребенка пройти классики одновременно двумя руками.
Игра «Падишах»
Возраст от 5 лет
Задачи:
-Развитие концентрации внимания, усидчивости.
-Синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка
межполушарных связей.
- Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
- Развитие навыка контроля своего поведения.
Ход игры:
Двое игроков становятся друг против друга, одновременно хлопают в ладоши, а потом по очереди хлопают в ладошку партнера: правая в левую, левая в правую. На алтайских горах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая) ОХ руки перекрещиваются на груди, АХ а потом – хлопок по бедрам
Жил великий падишах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХ- руки перекрещиваются на груди, АХ - потом – хлопок по бедрам
Захотелось падишаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХу- руки перекрещиваются на груди, АХу - потом – хлопок по бедрам
Съесть большую черепаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХу- руки перекрещиваются на груди, АХу - потом – хлопок по бедрам
Но большая черепаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
Игра « Нейроритмические ряды»
Возраст от 5 лет
Задачи:
-Развитие концентрации внимания, переключения.
-Синхронизация работы левого и правого полушария, межполушарных связей.
- Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
- Развитие навыка контроля своего поведения.
Оборудование: набор фигур для создания ритмического рисунка.
Ход игры: На столе разложены карточки с кругами в ритмическом порядке
(например, 2-3-2-3-2-3-2-3)
1 Отстукиваем ритм ладошкой об стол.
2 На 2-хлопоки в ладоши, на 3-хлопки об стол
3 На 2-хлопки об колени, на 3- хлопки об стол
4 На 2 щелчки пальчиками, на 3- хлопки об стол
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и упражнений
игры в стихотворной форме...
Картотека дидактических игр и упражнений по формированию логических операций у детей младшего школьного возраста
Игры, упражнения, карточки, задания и т.д....
Нейропсихологические игры и упражнения в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ
В статье рассматриваются нейропсихологические приемы, как способы коррекции письменной речи и развития межполушарного взаимодействия обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровь...
Использование нейропсихологических игр и упражнений с детьми с речевыми нарушениями
Аннотация: в статье рассмотрены возможности применения родителями нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми с нарушениями речи. Именно реализация данного подхода усиливает воздейст...
Подборка нейропсихологических игр и упражнений, направленных на формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР.
На своих уроках по ФЭМП я включаю нейроигры и упражнения, для формирования математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР....
Обобщение опыта «Формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми множественными нарушениями развития посредством нейропсихологических игр и упражнений »
Обобщение опыта «Формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми множественными нарушениями развития посредс...
Презентация на тему «Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми»
Результатом нейропсихологических занятий является улучшение памяти и концентрации внимания, повышение качества игровой и учебной деятельности, устной и письменной речи, стабилизация эмоционального фон...