конспект логопедического занятия "Звуки [ч-щ]."
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

Mарина Aлексеевна Kовалёва

Цель:

 Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки [ч-щ].

Задачи.

  1. Коррекционно-образовательные:
  • Учить детей различать звуки [ч] и [щ].
  • Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами (-очк-, -ичк-, -ечк, -чик-, -ищ-).
  • Упражнять в произнесении слов сложно-слоговой структуры.
  • Расширять словарный запас по теме «Весна»

2.Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематический слух, навыки звукого анализа, внимание, мышление, память.

3.Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать желание говорить красиво и правильно.
  • Прививать интерес к занятиям по русскому языку.
  • Воспитывать навыки контроля и самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_differents_ch-shch.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская школа – интернат»

Конспект логопедического занятия в 1 классе

«Дифференциация звуков [ч-щ] в словах, предложениях»

Учитель – логопед: Ковалева М.А.

Дифференциация звуков [ч-щ] в словах.

Цель:

 Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки [ч-щ].

Задачи.

  1. Коррекционно-образовательные:
  • Учить детей различать звуки [ч] и [щ].
  • Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами (-очк-, -ичк-, -ечк, -чик-, -ищ-).
  • Упражнять в произнесении слов сложно-слоговой структуры.
  • Расширять словарный запас по теме «Весна»

2.Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематический слух, навыки звукого анализа, внимание, мышление, память.

3.Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать желание говорить красиво и правильно.
  • Прививать интерес к занятиям по русскому языку.
  • Воспитывать навыки контроля и самоконтроля.

Оборудование.

Картинки Щенка, Чебурашки, презентация, мяч, предметные картинки, наложенные изображения, игра на липучках «Тучки», изображения первоцветов  с заданиями.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

Собрались все дети в круг.

Я -твой друг и ты- мой друг!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Дружно мы рукой помашем,

-Здравствуйте! – гостям мы скажем.

  1. Сообщение темы.

Сегодня к нам в гости пришли герои.

Он наивный малышок,

Крокодил – его дружок.

Уши круглые, как блюдца,

А глаза всегда смеются.

Очень странный барабашка

Этот милый …

Не боится он лозинки,

Ест хозяйские ботинки:

Лает громко, как звонок–

Это маленький (щенок)

С каких звуков начинаются слова чебурашка и щенок? Сегодня мы будем работать и играть со звуками [ч -щ].

  1. Речевая разминка.

МИМИЧЕСКИЕ, ГОЛОСОВЫЕ, ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ТЕМУ: "ВЕСНА".

1. Мимические упражнения

а) «Солнышко проснулось»: похлопать глазками, потянуться, зевнуть.

б) «Солнышко – тучка»: улыбнуться, - нахмуриться (чередовать).

в) «Апрель»:

Солнце пригревает, (Широко улыбнуться.)

Гонит с речки лёд. (Насупить брови.)

Баба снеговая

Горько слёзы льёт. (Плаксивое выражение лица.)

                                        (Г. Ладонщиков)

2)        артикуляционная гимнастика. «Считалка»

Раз — скорее улыбнись.

Два – язык опустим вниз.

Три – язык наверх потянем.

На четыре – позеваем.

Пять – варенье облизать.

Шесть —  по нёбу постучать.

Семь – лошадка скачет звонко.

Восемь – гриб на ножке тонкой.

Девять – можно поболтать.

Десять – нужно отдыхать.

3)        Дыхательные упражнения.

дует ласковый ветерок.

4)Голосовые упражнения

«Капель»: произносить слоговой ряд «кап-кап-кап» с разной интонацией, в разном темпе и с различной силой голоса.

 

Большие капли капают: КАП! КАП! КАП!

Маленькие капельки: кап-кап-кап-кап-…

 

  1. Работа по теме урока.
  1. Характеристика, произношение звуков.

Отправимся в лес на прогулку вместе с Чебурашкой и Щенком. Отправимся на паровозике. Как он едет, какие звуки издает? (ЧЧЧЧЧЧ)

Как произносим звук [Ч]?

Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается нёба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Характеристика. Звук [Ч'] - согласный, глухой, всегда мягкий.

Вот мы приехали в лес. Надо пройти на поляну, чтобы можно было играть. На земле еще много сухих прошлогодних листьев. Как они шуршат под ногами? (ЩЩЩЩ)

Как мы произносим звук [Щ]?Какой звук щ?

Губы слегка выдвинуты вперед и округлены,

кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами,

боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам,

спинка языка поднята,

язык напряжен,

голосовые связки отдыхают, горло не дрожит,

звук «Щ» произносится без голоса – глухой.

  1. Дифференциация в слогах.

Мы пришли на полянку. Щенок очень веселый, резвый. Предлагает нам поиграть с мячом. Повторить слоги.

ча – ща

чо – що

чу – щу

ач – ащ

оч – ощ

уч – ущ

ыч – ыщ

яч – ящ

ча – ча – ща

ча – ща – ча

ща – ча – ча

ща – ча

що – чо

щу – чу

ащ – ач

ощ – оч

ущ – уч

ыщ – ыч

ещ – еч

ащ – ащ – ач

ащ – ач – ащ

ач – ащ – ащ

Молодцы, позабавили Щенка. Правильно и четко произносили звуки [ч-щ].

  1. Дифференциация в словах.

А сейчас Чебурашка предлагает вам размять глаза, посмотреть на картинки и назвать предметы, которые вы увидите. А затем назвать их ласково.

Игра «Наложенные изображения».

Ц: автоматизация звуков [ч и щ] в словах, развитие зрительного восприятия и внимания, развитие навыков словообразования.

Ой, набежала сердитая тучка. Пошел дождик. Надо тучку развеселить, чтобы дождик перестал.

Игра «Тучки»

Ц: дифференциация звуков [ч-щ] в словах.

Перед вами две тучки.  Одна со звуком Ч, вторая со звуком Щ. Нужно распределить капельки по тучкам.

  1. Физминутка.

Вы наверное устали. Предлагаю немного отдохнуть.

Игра- превращение.

Влево – вправо повернись и  подснежник превратись!

Вот подснежники проснулись, улыбнулись, потянулись.

Раз – росой они умылись.

Два- изящно покружились,

Три- нагнулись  и присели и на солнце поглядели.

Влево – вправо повернись и в ребяток превратись!

  1. Дифференциация в словосочетаниях.

Подснежники – это первоцветы. Что такое первоцветы? Какие еще первоцветы вы знаете. Посмотрите на экран, назовите первоцветы.

На полянке еще не все первоцветы расцвели. Давайте им поможем. Выполним задание и вырастим цветок.

Игра «Посчитай»

Ц: упражнять детей в дифференциации звуков [ч-щ], в, согласовании существительного с числительным.

  1. Дифференциация в предложениях.

Молодцы! У нас остались еще цветочки. Надо и их высадить на полянку.

Игра «Составь предложение».

Ц: развивать навык построения предложения из заданных слов.

Замечательно мы свами вдоволь наигрались с Чебурашкой и Щенком в лесу. Пора и возвращаться домой. Садимся в наш паровозик, закрываем глазки и под музыку возвращаемся в класс.

5.Итог.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б - П, Дифференциация согласных Д - Т, Дифференциация согласных В - Ф...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б-П, Дифференциация согласных Д-Т, Дифференциация согласных В-Ф...

Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной  (корре...