конспект логопедического занятия "Звуки [ч-щ]."
план-конспект урока по логопедии (1 класс)
Цель:
Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки [ч-щ].
Задачи.
- Коррекционно-образовательные:
- Учить детей различать звуки [ч] и [щ].
- Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами (-очк-, -ичк-, -ечк, -чик-, -ищ-).
- Упражнять в произнесении слов сложно-слоговой структуры.
- Расширять словарный запас по теме «Весна»
2.Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический слух, навыки звукого анализа, внимание, мышление, память.
3.Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать желание говорить красиво и правильно.
- Прививать интерес к занятиям по русскому языку.
- Воспитывать навыки контроля и самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_differents_ch-shch.docx | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Демидовская школа – интернат»
Конспект логопедического занятия в 1 классе
«Дифференциация звуков [ч-щ] в словах, предложениях»
Учитель – логопед: Ковалева М.А.
Дифференциация звуков [ч-щ] в словах.
Цель:
Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки [ч-щ].
Задачи.
- Коррекционно-образовательные:
- Учить детей различать звуки [ч] и [щ].
- Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами (-очк-, -ичк-, -ечк, -чик-, -ищ-).
- Упражнять в произнесении слов сложно-слоговой структуры.
- Расширять словарный запас по теме «Весна»
2.Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический слух, навыки звукого анализа, внимание, мышление, память.
3.Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать желание говорить красиво и правильно.
- Прививать интерес к занятиям по русскому языку.
- Воспитывать навыки контроля и самоконтроля.
Оборудование.
Картинки Щенка, Чебурашки, презентация, мяч, предметные картинки, наложенные изображения, игра на липучках «Тучки», изображения первоцветов с заданиями.
Ход занятия.
- Оргмомент.
Собрались все дети в круг.
Я -твой друг и ты- мой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дружно мы рукой помашем,
-Здравствуйте! – гостям мы скажем.
- Сообщение темы.
Сегодня к нам в гости пришли герои.
Он наивный малышок,
Крокодил – его дружок.
Уши круглые, как блюдца,
А глаза всегда смеются.
Очень странный барабашка
Этот милый …
Не боится он лозинки,
Ест хозяйские ботинки:
Лает громко, как звонок–
Это маленький (щенок)
С каких звуков начинаются слова чебурашка и щенок? Сегодня мы будем работать и играть со звуками [ч -щ].
- Речевая разминка.
МИМИЧЕСКИЕ, ГОЛОСОВЫЕ, ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ТЕМУ: "ВЕСНА".
1. Мимические упражнения
а) «Солнышко проснулось»: похлопать глазками, потянуться, зевнуть.
б) «Солнышко – тучка»: улыбнуться, - нахмуриться (чередовать).
в) «Апрель»:
Солнце пригревает, (Широко улыбнуться.)
Гонит с речки лёд. (Насупить брови.)
Баба снеговая
Горько слёзы льёт. (Плаксивое выражение лица.)
(Г. Ладонщиков)
2) артикуляционная гимнастика. «Считалка»
Раз — скорее улыбнись.
Два – язык опустим вниз.
Три – язык наверх потянем.
На четыре – позеваем.
Пять – варенье облизать.
Шесть — по нёбу постучать.
Семь – лошадка скачет звонко.
Восемь – гриб на ножке тонкой.
Девять – можно поболтать.
Десять – нужно отдыхать.
3) Дыхательные упражнения.
дует ласковый ветерок.
4)Голосовые упражнения
«Капель»: произносить слоговой ряд «кап-кап-кап» с разной интонацией, в разном темпе и с различной силой голоса.
Большие капли капают: КАП! КАП! КАП!
Маленькие капельки: кап-кап-кап-кап-…
- Работа по теме урока.
- Характеристика, произношение звуков.
Отправимся в лес на прогулку вместе с Чебурашкой и Щенком. Отправимся на паровозике. Как он едет, какие звуки издает? (ЧЧЧЧЧЧ)
Как произносим звук [Ч]?
Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается нёба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Характеристика. Звук [Ч'] - согласный, глухой, всегда мягкий.
Вот мы приехали в лес. Надо пройти на поляну, чтобы можно было играть. На земле еще много сухих прошлогодних листьев. Как они шуршат под ногами? (ЩЩЩЩ)
Как мы произносим звук [Щ]?Какой звук щ?
Губы слегка выдвинуты вперед и округлены,
кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами,
боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам,
спинка языка поднята,
язык напряжен,
голосовые связки отдыхают, горло не дрожит,
звук «Щ» произносится без голоса – глухой.
- Дифференциация в слогах.
Мы пришли на полянку. Щенок очень веселый, резвый. Предлагает нам поиграть с мячом. Повторить слоги.
ча – ща чо – що чу – щу ач – ащ оч – ощ уч – ущ ыч – ыщ яч – ящ ча – ча – ща ча – ща – ча ща – ча – ча | ща – ча що – чо щу – чу ащ – ач ощ – оч ущ – уч ыщ – ыч ещ – еч ащ – ащ – ач ащ – ач – ащ ач – ащ – ащ |
Молодцы, позабавили Щенка. Правильно и четко произносили звуки [ч-щ].
- Дифференциация в словах.
А сейчас Чебурашка предлагает вам размять глаза, посмотреть на картинки и назвать предметы, которые вы увидите. А затем назвать их ласково.
Игра «Наложенные изображения».
Ц: автоматизация звуков [ч и щ] в словах, развитие зрительного восприятия и внимания, развитие навыков словообразования.
Ой, набежала сердитая тучка. Пошел дождик. Надо тучку развеселить, чтобы дождик перестал.
Игра «Тучки»
Ц: дифференциация звуков [ч-щ] в словах.
Перед вами две тучки. Одна со звуком Ч, вторая со звуком Щ. Нужно распределить капельки по тучкам.
- Физминутка.
Вы наверное устали. Предлагаю немного отдохнуть.
Игра- превращение.
Влево – вправо повернись и подснежник превратись!
Вот подснежники проснулись, улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два- изящно покружились,
Три- нагнулись и присели и на солнце поглядели.
Влево – вправо повернись и в ребяток превратись!
- Дифференциация в словосочетаниях.
Подснежники – это первоцветы. Что такое первоцветы? Какие еще первоцветы вы знаете. Посмотрите на экран, назовите первоцветы.
На полянке еще не все первоцветы расцвели. Давайте им поможем. Выполним задание и вырастим цветок.
Игра «Посчитай»
Ц: упражнять детей в дифференциации звуков [ч-щ], в, согласовании существительного с числительным.
- Дифференциация в предложениях.
Молодцы! У нас остались еще цветочки. Надо и их высадить на полянку.
Игра «Составь предложение».
Ц: развивать навык построения предложения из заданных слов.
Замечательно мы свами вдоволь наигрались с Чебурашкой и Щенком в лесу. Пора и возвращаться домой. Садимся в наш паровозик, закрываем глазки и под музыку возвращаемся в класс.
5.Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")
Цели занятия:Образовательные:- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;- обогащение лексики по теме «Живот...
Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс
Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс) Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...
Конспекты логопедических занятий
Дифференциация согласных Б - П, Дифференциация согласных Д - Т, Дифференциация согласных В - Ф...
Конспекты логопедических занятий
Дифференциация согласных Б-П, Дифференциация согласных Д-Т, Дифференциация согласных В-Ф...
Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.
Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной (корре...
Конспект логопедического занятия Тема: Интеллектуально-развлекательная игра «Логопедический час»
Развитие интереса к логопедическим занятиям...