Статья: "Логопедическая коррекция обучающихся с ЗПР"
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
Технологии коррекции и развития обучающихся с ЗПР (логопедия)
Задержка психического развития – один из наиболее распространенных психических недугов, который из медицинского диагноза перерастает в широкую социально-демографическую проблему.
Исследования Г.Е. Сухаревой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.И. Лубовского, К.С. Лебединской позволили выделить особую категорию детей с задержкой темпа психического развития. Сам термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой в 1959 году [6].
Задержка психического развития – парциальное недоразвитие высших психических функций, которое может, в отличие от олигофрении, носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте.
У детей с задержкой психического развития по разным причинам страдают все компоненты высшей нервной деятельности: внимание, мыслительные операции, память. Наблюдается высокая истощаемость нервной системы и, как следствие, низкая работоспособность, незрелость эмоционально-волевой сферы и поведения, ограниченность познавательной деятельности, повышенная возбудимость нервной системы, либо наоборот преобладание процессов торможения. Нарушено и моторное развитие детей, наблюдается недоразвитие крупной, мелкой и артикуляционной моторики.
Указанные выше особенности психического и моторного развития детей с ЗПР не могут не отразиться на формировании такой сложной функции, как речь.
Характерным признаком нарушений речи у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений. У таких детей нарушена как импрессивная, так и экспрессивная речь, как устная, так и письменная.
Учитывая сложность речевой патологии и особенности психоэмоционального и физического развития детей, логопедическая работа строится специфически.
Адаптация учебных материалов для обучающихся с ЗПР
Единая комплексная программа коррекционного развития состоит из трёх направлений. Одним из направлений является логопедическое сопровождение. Весь материал, представленный в программе логопедической коррекции, рассчитан на пролонгированный срок обучения – 5 лет, составлен с учётом возрастных и психофизических особенностей школьников. Учитываются индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребёнка. Методический комплекс по предмету «Логопедия» разработан в соответствии рекомендаций ФГОС НОО.
При разработке программы коррекционного курса учитывались следующие задачи:
- развитие сенсомоторного базиса овладения устной и письменной речью;
− коррекция нарушений звукопроизношения;
− развитие фонетико-фонематических компонентов речи;
− развитие слогового анализа и синтеза;
− развитие морфемного анализа и синтеза;
− развитие лексико-грамматических компонентов в устной и письменной речи;
− развитие связной устной и письменной речи;
− совершенствовать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На одном занятии ставятся задачи коррекции не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.
Например: на занятии по автоматизации звука С добавляется работа над предлогом С и структурой предложения. А в работе над словами с приставкой С происходит сравнение слов по семантике и звуковому оформлению.
При проведении логопедических занятий уделяется внимание максимальному подключению всех анализаторов (слуховое и зрительное восприятие, тактильное, кинестетические ощущения).
Коррекционная направленность обучения
Логопедическая работа базируется на общедидактических принципах обучения и специальных принципах логопедии:
- принцип комплексности;
- принцип системности;
-патогенетический принцип;
-принцип учёта структуры речевого нарушения;
-принцип дифференцированного подхода в обучении;
-принцип поэтапного формирования умственных действий;
-принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала;
-принцип использования обходных путей.
Коррекционная работа с учащимися с ЗПР подразумевает использование специальных методов и приёмов. В процессе обучения максимально учитываются сензитивные периоды и зоны актуального и ближайшего развития.
Так как в структуре речевого расстройства детей с ЗПР первичным является семантический дефект, усвоение языковой системы должно быть основано на развитии мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, абстракции), познавательных процессов, с соответственно подобранным речевым материалом.
Развитие речи в онтогенезе тесно связано с развитием моторики. Использование на занятиях упражнений по принципу «речь с движением», введение заданий на развитие тонкой и артикуляционной моторики необходимо в обучении детей с ЗПР.
Категории детей с ЗПР очень неоднородна, это обуславливает необходимость дифференцированного подхода при осуществлении логопедической работы. Необходимо использовать приёмы направляющей помощи со стороны педагога: разнообразие наглядности, простые конструкции, анализ допущенных ошибок, многократные повторения, создание эмоционально-положительного фона деятельности.
Современные образовательные технологии в коррекции и развитии обучающихся с ЗПР
В настоящее время современные образовательные технологии всё прочнее входят в учебно-воспитательный процесс. Они способствуют реализации творческой и познавательной активности детей, повышению качества образования, позволяют эффективно использовать учебное время и ресурсы учебной организации.
При осуществлении учащимися проектной деятельности развиваются коммуникативные навыки (умение задавать вопросы и отвечать на них, диалогическая речь). В процессе работы над проектом задачами логопедической коррекции являются: развитие связной речи, развитие лексико-грамматического строя, развитие голосовых характеристик (тембр, ритм, громкость), развитие навыков письменной речи.
При использовании игровых технологий в процессе коррекции развиваются тактильные ощущения, формируются пространственные представления, развивается крупная и мелка моторика, координация движений.
Развитие межполушарных связей при помощи кинезиологических упражнений способствует ускорению процесса коррекции, развитию моторных функций, развитию эмоционально-волевой сферы.
Применение СОТ в логопедической работе служит эффективным дополнением к классической методике. Использование таких технологий повышает у детей интерес к занятиям, поднимает результативность в динамике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Коррекция устной и письменной речи обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) школы- интерната V вида с использованием логопедическо-го тренажера «Дэльфа-142.2 »
Использование компьютерных программ в образовании уже давно стало повсеместным явлением. В на...
Доклад на тему «Опыт применения метода биологической обратной связи при коррекции речевых нарушений у обучающихся, воспитанников школы-интерната V вида г. Зернограда»
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения...
«Коррекция речевых и неречевых нарушений у обучающихся 1-2 классов V вида на основе логоритмики»
По данным различных исследований 70-80% обучающихся нуждаются в специальных формах и методах обучения, которые позволят сохранить здоровье детей, развить их способности, обеспечить адаптац...
«Программа по нейропсихологической коррекции обучающихся с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития и РАС первого года обучения.
У детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития формирование пространственных представлений очень затруднено. Правильному построению абилитационно &nd...
Статья "Логопедические минутки на уроках русского языка в начальной школе."
Данная статья пригодится учителям начальной школы у которых в классе есть ученики допускающие ошибки при написании слов в виде: пропусков, перестановок и добавления букв и слогов....
Статья "Логопедическое сопровождение учащихся с тяжелой умственной отсталостью"
В статье представлен опыт работы учителя - логопеда ГКОУ "Коррекционная шкорла № 8" по организации логопедического сопровождения учащихся с тяжелой умственной отсталостью. Раскрыто содержани...
Статья «Логопедическое сопровождение в условиях современного коррекционно – образовательного процесса»
Логопедическое сопровождение обучающихся, является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы в рамках деятельности службы сопровождения....