Статья: "Логопедическая коррекция обучающихся с ЗПР"
статья по логопедии

Иконникова Ольга Сергеевна

Статья для публикации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии коррекции и развития обучающихся с ЗПР (логопедия)

Задержка психического развития – один из наиболее распространенных психических недугов, который из медицинского диагноза перерастает в широкую социально-демографическую проблему.

Исследования Г.Е. Сухаревой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.И. Лубовского, К.С. Лебединской позволили выделить особую категорию детей с задержкой темпа психического развития. Сам термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой в 1959 году [6].

Задержка психического развития – парциальное недоразвитие высших психических функций, которое может, в отличие от олигофрении, носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте.

У детей с задержкой психического развития по разным причинам страдают все компоненты высшей нервной деятельности: внимание, мыслительные операции, память. Наблюдается высокая истощаемость нервной системы и, как следствие, низкая работоспособность, незрелость эмоционально-волевой сферы и поведения, ограниченность познавательной деятельности, повышенная возбудимость нервной системы, либо наоборот преобладание процессов торможения. Нарушено и моторное развитие детей, наблюдается недоразвитие крупной, мелкой и артикуляционной моторики.  

Указанные выше особенности психического и моторного развития детей с ЗПР не могут не отразиться на формировании такой сложной функции, как речь.

Характерным признаком нарушений речи у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений. У таких детей нарушена как импрессивная, так и экспрессивная речь, как устная, так и письменная.

Учитывая сложность речевой патологии и особенности психоэмоционального и физического развития детей, логопедическая работа строится специфически.

Адаптация учебных материалов для обучающихся с ЗПР

        Единая комплексная программа коррекционного развития состоит из трёх направлений. Одним из направлений является логопедическое сопровождение. Весь материал, представленный в программе логопедической коррекции, рассчитан на пролонгированный срок обучения – 5 лет, составлен с учётом возрастных и психофизических особенностей школьников. Учитываются индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребёнка. Методический комплекс по предмету «Логопедия» разработан в соответствии рекомендаций ФГОС НОО.

При разработке программы коррекционного курса учитывались следующие задачи:

-   развитие сенсомоторного базиса овладения устной и письменной речью;

  коррекция нарушений звукопроизношения;

 развитие фонетико-фонематических компонентов речи;

  развитие слогового анализа и синтеза;

 развитие морфемного анализа и синтеза;

 развитие лексико-грамматических компонентов в устной и письменной речи;

 развитие связной устной и письменной речи;

 совершенствовать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На одном занятии ставятся задачи коррекции не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.

Например: на занятии по автоматизации звука С добавляется работа над предлогом С и структурой предложения. А в работе над словами с приставкой С происходит сравнение слов по семантике и звуковому оформлению.

При проведении логопедических занятий уделяется внимание максимальному подключению всех анализаторов (слуховое и зрительное восприятие, тактильное, кинестетические ощущения).

Коррекционная направленность обучения

Логопедическая работа базируется на общедидактических принципах обучения и специальных принципах логопедии:

- принцип комплексности;

- принцип системности;

-патогенетический принцип;

-принцип учёта структуры речевого нарушения;

-принцип дифференцированного подхода в обучении;

-принцип поэтапного формирования умственных действий;

-принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала;

-принцип использования обходных путей.

Коррекционная работа с учащимися с ЗПР подразумевает использование специальных методов и приёмов.  В процессе обучения максимально учитываются сензитивные периоды и зоны актуального и ближайшего развития.

Так как в структуре речевого расстройства детей с ЗПР первичным является семантический дефект, усвоение языковой системы должно быть основано на развитии мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, абстракции), познавательных процессов, с соответственно подобранным речевым материалом.

Развитие речи в онтогенезе тесно связано с развитием моторики. Использование на занятиях упражнений по принципу «речь с движением», введение заданий на развитие тонкой и артикуляционной моторики необходимо в обучении детей с ЗПР.

Категории детей с ЗПР очень неоднородна, это обуславливает необходимость дифференцированного подхода при осуществлении логопедической работы. Необходимо использовать приёмы направляющей помощи со стороны педагога: разнообразие наглядности, простые конструкции, анализ допущенных ошибок, многократные повторения, создание эмоционально-положительного фона деятельности.

Современные образовательные технологии в коррекции и развитии обучающихся с ЗПР

В настоящее время современные образовательные технологии всё прочнее входят в учебно-воспитательный процесс. Они способствуют реализации творческой и познавательной активности детей, повышению качества образования, позволяют эффективно использовать учебное время и ресурсы учебной организации.

При осуществлении учащимися проектной деятельности развиваются коммуникативные навыки (умение задавать вопросы и отвечать на них, диалогическая речь). В процессе работы над проектом задачами логопедической коррекции являются: развитие связной речи, развитие лексико-грамматического строя, развитие голосовых характеристик (тембр, ритм, громкость), развитие навыков письменной речи.

При использовании игровых технологий в процессе коррекции развиваются тактильные ощущения, формируются пространственные представления, развивается крупная и мелка моторика,  координация движений.

Развитие межполушарных связей при помощи кинезиологических упражнений способствует ускорению процесса коррекции, развитию моторных функций, развитию эмоционально-волевой сферы.

Применение СОТ в логопедической работе служит эффективным дополнением к классической методике. Использование таких технологий повышает у детей интерес к занятиям, поднимает результативность в динамике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Опыт применения метода биологической обратной связи при коррекции речевых нарушений у обучающихся, воспитанников школы-интерната V вида г. Зернограда»

   На современном этапе  развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения...

«Коррекция речевых и неречевых нарушений у обучающихся 1-2 классов V вида на основе логоритмики»

По данным различных исследований 70-80% обучающихся нуждаются в специальных формах и методах обучения, которые позволят сохранить  здоровье детей, развить их способности, обеспечить адаптац...

«Программа по нейропсихологической коррекции обучающихся с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития и РАС первого года обучения.

У детей  с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития формирование пространственных представлений очень затруднено.  Правильному построению абилитационно &nd...

Статья "Логопедические минутки на уроках русского языка в начальной школе."

Данная статья пригодится учителям начальной школы у которых в классе есть ученики допускающие ошибки при написании слов в виде: пропусков, перестановок и добавления букв и слогов....

Статья "Логопедическое сопровождение учащихся с тяжелой умственной отсталостью"

В статье представлен опыт работы учителя - логопеда ГКОУ "Коррекционная шкорла № 8" по организации логопедического сопровождения учащихся с тяжелой умственной отсталостью. Раскрыто содержани...

Статья «Логопедическое сопровождение в условиях современного коррекционно – образовательного процесса»

Логопедическое сопровождение обучающихся, является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы в рамках деятельности службы сопровождения....