Статья "Логопедическое сопровождение учащихся с тяжелой умственной отсталостью"
статья по логопедии
В статье представлен опыт работы учителя - логопеда ГКОУ "Коррекционная шкорла № 8" по организации логопедического сопровождения учащихся с тяжелой умственной отсталостью. Раскрыто содержание направлений работы логопедимческого сопровождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Махова Нина Михайловна
учитель – логопед
ГКОУ «Коррекционная школа № 8»
г. Арзамас, Нижегородская область
Логопедическое сопровождение учащихся с тяжелой умственной отсталостью
Аннотация: в статье представлен опыт работы учителя – логопеда по организации логопедического сопровождения учащихся с тяжелой умственной отсталостью. Раскрыто содержание направлений работы логопедического сопровождения.
Ключевые слова: логопедическое сопровождение, жизненная компетенция, социальная адаптация, импрессивная речь, экспрессивная речь, диагностическая работа, зона актуального развития, психолого-медико-педагогический консилиум, продуктивная деятельность, коррекционно-развивающая работа, консультативная работа, информационно-просветительская работа, компетентность.
В связи с модернизацией системы специального образования большое внимание уделяется обучению и воспитанию детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. В частности, особенностям коммуникации учащихся и взаимодействию их с окружающим миром, как важных составляющих жизненной компетенции и социальной адаптации. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей. Данная категория детей недостаточно хорошо владеют вербальной речью, у них затруднено общение с окружающими, что мешает полноценному взаимодействию с окружающим миром. Многие дети вместо речи пользуются жестами, нечленораздельными звуками, «словами», которые имеют смысл только для них самих. У них нарушены как импрессивная, так и экспрессивная стороны речи. Поэтому необходимо проводить коррекционно-логопедическую роботу с данной категорией детей.
Логопедическое сопровождение учащихся с тяжелой умственной отсталостью осуществляется в соответствии с планом логопедического сопровождения, который составляется в начале учебного года и отражает традиционные направления работы учителя – логопеда: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное и информационно-просветительское. Диагностическая работа направлена на всестороннее изучение зоны актуального развития каждого ребенка и определение уровня речевого развития. При изучении особенностей речевого развития данной категории детей и подборе диагностического материала использовались элементы логопедических методик обследования речи детей дошкольного возраста, разработанные С.Д. Забрамной, Л.Б. Баряевой модифицированные под возможности обучающихся с тяжелой умственной отсталостью. В ходе обследования ведущим методом стал метод структурированного наблюдения. Обследование имеет комплексный характер и состоит из двух блоков: обследование импрессивной и экспрессивной сторон речи. Для обследования используется предметный и картинный материал. По результатам обследования составляется карта обследования речи ребенка и логопедическое представление, отражающие характеристику уровня развития речи ребенка и актуальные для него направления работы, а также рекомендации для педагогов и родителей. Логопедическое представление заслушивается на заседании школьного ПМПк и учитывается при составлении и реализации плана индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащегося. В течение года отслеживаются результаты продуктивной деятельности учащихся с целью отслеживания динамики индивидуального развития ребенка и определения перспективных направлений работы с ним. Коррекционно-развивающая работа с учащимися с тяжелой умственной отсталостью предполагает посещение учебных занятий и общешкольных мероприятий с целью наблюдения за поведением и речью учащихся, а также проведение логопедических занятий и внеклассных мероприятий в рамках недель коррекционных курсов. В старших классах проводится курс коррекционно-развивающей области «Альтернативная коммуникация» и составляется рабочая программа курса, направленная на коррекцию недостатков письменной речи учащихся. Консультативная и информационно - просветительская работа осуществляется в соответствии с Программой сотрудничества с семьями учащихся и направлена на повышения компетентности, осведомленности родителей об особенностях речевого развития ребенка с тяжелой умственной отсталостью и определения эффективных направлений работы с ним. Консультирование родителей осуществляется в рекомендательной форме, темы консультаций отражается в журнале консультаций учителя – логопеда.
Таблица 1
Примерная тематика консультаций для родителей
Сроки реализации | Коррекционно-развивающая поддержка семьи учителем-логопедом | |||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
1 год обучения | Возрастные особенности речевого развития детей | Пальчиками играем, речь развиваем | Для чего нужна артикуляционная гимнастика? | Развитие речевого дыхания у детей |
2 год обучения | Развитие понимания обращенной речи | Если ребенок не говорит? | Виды средств альтернативной коммуникации | От молчания к звукам и звукоподражаниям |
3 год обучения | Роль слухового внимания в развитие речи | Работа с пиктограммами | Как помочь ребенку заговорить? | Формируем пассивный словарный запас ребенка |
4 год обучения | От пассивного словарного запаса к активному | Что такое фонематический слух? | Речевая азбука для родителей | Ребенок засвистел, зашипел, зарычал? |
5 год обучения | Как организовать логопедические занятия дома | Рекомендации по развитию речевых навыков | Организация развивающей речевой среды | Роль семьи в преодолении речевых недостатков |
Консультирование и информирование родителей и педагогов по вопросам речевого развития учащихся осуществляется через коллективные, индивидуальные и наглядные формы работы: родительские собрания, семинары, круглые столы, консультации (индивидуальные и групповые), индивидуальные и групповые занятия, мультимедийные презентации, логопедические игры и тренажеры, тетради для домашних заданий, информационный уголок логопеда, памятки и буклеты, страничку школьного сайта.
Таким образом, логопедическое сопровождение учащихся с тяжелой умственной отсталостью осуществляет на уровне проведения диагностического обследования, наблюдений за учащимися во время проведения учебных занятий и общешкольных мероприятий, консультирования и просвещения родителей и педагогов, анализа результатов продуктивной деятельности учащихся. Только при условии тесного деятельностного взаимодействия с семьей учащегося, можно добиться положительных результатов в использовании как вербальных, так и невербальных средств коммуникации, обеспечить гармонизацию отношений ребенка с социумом, его адаптацию и интеграцию в общество.
Литература
1. АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (II вариант) 1 – 4 классы.
2. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011г.
3. Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся ГКОУ «Коррекционная школа № 8». 4. Программа сотрудничества с семьей обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/02/picture-22373-1535884326.jpg)
"В гости к мылу". Классный час для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 2-го года обучения.
Отработка умения мыть руки (цепочка действий) - одна из первых тем по предмету "Гигиена" в классах для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и важная часть умений по гигиен...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/28/picture-857852-1480345238.jpg)
Социализация учащихся с тяжелой умственной отсталостью в условиях школы
Социализация происходит в микросоциуме (семья) и в макросоциуме (обществе). Педагоги, работающие с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, сталкиваются с целым рядом трудностей. Главн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/25/picture-431803-1569403665.jpg)
Урок ручного труда в школе для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Работа с пластилином 1 класс Тема урока: Кормление птиц зимой
Цель урока: Формирование знаний учащихся о жизни птиц в зимнее время года.Задачи урока:- образовательная: познакомить детей с зимующими у нас птицами, учить отщипывать пластилин маленькими кусочками;-...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/05/picture-1042062-1528187931.jpg)
Игровая деятельность с песком и водой как средство развития учащихся с тяжелой умственной отсталостью
Данная статья предназначена для педагогов, работающих с учащимися с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. В ней представлены различные игровые упражнения, напрвленные на формирование и развитие пред...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/26/picture-956156-1664207736.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: конспект урока по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) «Птицы зимой" ХАЗОВА А.А.
Конспект урока "Птицы зимой" для обучающихся 2 класса (2 вариант обучения)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/20/picture-80700-1482223457.jpg)
Рекомендации для родителей учащихся с тяжелой умственной отсталостью
В рекомендациях даны игры и упражнения по запуску речи у неговорящих детей...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/17/picture-784426-1702805802.jpg)
Логопедическое сопровождение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях специально организованного обучения
Выступление на педагогическом совете...