«Инновационные технологии в логопедической работе с младшими школьниками».
статья по логопедии
В статье предлагаются инновационные технологии, которыми можно дополнять ваш урок, делая его более продуктивным и интересным как для педагога, так и для ученика.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Инновационные технологии в логопедической работе с младшими школьниками».
учитель-логопед
МБОУ «Гимназия№1»
г. Ноябрьск
Успешная работа логопеда становится возможной лишь при условии создания специального пространства, включающего в себя наличие комплексного подхода. В школу приходят разные дети, каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. На сегодняшний день в связи с динамическим развитием современного общества к образовательной сфере выдвигаются новые требования. Поэтому необходимо инновационное включение в нашу работу, так сказать креативное дополнение в классическую программу. Все эти методики и подходы наряду с традиционными способствуют успешному преодолению различного рода нарушений у детей. Делают их развитие всесторонним и гармоничным. Нижеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, новые стимулы для учителя-логопеда.
В современной логопедической практике используются следующие инновационные технологии:
1) Телесноориентированные техники (биоэнергопластика, растяжки, релаксация)
2) Технология моделирования
3) Информационно-коммуникативные технологии
4) Арт-терапия (сказкотерапия, музыкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, литотерапия)
5) Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз)
Биоэнергопластика:
Это средство нейростимуляции. Это технология речевого развития, основанная на взаимодействии трехсоставных компонентов: ребенка, его энергетических ресурсов и двигательного аппарата. По сути, биоэнергопластика — это разновидность артикуляционной гимнастики, основанной на одновременным выполнением каких-то движений и работе артикуляционного аппарата. Это позволяет распределить энергетические ресурсы организма естественным путем, активизирует кровообращение и укрепляет артикуляционный аппарат.
Технология моделирования:
Моделирование представляет собой уникальное сочетание и гармоничное слияние всех методов обучения – наглядного, практического и словесного. Детей обучают составлению предложений:
*по предметным картинкам
*по сюжетным картинкам
*по опорным словам
Для составления описательных рассказов применялись мнемотаблицы, с опорой на которые дети составляли более содержательные рассказы. Мнемотаблицы формируют связную речь в кратчайшие сроки. Развивают ассоциативное мышление. Развивают зрительную память. Прекрасно помогают в заучивании стихов и загадок.
Использование ИКТ-технологий:
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)- способствуют творческому развитию ребенка, укрепляют его психические процессы и развивают самого логопеда, способствуют совершенствованию его логопедической практики и опыта деятельности.
ИКТ позволяют обследовать ребенка, использовать интерактивные игры, мультимедийные презентации.
1. Для коррекции дислексии и дисграфии - «Гарфилд. Лексика и грамматика», «Супердетки .Веселый диктант», «Учимся с Гарфилдом» (Руссобит,2005), «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе» (компьютерный проект, разработанный Варченко В.И.
2. Для развития фонематического слуха (интерактивная площадка «Мерсибо»)
3. Физкультминутки песенки Железновой
4. Компьютерная «глазодвигательная гимнастика-гимнастика мозга»
5. Компьютерные дыхательные упражнения «игры для Тигры» или использование звуковых волн
6. Артикуляционная гимнастика, для выработки правильных артикуляционных укладов.
7. Автоматизация поставленных звуков
Магнитофон «Слушать интересно» - в пособие с картой памяти на которую записано 60 звуков + карточки с иллюстрациями к этим звукам.
Песочная терапия:
Развивает творческие действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату. Совершенствует зрительно-пространственную ориентировку и речевые возможности. Освоение навыков звукового анализа и синтеза. Развивает фонематический слух и восприятие . Развивает связную речь и лексико-грамматические представления. Помощь в изучении букв, освоении чтения и письма.
В работе с песком задействованы обе руки, то есть работают сразу два полушария. Погружение обеих рук в песок снимает мускульное напряжение ребенка и развивает моторику рук. Движения рук ребенка в песке снимают судороги, тормозят фиксацию на своей речи. В песке развивается тактильная чувствительность, как основа ручного интеллекта, а так же все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь и моторика). Артикуляционную гимнастику можно сочетать с песком. Язычок делает упражнение, руки отрабатывают похожие движения в песке.
Литотерапия:
Коррекционная работа с использованием натуральных камней. Нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. Перебирание камней, раскладывание по цвету и размеру, выкладывание дорожек или узоров по образцу, массаж рук и пальцев, логопедические игры с использованием камней всё это улучшает эмоционально-волевую сферу, координацию движений, уровень развития мелкой моторики руки, нормализация речевой функции, стимулирование речевых зон коры головного мозга.
Сказкотерапия:
Один из основных приемов со сказкой – анализ, который применяется для детей на материале известной сказки. Работа в рамках сказкотерапии способствует автоматизации произношения звуков и развитию связной речи. Развивается слухоречевое внимание и память. Ребенок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.
Здоровьесберегающая технология:
Технология сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, элементы логоритмики, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика:
Помогает выработать носовой тип дыхания и преодолеть ротовой. Зачастую дети дышат ключично, а необходимо диафрагмально. При правильном речевом дыхании улучшается кровообращение, газообмен, происходит массаж брюшной полости. Компьютерная игра «Игры для Тигры». Тренажеры для детей (Шкатулка логопеда)
Гимнастика для глаз:
Зрительный тренажер Базарного В.Ф. используется для профилактики и снятия зрительного и психогенного утомления, а также стрессов у школьников. Полезно вешать как перед глазами, так и на потолке. Гимнастика для глаз помогает концентрировать внимание, обеспечивает межполушарное взаимодействие, контролировать свое поведение
Глазодвигательные упражнения:
Глазодвигательная гимнастика – это средство стимуляции мозга, это гимнастика мозга. Упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию мозга и организма. Разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения (видео глазодвигательная гимнастика - гимнастика мозга).
Иллюзии движения – это категория оптических трюков. Эти уловки вводят в заблуждение периферическое зрение, в результате чего механизм восприятия сбивается, сетчатка фиксирует изображение прерывисто, скачкообразно, и мозг активирует участки коры, отвечающие за распознавание движение. Иллюзия движения очень полезна для школьников с оптической дисграфией.
Пальцевая гимнастика:
Развитие тонкой моторики влияет на работу левого полушария, преимущественно лобной доли, что отвечает за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков. Массаж и самомассаж улучшают кровообращение и общее функционирование спинного и головного мозга (геоборды, ниткография).
К новым включениям относятся также:
Рисование и письмо на вертикальной поверхности способствует развитию силы и стабильных верхних конечностей, зрительно-моторная координация, пространственные представления.
Игра «Кинестетические мешочки» развивают сенсорику, кинестетические ощущения, служат для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.
Конторка доктора В.Ф.Базараного. Для профилактики и оздоровления. Формирование телесной вертикали. Использование в учебном процессе специальной мебели-конторок.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становление навыков поведения, основ личностной культуры.
Список использованной литературы:
- Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов. – М.: Аркти, 2003. – 272 с.
- Брыксина О.Ф. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе [Текст]: учебник для вузов / О.Ф. Брыксина, Е.С. Га- ланжина, М.А. Смирнова. — М.: Академия, 2015. — 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании младших школьников.
В докладе говорится о необходимости внедрения инновационных технологий в начальной школе, использовании на уроках компьютерных презентаций....
Коррекционно-логопедическая работа с младшими школьниками с ДЦП по преодолению акустико-артикуляционной дисграфии
Нарушение письма у младших школьников изучается давно, но и до настоящего времени этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии. Своевременное выявление нарушений письма, точн...
\'\'Инновационные технологии в формировании познавательной активности младших школьников в рамках ФГОС\'\'
Инновационные технологии в формировании познавательной активности младших школьников в рамках ФГОС...
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
На наш взгляд, целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках специально разработанной нами...
Компьютерные технологии в логопедической работе с младшими школьниками
Статья по методической теме...
«Инновационные технологии в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования»
Доклад на VI Конференцию «Мир особого ребенка» г. Оренбург, 2018г. тема: «Инновационные технологии в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста в условиях дополнитель...
РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В.ВОСКОБОВИЧА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ.
Аннотация. Развитие когнитивной сферы, коррекция речевых нарушений, формирование учебных навыков у детей с ОВЗ – задача комплексная и многотрудная. Её эффективному решению способствует активное ...