Компьютерные технологии в логопедической работе с младшими школьниками
статья по логопедии по теме

Статья по методической теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_attestatsii.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютерные технологии в логопедической работе с младшими школьниками.

Использование наглядных пособий, демонстрационных и раздаточных материалов, картинок-символов, опорных схем, моделей, дидактических игр, информационно-компьютерных технологий (ИКТ) повышает эффективность логопедической работы.

Компьютерные задания — дополнительный, рациональный и удобный источник информации и наглядности. Они создают положительный эмоциональный настрой, мотивируют и ребёнка, и его наставника, тем самым ускоряя процесс достижения положительных результатов в работе. Кроме того, использование компьютера способствует развитию и совершенствованию креативных качеств учителя-логопеда — его профессиональной и личностной самореализации, уровня его компетентности. Дети тонко чувствуют переход своего учителя в новое качество. Желание взрослого разнообразить их деятельность, сделать занятия более интересными и познавательными, создать новый виток общения, взаимопонимания, развивать личностные качества детей способствует автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе логопедического воздействия.

Учебный процесс начинается с упражнения «Подготовься к занятию», помогающего сформировать умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану.

На слайде в определенном порядке появляется ряд картинок с изображением ручки, простого и цветных карандашей, тетради, дневника. Ученики готовят к занятию учебные принадлежности в порядке, заданном картинками, логопед подводит итоги: кто действовал строго по плану; кто не смог выполнить какой-либо шаг, потому что не имел нужной вещи и не сумел попросить ее у товарища. Предлагаемый план можно усложнять, добавляя картинки.

Для вторичного обследования речи детей используется пособие Т.А. Фотековой «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников». В дальнейшем была разработана ее презентация с наглядным и речевым материалом, что значительно сократило время проведения вторичного обследования.

Презентации по артикуляционной гимнастике были разработаны на наглядном материале книги Е.М. Косиновой «Уроки логопеда», а презентации с комплексами упражнений для свистящих, шипящих, сонорных звуков — по книге Т.А. Куликовской «Артикуляционная азбука». По книге этого же автора «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» выполнены и систематически используются презентации-истории: «Знакомство с Язычком и его домиком», «Домашняя», «Прогулочная», «Учебная», «Спортивная», «Зоологическая». Для динамических пауз и релаксации используются презентации с музыкальным сопровождением.

Для развития слогового, звукового анализа и синтеза из интернет-ресурсов взяты презентации учителя-логопеда В.А. Чередник, выполненные по учебным пособиям Л.А. Комаровой «Автоматизация звуков в игровых упражнениях».

Наибольший интерес у детей вызывают такие логопедические программы, как: «Игры для Тигры», «Развитие речи», «Развитие речи. Учимся говорить правильно. Компьютерная программа».

Программа «Развитие речи». Имеющиеся у ребенка логопедические проблемы помогут исправить упражнения, представленные на этом диске. Задания расширят словарный запас, разовьют мелкую моторику, память и внимание. А забавные озвученные игры не только сформируют навыки верного произношения звуков, но и улучшат неречевой и фонематический слух.

Особенности программы:

—   постановка и автоматизация «трудных» звуков;

—   задания на развитие неречевого и фонематического слуха;

—   речевая и дыхательная гимнастика;

—   скороговорки, пословицы и поговорки, игры и загадки для развития памяти;

—   рекомендации по планированию занятий для родителей.

«Развитие речи. Учимся говорить правильно. Компьютерная программа». В легкой, веселой и ненавязчивой форме эта программа научит ребенка верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать, познакомит с основами письменной речи. Ребенок увидит связь буквы и звука, приобретет навыки чтения. Увлекательные задания помогут расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память.

Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного (от 5 лет) и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а также для коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи.

Программа состоит из четырех разделов.

1. Неречевые звуки (ознакомление со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы; со звуками мира природы: лесные и др.).

2. Звукоподражание (ознакомление со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).

3. Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков).

4. Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

Каждый раздел включает набор интерактивных заданий, для работы с которыми необходимы мышь и колонки (или наушники).

Разделы «Неречевые звуки» и «Звукоподражание» представлены серией тематических и сюжетных интерактивных экранов, экспериментальных заданий, которые знакомят со звуками окружающего мира, мира неживой и живой природы. В каждом задании предлагается два режима работы: «Изучение» и «Задание».

Режим «Изучение» предполагает интерактивное ознакомление детей с разнообразием звуков. Ребенок имеет возможность, выбирая мышью объекты на экране, прослушать издаваемые ими звуки, голоса, способы звучания.

Режим «Задание» направлен на развитие звуковой и зрительной памяти, внимания. Ребенку сначала предлагается выбрать уровень сложности, который определяет количество объектов или звуков для запоминания и поэтому влияет на сложность стоящей перед ребенком задачи.

Раздел «Речевые звуки» представлен мультимедийными играми-заданиями нескольких типов и направлен на развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка. Чтобы начать выполнение задания, необходимо нажать клавишу «Начать». После выполнения задания повторное нажатие этой клавиши позволит выполнить его повторно, но уже в другом варианте (наборе картинок, слов).

Игровые задания раздела «Развитие связной речи» учат детей связно говорить, формулировать целые предложения. Для выполнения заданий: «Слово-действие», «Подбери действие», «Слово-признак», «Подбери признаки», «Составляем описание» необходимо нажать клавишу «Начать», затем клавишу «Проверить». Если задание выполнено верно, появляется клавиша «Продолжить», нажав на которую можно перейти к следующему варианту.

При выполнении задания «Послушай рассказ» необходимо нажать клавишу «Начать» и прослушать инструкцию диктора, далее нажать клавишу «Прослушать рассказ». После выполнения действий надо нажать клавишу «Проверить». Клавиша «Отключить/Включить» предназначена для отключения звуковых инструкций диктора (для индивидуальной работы с ребенком). Чтобы звуковые инструкции были отключены, необходимо воспользоваться этой клавишей до нажатия на клавишу «Начать».

Компьютерная технология логопедической коррекции «Игры для Тигры» (автор Л.Р. Лизунова) включает CD-диск со специализированной компьютерной программой «Игры для Тигры» и учебно-методическое пособие с подробными рекомендациями. Эта программа предназначена для коррекции ФФНР, ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок делают программу привлекательной, способствуют повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям, индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: «Фонематика», «Просодика», «Лексика» и «Звукопроизношение». Основные принципы, положенные в основу построения программы «Игры для Тигры»:

—   системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;

—   интерактивность;

—   полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;

—   дифференцированный подход к обучению;

—   игровая форма обучения.

Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий.

Для работы с родителями на родительских собраниях используются также презентации, наглядно демонстрирующие коррекционно-развивающую, творческую работу с детьми, методические рекомендации при выполнении домашних заданий.

Выполнение домашних заданий в виде обучающих презентаций по составлению описательных рассказов о временах года: «Зеленое лето», «Золотая осень», «Зимняя сказка», «Весна-красна» сопровождается слайд-шоу фотографий из жизни детей, их экскурсий, походов, прогулок, выставок. Такая личностно-ориентированная направленность заданий выводит отношения педагога и родителей на новый уровень сотрудничества и взаимопонимания, способствует оптимизации работы по развитию речи детей.

Иначе говоря, использование в логопедической работе информационно-компьютерных технологий делает работу логопеда более интересной и разнообразной, способствует большей заинтересованности как детей, так и их родителей.

С.В. Горячев,

учитель-логопед,

ГБОУ СОШ №153,

г. Санкт-Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-логопедическая работа с младшими школьниками с ДЦП по преодолению акустико-артикуляционной дисграфии

Нарушение письма у младших школьников  изучается давно, но и до настоящего времени этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии. Своевременное выявление нарушений письма, точн...

Использование здоровьесберегающих и компьютерных технологий в логопедической работе с учащимися отделения надомного обучения

О работе отделения надомного обучения на базе СКОШ 8-го вида, применение здоровьесберегающих и компьютерных технологий на логопедических занятиях с учащимися отделения надомного обучения....

Физкультминутки в логопедической работе с младшими школьниками

Многолетняя практика показывает, что  у детей, с общим недоразвитием речи, отмечается более быстрое наступление утомления, снижение работоспособности, чем у сверстников без речевой патологии. Физ...

«Однозначные и многозначные слова». Некоторые виды упражнений, используемые в логопедической работе с младшими школьниками

У учащихся с нарушениями устной и письменной речи отмечается бедность словарного запаса. Поэтому очень важно в работе использовать упражнения, направленные на уточнение, обогащение и активизацию слова...

Использование компьютерных технологий при формировании исследовательских умений младших школьников.

В данной статье рассказыывается о том, как на уроках в начальной школе можно формировать исследовательские умения. В качестве эффективного средства достижения поставленных задач в образовании можно ра...

РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В.ВОСКОБОВИЧА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ.

Аннотация. Развитие когнитивной сферы, коррекция речевых нарушений, формирование учебных навыков у детей с ОВЗ – задача комплексная и многотрудная. Её эффективному решению способствует активное ...

«Инновационные технологии в логопедической работе с младшими школьниками».

В статье предлагаются инновационные технологии, которыми можно дополнять ваш урок, делая его более продуктивным и интересным как для педагога, так и для ученика....