РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В.ВОСКОБОВИЧА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ.
статья по логопедии
Аннотация. Развитие когнитивной сферы, коррекция речевых нарушений, формирование учебных навыков у детей с ОВЗ – задача комплексная и многотрудная. Её эффективному решению способствует активное и систематическое использование в логопедической работе современных инновационных коррекционно-развивающих технологий. В настоящее время технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как этого требует новый стандарт, очень мало. Примером может служить технология В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_rozova_yue_statya.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В.ВОСКОБОВИЧА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ
Розова Юлия Евгеньевна, учитель-логопед
ГБОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района г. Санкт-Петербург
Аннотация. Развитие когнитивной сферы, коррекция речевых нарушений, формирование учебных навыков у детей с ОВЗ – задача комплексная и многотрудная. Её эффективному решению способствует активное и систематическое использование в логопедической работе современных инновационных коррекционно-развивающих технологий. В настоящее время технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как этого требует новый стандарт, очень мало. Примером может служить технология В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Ключевые слова: развивающие игры Воскобовича, нарушения речи, развитие высших психических функций.
В последнее время нестабильные экономические и экологические условия окружающей среды влияют на рост рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера. Вместе с тем, ситуация современного школьного обучения предъявляет высокие требования к ребенку. Чтобы дети с ОВЗ могли успешно усваивать учебную программу, у них должны быть хорошо развиты восприятие, внимание, память (особенно зрительная), пространственная ориентация, графомоторные навыки и, конечно же, логическое мышление. Часто у данной категории учащихся одновременно с нарастанием трудностей в обучении отмечается и снижение уровня учебной мотивации, что отрицательно влияет на качество обучения и воспитания.
В современном обществе образованность и интеллект попадают в разряд национальных богатств, а жизнедеятельность в нем требует от членов социума высокого интеллектуального уровня, информационной культуры, творческой активности. Сказанное обращает внимание на важность решения проблемы интеллектуального развития детей младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период интеллект развивается особенно интенсивно. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников обеспечивает во многих отношениях успех не только учебно-познавательной деятельности, но и всего дальнейшего жизненного пути обучающихся. Одним из важных направлений в решении этой проблемы выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное интеллектуальное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.
Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учёбе. Применение нетрадиционных развивающих игровых технологий в специальной педагогике помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей.
Развитие когнитивной сферы, коррекция речевых нарушений, формирование учебных навыков у детей с ОВЗ – задача комплексная и многотрудная. Её эффективному решению способствует активное и систематическое использование в логопедической работе современных инновационных коррекционно-развивающихтехнологий.
В настоящее время технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как этого требует новый стандарт, очень мало. Примером может служить технология В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Цель применения развивающих технологий В.В. Воскобовича на логопедических занятиях – коррекция нарушений речи и развитие сопутствующих неречевых процессов посредством игры.
Эти развивающие игры помогают решать многие задачи на логопедических занятиях:
- Диагностировать уровень интеллектуального и речевого развития.
- Развивать познавательный интерес и исследовательскую деятельность.
-Развивать наблюдательность, воображение, память, креативность мышления, творчество.
-Формировать базисные представления об окружающем мире, математических понятиях, коммуникативные умения.
- Развивать мелкую моторику, зрительно-пространственные ориентировки.
Первая группа игр направлена на развитие моторной сферы, пространственно-временных отношений, пространственных представлений, графомоторных навыков, зрительного и тактильного восприятия, позволяет сформировать у детей предпосылки, необходимые для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы, развитых внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, волевых усилий. Кроме того, важны навыки планирования и самоконтроля.
На развитие вышеперечисленных высших психических функций направлены практически все развивающие игры Воскобовича. Особенно хотелось бы отметить полифункциональностьКоврографа «Ларчик» и множества игр-приложений к нему: «Фонарики», «Умные стрелочки», «Волшебные веревочки» и др.
Представленные игры раскрывают каждую из образовательных областей: развивают творческое воображение, знакомят детей с различными геометрическими формами (познавательное развитие), развивают интеллектуальные и творческие способности, учат играть, общаться друг с другом (коммуникативно-личностное развитие), составлять креативные картины, узоры, буквы, цифры.
Для решения сходных проблем предлагается игра «Графический диктант», которая пользуется у детей особой популярностью. Однако эти «диктанты» особенные, так как дополнены новыми заданиями, разделенными на несколько этапов. Ребенок, проходя многоуровневое испытание, создаёт целостную картинку, с которой может выполнять различные творческие задания.При выполнении «Графического диктанта» работа с «Игровизором» направлена на формирование и развитие плавности, ритмичности и точности выполнения движений руки, освоение оптимального способа удержания и нажима маркера, координации движений, синхронизацию работы глаз и рук, что существенно облегчает процесс овладения навыками рисования, письма и чтения и служит профилактикой оптической дислексии и дисграфии.
По принципу полифункциональности и высокой вариативности, саморазвития и творчества построена работа с пособиями «Кораблик Брызг-брызг», «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Двухцветный квадрат», «Логоформочки».Каждая такая игра позволяет ребёнку задействовать психические процессы в зонах ближайшего развития, в рамках возрастной психофизиологии. Данные игры способствуют развитию простых сенсомоторных актов, локальных функций внимания, памяти, мышления, пространственного воображения от простого исполнения задания до спонтанного творчества и поиска дивергентных решений.
Вторая группа игр направлена на развитие буквенного гнозиса, формирование навыка чтения, навыков языкового анализа и синтеза, связной речи, формирования навыков письменной речи. Работая в данном направлении, мы используем различные речевые игры, основанные на применении дидактических пособий Воскобовича. На занятиях с первоклассниками часто используем «Конструктор букв», «Волшебную восьмерку», «Читай-ка на шариках».
Для развития звуко-буквенного анализа и синтеза составляем различные ребусы, шифровки, используя материал пособия Коврограф «Ларчик» с приложениями, пособия «Игровизор» и «Геовизор».
Использование в коррекционно-логопедической работе игрового комплекса «Коврограф Ларчик» и приложений к нему способствует развитию высших психических функций. Благодаря разнообразию и многофункциональности игр с этим пособием, помимо развития восприятия, внимания, памяти и мышления происходит формирование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, совершенствуются фонетико-фонематические процессы, графомоторные навыки, связная речь,коммуникативные навыки, что, в конечном итоге, способствует эффективной коррекции и служит профилактикой нарушения чтения и письма при обучении в школе.Для развития связной речи (пересказе текста, заучивании стихотворных текстов, составлении рассказов цепной структуры, составление творческих рассказов) также эффективно сочетание элементов мнемотехники с развивающими играми В.В. Воскобовича.Путешествуя по лабиринтам игр вместе со сказочными персонажами, ребёнок словесно описывает свой путь, ищет решение возникающих проблемных ситуаций, что способствует речевому развитию. Персонажи, элементы различных пособий могут гибко использоваться в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры в разных функциях.
Выводы:
- Принципы, заложенные в систему этих игр - интерес - познание – творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям. Одна и та же игра может быть направлена на развитие математических, конструктивных, творческих способностей, на развитие речи, обучение грамоте.
- Главный итог представленных игр и упражнений – развитие высших психических функций, быстрое и лёгкое формирование устойчивых навыков чтения, письма, счёта, так как подобные игры активизируют умственную деятельность в целом. В результате ребёнок постепенно учится учиться, его практические успехи в школе становятся очевидны окружающим, а это резко поднимает его самооценку.
Список литературы
- Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. 1001 идея интересного занятия с детьми. Авторский сборник методических разработок. Коррекционное образование. Использование образовательных технологий на логопедических занятиях. – М.: Образ-Центр, 2014.- С.7-16
- Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Методические рекомендации по организации логопедической работы в период обучения грамоте. Коррекционно-логопедический мониторинг // Программно-методические материалы. - М.: Редкая птица, 2017.- С. 5-20.
- Тверитнева Е.Г. Использование развивающих игр в логопедической работе // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/608119/
- Чунтонова Л. В Использование игр В.В. Воскобовича в работе логопеда. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/08/ispolzovanie-igr-vvvoskobovicha-v-rabote-logopeda
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-логопедическая работа с младшими школьниками с ДЦП по преодолению акустико-артикуляционной дисграфии
Нарушение письма у младших школьников изучается давно, но и до настоящего времени этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии. Своевременное выявление нарушений письма, точн...
Использование технологий коллективного взаимообучения и сотрудничества в работе с младшими школьниками.
В настоящее время коллективные способы обучения приобретают новое дыхание. Актуальность выше названных педагогических технологий определяется тем, что они предлагают путь разрешени...
Игра как универсальная форма и средство коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками
Игра как универсальная форма и средство коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками...
Особенности коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками.
Презентация об особенностях коррекционно-развивающей работы с детьми классов компенсирующего обучения....
Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в условиях ФГОС
В данной публикации даются рекомендации как психологам, так и учителям начальных классов по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников....
Статья на тему "Основные аспекты коррекционно-логопедической работы с младшими школьниками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"
Все младшие школьники с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют нарушения речи и нуждаются в логопедической помощи. В статье освещены основные аспекты коррекционно-логопедической работы в шко...
Развивающая работа с младшими школьниками
ull;Словесно-логическое мышление, логические операции•Устная речь, словарный запас•Восприятие речь на слух (слухоречевая память)•Фонетико-фонематическое восприятие, анализ, осознание...