таблицы для диагностики дислексии и дисграфии
учебно-методический материал по логопедии
таблицы для диагностики дислексии и дисграфии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svodnaya_tablica_disgraficheskih_oshibok.doc | 61 КБ |
tablitsa_klassifikatsii_oshibok_na_pisme_i_ih_prichiny_po_lektsiyam_vorobevoi_v.k.doc | 76 КБ |
monitoring.docx | 17.77 КБ |
tabl_monitoring.docx | 12.8 КБ |
tehn.cht_.tabl_.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
форма | акустическая | Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза | аграмматическая | оптическая | Артикуляторно-акусти- ческая | |||||||||||||||||||
Ф.и. | замены | Наруше- ние | Фонемный ан. и синтез | Слоговой ан. и синтез | ан. и синтез ПД | |||||||||||||||||||
Свистящие шипящие | Звонкие - глухие | Гласные о-у, е-и | Аффр. ч-т. ц-т, ц-с | Мягких- пропуск ь, Лишний ь, Замена гласных 2 ряда на гласные 1 ряда | Нарушение написания стечения согласных | Пропуск, добавления гласных букв | Пропуск слогов | Добавление слогов | Перестановки слогов | Нарушение границ ПД | Раздельное написание слов (приставок) | Слитное написание слов (предлогов) | Изменение числа сущ, глаголов | Нарушение согласования | Пропуск членов ПД, нарушение последовательности слов в ПД | Замены приставок | Замены предлогов | Различное расположение элементов в пространстве | Количество элементов | Зеркальное написание | Пропуск элементов букв при соединение, Неправильное написание элементов | Замена по нарушенному звукопроизношению | ||
Пропуск соглас ных | Уподобление согласных | |||||||||||||||||||||||
Предварительный просмотр:
Таблица классификации ошибок на письме и их причины
(по лекциям В.К.Воробьевой, 2004 г.)
№п/п | Уровни ошибок | Виды ошибок | Типы ошибок | Ошибки у детей с ОНР | Причины | |
1 | Ошибки на уровне записи буквы | Срисовывание буквы с образца, а не написание по образцу | Буква отсутствует в представлении как определенный графический образ; ребенок не перешел от устной речи к письменной, которая предполагает усвоение системы графических знаков; нет соотнесения звука с графическим образом, т. е с буквой. | |||
Неусвоение пространственного расположения отдельных элементов буквы | При написании вопросы типа: В какую сторону рожки у К писать? | Нарушение пространственной ориентировки | ||||
Неправильное расположение буквы на строке | зеркальное написание буквы | |||||
2 | Ошибки на уровне записи слова | Ошибки фонетико-фонематического плана | Пропуски букв | Пропуски гласных: Кша(каша) Человк (человек), гнздо (гнездо) Брт (брат), овщ (овощи), овц (овцы) | Нарушение дифференциации названий буквы и произнесения звука (буква К (название «ка»), а звук [к]); Несформированность слоговой структуры слова – произнесение переносится на письмо ([человк] при произнесении происходит звуковая элизия); Н.П.Карпенко, П.Я.Гальперин – невнимание, отсутствие контроля → формирование внимания в виде контроля | |
Замены букв | Нушна (нужна), шурчат (журчат), доварищ (товарищ), дожтя (дождя), щелые (целые) Щелые (целые), истугался (испугался), пишу (пищу), вдриг (вдруг) Черёмука (черемуха) | Акустическое сходство соответствующих звуков; Оптическое сходство букв при написании (количество элементов различно, а способы соединения одинаковы; сходство написания 1-го элемента (Садовникова квалифицирует данную ошибку как кинестетическую и считает ее наиболее частотной)); Артикуляционное сходство звуков ([к] и [х] – заднеязычные, но различаются по способу образования: [к] – смычный, а [х] – щелевой – место образования преграды одинаково); | ||||
Наиболее частотной является фонематическая дисграфия / акустическая дисграфия; Левина – самые частотные ошибки – это ошибки фонематического характера; причина фонематической / акустической дисграфии – несформированность фонематического слуха; Корнев: ошибок фонематического плана выделяется около 30%, из них 16% обусловлено несформированностью фонемного анализа. | ||||||
Лурия, Токарева: если у ребенка обнаруживается оптическая дисграфия, когда наиболее частотными ошибками оказываются замены букв на основе оптического сходства → серьезное мозговое заболевание → нарушен не только речеслуховой и рече-двигательный анализатор, но и самый молодой, зрительный анализатор. | ||||||
Чаще всего замены по артикуляционному сходству будут отмечаться у алаликов. Дизартрики, как правило, не допускают замены артикуляционного характера, т.к. (Н.И.Жинкин) фонетический слух у них сохранен → сохранность контроля за собственным произнесением. | ||||||
Добавление букв | Девочика (девочка) | Из-за несформированности и трудности произнесения в стечения согласных добавляются гласные; согласные добавляются крайне редко (случайно). | ||||
Перестановка букв | Бегер (берег) | Нарушение фонемной программы слова → Несформированность упреждающего синтеза (Н.И.Жинкин) – запомнить то, что написал и предвосхитить в нужной последовательности элементы → упор в работе на пофонемный / побуквенный анализ | ||||
Уподобление | В комнуту (в комнату), настутило (наступило), фабкика (фабрика), скздь (сквозь), мисьмо (письмо), пятьня (пятна), тетлые (теплые), родмыми (родными), приграсили (пригласили) | |||||
Ошибки записи слоговой структуры слова | Пропуски слогов | Работут (работаю); светр (светлый); деж (дежурный); весе (весело), кряка (крякает), таващи (товарищи), дере (дереве) | Нарушение слоговой структуры слова | |||
Добавление слогов | Напопополам (напополам) | |||||
Послоговой повтор не обеспечивает правильного письма. | ||||||
Раздельное написание частей слов | Насту пил (наступил); чере муха (черемуха), смо три (смотри) | Незнание семантики слова – из нового слова выделяются тот кусочек, который наиболее знаком | ||||
На ступил (наступил); за мерзла (замерзла) | Нарушение дифференциации между предлогом и приставкой | |||||
Ошибки комбинированного характера | Сасыжана (засыпанный) | |||||
3 | Ошибки на уровне записи предложений | Слитной написание слов или их частей | Уелушитсий (У елки пушистый зайчик.), Ушклыгроп (У школы сугроб.) | Несформированность лексико-семантического анализа | ||
Слитное написание слов (контаминация) | Красими (красивый мишка) | |||||
Слитное написание целых слов | Теплые лучи (теплые лучи) | |||||
Несоблюдение графических знаков | В начале предложения не пишется заглавная буква, а в конце предложения не ставится точка | Не вычленение смысловых частей (предложений) – трудности смыслового декодирования в процессе воспроизведения диктанта. | ||||
Пропуск значимый для понимания предложения слов | Лена и Вова стирают с парт. (Лена и Вова стирают пяль с парт); Мамай свой труд (любит); Звонко жук (гудел); Кот полез (гнездо) | |||||
Повторение слов в предложении | Вот упал снежный снежный ком. | |||||
Ошибки грамматического характера (грамматика соединяет слова в предложении) | Нарушение глагольного управления | У друзев (в друзей); на деревьев растут (на деревьях растут) | Несформированность зависимости предлога от глагола и падежа от предлога: глагол требует определенного падежа от зависимого слова – глагол управляет выбором предлога, а предлог управляет выбором падежа → двойная зависимость → сложность → частые нарушения данной зависимости; на уроках отрабатывается лексическая сочетаемость глагола с последующим предлогом + предлог с окончанием | |||
Нарушение отношений согласования | Много птица (много птиц) | |||||
До революции существовало 7 падежей: существующие ныне и изъяснительный (во лбу, на дому), после революции данный падеж объединили с предложным → наиболее труден для усвоения | ||||||
Ошибки морфологического характера | Апельсячий сок | Несформированность морфемного анализа | ||||
4 | Ошибки на уровне записи текста | Ошибки смыслового плана | Большие смысловые пробелы (Н.И.Жинкин) | Пропуск целых смысловых отрезков | Нарушение фактологической программы | |
Малые смысловые пробелы (Н.И.Жинкин) | Пропуск отдельных предложений или их отрезков | |||||
Смысловая персеверация | Инертное застревание на одном и том же смысловом отрезке | |||||
Ошибки речевого плана (дизорфографические) | ||||||
Стилистические ошибки | Из изложения по «Му-му» Тургенева: Герасим пригласил Му-му в трактир. Му-му съела полтарелки, а потом отказалась и т.д. | Несформированность лексико-семантического анализа |
Предварительный просмотр:
Мониторинг коррекционно-логопедической работы
Каждый ребенок, посещающий группу для детей с тяжелыми нарушениями речи, обследует-ся 2 раза в год по следующим параметрам:
• звукопроизношение;
• фонематические процессы;
• словарный запас;
• грамматический строй речи;
• связная речь;
• пространственная ориентировка;
• артикуляционная моторика;
• мелкая моторика.
Критерии оценки уровня функции:
N п/п | Параметры | Уровни развития функции | Характеристика |
1 | Звукопроизношение | Низкий Ниже среднего
Средний Достаточный | Нарушено несколько групп звуков Недостаточность произношения одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке - общая смазанность речи Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков Звукопроизношение в норме |
2 | Фонематические процессы | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | Не слышит данный звук в любой позиции Не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы С заданием справляется, но допускает несколько ошибок Фонематические процессы в норме |
3 | Словарный запас | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | Активный словарь ограничен бытовым уровнем Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы Использует все части речи; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами; при подборе синонимов испытывает затруднения Активный словарь близок к возрастной норме |
4 | Грамматический строй речи | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | Речь резко аграмматична Допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении Грамматический строй близок к возрастной норме |
5 | Связная речь | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | Фразовая речь резко аграмматична Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания, пользуется вопросно-ответной формой При составлении рассказа использует не более 2-3 предложений; не пользуется планом при составлении рассказа; при описании использует не более двух признаков Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции |
6 | Пространственная ориентировка | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | Не ориентируется на плоскости и в пространстве Владеет понятиями верх-низ, испытывает значительные затруднения в понятиях право-лево Ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения Пространственная ориентировка соответствует возрасту |
7 | Артикуляционная моторика | Низкий Ниже среднего
Средний Достаточный | Объем артикуляционных движений ограничен (мимика бедна), наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата Неполный объем артикуляционных движений; неточное выполнение статических артикуляционных упражнений Статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме; при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения Строение и подвижность органов артикуляции без особенностей |
8 | Мелкая моторика | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | Мелкая моторика ограничена (с трудом выполняет статические пробы, наличие гиперкинезов, тремора) Испытывает затруднения при выполнении динамических проб Точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении ассиметричных движений обеими руками. Мелкая моторика в норме |
Мониторинг логопедической работы
Критерии оценки параметров обследования
1.Звукопроизношение
1 балл - нарушение нескольких групп звуков.
2 балла - недостаточное произношение одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке - общая смазанная речь
3 балла - звуки в речи присутствуют, но наблюдается нарушения дифференциации звуков.
4 балла - звукопроизношение в норме.
2. Фонематические процессы
1 балл - не слышит данный звук в любой позиции
2 балла - не дифференцирует оппозиционные звуки какой - либо группы.
3 балла - с заданием стравляется, но допускает ошибки.
4 балла - фонематические процессы развиты достаточно.
3.Слоговая структура слов.
1 балл - слоговая структура слов не сформирована.
2 балла - допускает большое количество ошибок при произношении слов различной структурной сложности
3 балла - слоговая структура слов в стадии формирования.
4 балла - правильное и точное воспроизведение слов различќного слогового состава.
4.Словарный запас.
1 балл - активный словарь ограничен обиходно-бытовой тематикой.
2 балла - владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы.
3 балла - использует все части речи, но не всегда точно использует простые предлоги, испытывает трудности при подборе синонимов.
4 балла - активный словарь близок к возрастной норме.
5.Грамматический строй речи.
1 балл - речь резко грамматичная.
2 балла - допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании.
3 балла - допускает небольшое количество ошибок при словообразовании и словоизменении.
4 балла - грамматический строй близок к возрастной норме.
6. Связная речь
1 балл - фразовая речь резко аграмматична.
2 балла- испытывает значительные затруднения при составлении рассказа описания, пользуется вопросно - ответной формой.
3 балла - при составлении рассказа использует не более двух - трех предложений.
4 балла - умеет построить рассказ, пользуется распространенными предложениями простой и сложной конструкции.
7. Артикуляционная моторика.
1 балл - объем артикуляционных движений ограничен.
2 балла - неполный объем артикуляционных движений, неточное выполнение статических упражнений.
3 балла - статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме, при выполнении динамических испытывает затруднения.
4 балла - строение и подвижность органов артикуляции без особенностей.
8. Мелкая моторика.
1 балл - мелкая моторика ограничена
2 балл - испытывает затруднения при выполнении динамических проб.
3 балла - точно выполняет статистические и динамические пробы, но испытывает затруднения при выполнении асимметричных движений обеими руками.
4 балла - развитие мелкой моторики близко к возрастной норме.
Предварительный просмотр:
Результат проверки техники чтения за ____________________________
____________класс
Фамилия, имя | Способ чтения | Правильность чтения | Осознанность | Выразительность | Количество слов в минуту | ||||||||
По буквам | По слогам | Слог + слово | Целыми словами | искажения | повторы | ударения | окончания | № | В№ | Н№ | |||
классы | норма |
5 | I полугодие – 35-45 II полугодие – 45-60 |
6 | 70-80 |
7 | 80-90 |
8-9 | 90-100 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
коррекция дислексии и дисграфии у школьников
Учитель-логопед Стекольникова М.В. «Детский дом №7» Занимаясь изучением проблемы нарушение письма и чтения школьников, сле...
Система работы по теме "Устранение дислексии и дисграфии младших школьников на уроках русского языка"
В работе перечислены причины и формы дислексии и дисграфии. Определены основные задачи по их устранению. Приведены примерные упражнения для устранения данных нарушений чтения и письма....
Конспект логопедического занятия по коррекции чтения и письма (дислексия и дисграфия) - 2 класс. ТЕМА: Дифференциация звуков и букв "Б" и "П" в предложениях с использование ИКТ.
В русском языке для грамотного письма большое значение имеет четкое произношение всех звуков. Многие дети произносят все звуки, но на письме допускают ошибки, казалось бы, с несложными зву...
Оптическая дислексия и дисграфия
Устранение оптической дисграфии и дислексии....
Программа реализации технологии логопедической работы Р.И. Лалаевой «Устранение оптической дислексии и дисграфии»
Данная программа разработана с целью профилактики и коррекции оптической дисграфии у школьников подготовительного класса, обучающихся в специальном (коррекционном) классе для детей с нарушением ...
Дислексия и дисграфия у учащихся начальных классов
Понятие дислексии, описание видов дисграфии, встречающихся у школьников начальных классов....
Профилактика дислексии и дисграфии при работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
Презентация, в которой описаны практические упражнения для профилактики дислексии и дисграфии на уроках русского языка....