таблицы для диагностики дислексии и дисграфии
учебно-методический материал по логопедии

Василовская Зинаида Викторовна

таблицы для диагностики дислексии и дисграфии

Скачать:


Предварительный просмотр:

форма

акустическая

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

аграмматическая

оптическая

Артикуляторно-акусти-

ческая

Ф.и.

замены

Наруше-

ние

Фонемный

ан. и синтез

Слоговой

ан. и синтез

ан. и синтез ПД

Свистящие  шипящие

Звонкие - глухие

Гласные  о-у, е-и

Аффр. ч-т. ц-т, ц-с

Мягких- пропуск ь,

Лишний ь,

Замена гласных 2 ряда на гласные 1 ряда

Нарушение написания стечения согласных

Пропуск, добавления гласных букв

Пропуск слогов

Добавление слогов

Перестановки слогов

Нарушение границ ПД

Раздельное написание слов (приставок)

Слитное написание слов (предлогов)

Изменение числа сущ, глаголов

Нарушение согласования

Пропуск членов ПД, нарушение последовательности слов в ПД

Замены приставок

Замены предлогов

Различное расположение элементов в

пространстве

Количество элементов

Зеркальное написание

Пропуск элементов букв при соединение,

Неправильное написание элементов

Замена по нарушенному

звукопроизношению

Пропуск соглас

ных

Уподобление

согласных



Предварительный просмотр:

Таблица классификации ошибок на письме и их причины

(по лекциям В.К.Воробьевой, 2004 г.)                                                                        

№п/п

Уровни ошибок

Виды ошибок

Типы ошибок

Ошибки у детей с ОНР

Причины

1

Ошибки на уровне записи буквы

Срисовывание буквы с образца, а не написание по образцу

Буква отсутствует в представлении как определенный графический образ; ребенок не перешел от устной речи к письменной, которая предполагает усвоение системы графических знаков; нет соотнесения звука с графическим образом, т. е с буквой.

Неусвоение пространственного расположения отдельных элементов буквы

При написании вопросы типа: В какую сторону рожки у К писать?

Нарушение пространственной ориентировки

Неправильное расположение буквы на строке

зеркальное написание буквы

2

Ошибки на уровне записи слова

Ошибки фонетико-фонематического плана

Пропуски букв

Пропуски гласных:

Кша(каша)

Человк (человек), гнздо (гнездо)

Брт (брат), овщ (овощи), овц (овцы)

Нарушение дифференциации названий буквы и произнесения звука (буква К (название «ка»), а звук [к]);

Несформированность слоговой структуры слова – произнесение переносится на письмо ([человк] при произнесении происходит звуковая элизия);

Н.П.Карпенко, П.Я.Гальперин – невнимание, отсутствие контроля → формирование внимания в виде контроля

Замены букв

Нушна (нужна), шурчат (журчат), доварищ (товарищ), дожтя (дождя), щелые (целые)

Щелые (целые), истугался (испугался), пишу (пищу), вдриг (вдруг)

Черёмука (черемуха)

Акустическое сходство соответствующих звуков;

Оптическое сходство букв при написании (количество элементов различно, а способы соединения одинаковы; сходство написания 1-го элемента (Садовникова квалифицирует данную ошибку как кинестетическую и считает ее наиболее частотной));

Артикуляционное сходство звуков ([к] и [х] – заднеязычные, но различаются по способу образования: [к] – смычный, а [х] – щелевой – место образования преграды одинаково);

Наиболее частотной является фонематическая дисграфия / акустическая дисграфия; Левина – самые частотные ошибки – это ошибки фонематического характера; причина фонематической / акустической дисграфии – несформированность фонематического слуха; Корнев: ошибок фонематического плана выделяется около 30%, из них 16% обусловлено несформированностью фонемного анализа.

Лурия, Токарева: если у ребенка обнаруживается оптическая дисграфия, когда наиболее частотными ошибками оказываются замены букв на основе оптического сходства → серьезное мозговое заболевание → нарушен не только речеслуховой и рече-двигательный анализатор, но и самый молодой, зрительный анализатор.

Чаще всего замены по артикуляционному сходству будут отмечаться у алаликов. Дизартрики, как правило, не допускают замены артикуляционного характера, т.к. (Н.И.Жинкин) фонетический слух у них сохранен → сохранность контроля за собственным произнесением.

Добавление букв

Девочика (девочка)

Из-за несформированности и  трудности произнесения в стечения согласных добавляются гласные; согласные добавляются крайне редко (случайно).

Перестановка букв

Бегер (берег)

Нарушение фонемной программы слова → Несформированность упреждающего синтеза (Н.И.Жинкин) – запомнить то, что написал и предвосхитить в нужной последовательности элементы → упор в работе на пофонемный  / побуквенный анализ

Уподобление

В комнуту (в комнату), настутило (наступило), фабкика (фабрика), скздь (сквозь), мисьмо (письмо), пятьня (пятна), тетлые (теплые), родмыми (родными), приграсили (пригласили)

Ошибки записи слоговой структуры слова

Пропуски слогов

Работут (работаю); светр (светлый); деж (дежурный); весе (весело), кряка (крякает), таващи (товарищи), дере (дереве)

Нарушение слоговой структуры слова

Добавление слогов

Напопополам (напополам)

Послоговой повтор не обеспечивает правильного письма.

Раздельное написание частей слов

Насту пил (наступил); чере муха (черемуха), смо три (смотри)

Незнание семантики слова – из нового слова выделяются тот кусочек, который наиболее знаком

На ступил (наступил); за мерзла (замерзла)

Нарушение дифференциации между предлогом и приставкой

Ошибки комбинированного характера

Сасыжана (засыпанный)

3

Ошибки на уровне записи предложений

Слитной написание слов или их частей

Уелушитсий (У елки пушистый зайчик.), Ушклыгроп (У школы сугроб.)

Несформированность лексико-семантического анализа

Слитное написание слов (контаминация)

Красими (красивый мишка)

Слитное написание целых слов

Теплые лучи (теплые лучи)

Несоблюдение графических знаков

В начале предложения не пишется заглавная буква, а в конце предложения не ставится точка

Не вычленение смысловых частей (предложений) – трудности смыслового декодирования в процессе воспроизведения диктанта.

Пропуск значимый для понимания предложения слов

Лена и Вова стирают с парт. (Лена и Вова стирают пяль с парт); Мамай свой труд (любит); Звонко жук (гудел); Кот полез (гнездо)

Повторение слов в предложении

Вот упал снежный снежный  ком.

Ошибки грамматического характера

(грамматика соединяет слова в предложении)

Нарушение глагольного управления

У друзев (в друзей); на деревьев растут (на деревьях растут)

Несформированность зависимости предлога от глагола и падежа от предлога: глагол требует определенного падежа от зависимого слова – глагол управляет выбором предлога, а предлог управляет выбором падежа → двойная зависимость → сложность → частые нарушения данной зависимости; на уроках отрабатывается лексическая сочетаемость глагола с последующим предлогом + предлог с окончанием

Нарушение отношений согласования

Много птица (много птиц)

До революции существовало 7 падежей: существующие ныне и изъяснительный (во лбу, на дому), после революции данный падеж объединили с предложным → наиболее труден для усвоения

Ошибки морфологического характера

Апельсячий сок

Несформированность морфемного анализа

4

Ошибки на уровне записи текста

Ошибки смыслового плана

Большие смысловые пробелы (Н.И.Жинкин)

Пропуск целых смысловых отрезков

Нарушение фактологической программы

Малые смысловые пробелы (Н.И.Жинкин)

Пропуск отдельных предложений или их отрезков

Смысловая персеверация

Инертное застревание на одном и том же смысловом отрезке

Ошибки речевого плана (дизорфографические)

Стилистические ошибки

Из изложения по «Му-му» Тургенева:

Герасим пригласил Му-му в трактир. Му-му съела полтарелки, а потом отказалась и т.д.

Несформированность лексико-семантического анализа



Предварительный просмотр:

Мониторинг коррекционно-логопедической работы

          Каждый ребенок, посещающий группу для детей с тяжелыми нарушениями речи, обследует-ся 2 раза в год по следующим параметрам:

          • звукопроизношение;

          • фонематические процессы;

          • словарный запас;

          • грамматический строй речи;

          • связная речь;

          • пространственная ориентировка;

          • артикуляционная моторика;

          • мелкая моторика.

Критерии оценки уровня функции:

N п/п

Параметры

Уровни развития функции

    Характеристика

1

Звукопроизношение        

Низкий

Ниже среднего

 

Средний

Достаточный

Нарушено несколько групп звуков

Недостаточность произношения одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке - общая смазанность речи

Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков

Звукопроизношение в норме

2

Фонематические процессы        

Низкий

Ниже среднего

Средний

Достаточный

Не слышит данный звук в любой позиции

Не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы

С заданием справляется, но допускает несколько ошибок

Фонематические процессы в норме

3

Словарный запас        

Низкий

Ниже среднего

Средний

Достаточный

Активный словарь ограничен бытовым уровнем

Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы

Использует все части речи; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами; при подборе синонимов испытывает затруднения

Активный словарь близок к возрастной норме

4

Грамматический строй речи

Низкий

Ниже среднего

Средний

Достаточный        

Речь резко аграмматична

Допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании

Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении

Грамматический строй близок к возрастной норме

5

Связная речь

Низкий

Ниже среднего

Средний

Достаточный

Фразовая речь резко аграмматична

Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания, пользуется вопросно-ответной формой

При составлении рассказа использует не более 2-3 предложений; не пользуется планом при составлении рассказа; при описании использует не более двух признаков

Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции

6

Пространственная ориентировка        

Низкий

Ниже среднего

Средний

Достаточный

Не ориентируется на плоскости и в пространстве

Владеет понятиями верх-низ, испытывает значительные затруднения в понятиях право-лево

Ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения

Пространственная ориентировка соответствует возрасту

7

Артикуляционная моторика

Низкий

Ниже среднего

 

Средний

Достаточный

Объем артикуляционных движений ограничен (мимика бедна), наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата

Неполный объем артикуляционных движений; неточное выполнение статических артикуляционных упражнений

Статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме; при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения

Строение и подвижность органов артикуляции без особенностей

8

Мелкая моторика        

Низкий

Ниже среднего

Средний

Достаточный        

Мелкая моторика ограничена (с трудом выполняет статические пробы, наличие гиперкинезов, тремора)

Испытывает затруднения при выполнении динамических проб

Точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении ассиметричных движений обеими руками.

Мелкая моторика в норме

        

         

          Мониторинг логопедической работы

          Критерии оценки параметров обследования

          1.Звукопроизношение

          1 балл - нарушение нескольких групп звуков.

          2 балла - недостаточное произношение одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке - общая смазанная речь

          3 балла - звуки в речи присутствуют, но наблюдается нарушения дифференциации звуков.

          4 балла - звукопроизношение в норме.

          2. Фонематические процессы

          1 балл - не слышит данный звук в любой позиции

          2 балла - не дифференцирует оппозиционные звуки какой - либо группы.

          3 балла - с заданием стравляется, но допускает ошибки.

          4 балла - фонематические процессы развиты достаточно.

          3.Слоговая структура слов.

          1 балл - слоговая структура слов не сформирована.

          2 балла - допускает большое количество ошибок при произношении слов различной структурной сложности

          3 балла - слоговая структура слов в стадии формирования.

          4 балла - правильное и точное воспроизведение слов различќного слогового состава.

          4.Словарный запас.

          1 балл - активный словарь ограничен обиходно-бытовой тематикой.

          2 балла - владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы.

          3 балла - использует все части речи, но не всегда точно использует простые предлоги, испытывает трудности при подборе синонимов.

          4 балла - активный словарь близок к возрастной норме.

          5.Грамматический строй речи.

          1 балл - речь резко грамматичная.

          2 балла - допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании.

          3 балла - допускает небольшое количество ошибок при словообразовании и словоизменении.

          4 балла - грамматический строй близок к возрастной норме.

          6. Связная речь

          1 балл - фразовая речь резко аграмматична.

          2 балла- испытывает значительные затруднения при составлении рассказа описания, пользуется вопросно - ответной формой.

          3 балла - при составлении рассказа использует не более двух - трех предложений.

          4 балла - умеет построить рассказ, пользуется распространенными предложениями простой и сложной конструкции.

          7. Артикуляционная моторика.

          1 балл - объем артикуляционных движений ограничен.

          2 балла - неполный объем артикуляционных движений, неточное выполнение статических упражнений.

          3 балла - статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме, при выполнении динамических испытывает затруднения.

          4 балла - строение и подвижность органов артикуляции без особенностей.

         8. Мелкая моторика.

          1 балл - мелкая моторика ограничена

          2 балл - испытывает затруднения при выполнении динамических проб.

          3 балла - точно выполняет статистические и динамические пробы, но испытывает затруднения при выполнении асимметричных движений обеими руками.

          4 балла - развитие мелкой моторики близко к возрастной норме.

         



Предварительный просмотр:

Сводная таблица мониторинга_________________ класс

Ф.И.

звукопроизношение

Фонем. процессы

Словар. запас

Грам. строй

Связная речь

Простран. ориентир.

Артикул. моторика

Мелкая моторика

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.



Предварительный просмотр:

Результат проверки техники чтения за ____________________________

____________класс

Фамилия, имя

Способ чтения

Правильность чтения

Осознанность

Выразительность

Количество слов в минуту

По буквам

По слогам

Слог

+ слово

Целыми словами

искажения

повторы

ударения

окончания

В№

Н№

классы

норма

5

I полугодие – 35-45

II полугодие – 45-60

6

70-80

7

80-90

8-9

90-100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекция дислексии и дисграфии у школьников

Учитель-логопед Стекольникова М.В.  «Детский дом №7»         Занимаясь изучением проблемы нарушение письма и чтения  школьников, сле...

Система работы по теме "Устранение дислексии и дисграфии младших школьников на уроках русского языка"

В работе перечислены причины и формы дислексии и дисграфии. Определены основные задачи по их устранению. Приведены примерные упражнения для устранения данных нарушений чтения и письма....

Конспект логопедического занятия по коррекции чтения и письма (дислексия и дисграфия) - 2 класс. ТЕМА: Дифференциация звуков и букв "Б" и "П" в предложениях с использование ИКТ.

В русском языке для грамотного письма  большое значение имеет четкое произношение всех звуков.  Многие дети произносят все звуки, но на письме допускают ошибки, казалось бы, с несложными зву...

Оптическая дислексия и дисграфия

Устранение оптической дисграфии и дислексии....

Программа реализации технологии логопедической работы Р.И. Лалаевой «Устранение оптической дислексии и дисграфии»

Данная программа разработана с целью профилактики и коррекции оптической дисграфии у  школьников подготовительного класса, обучающихся в специальном (коррекционном) классе для детей с нарушением ...

Дислексия и дисграфия у учащихся начальных классов

Понятие дислексии, описание видов дисграфии, встречающихся у школьников начальных классов....

Профилактика дислексии и дисграфии при работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.

Презентация, в которой описаны практические упражнения для профилактики дислексии и дисграфии на уроках русского языка....