Открытое логопедическое занятие для учеников 1 класса: «Звук [Ч], знакомство с буквой Ч».
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Давыдова Юлия Владимировна

Для  работы с учениками 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Открытое логопедическое занятие

          Для учеников 1 класса:

         «Звук [Ч], знакомство с буквой Ч».

         Подготовили учителя-логопеды

         АНО СОШ «Димитриевская»

         Смирнова Наталия Львовна,

         Давыдова Юлия Владимировна

Цели: актуализация знаний детей о звуке Ч и букве Ч. Учить детей вслушиваться в речевые и неречевые звуки. Анализировать звук Ч. Упражнять детей в составлении слов путём добавления недостающей части слова, в подборе слов с определённым звуком. Учить детей выделять звук Ч из названий предметной картинки; выделять слог из состава слова со звуком Ч. Читать деформированные предложения, уметь выделять слова в предложении по порядку, закреплять зрительный образ букв, учиться распределять внимание. Развитие логического мышления, звукобуквенного и слогового анализа и синтеза. Коррекция фонематического слуха, мелкой моторики.

Оборудование: Посылка с набором предметов (перчатки, очки, ручка, ключ, часы, чашка, колечко, цепочка, чулки, лампочка и др.); картинки с предметами, в названии которых есть звук Ч; разрезная азбука, мяч.

Организационный момент.

Учитель-логопед:

-Послушайте маленький рассказ и постарайтесь услышать звуки окружающего мира, которые будут в рассказе упоминаться.

- В доме было необычайно тихо. Только тикали на стене часы, как будто что-то шептали: чик-чик-чик, да стучал колёсами отходящий со станции отходящий поезд: чух-чух-чух. И вдруг в окно постучался соседский мальчик. Мама отодвинула занавеску, приложила палец к губам: «Ч-Ч-Ч, тихо! Дочку разбудишь». Девочка в кроватке перевернулась на бочок, чихнула: «Ч-Ч – и снова тихо засопела во сне».

- Повторите, пожалуйста, какие звуки окружающего мира вы услышали в рассказе и на какой речевой звук они похожи? (Дети подводятся к выводу, что это звук Ч.

Ход занятия:

I. Проводится анализ звука Ч: звук Ч произносится в момент поднятия кончика и передней части спинки языка к альвеолам («к бугоркам» за верхними зубами, где образуется смычка, которая потом переходит в щель. Так образуется звук Ч).

-Чувствуете ли вы при произнесении звука Ч препятствие во рту ? Значит, звук Ч согласный или гласный ?

- Приложите ладошку тыльной стороной к горлышку, почувствуйте и послушайте звук Ч звонкий или глухой ? (Ученикам даётся понятие, что звук Ч в русском языке звучит всегда мягко).

- Таким образом, мы с вами узнали: звук Ч – согласный, глухой, всегда мягкий.

II. Учитель-логопед: Ребята, что у меня в руках ?

Дети: Посылка.

Учитель-логопед: Скажите это слово ласково.

Дети: Посылочка.

Учитель-логопед: Посылка тяжёлая, её даже трудно поднять. Покажите, как тяжело её было нести. (Дети имитируют напряжение, показывая как тяжело было нести посылку).

-А посылочку нести легко. Покажите как. (Дети имитируют расслабление, показывая, что посылочка лёгкая.

-А кто знает, где получают и отправляют посылки ?

Дети: На почте.

Учитель-логопед: А кто разносит посылки по адресам ?

Дети: Почтальоны.

Учитель-логопед: Как зовут известного почтальона из мультфильма ?

Дети: Почтальон Печкин.

Учитель-логопед: Какой звук есть во всех словах, которые вы назвали ?

Дети: Звук Ч.

III. Наша посылка от почтальона Печкина, а в ней – задание. Печкин просит помочь ему. Поможем ?

Дети: Да.

(Учитель-логопед выкладывает из посылки предметы, а дети называют их).

Учитель-логопед: Нужно найти предметы по первому и последнему звуку. Печкин загадал слова, а вы их отгадайте.

а). В нём 1-ый звук Ч, последний – Ы. (Часы).

б). 1-ый звук К, последний Ч. (Ключ).

в). 1-ый звук Ч, последний А. (Чашка).

А теперь пусть каждый из вас загадает слово, в котором есть звук Ч, а также назовёт в нём 1-ый и последний звук. (Логопед спрашивает 2-3 детей).

Учитель-логопед: Вы хорошо выполнили задание, научились слышать звуки.

 

IV. Теперь покажите, как вы умеете делить слово на слоги.

На доске вывешиваются картинки с предметами, в названии которых есть звук [Ч]. Дети делят каждое слово на слоги с помощью хлопков.

Молодцы! Теперь следующее упражнение. Я назову первый слог, а вы дополните слово: лам…(почка), це…(почка). Чем похожи эти слова ?

Дети отвечают.

Назови слова, в которых последний слог ки. 

Дети: Оч-ки, чул-ки, пер-чат-ки.

Учитель-логопед: Выделите в них ударный слог.

Дети отвечают.

V. Задание.

Учитель-логопед: Печкин хотел сочинить стихотворение, но у него не получилось подобрать рифмы. Он просит вас помочь ему. Давайте подберем рифмы к слову почка. Как это сделать?

Дети: Дочка, кочка, мочка, точка, ночка, бочка.

Учитель-логопед: А теперь подберём рифмы к слову сверчок.

Дети: Каблучок, колпачок, бычок, бочок.

VI. Физкультминутка.

Дети с помощью учителя-логопеда читают стихи и показывают соответствующие движения.

Чок-чок-чок – ручки на бочок,

Девочки и мальчики

Прыгают, как зайчики.

Ножками топочут,

Весело хохочут.

VII.  Учитель-логопед. Печкин приготовил для вас загадки.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела.

Пейте чай, вода вскипела.

                              (Чайник).

Пять мальчиков, пять чуланчиков.

Каждый мальчик – в свой чуланчик.

                               (Перчатка).

-Что это у Галочки ?

-Ниточка на палочке.

Палочка - в руке.

Ниточка – в реке.

                            (Удочка).

Дети отгадывают загадки.

А теперь повторите все отгадки, правильно и чётко произнося звук [Ч]. Придумайте свои загадки-описания об  окружающих предметах, в названиях которых есть этот звук.

Учитель-логопед спрашивает 2-3 детей.

VIII. Ознакомление с буквой Ч. 

Учитель-логопед: Вы умеете читать ?

Дети: Да.

Учитель-логопед: Скажите: «Мы уже читаем ! Первой букве в слове чтение – моё почтение !»

Дети повторяют.

Логопед: На что похожа буква Ч ?

Дети высказывают свои предположения.

Ч – вы правильно решили-

Пишут так же, как «4».

Только с цифрами, друзья,

Путать буквы нам нельзя.

                           В. Степанов

Логопед: На что ещё похожа буква Ч ?

Дети отвечают.

Логопед: Найди букву Ч в буквенной кассе.

Посмотрите и попробуйте записать букву Ч на рисунке. Обведите букву Ч пальчиком и поробуйте написать её поэтапно.

IX. Чтение слов.

Учитель-логопед: Последнее задание от почтальона Печкина – нужно отгадать и прочитать слова. На  наборном полотне выставляются четыре слова из 3, 4, 5 и 6 букв: чай, часы, чашка, чайник. Первые буквы закрыты. Дети отгадывают, какие буквы закрыты, и произносят слова. Затем составляют слова с буквой Ч из разрезной азбуки.

X. Итог урока.

Учитель-логопед оценивает деятельность детей на уроке.

Учитель-логопед: Ребята, вы справились со всеми заданиями. Будем ещё ждать посылок от почтальона Печкина.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

1. Бондарева Л.Ю. Упражнения на каждый день: обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 2008 г

2. Кузнецов Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. М., 1988.

3. Шишкова С. У. Учимся писать с Буквограммой. Мои первые прописи. «АСТ», 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие с использованием лицензионных и авторских электронных образовательных ресурсов."Звук [а]. Знакомство с буквой А."

На данном занятии применяются развивающие педагогические технологии, используются современные электронные образовательные ресурсы....

Логопедическое занятие по коррекции чтения и письма (2 класс) « Звук и буква К. Лексическая тема: КРАСОТА»

В данном занятии рассматривается лексическая тема слова КРАСОТА в контексте уточнения звука и буквы К. Не всегда мы задумываемся над словом красота и его происхождение. А ведь оно произошло от древнер...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛИЦЕНЗИОННЫХ И АВТОРСКИХ ЭОР « Звук [Ц]. ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ «Цц»»

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМЛИЦЕНЗИОННЫХ И АВТОРСКИХ  ЭОР...

Урок обучения грамоте 1 класс «Звуки [м-м\'], обозначение их буквами «Мм»

Данный урок знакомит детей со звуками [м-м,] и буквами Мм (эм), формирует умение выполнять звукобуквенный анализ слов, развивает наглядно-образное мышление посредством использования моделей (звук, сло...

Обучение грамоте 1 класс «Звуки [д-д,] [т-т,]. Буквы Д и Т»

Обучение грамоте 1 класс  «Звуки [д-д,] [т-т,]. Буквы  Д и Т»...

Обучение грамоте 1 класс «Звуки [д-д,] [т-т,]. Буквы Д и Т» презентация

Обучение грамоте 1 класс  «Звуки [д-д,] [т-т,]. Буквы  Д и Т» презентация...

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (2 класс)Тема: «Дифференциация гласных букв Ι и ΙΙ ряда. Звуки и буквы Ы–И»

Цели: Коррекционно-обучающие:Формировать у учащихся умение дифференцировать гласные Ы-И в устной и письменной речи, различать согласные звуки, стоящие перед гласными Ы-И. Закреплять св...