Коррекция звука "Р"
презентация к уроку по логопедии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить: 1. Упражнять ребёнка не обходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а так же в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука. 2. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным. 3. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом. После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные, кинестетические ощущения ребенка. 4. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
1. Комплекс артикуляционной гимнастики для звука [ Р ] О. И. Крупенчук: Интерактивная артикуляционная гимнастика К нам лошадка прискакала И стучать копытом стала Улыбнись, открой рот и пощёлкай кончиком языка как я Прибежал за ней индюк И болбочет странный звук Положи кончик языка на верхнюю губу и поглаживай её вперёд – назад, добавь голос - БЛ - БЛ. И лошадка попыталась, Но другое получалось… Поцокай, присасываясь языком к верхней губе, как я
И лошадка ускакала — Ведь грибов пора настала Улыбнись, широко открой рот, присоси язык к нёбу как я И нашла: в лесу у кочки… К небу тянутся грибочки Улыбнись, приоткрой рот, присоси язык к нёбу, закрывай и открывай рот, растягивая при этом подъязычную связку, как я Потолок в конюшне красят — Долго-долго свет не гасят Улыбнись, открой рот и «покрась» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд - назад, как я
А потом ушли во двор — Там шофёр завёл мотор Положи между губ широкий край языка и подуй так, чтобы был слышен характерный звук: « Тпрр » Дуем снизу на язык — Так дрожать он не привык Положи широкий язык на нижнюю губу и подуй на язык как я Дуем сверху на него — Не боится ничего! Улыбнись, открой рот, высуни язык, поднимая боковые края и кончик языка. Сдуй вату с кончика носа (логопед кладет вату на кончик носа ребёнку). А потом мы язычок Занесём за бугорок Улыбнись, широко открой рот, поставь язык за верхние зубы так, чтобы его кончик крепко упирался в бугорки за верхними зубами ФОКУС ОСТУДИМ БЛИНЧИК МОТОРЧИК
Игры на развитие речевого дыхания «Мыльные пузыри» Будем пускать мыльные пузыри. Пуская пузыри, вдох делай глубокий короткий через нос, а выдох – длительный, плавный и сильный через рот. Запустив пузыри, не дай им упасть. 1. «Бабочка – лети» (варианты с листочком, стрекозой, снежинкой, тучкой…) Я поднесу тебе цветок с лежащей на нём бабочкой (цветок из картона или искусственный , легкая бабочка из кальки), а ты выдохни так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками. 2. «Летите, бабочки!» (варианты с цветами, самолётами, конфетти, ягодами, листьями, снежинками…) Перед началом занятия к бабочкам привязываются нитки разной длины, нитки прикрепляются к шнуру (на навесную сушилку, на вешалку для одежды…) на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натягивается так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Дую на бабочек. Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты подуй. Какая бабочка улетит дальше?
«Капитан» На столе большой таз с водой, цветные бумажные флажки, готовый бумажный кораблик (можно сделать вместе). Представь, что ты капитан большого корабля, а таз с водой – море. Покатайся на корабле из одного города в другой, обозначив города цветными флажками на краю таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. Сильно подуй на корабль, не надувая щек, вытянув губы трубочкой. «Чья гусеница дальше?» Используем бумажных гусениц и коктейльные трубочки. Выбери себе гусеницу. Устроим им соревнование. Будем дуть на гусеницу через трубочку. 3 раунда, 1 раунд – 1 выдох. Чья гусеница дальше уползёт, тот и победил. «Расти, пена!» Используем стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды. Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду... Теперь помешаю - ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты подуй. Когда пены станет много, можно подуть на нее.
«Сдуй бабочку с цветка» На полянке чудо – На цветочках бантика, Это бабочки расселись Как цветные фантики
«Сдуй стрекозу» Вертолётик взвился в небо, Я-то там ни разу не был… «Мой зелёный вертолёт, Ты возьми меня в полёт!» Но он скрылся за лозой… Оказался - стрекозой.
Постановка звука [ Р ] Цель: научить ребенка правильно произносить звук [Р] По подражанию - крайне редко, если ребенок произносит «ТР», начинать автоматизацию со слов на «ТР» От опорных звуков От длительного звука « зззз » с поднятым к альвеолам кончиком языка . Показать и предложить ребёнку произнести звук [3] так, как звенит Комарик. Обратить внимание ребёнка на то, что при произнесении звука, похожего на [з], кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами, губы в улыбке, вдох через нос, сильный выдох через рот. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. Если ребёнок не показывает нижние зубы, придерживать пальцем нижнюю губу, обнажая нижние зубы. Позвенеть Комариком: « ззззз » — повторить пять раз долго (при сильном потоке воздушной струи на кончик языка появляется вибрация) и далее — « ззз » — « рррр » (так же от сочетания « дззз », « джжж », « тжжж » с растянутыми в улыбке губами и открытым ртом). Способы постановки Примечание. Обратите внимание на то, что перед постановкой звука [р] должны быть отработаны: подъём языка вверх — звуки [т], [д], [ш], [ж]; целенаправленная подача воздушной струи на кончик языка.
2. От длительного звука « жжж » с поднятым к альвеолам кончиком языка. Ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением «ТР», «ДР», «НР», «ЖР». Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. 3. От быстрого и многократного повторения «д-д-д» с открытым ртом. Попросить ребёнка звонко говорить «д-д-д». Кончик языка сильно упирается в альвеолы (бугорки на нёбе). Говорить нужно протяжно и без остановки. Язык плотно прижат к бугоркам. С большим напором воздуха дует на язык и в какой-то момент язык начнет вибрировать, и ребенок произнесет « ддд-ррр ». От артикуляционных упражнений Способ постановки звука [Р] — от упражнения «Грибок». Выполняется в 3 приема: присосать язык к твердому нёбу сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.
Механический способ - вырабатывание вибрации кончика языка с помощью пальца, зонда, зондозаменителя. 1. Попросить ребёнка звонко говорить «Д-Д-Д». В этот момент логопед проводит быстрые колебательные движения зондом или зондозаменителем под кончиком языка вправо-влево. Важно при этом , что бы звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха. 2. Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. Ребенок находится в полулежащем положении, со слегка запрокинутой назад головой. Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук «Д-Д-Д» или сочетание «ДЫ-ДЫ-ДЫ» в быстром темпе. Зондом (зондозаменителем) осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Смешанный - способ со зрительным, слуховым, кинестетическим контролем. «Грибок» - способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик), ребенок с силой дует на язык и частенько сразу же появляется вибрация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа комплексного развития и коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.
Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (наприме...
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. Групповая коррекция нарушения поведения и эмоциональной сферы ребенка.
Материал содержит игры, которые способствуют самовыражению, высвобождению эмоций, преодолению внутренних конфликтов, разрядке, преодолению скованности и застенчивости; созданию положительного образа с...
Итоговая работа на тему: «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения» (коррекция звукопроизношения + Изобразительная деятельность ).1 класс
Работа представлена по результатам курса "Традиционные и инновационые подходы к коррекции звукопроизношения"Педагогический университет Первое сентября. Тема занятия:«Путешествие с Колобком. Звук Л»...
* Занятие по курсу "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов" Раздел 3. Коррекция сенсорных процессов Модуль 3. Восприятие времени Тема: Сутки: День и ночь. Вечер и утро.
Занятие построено с опорой на методику Семаго Н.Я. и в соответствие с рекомендациями М.Н. Перовой, игры взяты из программы Метиевой Л.А., Удаловой Э.Я. , задания из практического пособия Н.Я. Семаго....
Коррекционная программа "Программа коррекции познавательной сферы, коммуникативных навыков, эвс и коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с зпр".
Коррекционная программа для работы с детьми с ЗПР младшего школьного возраста. Может использоваться школьными педагогами-психологами....
Методическая разработка логопедического занятия для учеников 2 класса с ОВЗ по коррекции языкового анализа и синтеза, коррекции аграмматизмов в устной речи, согласование слов в предложении.
Методическая разработка выполнена в виде технологической карты, что соответствует требованиям ФГОС для учащихся с ОВЗ....