Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных. Словообразование и правописание.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
В материале представлен конспект индивидуального занятия по рпзвитию речи для ученика 3 класса (программа 7.2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_lrz-7.2.docx | 15.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия в 3 классе
(по программе «Логопедические развивающие занятия»)
Тема: Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных. Словообразование и правописание.
Цель: Развитие словообразовательной функции речи при помощи суффиксов существительных с уменьшительно-ласкательным значением, уточнение их правописания.
Задачи:
- Совершенствовать интонационную выразительность речи на материале стихотворного текста.
- Закреплять зрительно-моторную координацию при прописывании букв М и Л.
- Развивать словообразовательные функции речи при помощи ум.ласк суффиксов у существительных.
- Выделять общие и отличительные признаки у слов –существительных в процессе словообразовательного разбора.
- Воспитывать бережное отношение к животному миру (птицам) во время зимнего периода.
Оборудование и материалы:
Ход занятия:
1.Работа над интонационной выразительностью речи.
Прочитай текст от имени Д.Мороза, Снегурочки.
Покормите птиц зимой
Покормите птиц зимой
Пусть со всей земли
К вам слетятся
Беседа о необходимости заботы за зимующими птицами. Что мы можем сделать для птиц, зимующих у нас в городе? Почему птицам зимой голодно?
-Сделать кормушки и подкармливать их (корм для птиц, пшено, хлебные крошки, кусочки сала на веревочке подвесить к кормушке или на веточке дерева).
- Развитие зрительно-моторной координации.
Прописывание элементов букв М и Л.
Используется сначала прием прописывания всем телом образа буквы на стене, далее на парте (по ширине стола), использование шершавой таблички с буквами, прописывание букв в тетради.
-Чем похожи прописные буквы, какие элементы одинаковые? Что одинакового в технике написания букв?
-Чем похожи строчные буквы, какие элементы похожи, сколько их? Есть ли отличительные признаки? Какие?
3. Игра «Волшебники» -
Посмотри, мы попали в волшебную страну где живут два веселых и волшебных гнома. Они любят все превращать в маленькие предметы. Давай и мы попоробуем это сделать. Прочитай слова:
Словарь, букварь, дом, том, клубок, замок.
Какой частью речи являются слова? (существительные) Задай необходимый вопрос (кто? или что?)
Верно, это существительные. А теперь будем волшебничать.
(Ученик изменяет слова, добавляя суффиксы – ик, -ек, )
Словарь-словарик
Букварь-букварик
Дом-домик
Том-томик
Замок-замочек
Клубок-клубочек.
Как стали звучать слова, которые ты изменил ? (ласково)
- Разбор 3 слов по составу (на выбор педагога и ребенка).
Слова разбираются парами (исходное слово и слово, записанное с суффиксом)
Делается вывод о том, что произошло со вторым словом в паре. В нем появился уменьшительно –ласкательный суффикс –ик- или -ек-. Где находится суффикс в слове (после корня) и перед окончанием (если оно есть в слове) Суффикс входит в основу слова.
- Нейрозарядка «Кулачки-ладони-пятки»
Ученик выполняет движения на переключения действий по плакату ( дорожка с нарисованными кулачками, ладонями и стопами). Сначала действия выполняются в медленном темпе, затем постепенно убыстряются.
- Подведение итогов занятия
Какой части речи мы изменяли слова? (существительные)
Какие суффиксы мы использовали на занятии? (-ик, -ек)
Какое значение эти суффиксы имеют? (уменьшительно-ласкательное, делают слова ласковыми).
УДАЧИ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Программа "Школа-2100".Цели: познакомить со словообразованием имен существительных; повторить разборы слов, предложений; повторить изученные орфограммы.Технологии: проблемного диалога; использования и...
Логопедическое занятие по преодолению дисграфии в 3 классе. Тема: Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Подробный конспект логопедического занятия с учениками 3-х классов. Данная работа будет полезна студентам ВУЗов, логопедам и учителям начальных классов....
Правописание уменьшительно-ласкательных суффиксов _онок- и -ёнок-
Кнспект и презентация открытого урока русского языка в 3 классе....
Урок русского языка по теме: «Знакомство с суффиксом. Уменьшительно-ласкательные суффиксы»
Урок подготовлен для учащихся 3 классов, обучающихся по образовательной системе "Перспектива". На данном уроке были использованы ЭОР....
Логопедическое занятие "Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Обучение связному высказыванию"
Конспект логопедического занятия для младших школьников с ОВЗ (, нарушение интеллекта, нарушения речи), составлен в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект логопедического занятия в 4 классе для детей с ТНР "Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов"
Данный конспект поможет логопедам и учителям начальных классов провести занятие или урок на соответствующую тему....