Логопедическое занятие "Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Обучение связному высказыванию"
план-конспект занятия по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Конспект логопедического занятия для младших школьников с ОВЗ (, нарушение интеллекта, нарушения речи), составлен в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_logo.docx | 285.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
в 1-4 классах для детей с ОВЗ
(интеллектуальные нарушения, речевое недоразвитие)
Обучение связному высказыванию.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Цели:
- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- практическое использование суффиксов «-ик, -очк, -ечк, -ичк, еньк».
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- активизация словаря;
- формирование и закрепление знаний обучающихся о родственных связях в семье, о составе семьи;
- упражнение детей в словообразовании;
- формирование умения правильно употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
коррекционно-развивающие:
- развитие связной речи, развитие общей моторики;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное и уважительное отношение к семье, к каждому ее члену.
Оборудование: картинка «Семья», предметные картинки с изображением членов семьи.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Приветствие.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Этот пальчик - дедушка,( Пальцы правой (затем левой) руки сжаты в кулак. )
Этот пальчик - бабушка, (Поочередное разгибание пальцев сначала правой, )
Этот пальчик - папа, (затем левой руки, начиная с большого пальца. )
Этот пальчик - мама.
А вот этот пальчик я.
Вот и вся моя …семья. (Сжимание-разжимание пальцев.)
2. Объявление темы занятия
Вероятно, вы уже догадались, чем мы сегодня будем заниматься?
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья).
Сегодня мы с вами поговорим о самом главном - о семье. Что такое семья и зачем человеку нужна семья.
3. Основная часть
Семья –– это родные люди, живущие рядом с вами. Семью – это ребенок, его родители – мама и папа, братья и сестра, бабушка и дедушка. Семья для меня – это счастье и надежная опора, а для вас семья – что?
- Семья может быть маленькой – например, мама и ребенок и большой - папа, мама, сын, дочь. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
- Подумайте и расскажите о своей семье. Дайте полный ответ.
Практическое усвоение притяжательных местоимений «мой», «моя» в
дидактической игре «Моя семья»:
Меня зовут ….. Я живу с мамой и папой. . Мою маму зовут…. Она работает …. Моего папу зовут… Он работает …У меня есть (младшая сестра, старший брат… ) . Наша семья состоит из ….. человек.
Физминутка «Кто живёт у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре. (прыжки на месте)
Кто живёт у нас квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять. (хлопаем в ладоши)
Всех могу пересчитать: (махи руками вверх-вниз)
Папа, мама, брат, сестра, (показываем руками.)
Пёс Дружок и два щенка, (наклоны вправо-влево.)
Мой щегол, котёнок, я – (повороты вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (выкидываем руки вверх)
Игра «Я моя семья» Ответьте на вопрос: «Кто я в семье?»
Кто я в семье? – ребенок, для мамы, папы – сын (дочь), для дедушки, бабушки – внук (внучка), для тети(дяди)- племянник и т.п.
Работа по сюжетным картинкам «Назови ласково»: упражнение детей в пересказе со зрительной опорой с использованием суффиксов «-к, -ик, -очк, -ечк, -ичк, еньк. Закрепление понятий «один» - «много». Обучение связному высказыванию (описательному рассказу о семье)
У нас большая/маленькая семья: мама, папа, бабушка(-и) и дедушка(-и) , ребёнок/дети, дядя(-и) и тетя(-и). Мы любим друг друга и называем себя только ласково. Дети – это детки – деточки, детеныши; мама- маменька …, папа – папочка, сын – сыночек, сынуля …, и т.д. по всем членам семьи.
Все мы – семья, семейка, семеечка…
Игра «Выдели и разложи»
- Найдите в нашем рассказе названия родственников и разделите их по группам (предложенные варианты: мальчики и девочки, мамины родственники и папины родственники т.п.)
Девочки: мама, бабушка, сестра, тетя и т.д. или
Мамины родственники: дедушка Митя, бабушка Лариса, тетя Валя, дядя Миша, двоюродный братик Коля…
Упражнение «Закончи предложение» на склонение существительных с использованием суффиксов способствует развитию фразовой речи, практическому усвоению предлогов.
У меня есть … (сестра, брат, и т.п.). Я очень люблю свою(-его) … (сестренку, братика). Мне очень скучно оставаться без своей(-его).. (сестрички, братика). На День рождения я дарю подарки своей(-ему) … (сестренке, братику). Я люблю играть со своей (-им)… (сестрёночкой, братиком). Я очень гожусь своей(-им) .. (сестрой, братом).
Игра «Какой? Какая?» на подбор определений (в том числе, синонимов и антонимов).
Мама – красивая, добрая, ласковая, молодая…..
Папа – сильный, смелый, храбрый…
Бабушка – умная, ласковая, добрая, старенькая и т.п.
Игра «Кто что делает» для практического усвоение согласования существительного женского рода с прилагательными и местоимением «моя». Практическое употребление глаголов совершенного вида. Образование существительных дательного и винительного падежей. Развитие фразовой речи (фразы типа «Мама варит суп»)
Моя мама …готовит мне (обед) , моет (посуду), шьет (халат), гладит, стирает, жарит, варит, чистит, печет…
Мой папа сделает ..построит..починит..
Физминутка «Маме дружно помогаем»
Маме дружно помогаем, (прыгают на месте)
Сами в тазике стираем (движения руками вверх-вниз)
И рубашки, и носочки (наклоны вперед-назад)
Для сыночка и для дочки. (повороты вправо-влево)
Через двор растянем ловко (движения руками в стороны)
Для одежды три веревки. (руки влево, прямо, вправо)
Светит солнышко – ромашка, (показывают руками вверх)
Скоро высохнут рубашки. (руки в стороны)
Дидактическая игра «Кто кем приходится?» Дети самостоятельно (или с помощью ) составляют и задают вопросы по семье:
Кто я для мамы и папы? (Для мамы и папы я –доченька/сыночек)
Кто я для бабушки и дедушки? (внучек или внученька)
Кто мой братик/сестренка для мамы и папы?
Кто он/она для бабушки и дедушки?...
Как вы думаете, кто самый старший /младший) в моей семье?
Составление родословного дерева «Моя семья». Развитие словесно-логического мышления. Активизация бытовой лексики. Логопед предлагает детям вспомнить, как зовут их родственников: родителей, братьев, сестер.
Дети вносят свои записи в приготовленную схему:
или более простой вариант (по возможностям детей)
PS: Можно подписать/дорисовать других родственников: брата/сестру или дядю/тетю, если это необходимо.
4. Итог занятия, оценка деятельности обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи; -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...
Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Программа "Школа-2100".Цели: познакомить со словообразованием имен существительных; повторить разборы слов, предложений; повторить изученные орфограммы.Технологии: проблемного диалога; использования и...
Краткие тексты по страноведению для обучения связному высказыванию
Краткие тексты по страноведению для обучения младших школьников связномувысказыванию...
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением". "Путешествие по океану Знаний"
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением". Урок построен на основе требований ФГОС. Урок-путешествие поз...
презентация к уроку образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением
Образование имён существительных с уменьшительно- ласкательным значением...
Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением
Технологическая карта.Разработка урока во 2 классе....
Предмет: русский язык Тема: «Образование имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением»
Урок русского языка в 3 классе по теме" Образование имен существительных с уменьшительно- ласкательным значением"....