Схемы правильной артикуляции и характеристики звуков
картотека по логопедии
СХЕМЫ ПРАВИЛЬНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shemy_pravilnoy_artikulyatsii_i_harakteristiki_zvukov.doc | 827.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СХЕМА ПРАВИЛЬНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКОВ
| |||||
ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ [ С ] [ С’ ]
[ с ] [ с’ ] |
| [ с’ ] [ с’ ] | ||
| Тянем губки прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Вот заборчик как красив! За забором кошечка сидит. Кошка спинку выгнула, Зашипела, прыгнула… Рассердилась киска – Не подходите близко! Воздух ротиком вдыхаем Cквозь заборчик посередине Очень дружно выдыхаем… Мы в насос сейчас играем Струйку сильную пускаем, Холодок мы ощущаем. Звук согласный, твёрдый, мягкий. Колокольчик не звенит, Весело звук С свистит. | Артикуляция звука [ С ]: губы в улыбке, зубы видны; зубы сближены, но не сомкнуты; широкий кончик языка находится за нижними резцами; передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами; боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам и только посередине остается узкая щель в виде желобка; посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту; мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот; голосовые связки раскрыты, голос не звучит. Артикуляция звука [ С’ ] такая же, только добавляется подъём средней части языка к твёрдому нёбу. |
ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ [ З ] [ З’ ]
[ з ] [ з’ ] |
|
[ з’ ] | ||
| Тянем губки прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Вот заборчик как красив! За забором кошечка сидит. Кошка спинку выгнула, Зашипела, прыгнула… Рассердилась киска – Не подходите близко! Воздух ротиком вдыхаем Cквозь заборчик посередине Очень дружно выдыхаем… С ветром комары летят, Очень весело звенят. Струйку сильную пускаем, Холодок мы ощущаем. Звук согласный, твёрдый, мягкий. Колокольчик звенит, Весело звук З свистит. | Артикуляция звуков [ З ]: губы в улыбке, зубы видны; зубы сближены, но не сомкнуты; широкий кончик языка находится за нижними резцами; передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами; боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам и только посередине остается узкая щель в виде желобка; посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту; мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот; голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос. Артикуляция звука [ З’ ] такая же, только добавляется подъём средней части языка к твёрдому нёбу. |
ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА [ Ж ]
[ ж ] |
|
| ||
| Дети удивляются, Губы округляются. Зубки приоткрыты. Чаю вы хотите. Чашку с чаем поднимаем, Язычок мы к носу тянем. Дуем плавно, широко, Получается легко. Тёплой струйкой в середине Воздух дружно выдыхаем, Мы в жуков играем. Звук согласный, только твёрдый. Колокольчик звенит, Весело звук Ж шипит. | Артикуляция звука [ Ж ] губы округлены и слегка выдвинуты вперед; зубы сближены; широкий кончик языка приподнят к альвеолам или переднему краю твердого неба и образует с ним щель; посередине языка идет теплая воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту; мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот; голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос. |
ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА [ Ш ]
[ ш ] |
|
| ||
| Дети удивляются, Губы округляются. Зубки приоткрыты. Чаю вы хотите. Чашку с чаем поднимаем, Язычок мы к носу тянем. Дуем плавно, широко, Получается легко. Тёплой струйкой в середине Воздух дружно выдыхаем, Воздушный шарик надуваем. Шарик лопнул, не беда, Новый шар надую я. Звук согласный, только твёрдый. Колокольчик не звучит, Весело звук Ш шипит. | Артикуляция звука [ Ш ] губы в улыбке, зубы видны; зубы сближены; широкий кончик языка приподнят к альвеолам или переднему краю твердого неба и образует с ним щель; посередине языка идет теплая воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту; мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот; голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
|
ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ [ Р ] [ Р’ ]
[ р ] |
|
| ||
| Тянем губки прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Зубки приоткрыты. Чаю вы хотите. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем поднимаем. Струйку сильно в серединке, Очень дружно выдыхаем, В самолёт сейчас играем. Мотор самолёта гудит, Кончик языка дрожит. Звук согласный, твёрдый, мягкий, Колокольчик звонко голосит, Весело звук Р звенит.. | Артикуляция звуков [ Р ] [ Р’ ] губы находятся в положении следующего гласного; зубы на расстоянии нескольких миллиметров; кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует; посередине языка идет воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту; мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот; голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос. [ Р’ ] - положение органов артикуляционного аппарата при произношении [Р’] такое же, как при произношении [Р], только добавляется подъем средней части языка к небу. |
ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ [ Л ] [ Л’ ]
[ л ] |
|
[ Л’ ] | ||
| Губы улыбнулись, К ушкам потянулись. Зубки мы открыли, Парусом язык сложили И по морю мы поплыли. Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей зовёт. Нам сигналы подаёт. Воздух носиком вдыхайте, Длинный ветерок пускайте. Струйку воздуха не рвите, Л подольше протяните! Звук согласный, твёрдый, мягкий, Колокольчик звонко голосит, Весело звук Л звенит. | Артикуляция звуков [ Л ] [ Л’ ] губы в легкой улыбке, зубы видны; зубы сближены; кончик языка образует смычку с альвеолами, задняя часть языка поднята; воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой; мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот; голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос. [ Л’ ] - положение органов артикуляционного аппарата при произношении [Л’] такое же, как при произношении [Л], только добавляется подъем средней части языка к небу. |
ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА [ Ч ]
[ ч ] |
|
| ||
|
| В паровозик мы играем, Губы мягко округляем. Зубы не смыкаются, Рот не закрывается. Захотели выпить чаю, Утолит он все печали. Чашку с чаем поднимаем, Язычок мы к носу тянем. Воздух носиком вдыхайте, Ветерок толчком пускайте. Звук согласный, всегда мягкий Колокольчик не звучит, Весело звук Ч шипит. | Артикуляция звука [ Ч ] губы округлены и слегка выдвинуты вперед; зубы не смыкаются; кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними; посередине языка идет теплая воздушная струя, которая ощущается как толчок воздуха тыльной стороной руки, поднесенной ко рту; мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот; голосовые связки раскрыты, голос не звучит. |
ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА [ Щ ]
[ щ ] |
| |||
| Щёткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. Губы улыбнулись, К ушкам потянулись. Зубки чуть открыли, Чаю мы налили. Чашку с чаем поднимаем, Язычок мы к носу тянем. Воздух носиком вдыхайте, Ветерок посерединке Очень плавно выдыхайте. Звук согласный, всегда мягкий Колокольчик не звучит, Весело звук Щ шипит. | Артикуляция звука [ Щ ] губы в улыбке, зубы видны; зубы сближены; широкий кончик языка приподнят к альвеолам и образует с ними щель; посередине языка идет теплая воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту; мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот; голосовые связки раскрыты, голос не звучит. |
ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ [ Ц ]
[ ц ] |
|
| ||
| Тянем губки прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Вот заборчик как красив! За забором кошечка сидит. Кошка спинку выгнула, Зашипела, прыгнула… Рассердилась киска – Не подходите близко! Воздух ротиком вдыхаем, Сквозь заборчик в серединке Мы толчками выдыхаем. Струйку сильную пускаем, Холодок мы ощущаем. Будем тихо мы сидеть «Тс» тихонько будем петь. Звук согласный, только твёрдый. Колокольчик не звучит, Весело звук Ц свистит. | Артикуляция звука [ Ц ] губы в улыбке, зубы видны; зубы сближены, но не сомкнуты; широкий кончик языка находится за нижними резцами; передняя часть спинки языка сначала образует смычку с верхними зубами, которая незаметно переходит в щель между ними; посередине языка идет сильная короткая воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту; мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот; голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
|
| ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОПОСТАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ [з], [с] ПО ЗВОНКОСТИ–ГЛУХОСТИ, ОТРАЖЕНИЕ ЭТОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКОВ В МОДЕЛИ СЛОВА
Обучение грамоте в 1 классе по программе "Школа 21 века"...
Консультация для родителей обучающихся «Работа над правильной артикуляцией звуков с детьми младшего школьного возраста»
Повысить эффективность логопедической работы помогает практика проведения логопедических разминок...
Картотека правильной артикуляции звуков в графическом изображении
КАРТОТЕКА ПРАВИЛЬНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ В ГРАФИЧЕСКОМ ИЗОБРАЖЕНИИ....
Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию правильной артикуляции и дифференциации наиболее трудных звуков
Провожая ребенка в первый класс, родители надеются, что он будет учиться охотно и успешно. Если же надежды не оправдываются, то причины неудач они начинают искать прежде всего в школе, системе обучени...
План конспект к уроку по предмету "Речь и альтернативная коммуникация". 1 класс Коррекционной школы. Тема: «Звук и буква «У». Правильная артикуляция звука «У».
Цель урока:познакомить детей с новой буквой и звуком «У».Образовательные задачи урока:познакомить детей с образом буквы "У";научиться правильно и отчётливо произносить звук "...
Презентация к уроку по предмету "Речь и альтернативная коммуникация". 1 класс Коррекционной школы. «Звук и буква «У». Правильная артикуляция звука «У».
Цель урока:познакомить детей с новой буквой и звуком «У».Образовательные задачи урока:познакомить детей с образом буквы "У";научиться правильно и отчётливо произносить звук "...