Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию правильной артикуляции и дифференциации наиболее трудных звуков
консультация по логопедии (1, 2, 3 класс)

Провожая ребенка в первый класс, родители надеются, что он будет учиться охотно и успешно. Если же надежды не оправдываются, то причины неудач они начинают искать прежде всего в школе, системе обучения, предвзятом или безразличном отношении учителя. Но чаще всего причиной школьных проблем ребенка является его недостаточное речевое развитие. Ребенок с недостаточным речевым развитием попадает в сложное положение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата №100»

Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию правильной артикуляции и дифференциации наиболее трудных звуков

                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                           Исполнитель: 

                                    Учитель-логопед МБОУ №100

                                                                                                                                                   Васютина Любовь Викторовна

                                                                                                                         

Кемерово 2019                                                                                                                                                            

                                                       

 Провожая ребенка в первый класс, родители надеются, что он будет учиться охотно и успешно. Если же надежды не оправдываются, то причины неудач они начинают искать прежде всего в школе, системе обучения, предвзятом или безразличном отношении учителя. Но чаще всего причиной школьных проблем ребенка является его недостаточное речевое развитие. Ребенок с недостаточным речевым развитием попадает в сложное положение.

Возникают трудности в процессе овладения навыками чтения и письма,  появляются стойкие специфические ошибки (пропуски или замена букв и слогов, недописывание либо недочитывание слов, перестановка частей слова и др.) Если в самом начале обучения не помочь ребенку преодолеть эти трудности                                       со временем они усиливаются и, чтобы их решить, необходимо затрачивать много времени и усилий логопедов, родителей и учителей.

В большинстве случаев правильно направленная работа учителя начальных классов позволяет на самых первых стадиях обучения исправить эти недостатки. Поэтому, чтобы избежать и не допустить серьезных доработок в процессе развития чтения, письма и речи учащихся, учителю начальных классов надо овладеть новейшими методами такой работы, знать методы и приемы работы над устранением у учащихся недостатков произношения и речи.

Методическая разработка «Правильная артикуляция наиболее трудных  звуков речи» содержит в себе материалы, которые должны быть творчески использованы специалистами в коррекционном обучении. Пользуясь таблицей, учитель поможет учащимся научиться различать те или иные звуки речи, правильно соотносить их с буквами, а выполнение практических заданий по заполнению предложенных таблиц, поможет учащимся самостоятельно научиться сравнивать звуки и устанавливать их сходство и различие.

Логопедические советы учителям начальных  классов.

   Логопедические минутки.  

На уроках при изучении букв необходимо проводить c детьми логопедические минутки. Применение учителями начальных классов логопедических мероприятий в своей работе дает двойную пользу: не только устраняет недостатки произношения и речи у учащихся, но и способствует совершенствованию методики обучения, правильному формированию речи и мышления учащихся. Кроме того, положительно влияет на настроение детей с определенными речевыми нарушениями, лишает их неуверенности в себе, разочарования, а также значительно поднимает авторитет учителя перед детьми и их родителями. Работа над устранением таких недостатков должна проводиться не стихийно, а планово, постепенно и последовательно.

Начинать ее следует с первых дней обучения и осуществлять на всех уроках. К примеру, на уроке ознакомления со звуком и буквой «С» провести логопедическую минутку.

Показать детям правильную артикуляцию звука «С»:

 - губы растянуты, зубы приближенные на расстоянии около 1 мм,

 - кончик языка прижимается к нижних резцов,

- спинка языка выгнута и посередине ее образуется желобок, по которому выдыхается струю воздуха.

- Боковые края языка прижаты к внутренней поверхности верхних коренных зубов, мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки и направляет струю.    Голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.

То есть: улыбка как у клоуна, язык упирается в нижние зубы, будто кошка на солнышке прогибается и выдуваем воздух. Детям нужно предложить подуть на руку и они должны почувствовать холодный воздух. На уроке ознакомления со звуком и буквой «З» - артикуляция аналогичная. Предложить детям поставить руку на горло и произнести сначала звук «З», где голосовые связки будут в состоянии покоя, а на «З» они работают (дрожит горло). Чаще всего встречаются недостатки звукопроизношения шипящих звуков («Ш», «Ж») Для правильного произношения звуков «Ш» и «Ж» необходимо следить за правильным положением органов артикуляции.

А) губы округлены и слегка выдвинуты вперед.

Б) зубы сближены.

В) широкий кончик языка поднят к переднему краю неба, но не прижат.

Г) теплая струя воздуха.

На уроке с темой звук и буква «Л» желательно сосредоточить внимание ребенка на основных элементах артикуляции: соединение кончика языка и верхних зубов и образование щели между боковыми краями языка и верхними зубами.

Недостатки произношения звука «Р» очень распространены. Характер недостатков разнообразен: пропуски, искаженное произношение  и замена звуков.

Эффективными методами исправления произношения на уроках является изучение скороговорок и чистоговорок, которые помогают формировать речевой аппарат ребенка, приучают к сложным сочетаний звуков. Чтение и изучение чистоговорок с отработанными составляющими структурами помогает не только правильно произносить звук, но и учит сознательному чтению. Их можно использовать в начале урока как речевую гимнастику. Чтобы речь ребенка была выразительной, доходчивой, надо его научить владеть артикуляционным аппаратом, говорить энергично, четко, легко и весело, чтобы вместо одного звука ребенок не пытался сказать другой.

Рекомендуемые правила работы над скороговорками и чистоговорками:

1. Учитель проговаривает чистоговорки четко артикулируя.

2. Учащиеся хором повторяют, пытаясь воспроизвести то, что услышали.

3. 2-3 ученика самостоятельно говорят приведенный текст. Например: Са-са-са - вот летит оса. Со-со-со - у Сони колесо. Су-су-су - яблоко несу.

Эффективным средством обучения учащихся правильному звукопроизношению является языковая зарядка. Она направлена ​​на четкость произношения изолированных звуков.

К примеру.

1. Дифференциация похожих слогов и слов: са - за, ливень - слива, сказка - каска.

2. Чтение слогов по сходству звучания: ас - са, ос - со, ус - су.

3. Чтение слов по сходству сом,  лом, ром, лапка, папка, тяпка.

Но при условии систематической последовательной организованной работы мы добьемся определенных результатов и наши дети будут успешно учиться в школе.  

     Владея знаниями о правильной артикуляции речевых звуков  учитель сможет на своих уроках научить детей дифференцировать смешиваемые звуки речи и предупредить у учащихся дисграфические ошибки.  Хорошо иметь заранее заготовленные таблички для заполнения их учащимися (на первом этапе с помощью учителя, а в дальнейшем самостоятельно).  Для заполнения таблиц можно использовать заранее заготовленные карточки (для экономии времени). Карточки могут быть текстовые, а могут отображать значки- символы (если дети ещё недостаточно овладели навыком чтения).

Примерные таблицы на дифференциацию смешиваемых  звуков речи

Дифференциация шипящих и свистящих  звуков.

Звук

С

Ш

1.Согласный/ гласный

2. Твёрдый/ мягкий

3. Звонкий/ глухой

4. Губы: улыбка/ рупор

5. Зубы: сближены/ раскрыты

6. Язык: вверху/ внизу

7. Воздушная струя: тёплая/ холодная

Далее соотношение с буквой (обратить внимание на что или кого похожа)

Дифференциация звонких и глухих согласных П-Б

1.Согласный / гласный

2.Звонкий /  глухой

3.Твердый /мягкий

4.Взрывноq / щелевой

5.Губной / язычный

6.Звонкий / глухой

Далее соотношение с буквами и в процессе работы ребёнок использует тактильный контроль, прикладывая ладонь к горлу (проверяет работу голосовых связок)

Дифференциация оптически сходных согласных  букв Б-Д (оптически сходных при письме строчных букв)

Звук

б

д

1. Согласный / гласный

2. Звонкий / глухой

3. Твёрдый / мягкий

4. Взрывной / щелевой

5. Губной / язычный

Далее соотношение с буквой (обратить внимание на что или кого похожа).

Вывод: если звук губной, то пишем «хвостик» вверх (как у белки), если звук язычный, то пишем «хвостик вниз» (как у дятла).

Дифференциация оптически сходных гласных звуков а-о.

Звук

а

о

1. Согласный/ гласный

2. Рот широко раскрыт (круг) /

 рот сужен (овал)

Вывод:

1. Графический анализ букв: буква о состоит из одного элемента, а буква а- из двух элементов. Следовательно: рот шире- элементов больше (а), рот уже- элементов меньше (о).

2.Если губы при произнесении звука в форме круга- произносим при чтении звук а, пишем букву а, если – в форме овала, то пишем букву о, а при чтении произносим звук о.

 Итак, учителю работающему с детьми младшего школьного возраста, нередко приходится сталкиваться с неправильной артикуляцией звуков. Чтобы научить детей правильному их произношению, учителю необходимо знать различия в артикуляции звуков. С этой целью в пособии подробно описывается работа и положение органов речи при артикуляции наиболее трудных звуков. Рекомендации по организации работы со звуками на уроках помогут педагогам методически правильно организовать эту деятельность.

Представленные таблицы для дифференциации звуков речи и правильном соотношении их с буквами помогут школьникам научиться различать смешиваемые звуки и, следовательно, предупредить или устранить ошибки, как в устной, так и в письменной речи.

Список литературы

1. Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми [Текст]: логопедическое пособие /А.И. Богомолова - СПб.: ТОО «Издательство «Библиополис», 1994. - 208 с.

2. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика [Текст]: методическое пособие /Т.В. Буденная - СПб.: ДЕТСТВО –

3. Логопедия [Текст]: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.С.Волкова [и др.]. - 2-е изд. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 384 с.

4. Лопухина, И.С. Логопедия, упражнения для развития речи [Текст]: Пособие для логопедов и родителей /И.С. Лопухина - СПб.: Дельта, 1997. - 336 с.

5. Матусевич, М.И. Современный русский язык. Фонетика [Текст]: М.И. Марусевич - М.: «Просвещение», 1976. - 78с.

6. Нейман, Л.В. Анатомия. Физиология и патология органов слуха и речи [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с

7. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]: /Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 213 с.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100»

Первый этап формирования устной речи у дошкольников

при её недоразвитии

(задержка речевого развития, дизартрия, алалия и т. д.)

                                                                                                                                                                                             

                                                                                  Исполнители:

                                                    Васютина Любовь Викторовна,

         учитель-логопед

                                                         МБОУ «Общеобразовательная школа            

                                                         психолого-педагогической поддержки с                  

                                                         осуществлением медицинской  

                                                         реабилитации детей с нарушением опорно-

                                                         двигательного аппарата № 100»

г. Кемерово, 2019

 Введение

      В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребёнка далеко не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерности становления детской речи в норме и патологии. Однако и до сих пор логопедическая работа с дошкольниками в ряде случаев осуществляется без учёта конкретных данных системного процесса речевого развития ребёнка, а также без учёта своеобразных закономерностей дизонтогенеза речи. Так, формирование грамматического строя речи проводится без данных взаимозависимого усвоения детьми лексических и грамматических элементов родного языка, а формирование звукопроизношения- без связи с расширением объёма и усложнением структуры предложений, используемых ребёнком в процессе построения речевого высказывания.

     Система логопедического воздействия, предлагаемая настоящей методической разработкой, опирается на поэтапность усвоения детьми родного (русского) языка при правильном формировании речевой функции.

     Коррекционное обучение охватывает широкий диапазон уровней речевого развития: оно начинается с первых «детских» слов и заканчивается развёрнутой фразовой речью, когда ребёнок свободно может выражать свои мысли. Весь практический материал пособия даётся с постепенным усложнением. Его можно использовать полностью в той последовательности, как он помещён, а можно брать задания и упражнения выборочно в зависимости от структуры дефекта и уровня языкового развития детей.

     Особое внимание следует уделить первому этапу формирования речи безречевого ребёнка – этапу запуска речи. Перед началом логопедической работы необходимо чёткое представление о предполагаемых результатах к концу первого этапа коррекционной деятельности.

Первый этап обучения- однословное предложение.

Предложения из аморфных слов- корней.

Основная задача логопедического воздействия- вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений,    расширить объём понимания речи.

Общие рекомендации к логопедической работе с неговорящими детьми:

- занятия проводить индивидуальные или с группой не более 3 человек;

Ведущая форма занятий- игровая;

- на начальных этапах насыщение занятий невербальными заданиями;

- многократность повторения одного и того же словесного материала;

- наличие тесного эмоционального контакта с неговорящим ребёнком;

- всякое проявление речи поощрять;

- не надо принуждать ребёнка что-либо сказать или повторить;

- слова скажи, повтори лучше заменить односторонним диалогом;

- аморфные слова- корни, создаваемые детьми не повторять. Дети должны слышать только правильно произносимые слова и предложения.

Развитие понимания речи

Активизация речевого подражания

Итог логопедической работы

Основная задача: накопление пассивного словарного запаса:

- игрушки;

- части тела;

- предметы одежды;

-предметы туалета;

- предметы домашнего обихода, с которыми ребёнок ежедневно соприкасается (стол, стул, чашка, ложка);

- отдельные названия предметов и явлений окружающей его жизни (вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины, самолёт);

- названия животных, которых ребёнок часто видит.

Пассивный глагольный словарь:

- названия действий, которые ребёнок совершает сам (спит. ест, бежит, стоит и т.д.);

- названия действий, которые совершают близкие ему люди (папа, мама, братья, сёстры

и т.д., которые ребёнок неоднократно наблюдал (читает, стирает, гладит и т.д.);

названия действий, совершающихся дома, на улице (машина едет, гудит; самолёт летит; телефон звонит; листья падают);

- понимание вопросов, задаваемых по поводу происходящих действий: Где? Куда? Что? Кому? Откуда? Для кого?

В вопросах логопеда должны быть «подсказывающие» слова, хорошо знакомые

детям. Например: откуда достал (книги), но куда положил? Кому отдал?

Активизация речи детей, или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельностью ребёнка, с игрой, с наглядной ситуацией.

Работу надо начинать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю»7

Особенно усердно советуем развивать подражание движениям рук, а не развитие мелкой моторики рук.

Задания:

1.Научить ребёнка класть кисти рук на стол таким образом: как кладёт взрослый?

2.Провести дыхательно-голосовые упражнения для удлинения речевого выдоха (девочка плачет «а» «а» «а», труба гудит «у» «у» «у» и т.д.).

3.Провести упражнения для губ («трубочка», «остановить лошадку» и т.д.).

4.Провести упражнения для языка.

5.Вызвать аморфные слова:

-название близких ребёнку лиц: мама («ма», папа («па»), дядя, тётя;

-имена близких людей, игрушек, кукол: Оля (Оя), Нина. Вова;

-просьбы: дай, на, где? там, ещё;

-выражение своего состояния междометиями «ай», «ой» (больно), шшь (тише);

-подражание крикам животных (коровы, собаки, кошки и т.д.);

-подражание крикам, пискам (комара, птички, лягушки, курочки и т.д.;

-подзывы животных и управление животными

Дети должны научиться в пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозначением. Пассивный словарь должен состоять: из названий предметов, которые ребёнок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица;

Некоторых своих состояний (холодно, тепло, жарко).

У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого.

Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых речевых выражениях, без коррекции их со стороны взрослого.

С неговорящими детьми, плохо понимающими обращённую речь, логопедическая работа начинается с многократного проговаривания ситуации.

Задания:

1.Назвать предметы, действия той ситуации, в которой ребёнок находится.

Занятия:

«Сборы на прогулку».

«Умывание».

«Кормление зверей».

«Будем строить башни».

2.Расширить пассивный предметный словарь детей с помощью предметных картинок.

3.Расширить пассивный глагольный словарь с помощью сюжетных картинок, на которых люди или животные совершают разные действия.

4.Научить понимать названия действий, которые совершаются одним и тем же лицом, например: мальчик ест, прыгает, читает, плавает, спит, рисует, плачет, умывается и т.д.

5.Научить быстро ориентироваться в названиях действий, когда они даны без обозначения объектов или субъектов действий.

«Покажи, кто катается, кто поливает, кто сидит, а кто стоит?»

«Какая девочка читает, а какая стирает?»

6.Научить понимать вопросы: Где? Куда? Откуда? На чём?

7.Научить понимать вопросы, которые помогают

 (кис-кис, брысь, цып-цып);

-подражание музыкальным игрушкам: дудочке, балалайке, колокольчику);

-подражание транспортным шумам: машине - би-би, самолёту- у-у-у, паровозу- ту-ту;

-подражание шумам, производимым предметом при падении: бух, бах;  звукам шагов- топ-топ; стуку молотка- тук-тук;; каплям воды- кап-кап;

-эмоциональные восклицания: ай, ой, ох, ух.

6.Предложить детям назвать свои игрушки, знакомые предметы (или предметные картинки); допустимы искажения и замены звуков.

7.Вызвать у детей двухсловные предложения с помощью соединения слов: где, дай, на, вот, тут и произносимых слов.

Где мячик? («де мя?»)- Вот мячик («оть ати»).

8.Научить ребёнка выражать свои мысли словесно:

Дай пить («дя пи»)

Мама, идём.

Идём домой.

Дай ещё.

Хочу пить.

Хочу гулять.

Идём гулять.

Выяснить, в интересах кого совершается то или иное действие.

Кому мама надевает шапку?

8.Научить детей понимать вопросы Что? Кого? (У кого?), которые помогают выяснить объект действия (Что рисует девочка?  Кого  везёт Таня?)

9.Научить понимать вопрос Чем? (Чем мама режет хлеб?)

10.Научить понимать вопросы, поставленные к сюжетам картинок.

11.Предложить ребёнку разложить картинки или игрушки в названной последовательности (корова, машина, кубик; кубик, корова, машина).

12.Преложить выполнить в определённой последовательности действия без предмета (Сядь-встань-попрыгай на одной ноге).

13.Предложить детям совершить действия с отобранными предметами (или предметными картинками) в определённой последовательности (Слушай внимательно и сделай так: как я скажу: платочек убери в карман, собачку отдай Вове, а цветок поставь на окно).

Литература:

  1. Аксёнова М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 1985.
  2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2003.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. М., 2003.
  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего                        

     недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

  1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
  2. Федоренко Л.П., Фомичёва И.А. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.
  3. Филичева Т.Б. Соболева А.В. Развитие речи дошкольников. М., 2003.
  4. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.
  5. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 2000.
  6.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М., 2002.
  7.  Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношенипя. М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию ЭОР «Правописание безударных гласных в корне слова» 2 класс

Пособие содержит: КТП; проекты уроков; ЭОР (информационные, тренинговые, контролирующие); интернет-ресурсы; дидактические материалы; проверочные работы; методические рекомендации по использовани...

"Обучение с увлечением" Методические рекомендации для учителей начальных классов

В настоящее время осуществляется постепенный переход на обучение детей с 6-летнего возраста. Чтобы ребенок мог успешно учиться, он к моменту поступления в школу должен достигнуть определенного уровня ...

Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему: "Физминутки и скороговорки".

Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему: "Физминутки и скороговорки"....

Методические рекомендации для учителей начальных классов по применению технологии критического мышления

В данной работе даны методические рекомендации по использованию некоторых приёмов технологии критического мышления на разныъ этапах урока....

Методические рекомендации для учителей начальных классов. Как научить ребенка учиться.

Данный методический материал раскрывает суть о принципиально новом механизме формирования метапредметных результатов образования, определенных ФГОС – универсальных учебных действий и умения учиться в ...

Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему «Организация формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе»

1. Анкета для учителей начальных классов Цель: выяснить использует ли учитель начальных классов в педагогическом процессе проектные задачи по формированию коммуникативных универсальных учебных де...

Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию экологической культуры младшего школьника

Данное пособие предназначено для учителей начальных классов и содержит в себе методические рекомендации по формированию экологической культуры младшего школьника средствами внеурочной деятельности. В ...