Программа по логопедии
рабочая программа по логопедии

Лаврова Елена Павловна

Программа составлена для индивидуальных занятий для обучающихся с СНР, вариант 2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_programma_logoped_8b_novoe_.docx46.76 КБ

Предварительный просмотр:

краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,                                                                                                                                  реализующее адаптированные основные  общеобразовательные программы   «Школа-интернат № 16»

Календарно-тематическое планирование

по индивидуальным логопедическим занятиям с обучающимися 14-15 лет (коррекционно-развивающая область)

осваивающими АООП (вариант 2)

Ктп   разработала – учитель-логопед

Лаврова Елена Павловна

г. Николаевск  – на – Амуре, 2020 г.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по «Логопедии» для обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени разработана в соответствии с нормативно – правовой базой:

  1. Закона РФ «Об образовании» от 29.12. 2012г. № 273-ФЗ
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599
  3. Учебного плана КГКОУ ШИ 16 г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края на 2020-2021 учебный год
  4. Программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой – М.; Просвещение, 2013 рекомендованной Министерством образования и науки РФ;
  5. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГКОУ ШИ16

Цель - коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Основные задачи программы:

1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале, исходя из индивидуальной особенности обучающегося.

2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, лексико – грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

3. Обогащать и активировать словарный запас обучающегося, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития.

4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающегося (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

2. Общая характеристика учебного курса

Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Нарушения речи у умственно отсталых обучающихся являются очень распространёнными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребёнка, эффективность его обучения.

Нарушения речи у большинства детей, носят характер системного недоразвития речи, для которого характерно:

- нарушение звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушение сложных форм словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

- нарушение чтения;

- нарушение письма.

Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть, направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Принципы логопедических занятий:

-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода -  изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Основными направлениями логопедической работы является:

  • диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
  • диагностика и коррекция лексической стороны речи
  • диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
  • коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;
  • коррекция нарушений чтения и письма;
  • расширение представлений об окружающей действительности;
  • развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

Тип программы - коррекционно-развивающая

Адресат программы - данная программа рассчитана на обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени, осваивающих АООП (вариант 2) 14- 16 лет.

Продолжительность программы – 1 год

Индивидуальные занятия проходят 3раза в неделю

Продолжительность индивидуального занятия - 20 минут

Форма реализации - очная (Закон № 273-ФЗ, гл.2, ст. 17, п.2)

Формы организации деятельности обучающихся:

- индивидуальная

Междисциплинарная связь – речь и альтернативная коммуникация

Система оценки - программа предполагает уровни усвоения (выполнения) действий/операций проведения занятий.

Входная и итоговая диагностика – тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А.

Условия необходимые для реализации программы: оборудованный логопедический кабинет, ручки, рабочие тетради, методические пособия, диск «Волна», Комфорт Лого

Для реализации данной программы необходимы: учитель-логопед, классный руководитель, учитель русского и чтения, психолог, дефектолог, медицинский работник.

Применение технологий:

  • технология дифференцированного обучения;
  • технология логопедического обследования;
  • технология коррекции звукопроизношения;
  • технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;
  • технология развития лексико-грамматической стороны речи;
  • технология развития связной речи;
  • технология коррекции нарушений письма;
  • ИКТ;
  • игровая технология;
  • здоровьесберегающая технология;
  • музыкотерапия;
  • сказкотерапия;
  • Су - Джок терапия;
  • песочная терапия

1. Планируемые результаты

Минимальный уровень:

- активно пользоваться различными способами словообразования;

- правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь в предложении);

- ориентироваться в составе слова, т. е. определять при помощи каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова  и как изменяются их значения;

- определять основную мысль, тему рассказа;

- определять последовательность и связность предложений в тексте;

- устанавливать смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте;

Достаточный уровень:

- различать морфологические и грамматические признаки частей речи на письме;

- проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и др.);

- правильно употреблять знаки препинания;

- проводить анализ текста, составлять план;

- правильно употреблять предлоги в письменной речи;

- употреблять в речи простые распространенные предложения;

- составлять предложения и объединять их в связный текст;

- составлять небольшой рассказ по картине, серии картин, рассказы-описания;

- составлять рассказы по данному плану и опорным словам;

- восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.

2. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Уровни усвоения (выполнения) действий/операций

  1. Пассивное участие/соучастие

- действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-либо сделать с ним)

-

  1. Активное участие Д

- действие выполняется ребёнком:

!

-со значительной помощью взрослого

зп

- с частичной помощью взрослого

чп

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

и

- по подражанию или образцу

п/о

- самостоятельно с ошибками

со

- самостоятельно

с

Сформированность представлений

  1. Представление отсутствует

-

  1. Не выявляет наличие представлений

?

  1. Представление на уровне:

- использования по прямой подсказке

пп

-использование с косвенной подсказкой (изображение)

кп

- самостоятельного использования

+

3. Основное содержание

14 - 15 лет индивидуальные занятия

Обследование речи и психических функций

Звуковая сторона речи.

Гласные и согласные звуки и буквы

Фонематические процессы.

Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие. Оглушение звонких согласных в середине и на конце слов. Гласные ударные и безударные. Алфавит. Слова с разделительным мягким знаком. Звуко-буквенный анализ слов.

Лексико-грамматический строй речи.

Усвоение программной терминологии. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Приставки и предлоги. Лексическое значение частей речи. Синонимы, антонимы, многозначные слова. Изменение имен существительных и прилагательных по числам и падежам. Согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже.

Работа над предложением и связной речью.

Словесный состав предложения. Распространение предложения однородными членами. Конструирование сложных предложений. Использование обращений в речи. Виды пересказов. Развитие диалогической формы речи. Работа с текстами различных видов. План текста. Заголовок, тема и главная мысль. Последовательный, краткий и выборочный пересказы. Изложение текста по плану. Составление рассказов на заданную тему или по сюжетной картинке.

Неречевые процессы.

Развитие словесно-логического и образного мышления, долговременной памяти. Развитие творческих способностей и познавательной активности, коммуникативных навыков.

Индивидуальные занятия по дисграфии, дислексии

Предмет

Часов в неделю

I четверть

II четверть

I полугодие

III четверть

IV четверть

II полугодие

Всего часов

Логопедия

3

24

23

23

22

47

45

30

29

27

27

57

56

104

101

Учебно-тематический план

Индивидуальные занятия по коррекции дисграфии

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Теоретических

Практических

1

Обследование/диагностика

3/2

3/2

2

Гласные 1 и 2 ряда

7

1

6

Дифференциация твердых и мягких согласных на письме

14

2

12

3

Дифференциация звонких и парных согласных на письме

12

2

10

4

Дифференциация фонем, имеющих акустикоартикуляционное  сходство

6 /6

1/1

5/5

Итого

50

7

43

Индивидуальные занятия по коррекции дислексии

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Теоретических

Практических

1

Развитие языкового анализа и синтеза

17/23

3/3

14/20

2

Развитие анализа структуры предложения

14

2

12

Итого

54

8

46


Индивидуальные занятия по дисграфии, дислексии

Предмет

Часов в неделю

I четверть

II четверть

I полугодие

III четверть

IV четверть

II полугодие

Всего часов

Логопедия

3

24

23

23

22

47

45

Индивидуальные занятия по дислексии

Предмет

Часов в неделю

I четверть

II четверть

I полугодие

III четверть

IV четверть

II полугодие

Всего часов

Логопедия

1

8

8

8

7

16

15

23

8

18

18

 Учебно-тематический план

Индивидуальные занятия по коррекции дисграфии

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Теоретических

Практических

1

Обследование/диагностика

3/2

3/2

2

Гласные 1 и 2 ряда

7

1

6

Дифференциация твердых и мягких согласных на письме

14

2

12

3

Дифференциация звонких и парных согласных на письме

7

1

6

4

Дифференциация фонем, имеющих акустикоартикуляционное  сходство

6 /6

1/1

5/5

Итого

20 ч.

5 ч.

15 ч.

Индивидуальные занятия по коррекции дислексии

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Теоретических

Практических

1

Развитие языкового анализа и синтеза

17/23

3/3

14/20

2

Развитие анализа структуры предложения

14

2

12

3

Развитие слогового анализа и синтеза

6 ч.

1 ч.

5 ч.

4

Развитие фонематического анализа и синтеза

3 ч.

1 ч.

2 ч.

5

Дифференциация букв в слогах, словах, предложения, текстах

5 ч.

1 ч.

4 ч.

6

Обследование речи

2 ч.

2 ч

Итого

16 ч.

3 ч.

13 ч.

Тематическое планирование по коррекции дислексии, дисграфии

на обучающегося14-15 лет Никиту

(3 ч. в неделю, 65 ч. в год.)

Дата

Кол-во часов

Название темы

Словарная работа

Оборудование

Примечание

По плану

По факту

1 четверть 24 ч.

Обследование 3ч.

Развитие языкового анализа и синтеза 17 ч.

1,2

02.0903.09

2

Диагностика устной речи

Альбом

3

04.09

1

Диагностика письменной речи

Альбом

4

09.09

1

Органы речи. Артикуляционные упражнения.

Сантиметр

Рабочая тетрадь

5 6

10.09 11.09

2

Развитие мелкой моторики руки. Бусы, мозаика

Километр

Игры для развития мелкой моторики,

7 8

16.09 17.09

2

Дыхательные упражнения.

Километр

Игры для развития дыхание, Волна

9

18.09

1

Рассказ по серии картинок «Золотая осень».

Рабочая тетрадь, серии картинок «Золотая осень».

10

23.09

1

Рассказ по серии картинок «Осень в лесу».

Рабочая тетрадь, картинка «Осень в лесу».

11 12 13

24.09 25.09 30.09

3

Деформированный текст с пропущенным словом.

Стеречь

Деформированный текст

14 15 16

01.10 02.10 07.10

3

Ударение. Ударный слог. Безударный слог

Беречь

Рабочая тетрадь

17 18 19

08.10 09.10 14.10

3

Логоритмическое занятие по определению места ударного звука в слове

универмаг

Рабочая тетрадь, барабан

20

15.10

1

Диктант

Тренер

Тетрадь

Гласные 1 и 2 ряда 7ч.

21

16.10

1

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква А.

Стеречь

Рабочая тетрадь, картинка  буквы А

22

21.10

1

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква У.

Беречь

Рабочая тетрадь, картинка  буквы У

23

22.10

1

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква О.

Гастроном

Рабочая тетрадь, картинка  буквы О

24

23.10

1

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква ы.

Стадион

Рабочая тетрадь, картинка  буквы Ы

2 четверть 21 ч.

25/1

11.11

1

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква И.

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква Я.

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква Ю.

универмаг

Рабочая тетрадь, картинка  буквы И

26/2

Тренер

Рабочая тетрадь, картинка  буквы Я

27/3

Бассейн

Рабочая тетрадь, картинка  буквы Ю

Развитие анализа структуры предложения 14 ч.

4

12.11

1

Органы речи. Артикуляционные упражнения. Дыхательная гимнастика.

Бассейн

Игры на дыхание. Волна

5, 6

13.11 18.11

2

Дифференциация гласных 1, 2 ряда

Тренировать

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

7, 8, 9

19.11 20.11 25.11

3

Мягкий знак в слове.

Километр

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

10 11

26.11 27.11

2

Деформированный текст.

Документ

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

12

02.12

1

Составление рассказов - описаний предметов. Игра «Мой дом».

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

13 14

03.12 04.12

2

Мягкие и твёрдые согласные.

Токарь

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

15

09.12

1

Рассказ-описание «Зима».

Тротуар

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

16

10.12

1

Чтение скороговорок в 3-х темпах.

Монтаж

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

17

11.12

1

Диктант.

Тетрадь

Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство 6 ч.

18

16.12

1

Дифференциация с- ш в слогах, словах, предложениях, тексте.

Тротуар

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

19

17.12

1

Дифференциация з -ж в слогах, словах, предложениях, тексте.

Монтаж

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

20

18.12

1

Дифференциация с - ц в слогах, словах, предложениях, тексте.

Почтальон

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

21

23.12

1

Дифференциация ч - щ в слогах, словах, предложениях, в тексте.

Универмаг

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

22

24.12

1

Дифференциация ч - ть в слогах, словах, предложениях, тексте.

Токарь

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

23

25.12

1

Дифференциация с - з в слогах, словах, предложениях, тексте.

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

3 четверть 20 ч.

Тематическое планирование по коррекции дислексии, дисграфии

на обучающегося14-15 лет Виктора

(3 ч. в неделю, 65 ч. в год.)

Дата

Кол-во часов

Название темы

Словарная работа

Оборудование

Примечание

По плану

По факту

1 четверть 23 ч.

Обследование 3ч.

Развитие языкового анализа и синтеза 17 ч.

1,2

01.0902.09

2

Диагностика устной речи

Альбом

3

03.09

1

Диагностика письменной речи

Альбом

4

08.09

1

Органы речи. Артикуляционные упражнения.

Сантиметр

Рабочая тетрадь

5 6

09.09 10.09

2

Развитие мелкой моторики руки. Бусы, мозаика

Километр

Игры для развития мелкой моторики,

7 8

15.09 16.09

2

Дыхательные упражнения.

Километр

Игры для развития дыхание, Волна

9

17.09

1

Рассказ по серии картинок «Золотая осень».

Рабочая тетрадь, серии картинок «Золотая осень».

10

22.09

1

Рассказ по серии картинок «Осень в лесу».

Рабочая тетрадь, картинка «Осень в лесу».

11 12 13

23.09 24.09 29.09

3

Деформированный текст с пропущенным словом.

Стеречь

Деформированный текст

14 15 16

30.09 01.10 06.10

3

Ударение. Ударный слог. Безударный слог

Беречь

Рабочая тетрадь

17 18 19

07.10 08.10 13.10

3

Логоритмическое занятие по определению места ударного звука в слове

универмаг

Рабочая тетрадь, барабан

20

14.10

1

Диктант

Тренер

Тетрадь

Гласные 1 и 2 ряда 7ч.

21

15.10

1

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква А.

Стеречь

Рабочая тетрадь, картинка  буквы А

22

20.10

1

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква У.

Беречь

Рабочая тетрадь, картинка  буквы У

23

21.10

1

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква О.

Гастроном

Рабочая тетрадь, картинка  буквы О

24

22.10

1

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква ы.

Стадион

Рабочая тетрадь, картинка  буквы Ы

2 четверть 21 ч.

25/1

10.11

1

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква И.

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква Я.

универмаг

Рабочая тетрадь, картинка  буквы И

26/2

Тренер

Рабочая тетрадь, картинка  буквы Я

27/3

11.11

1

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква Ю.

Бассейн

Рабочая тетрадь, картинка  буквы Ю

Развитие анализа структуры предложения 4 ч.

4

12.11

1

Органы речи. Артикуляционные упражнения. Дыхательная гимнастика.

Бассейн

Игры на дыхание. Волна

5, 6

17.11 18.11

2

Дифференциация гласных 1, 2 ряда

Тренировать

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

7 8 9

19.11 24.11 25.11

3

Мягкий знак в слове.

Километр

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

10 11

26.11 01.12

2

Деформированный текст.

Документ

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

12

02.12

1

Составление рассказов - описаний предметов. Игра «Мой дом».

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

1314

03.12 08.12

2

Мягкие и твёрдые согласные.

Токарь

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

15

09.12

1

Рассказ-описание «Зима».

Тротуар

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

16

10.12

1

Чтение скороговорок в 3-х темпах.

Монтаж

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

17

15.12

1

Диктант.

Тетрадь

Дифференциация фонем, имеющих акустикоартикуляционное  сходство 6 ч.

18

16.12

1

Дифференциация с- ш в слогах, словах, предложениях, тексте.

Тротуар

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

19

17.12

1

Дифференциация з -ж в слогах, словах, предложениях, тексте.

Монтаж

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

20

22.12

1

Дифференциация с - ц в слогах, словах, предложениях, тексте.

Почтальон

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

21

23.12

1

Дифференциация ч - щ в слогах, словах, предложениях, в тексте.

Универмаг

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

22

24.12

1

Дифференциация ч - ть в слогах, словах, предложениях, тексте.

Токарь

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

1

Дифференциация с - з в слогах, словах, предложениях, тексте.

Рабочая тетрадь, ручка, карандаш

3 четверть 20 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы логопеда в общеобразовательной школе.

В программе описаны основные направления работы учителя-логопеда на логопункте в общеобразовательной школе. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочие программы по логопедии

В работе представлены рабочие программы для 1-4 классов...

Рабочая программа по логопедии( коррекции дисграфии, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия) 2 кл

Представлена рабочая программа по логопедии, 2 кл., дисграфия, обусловленная недоразвитием фонематического восприятия. В программе имеется пояснительная записка, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по логопедии

Данная программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся с ОНР  с 1-го, испытывающих трудно­сти формирования  устной и письменной речи (письма и чтения)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда

Программа направленна на оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах по адаптированной программе с ОВЗ, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловлен...