Развитие навыков слогового анализа и синтеза у учащихся 2 классов.
статья по логопедии (2 класс)

Косенкова Зинаида Константиновна

   Свою работу в начале года школьный логопед начинает с обследования детей, а именно с написания диктанта. При проверке диктантов учащихся начальной школы, часто встречаются ошибки, связанные с нарушением слогового анализа и синтеза. А навык слогового анализа является очень необходимым для успешного преодоления дисграфии и освоения грамотного письма.

   Давайте более подробно остановимся на понятиях, что же такое слоговой анализ и синтез. Слоговой анализ представляет собой умение ребенка определять количество слогов в слове, их последовательность и деление слов на слоги. Под слоговым синтезом понимается умение ребенка составлять из слогов слова.

   Упражнения на развитие навыков слогового анализа и синтеза помогают устранить и предупредить такие важные ошибки, как пропуски гласных звуков или добавление их. Учащиеся в ходе таких упражнений учатся выделять гласные звуки в слове, чтобы понимать сколько в слове слогов («сколько в слове гласных, столько и слогов…это знает каждый из учеников»).

   Как мы знаем, существуют типы слогов: открытые (оканчиваются на гласный звук) и закрытые (оканчиваются на согласный звук). И вся сложность процесса зависит также от этих типов. Поэтому логопед даёт такие упражнения на слоги. Например:

Хлопни в ладоши один раз, если услышишь открытый слог, а два раза, если услышишь закрытый слог.

Ко, под, ла, ма, ак, а, пли, кла, от, кро, ол, ка, та, ли, ол, ус, ба.

Вставь вместо смайлика «☺» недостающие слоги в слова. Определи открытые они или закрытые.

ка-☺-та

☺-дук-ты

мо-ро-☺-но-е

☺-ка-ло

бо-☺-нок

ле-☺

де-☺-ка

☺-рел-ка

кро-ко-☺

☺-ка

суш☺

те☺фон

губ☺

тет☺

бе☺за

☺колад

маши☺

пы☺сос

короб☺

мис☺

 

Улыбнись, если первый слог в слове открытый и закрой глаза, если первый слог закрытый.

 Лампа, лосось, красота, пурга, пенал, зима, нитка, обезьяна, пальма.

Составь слова с закрытыми слогами.

 ар - __________

ёл- __________

фон - __________

дор - __________

кук  - __________

свёк - __________

пад - __________

сос - __________

ход - __________

ник - __________

кус  - __________

суш - __________

даш - __________

бел  - __________

 

   Обязательно на занятиях учащимся рассказываем о том, что:

  В русском языке существуют односложные слова – это те, которые состоят из одного слога (дом, сок, сон, кран и т.п.).

  Двусложные слова – это те, которые состоят из двух слогов (мо-роз, ма-ма, ле-то, о-сень и т.п.)

  Трёхсложные слова – это те, которые состоят из трёх слогов (ка-ран-даш, ре-зин-ка, пы-ле-сос и т.п.).

На основании этого, предлагаем учащимся выполнить соответствующие упражнения, помня о «золотом» правиле – сколько в слове гласных, столько и слогов!

Послушай слово, определи количество слогов, подними соответствующую карточку с цифрой 1, 2 или 3.

Люк, кукушка, дым, море, игла, винегрет, рис, слон, вагон, телефон, солнце, царь.

Распредели слова по трем разным тучкам.

См. файл 1

Составь слова из слогов. Выпиши слова, состоящие только из трёх слогов.

См. файл 1

После знакомства с односложными, двусложными и трехсложными словами, переходим к практическим упражнениям на развитие навыка слогового анализа и синтеза.

Образцы упражнений можно увидеть в прикрепленной презентации!!! (файл 2, файл 3, файл 4).

  В заключении хотелось бы отметить, что использование таких упражнений поможет учащимся 2 классов сформировать представление о слоговой структуре слова и овладеть навыками анализа и синтеза слогового состава слова, что в свою очередь создаст хорошую основу для формирования и закрепления навыка правильного письма.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_zadaniy.pptx643.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Файл 1

Слайд 2

Файл 2

Слайд 3

Файл 3

Слайд 4

Файл 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на развитие навыков зрительного анализа и синтеза на уроках обучения грамоте.

Задания могут использоваться не только на уроках обучения грамоте, но и как самостоятельные упражнения во внеурочное время, на этапах коррекционной работы....

Формирование слогового анализа и синтеза у учащихся младших классов

Одной из причин дисграфических ошибок у учащихся начальных классов является несформированность слогового анализа и синтеза. Предлагается комплекс упражнений, направленный на предупреждение и устранени...

Педагогический проект ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА

Цель проекта: формирование  навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития  через  специальные игры и упражнения в ...

Формирование навыков слогового анализа и синтеза у младших школьников

В статье говорится о важном значении логопедической работы по формированию навыков слогового анализа и синтеза у учащихся младших классов....

Упражнения для развития звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза у учащихся 2-3 классов

Упражнения направлены на развитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза у учеников 2-ых, 3-их классов. Исползовать данные упражнения можно как на коррекционных логопедических занятиях, так и ...