Развитие навыков слогового анализа и синтеза у учащихся 2 классов.
статья по логопедии (2 класс)
Свою работу в начале года школьный логопед начинает с обследования детей, а именно с написания диктанта. При проверке диктантов учащихся начальной школы, часто встречаются ошибки, связанные с нарушением слогового анализа и синтеза. А навык слогового анализа является очень необходимым для успешного преодоления дисграфии и освоения грамотного письма.
Давайте более подробно остановимся на понятиях, что же такое слоговой анализ и синтез. Слоговой анализ представляет собой умение ребенка определять количество слогов в слове, их последовательность и деление слов на слоги. Под слоговым синтезом понимается умение ребенка составлять из слогов слова.
Упражнения на развитие навыков слогового анализа и синтеза помогают устранить и предупредить такие важные ошибки, как пропуски гласных звуков или добавление их. Учащиеся в ходе таких упражнений учатся выделять гласные звуки в слове, чтобы понимать сколько в слове слогов («сколько в слове гласных, столько и слогов…это знает каждый из учеников»).
Как мы знаем, существуют типы слогов: открытые (оканчиваются на гласный звук) и закрытые (оканчиваются на согласный звук). И вся сложность процесса зависит также от этих типов. Поэтому логопед даёт такие упражнения на слоги. Например:
Хлопни в ладоши один раз, если услышишь открытый слог, а два раза, если услышишь закрытый слог.
Ко, под, ла, ма, ак, а, пли, кла, от, кро, ол, ка, та, ли, ол, ус, ба.
Вставь вместо смайлика «☺» недостающие слоги в слова. Определи открытые они или закрытые.
ка-☺-та
☺-дук-ты
мо-ро-☺-но-е
☺-ка-ло
бо-☺-нок
ле-☺
де-☺-ка
☺-рел-ка
кро-ко-☺
☺-ка
суш☺
те☺фон
губ☺
тет☺
бе☺за
☺колад
маши☺
пы☺сос
короб☺
мис☺
Улыбнись, если первый слог в слове открытый и закрой глаза, если первый слог закрытый.
Лампа, лосось, красота, пурга, пенал, зима, нитка, обезьяна, пальма.
Составь слова с закрытыми слогами.
ар - __________
ёл- __________
фон - __________
дор - __________
кук - __________
свёк - __________
пад - __________
сос - __________
ход - __________
ник - __________
кус - __________
суш - __________
даш - __________
бел - __________
Обязательно на занятиях учащимся рассказываем о том, что:
В русском языке существуют односложные слова – это те, которые состоят из одного слога (дом, сок, сон, кран и т.п.).
Двусложные слова – это те, которые состоят из двух слогов (мо-роз, ма-ма, ле-то, о-сень и т.п.)
Трёхсложные слова – это те, которые состоят из трёх слогов (ка-ран-даш, ре-зин-ка, пы-ле-сос и т.п.).
На основании этого, предлагаем учащимся выполнить соответствующие упражнения, помня о «золотом» правиле – сколько в слове гласных, столько и слогов!
Послушай слово, определи количество слогов, подними соответствующую карточку с цифрой 1, 2 или 3.
Люк, кукушка, дым, море, игла, винегрет, рис, слон, вагон, телефон, солнце, царь.
Распредели слова по трем разным тучкам.
См. файл 1Составь слова из слогов. Выпиши слова, состоящие только из трёх слогов.
См. файл 1После знакомства с односложными, двусложными и трехсложными словами, переходим к практическим упражнениям на развитие навыка слогового анализа и синтеза.
Образцы упражнений можно увидеть в прикрепленной презентации!!! (файл 2, файл 3, файл 4).В заключении хотелось бы отметить, что использование таких упражнений поможет учащимся 2 классов сформировать представление о слоговой структуре слова и овладеть навыками анализа и синтеза слогового состава слова, что в свою очередь создаст хорошую основу для формирования и закрепления навыка правильного письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_zadaniy.pptx | 643.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Файл 2
Файл 3
Файл 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения на развитие навыков зрительного анализа и синтеза на уроках обучения грамоте.
Задания могут использоваться не только на уроках обучения грамоте, но и как самостоятельные упражнения во внеурочное время, на этапах коррекционной работы....
Конспект логопедического занятия с презентацией для 2 класса на тему развитие навыков слогового анализа и синтеза на материале сказки В.Бианки"Кто чем поёт"
Конспект логопедического занятия с презентацией для 2 класса Средней общеобразовательной школы...
Формирование слогового анализа и синтеза у учащихся младших классов
Одной из причин дисграфических ошибок у учащихся начальных классов является несформированность слогового анализа и синтеза. Предлагается комплекс упражнений, направленный на предупреждение и устранени...
Педагогический проект ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА
Цель проекта: формирование навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся первых классов с задержкой психического развития через специальные игры и упражнения в ...
Формирование навыков слогового анализа и синтеза у младших школьников
В статье говорится о важном значении логопедической работы по формированию навыков слогового анализа и синтеза у учащихся младших классов....
Упражнения для развития звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза у учащихся 2-3 классов
Упражнения направлены на развитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза у учеников 2-ых, 3-их классов. Исползовать данные упражнения можно как на коррекционных логопедических занятиях, так и ...