Индивидуальный маршрут коррекции, ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи
рабочая программа по логопедии
В данном материале представлены задачи обучения, направления работы, содержание логопедической работы, способы развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
индивидуальный маршрут коррекции для ребёнка с ТНР | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный маршрут коррекции
на 2021 – 2022 учебный год
…………………………………………………………….
Задачи обучения и воспитания:
- Развитие фонетической стороны речи: постановка, автоматизация звуков, дифференциация смешиваемых звуков;
- Развитие фонематических процессов;
- Знакомство с понятиями «предложение», «слово», «слог», «звук»;
- Знакомство со звукобуквенным анализом слова;
- Учить делить слова на слоги; соотносить звук со зрительным образом буквы;
- Совершенствование лексико-грамматической стороны речи (уточнение и обогащение словаря синонимами, антонимами, точными названиями качества предметов, усвоение многозначных слов, выраженных разными частями речи);
- Развитие навыка самоконтроля за речью;
- Обучение грамоте.
Направления работы | Содержание коррекционно-логопедической работы | Способы развития |
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха | Развитие слухового внимания, подражания Учить дифференцировать бытовые шумы и явления природы с опорой только на слуховой анализатор при прослушивании аудиозаписей; Учить реагировать двигательными и речевыми реакциями на характер звука и его изменение; Активизировать внимание на звуковых характеристиках явлений природы (шум вьюги в зимнюю стужу и шум ветра весной; интенсивный звук капели в солнечный день и слабый звук капели в пасмурный день) Восприятие звуковых характеристик предметов и явлений(тихо – громко, близко – далеко, быстро – медленно, долго – кратко) Знакомство со звуками живой природы (чириканьем воробья, карканье вороны, пение соловья, мычание коровы, блеяние козы, ржание лошади); Продолжать расширять звуковые представления (шуршание бумаги, шелест листьев, шум метлы по асфальту, звук падающей монеты, пластмассовой игрушки и резинового мяча); Учить дифференцировать звуковые впечатления в ходе восприятия явлений природы Опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам Учить дифференцировать предметы и явления по звуковым характеристикам (узнавать на слух производимые действия с бумагой – мять, рвать, складывать; учить опознавать последовательность трёх четырёх звуков природы); Дифференциация предметов и явлений по звуковым характеристикам Учить использовать условные звуковые сигналы как регулятор детского поведения; Восприятие пространственного местоположения звучащего предмета и ориентировка в пространстве знакомого помещения Учить дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре: локти – ногти, удочка – уточка, мишка – миска, малина – машина, мальчик – пальчик; Учить выделять заданное слово из предложенной фразы и отмечать это каким-либо действием; Учить подбирать слова с заданным звуком; Учить реагировать действием (хлопнуть, встать, поднять руки), услышав заданное слово в словосочетании или предложении. Формирование представлений о воспринятом Учить называть и группировать слова по заданному признаку; Учить запоминать наборы предложенных слов и словосочетаний (телефон, дом, жираф; бабушка, лягушка, игрушка; красивая девочка, высокий мальчик, мягкая игрушка); Учить определять первый и последний звук в словах дом, кот, лапа, рука, лук и т.д. с использованием зрительных опор – фишек; Учить группировать слова с заданным звуком, используя знакомые предметы, игрушки и картинки. | Компьютерные игры: «Весёлая читай-ка», «Учимся говорить правильно», «Домашний логопед». Шумовые баночки, Музыкальные инструменты, Звучащие предметы заместители, Музыкальная шкатулка. Музыкально-дидактические игры: «Спой песенку по картинке», «Отгадай на чём играю», «Ритмические полоски», «Какая музыка». Использование аудиозаписей и дидактических игр. Игры и упражнения исключающий зрительный анализатор (с завязыванием глаз), ориентирование на слуховое и тактильное восприятие. Игры «Где звенит?», «Стой, когда услышишь свисток», «Заиграла дудочка – поверни налево, услышишь хлопок – поверни направо» Упражнения «Хлоп – топ», «Сесть – встать», «Вверх – вниз», «Ладошка – кулачок», «Открыть глазки – закрыть глазки», «Ладошки вверх – ладошки вниз». Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, ССК. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза: «Кто в домике живёт?», «Рассели слова по домикам», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки», «Раздели и забери», «Собери букеты», «Подбери схему»… Разрезной алфавит, магнитная азбука. |
Развитие мелкой и артикуляционной моторики | Учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию с речевым сопровождением; Пассивная артикуляционная гимнастика Активная артикуляционная гимнастика | Массаж кистей рук: поглаживание, растирание, пощипывание, массаж шариком Су-джок и дополнительными средствами (масс. мячи, шишки, аппликаторы для ладошек и стоп, массажные коврики, подушечки с различным наполнителем). Активная и пассивная пальчиковая гимнастика Игры с пальчиками. Дидактическое пособие И.О. Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь» 6+ Массаж языка , шпателем, зубной щёткой Собирание губ в «трубочку» Растягивание губ в улыбку Поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен Опускание нижней губы с обнажением дёсен Приподнимание кончика языка шпателем верх Комплекс артикуляционной гимнастики для развития подъязычной уздечки; Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков КАГ № 1, 2, 3, 4, 5, 6… КГ для подвижности нижней челюсти и развития артикуляторного праксиса. |
Развитие дыхания и голоса | Дыхательная гимнастика с использованием игровых приёмов | «Снегопад» «Ветряная мельница» «Футбол» «Шторм в стакане» |
Совершенствование произносительной стороны | Постановка звука Ш; Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях; Дифференциация звуков Ш – С в слогах, словах, предложениях; Постановка и автоматизация звука Ж в слогах, словах, предложениях; Дифференциация звуков Ж – С; Ж – З в слогах , словах, предложениях; Дифференциация звуков Ш – С – Ж – З в свободной речи; Автоматизация звука Щ; Автоматизация звука Ч; Дифференциация звуков Щ – Ч в слогах, словах, предложениях; Постановка звуков Л –Ль; Автоматизация звуков Л – Ль; Постановка Р – Рь; Дифференциация звуков Л – Р; Ль – Рь в слогах, словах, предложениях, текстах, в свободной речи | Для каждого ребёнка упражнения и задания подбираются самостоятельно, в зависимости от уровня речевого развития |
Развитие речи и формирование коммуникативных способностей | Учить составлению высказываний о результатах наблюдений изменений в природе зимой, весной; Учить отвечать на вопрос о погоде (хмурая, солнечная, дождливая, тёплая, холодная, ветреная); составлять рассказ по картине «Ранняя весна»; Закрепить умение составлять рассказы по демонстрации педагогом последовательности событий; Уточнить понимание значения предлога около; Познакомить с использованием однокоренных слов в речи; Закрепить умение образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; Учить строить фразы из трех-четырёх слов по картинкам с использованием предлогов на, под, в, за, между, около, из; Закрепить умение задавать вопросы с наличием наглядной опоры (по картинке) и без неё (по результатам наблюдений в природе или свершившихся событий); Учить употреблять глаголы с разными приставками и составлять фразы по картинке («Мальчик закрыл дверь и открыл окно»). Учить понимать и употреблять в речи глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени. Познакомить со сказкой «Зайкина избушка», учить отвечать на вопросы по тексту и пересказывать; Формировать понимание прочитанного текста (Н, Сладков «Медведь и солнце»); Учить составлять различные рассказы по наглядной модели - схеме | Настольно-печатные дидактические игры: Лото «Два и пять», «Кто, где живёт?», «Мы любим спорт»…. по всем изучаемым лексическим темам Домино «Садовые ягоды», «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты», «Птицы», «Животные севера», «Полевые цветы», «Деревья»…. по всем изучаемым лексическим темам «Любимые сказки», «Путешествие колобка» и другие. «Играйка 1», «Играйка 2» «Играйка 3» , «Играйка 4», «Играйка 5», «Играйка 6», «Играйка-грамотейка» Сюжетно – ролевые игры: «Дочки-матери», «Хозяюшка», «Магазин», «В парикмахерской», «В кафе», «В прививочном кабинете», «Поликлиника – на приёме у врача», «Айболит», «Пограничники», «Перекрёсток», На стройке», «Моряки»… Игры и упражнения по театрализованной деятельности: игры-пантомимы, театрализованные игры, инсценировки, драматизация. |
Обучение элементарной грамоте | Учить выделять на слух слова с определённым звуком, выбирая их из пары названных слов (звук – в середине слова, в конце, в начале): норка – корка, сом – ком, сук – сок; Учить называть первый согласный звук при делении слов на слоги; Учить находить предметы на картинках предметы, названия которых начинаются с определённых согласных звуков; Учить соотносить согласные звуки с буквой; Учить определять первый звук в названии предметной картинки и находить соответствующую букву; Учить определять звук, с которого начинается слово, и находить соответствующую букву; Продолжать учить выделять звук в слове и определять его место (в начале, середине слова, конце) учить вставлять пропущенную букву в слова, используя картинки с изображением предмета и подписанным его названием; Учить сливать звуки в слоги, слоги в слова. | Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза: «Кто в домике живёт?», «Рассели слова по домикам», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки», «Раздели и забери», «Собери букеты», «Подбери схему», «Подбери слово», «Весёлый повар», «Повтори за мной», «Подскажи словечко», « Что лишнее?», «Весёлый грамотей», «Слоговая тропинка», «Логопедическое лото»… Лото, таблицы, домино, магнитная азбука. |
05.09.2021 Логопед: Стукалова С.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игра как средство социальной адаптации детей с тяжёлыми нарушениями речи
зачем и кому нужен воспитатель? кто может стать воспитателем? каким должен быть воспитатель?...
Нарушения познавательной деятельности у детей с задержками психического, речевого развития (ЗПР, ЗРР) и тяжёлыми нарушениями речи.
Рекомендации родителям,имеющим детей с нарушениями познавательной деятельности....
Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Особенности фонетико-фонематических компонентов речи младших школьников с ТНР и рекомендации по их развитию на уроках русского языка....
Индивидуальный маршрут коррекции устной и письменной речи при эфферентной моторной афазии
В работе представлен шаблон индивидуального маршрута по восстановлению устной и письменной речи у больного при эфферентной моторной афазии, а также рекомендации, методы, приемы работы...
Мастер-класс "Разработка и реализация индивидуального маршрута сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи, в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума"
Цель мастер-класса - поделиться опытом планирования коррекционно-развивающей работы в рамках сопровождения учащегося с ОВЗ специалистами школьного ППк. Мастер-класс направлен на отработку алгори...
Индивидуальная программа обучения ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью
В работе представлена полная характеристика ребёнка с тяжёлой у/о. Составлен календарно-тематический план обучения на дому....