Индивидуальная программа обучения ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью
календарно-тематическое планирование по логопедии (4 класс)
В работе представлена полная характеристика ребёнка с тяжёлой у/о. Составлен календарно-тематический план обучения на дому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТП обучения на дому ученика 4 го класса с тяжёлой у/о | 48.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная программа
обучения на дому учащейся 3 класса
---------------------------
Учитель: Стукалова С.Н.
--------------- учебный год
Индивидуальная программа обучения
Разработанная программа рассчитана на ------------- год обучения
Учебная нагрузка: Развитие речи и коммуникация – 2 часа, в год – 66 часов
Чтение – 2 часа, в год – 65 часов
Графика и письмо – 2 часа, в год – 66 часов
Математика – 3 часа, в год – 64 часа
Окружающий мир– 1 час, в год – 34 часа
Предметно-практическая деятельность – 1 час, в год – 34часа
Рисование – 1 час, в год – 34 часа
В основу программы взяты «Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталости: подготовительный, 1-9 классы» Екатеринбург, 2008г.,
Из-за индивидуальных возможностей девочки (частично говорящей) с тяжелым нарушением интеллекта, материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям. Занятия планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от возможностей ребёнка, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребёнку.
- Индивидуальные сведения о ребёнке
Ф.И.О. ребёнка: ----------------------------
Возраст ребёнка: 9 лет
Место жительства: ------------------------------
Мама: ------------------------------------------------
Папа: ----------------------------------------------
Брат: ------------------------------------------------------------
Год обучения в школе: 3 (индивидуальное, надомное)
Класс: 3
- Психолого-педагогическая характеристика:
Семья полная, состоит из 4-х человек (есть старший брат). Проживают в благоустроенной четырёхкомнатной квартире.
В семье девочку очень любят и заботятся о ней. У ребёнка есть место для игр и занятий, достаточно развивающих игрушек. Режим в семье соблюдается, о здоровье девочки родители заботятся, обследования и медикаментозное лечение проводят систематически.
По заключению ПМПК у ребёнка органическое поражение ЦНС.
У ребёнка ДЦП, несформированность языковых и речевых средств. Согласно медицинским сведениям состояние слуха соответствует норме.
Девочка передвигается с помощью взрослых, держась за руку. Ведущая рука левая. У ---------------------- нарушено переключение от одного движения к другому. Нарушение координации движений. Недостаточная согласованность действий рук. Мышцы пальцев рук напряженные, движения скованны, ограничены. Движения ведущей руки резкие, угловатые, нет плавности.
Характер деятельности носит нестабильный характер: целенаправленность и активность резко падают из-за высокой истощаемости внимания и потери интереса к заданию. Динамика деятельности неравномерная, темп крайне медленный. Работоспособность снижена. При выполнении заданий --------------------------- требуется организующая, наглядно-действенная и обучающая помощь взрослого.
Временные представления не сформированы, пространственные представления сформированы частично: называет и показывает части тела и лица, не дифференцирует правую и левую стороны.
Внимание неустойчивое, рассеянное, истощаемое, волевое усилие минимально, неустойчивое. Взгляд фиксирует на предмете ненадолго, наблюдается механическое скольжение внимания с одного объекта на другой, максимально концентрирует внимание на задании в течение 2-4 минут. При выполнении заданий требуется постоянная, индивидуальная, обучающая помощь взрослого, внешняя стимуляция.
Зрительное восприятие развито недостаточно: цвета не различает: с помощью взрослого соотносит и дифференцирует предметы по величине; затрудняется соотносить предметы по форме (круг, квадрат, треугольник).
Кругозор ограничен, знания отрывочны. Мышление наглядно-действенное. При выполнении заданий, требующих анализа, синтеза, сравнения, выделения главного, требуется обучающая помощь взрослого, хотя и она зачастую не дает должного эффекта.
Устная речь. Узнаёт изображения знакомых предметов на картинках. Понимает названия предметов по темам: фрукты, овощи, животные, посуда, мебель, одежда, обувь, сезоны. Путает понятия овощи-фрукты. Знает животных: заяц, медведь, кошка, собака, корова, конь; фрукты и овощи: яблоко, капуста, морковь; насекомых: бабочка; посуду: чайник, чашка; знает названия игрушек: мячик, кукла и т.д.
Очень нравятся вязкие материалы: пена, клейстер, пальчиковые краски.
Звукопроизношение нарушено, фонематический слух нарушен, слоговая структура слова сформирована недостаточно, грамматический строй не сформирован. Понимает простые инструкции. Ответы одним словом, речь невнятна, в речи использует слова и односложные слова: «Да», «Нет». Для выражения своих желаний и просьб употребляет слова, редко простые предложения. Связная речь не развита.
Чтение. Выучили буквы А О У И Ы М Н К П. Правильно и отчётливо произносит их в изолированной позиции. С помощью показывает предметную картинку, в названии предмета, изображенного на ней, есть требуемый звук. Находит и называет из предложенных букв изученные (а, у, о, ы, и, м, н, п, к). Образовывать из усвоенных звуков и букв слова (ау, уа; ам, ум, ма, му и т.д.) не может. Умение слушать стихи, короткие рассказы сформировано. Умение слушать сказки, рассказы, и следить за развитием действия не достаточно, быстро теряет интерес. Не понимает смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов учителя содержание в правильной последовательности не может; повторять за учителем небольшие потешки затрудняется, но знакомые и любимые ей стихи договаривает.
Письмо. Карандаш удерживает правильно. Графо-моторные навыки не сформированы. Движения на листе бумаги хаотичные. Учились проводить вертикальные и наклонные линии на ламинированной доске (в первом полугодии) и бумаге (второе полугодие). Обводка линий и фигур, а также закрашивание внутри контура пока для ----------------- без посторонней помощи затруднительны.
Математика. Количественные представления – различает множества «много», «мало», «один», «столько же»; узнаёт цифры 1 2 3 4 5 6; соотнесение числа и количества, а также выкладывание количества в соответствии с цифрой (числом) только с помощью учителя. Пространственные представления – картинку из двух частей не составляет; места расположения предметов вверху - внизу определяет; цвет с названием соотносит не всегда. Представления о величине – с помощью группирует предметы «такой» - «не такой»; может соотносить величины предметов с названием «большой» - «маленький»; с помощью раскладывает однородные предметы, возрастающих и убывающих по величине.
Эмоциональное состояние ребёнка устойчивое. В конфликтной ситуации внимание девочки легко переключить. Хорошо отзывчива на похвалу.
-------------- можно легко увлечь занятием, но требуется постоянная смена видов деятельности.
Навыки самообслуживания сформированы недостаточно. Требуется помощь.
- задачи, предметы, содержание обучения.
3 КЛАСС
Задачи обучения:
Расширять представления о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире, труде людей.
Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу.
развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам.
Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, расширять и активизировать словарь, обучать простым формам монологической речи.
Воспитывать у учащихся положительное отношение к труду, желание систематически выполнять посильные трудовые обязанности.
Продолжать обучать практическим навыкам рисования, лепки, рассказывания.
Развитие речи и коммуникация
Вводить в словарь : существительные, обозначающие профессии людей ( каменщик, маляр, плотник, тракторист, комбайнер, швея и т. д), название техники: ( экскаватор, подъемный кран. трактор, снегоуборочная машина, электромясорубка. пылесос и др.), прилагательные, обозначающие признаки предметов ( светлый, красный, горький, кислый, прочный, звонкий, веселый и др.), наречия, характеризующие трудовую деятельность людей ( старательно, слаженно, умело, бережно). Работу проводить с опорой на иллюстрации.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное и отчетливое произношение всех звуков родного языка.
Учить различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки: с –з, с –ц, ш – ж, ч – ц, с – ш, ж –з.
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове совместно с учителем. Отрабатывать интонационную выразительность речи по мере возможности ребёнка.
Грамматический строй речи. Работа по картинкам и иллюстрациям, составление предложений, словосочетаний, слов. Совершенствовать умение согласовывать в предложении существительные с числительными (на столе лежат пять груш).
Учить составлять с помощью учителя по картине простые предложения.
Связная речь. Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие тексты под руководством учителя, по вопросам и без вопросов.
Учить составлять по плану небольшие рассказы о предмете, по картине, набору карточек, совместно с учителем.
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера по теме под руководством учителя и совместно с учителем.
Планирование уроков по предмету «Развитие речи и коммуникация»
№ | Тема | Дата |
Вот и лето прошло! | ||
Школа. | ||
Учебные принадлежности. | ||
Игрушки. | ||
Игрушки и учебные принадлежности. | ||
Признаки осени | ||
Овощи. | ||
Овощи. Уборка овощей. | ||
Овощи: употребление в пищу | ||
Фрукты. | ||
Фрукты. Сбор овощей. | ||
Фрукты: сравнение, употребление в пищу | ||
Комнатные растения | ||
Уход за комнатными растениями | ||
Признаки зимы | ||
Птицы. | ||
Зимующие птицы: подкормка. | ||
Домашние животные | ||
Домашние животные. Уход за животными. | ||
Дикие животные | ||
Дикие животные | ||
Признаки весны. | ||
Весна. Праздник для мамы. | ||
Семья. | ||
Рассказ на тему «Семья дома» с опорой на личный опыт и условно-графические схемы. | ||
Одежда. | ||
Одежда для мальчика и девочки. (дифференциация) | ||
Одежда. Уход за одеждой. | ||
Обувь. Подбор обуви по сезону. | ||
Уход за обувью. | ||
Охрана здоровья. | ||
Охрана здоровья. | ||
Лето. | ||
Здравствуй, лето красное! |
Ознакомление с художественной литературой
Воспитывать у детей интерес к художественной литературе. Учить отвечать под руководством учителя на вопросы.
Примерный перечень произведений:
рус. нар сказки:» Заяц – хвастун», « Бабушка, внучка да курочка», « Крылатый, мохнатый да масляный», « Мороз, солнце и ветер», « Лисичка – сестричка и серый волк», «Сивка – бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», нанайская сказка «Айога», ненецкая сказка «Кукушка».
Рассказы: А.Барто « На заставе», Л.Воронковой « Таня выбирает елку», В.Осеевой « Почему?», « Плохо», К.Чуковского « Айболит», « Тараканище», П.Бажова «Серебряное копытце», К.Ушинский « Ветер и солнце», В. Бианки « Синичкин календарь», М.Горький « Воробьишко», С.Маршак « Рассказ о неизвестном герое», Н.Сладков « Осень на пороге».
Планирование уроков по предмету«Чтение»
№ п/п | Тема урока | Дата | Кол-во часов |
Работа со сказкой. «Заяц хвастун», подготовка к восприятию сказки (рассматривание картинок с героями, называние-показ) | 1 | ||
Слушание сказки (последовательность развития сюжета) | 1 | ||
Драматизация сказки (настольный театр) | 1 | ||
Пересказ-показ сюжета сказки по наводящим вопросам | 1 | ||
Сказка «Бабушка, внучка да курочка». Подготовка к восприятию | 1 | ||
Слушание сказки (последовательность развития сюжета) | 1 | ||
Драматизация сказки (картинки с героями) | 1 | ||
Пересказ-показ сюжета сказки по наводящим вопросам и картинкам | 1 | ||
Чтение Н.Сладков « Осень на пороге». | |||
Повторение. Работа по содержанию. Пересказ по картинному плану | |||
Работа со сказкой. «Крылатый мохнатый да масляный», подготовка к восприятию сказки (рассматривание картинок с героями, называние-показ) | 1 | ||
Слушание сказки (последовательность развития сюжета) | 1 | ||
Драматизация сказки (настольный театр) | 1 | ||
Пересказ-показ сюжета сказки по наводящим вопросам | 1 | ||
Слушание сказки « Лисичка – сестричка и серый волк» (последовательность развития сюжета) | 1 | ||
Драматизация сказки (картинки с героями) | 1 | ||
Пересказ-показ сюжета сказки по наводящим вопросам и картинкам | 1 | ||
Слушание сказки «Мороз, солнце и ветер» (последовательность развития сюжета) | 1 | ||
Пересказ-показ сюжета сказки по наводящим вопросам и картинкам | 1 | ||
Слушание сказки «Сивка – бурка» (последовательность развития сюжета) | 1 | ||
Пересказ-показ сюжета сказки по наводящим вопросам и картинкам | 1 | ||
Слушание сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (последовательность развития сюжета) | 1 | ||
Пересказ-показ сюжета сказки по наводящим вопросам и картинкам | 1 | ||
Слушание сказки «Айога», (последовательность развития сюжета) | 1 | ||
Пересказ-показ сюжета сказки по наводящим вопросам и картинкам | 1 | ||
Слушание сказки «Кукушка», (последовательность развития сюжета) | 1 | ||
Пересказ-показ сюжета сказки по наводящим вопросам и картинкам | 1 | ||
Чтение рассказа: А.Барто « На заставе» | 1 | ||
Повторение | 1 | ||
Чтение К.Чуковского « Айболит» | 2 | ||
Повторение. Работа по содержанию. Пересказ по картинному плану | 1 | ||
Чтение Л.Воронковой « Таня выбирает елку» | 1 | ||
Повторение. Работа по содержанию. Пересказ по картинному плану | 1 | ||
Чтение П.Бажова «Серебряное копытце» | 2 | ||
Повторение. Работа по содержанию. Пересказ по картинному плану | 2 | ||
Чтение К.Ушинский « Ветер и солнце» | 1 | ||
Повторение. Работа по содержанию. Пересказ по картинному плану | 1 | ||
Чтение В.Осеевой « Почему?», « Плохо»,… | 2 | ||
Повторение. Работа по содержанию. Пересказ по картинному плану | 1 | ||
Чтение К.Чуковского «Тараканище» | 1 | ||
Повторение. Работа по содержанию. Пересказ по картинному плану | 1 | ||
Чтение М.Горький « Воробьишко» | 1 | ||
Повторение. Работа по содержанию. Пересказ по картинному плану | 1 | ||
Чтение рассказа. В. Сутеев «Три котёнка». Подготовка к восприятию рассказа. | 1 | ||
Слушание рассказа (последовательность развития сюжета) | 1 | ||
Ответы на вопросы с помощью картинок | 1 | ||
Пересказ рассказа с помощью картинок | 1 | ||
Чтение В. Бианки « Синичкин календарь» | 1 | ||
Повторение. Работа по содержанию. Пересказ по картинному плану | 1 | ||
Чтение С.Маршак « Рассказ о неизвестном герое» | 2 | ||
Повторение. Работа по содержанию. Пересказ по картинному плану | 1 | ||
Слушание текста (опора на наглядность) | 1 | ||
Ответы на вопросы с помощью картинок | 1 | ||
Стихи о природе «Зайчик», «Жеребёнок», «Сельская песня», «Весна» | 1 | ||
С. Михалков «Трезор» Слушание (последовательность развития сюжета) | 1 | ||
С. Михалков «Котята»- считалочка | 1 | ||
С. Михалков «Про девочку которая плохо кушала» | 1 | ||
Пересказ текста (картинки) | 1 | ||
Зинаида Александровна «Утром», «Топотушки»… | 1 | ||
Потешки | 1 | ||
Потешки | 1 | ||
Любимые песенки «Спят усталые игрушки» | 1 | ||
Любимые песенки «Песенка кролика о морковке» | 1 | ||
Повторение | 1 | ||
Повторение | 1 |
Планирование уроков по предмету «Графика и письмо»
Раздел | № п/п | Тема урока | Дата | Кол-во часов |
Повторение | Работа с трафаретом | 1 | ||
Работа с шаблонами | 1 | |||
Обводка фигур по лини | 1 | |||
Письмо на ламинированной доске | Письмо наклонных линий по обводке | 1 | ||
Письмо элементов букв по обводке | 1 | |||
Письмо линий и элементов букв | 1 | |||
Буква С | Знакомство с написанием буквы С по обводке | 1 | ||
Отработка навыка самостоятельного письма по обводке | 1 | |||
Письмо элементов букв и буквы С по обводке | 1 | |||
Отработка навыка письма по опорным точкам | 1 | |||
Письмо. Отработка навыка | 1 | |||
Буква Т | Знакомство с написанием буквы Т | 1 | ||
Письмо буквы по обводке | 1 | |||
Письмо буквы Т в рабочей строке | 1 | |||
Письмо изученных букв по обводке | 1 | |||
Письмо Отработка навыка | 1 | |||
Буква Х | Знакомство с написанием буквы Х | 1 | ||
Письмо буквы Х по обводке | 1 | |||
Письмо буквы Х по обводке в рабочей строке | 1 | |||
Буква Ш | Знакомство с написанием буквы Ш по обводке | 1 | ||
Отработка навыка самостоятельного письма по обводке | 1 | |||
Письмо элементов букв и буквы Ш по обводке | 1 | |||
Отработка навыка письма по опорным точкам | 1 | |||
Письмо Отработка навыка | 1 | |||
Буква Л | Знакомство с написанием буквы Л | 2 | ||
Письмо буквы по обводке | 1 | |||
Письмо буквы Л в рабочей строке | 1 | |||
Письмо изученных букв по обводке | 1 | |||
Письмо Отработка навыка | 1 | |||
Буква Р | Знакомство с написанием буквы Р | 2 | ||
Письмо буквы Р по обводке | 1 | |||
Письмо буквы Р по обводке в рабочей строке | 1 | |||
Буква Н | Знакомство с написанием буквы Н по обводке | 1 | ||
Отработка навыка самостоятельного письма по обводке | 1 | |||
Письмо элементов букв и буквы Н по обводке | 1 | |||
Отработка навыка письма по опорным точкам | 1 | |||
Письмо Отработка навыка | 1 | |||
Буква З | Знакомство с написанием буквы З | 2 | ||
Письмо буквы по обводке | 1 | |||
Письмо буквы З в рабочей строке | 1 | |||
Письмо изученных букв по обводке | 1 | |||
Отработка навыка письма | 1 | |||
Буква В | Знакомство с написанием буквы В по обводке | 2 | ||
Отработка навыка самостоятельного письма по обводке | 1 | |||
Письмо элементов букв и буквы В по обводке | 1 | |||
Отработка навыка письма по опорным точкам | 1 | |||
Письмо. Отработка навыка | 1 | |||
Буква Ж | Знакомство с написанием буквы Ж | 2 | ||
Письмо буквы по обводке | 1 | |||
Письмо буквы Ж в рабочей строке | 1 | |||
Письмо изученных букв по обводке | 1 | |||
Письмо Отработка навыка | 1 | |||
Буква Б | Знакомство с написанием буквы Б | 2 | ||
Письмо буквы Б по обводке | 1 | |||
Письмо буквы Б по обводке в рабочей строке | 1 | |||
Повторение | Письмо изученных букв по обводке | 1 | ||
Письмо букв в рабочей строке по обводке | 1 | |||
Отработка навыка письма букв и линий в рабочей строке | 1 | |||
Повторение | 2 | |||
ВСЕГО | 66 часов |
Ознакомление с окружающим миром
Систематизировать и углублять представления о сезонных изменениях в природе.
Воспитывать любовь к природе родного края. Учить правильно вести себя в природе: бережно относиться к растениям, животным, ухаживать за ними.
Закреплять представления о растениях. Учить различать по коре, листьям, цветам, плодам и называть 4-5 деревьев, узнавать и называть 2-3 кустарника, 5-6 травянистых растений леса, луга, сада, 2-3 новых вида лесных ягод, грибов, распознавать 4-5 комнатных растений по форме, окраске листьев, стеблей.
Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста и развития от наличия влаги, света, тепла, питательных веществ.
Познакомить еще с 3-4 зимующими птицами, учить распознавать их по окраске, размеру.издаваемым звукам. поведению; познакомить с 2 видами бабочек, жуков. их названиями, дать представления о стрекозе, муравье, ящерице, о способах их передвижения ( летают, бегают).
Закреплять представления о временах года.
Осень. Дни становятся короче, ночи длиннее. Начинается похолодание, часто идут моросящие дожди, дуют сильные ветры. Листья постепенно меняют окраску, опадают.вянет трава. исчезают насекомые.
Колхозники собирают урожай овощей, утепляют помещения для домашних животных. Идет заготовка овощей и фруктов на зиму.
Зима. Самые короткие дни и длинные ночи. Холодно, мороз, падает снег (снежинками, хлопьями, крупой); водоемы покрываются льдом, земля - снегом. Деревья и кусты без листьев, не растут, так как отсутствую необходимые условия (нет тепла, воды, недостаточно света). Зимующие птицы питаются семенами растений. Их надо подкармливать.
Колхозники готовят семена к севу.ремонтируют технику. проводят снегозадержание.
Весна. День удлиняется, ночь укорачивается. Солнце греет сильнее. Тает снег, лед, вскрываются реки, начинает ледоход, бегут ручьи, оттаивает земля, появляются необходимые условия для роста растений, набухают почки.распускаются листья, начинает расти трава. зацветают цветы (сначала на солнечных, затем на теневых местах). Появляются насекомые. Больше становится птиц, они вьют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов.
Колхозники пашут землю, сеют хлеб, сажают овощи.
Лето. Самые длинные дни и короткие ночи. Жарко, иногда идут ливневые дожди, бывают грозы, радуга. Много зелени, растения растут, цветут, плодоносят. Колосятся, созревают хлеба.
Колхозники заготавливают сено, ухаживают за посевами, убирают хлеба.
Животный мир. Познакомить с домашними птицами (куры, гуси, утки), характерными признаками внешнего вида, повадками, с тем, как ухаживает за ними человек.
Продолжить знакомство с дикими животными, их повадками. Домашние животные – уход, условия для жизни.
Планирование уроков по предмету «Окружающий мир»
Раздел | № урока | Тема урока | Дата | Кол-во часов |
Жизнь животных, растений и людей осенью | Рассматривание собранных листьев, травы. | 1 | ||
Осень. Приметы осени | 1 | |||
Овощи и фрукты | 1 | |||
Урожай | 1 | |||
Работа осенью в огороде | 1 | |||
Работа в поле | 1 | |||
Работа на ферме | 1 | |||
Грибы и ягоды | 1 | |||
Деревья: берёза | 1 | |||
Домашние животные и их детёныши | Корова с телёнком | 1 | ||
Овца с ягнёнком | 1 | |||
Повторение по теме «Домашние животные, игра «Весёлая ферма» | 1 | |||
Жизнь животных, растений и людей зимой | Приметы зимы | 1 | ||
Волк зимой | 1 | |||
Заяц зимой | 1 | |||
Дикие животные | 1 | |||
Новый год | 1 | |||
Ворона | 1 | |||
Синица | 1 | |||
Птицы зимой | 1 | |||
Игры на свежем воздухе | 1 | |||
Прогулка в лесу | 1 | |||
Комнатные растения | Комнатные растения: фикус | 1 | ||
Комнатные растения: бальзамин | 1 | |||
Комнатные растения: уход | 1 | |||
Жизнь животных, растений и людей весной | Сосулька, капель, ручей | 1 | ||
Птицы весной | 1 | |||
Весна. Приметы весны | 1 | |||
Медведь и заяц весной | 1 | |||
Растения весной. Наблюдение за распускающейся веткой | 1 | |||
Животный мир | Домашние птицы: петух, куры | 1 | ||
Домашние птицы: гуси, утки | 1 | |||
Домашние птицы - повторение | 1 | |||
Лето | 1 |
Развитие элементарных математических представлений
Количество и счет. Познакомить учащихся с образованием чисел второго пятка.
Учить количественному счету в пределах 10.
Продолжать учить порядковому счету в пределах 10. правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы « Сколько?», «Который?», «Какой по счету?».
Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (« 6 >5, 5 <6»).
Получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет (5<6, если к 5и добавить один предмет будет по 6, поровну»; 6> 5, если из 6 предметов убрать один, то станет по 5, поровну»).
Учить составлять равные группы по заданному числу (по 8, по 9, по 10 предметов и др.).
Познакомить с составом числа из единиц в пределах 5 (на конкретном материале): 5 – это 1,1,1,1,1.
Величина.
Учить раскладывать предметы (до10) разной длины, ширины, высоты в возрастающем или убывающем порядке. Объяснять порядок расположения предметов и соотношение между ними.
Учить сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры.равной одному из сравниваемых предметов с помощью учителя.
Учить определять на глаз величину предметов: длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже) образца и равные ему
Геометрические фигуры. Познакомить с четырехугольниками. Учить узнавать и называть их.
Учить узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (круга, треугольника, четырехугольника).
Ориентировка в пространстве.
Закреплять и расширять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом.
Учить ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, внизу, вверху, в середине).
Ориентировка во времени.
Учить последовательно называть дни недели, называть какой сегодня день, какой был вчера, какой будет завтра. Дать представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.
Планирование уроков по предмету «Математика»
№ п/п | Тема урока | Дата | Кол-во часов |
Повторение пройденного во втором классе | 12 | ||
Выявление уровня сформированности элементарных математических представлений. | 1 | ||
Цвет предметов. Их различение, название. | 1 | ||
Понятие большой — маленький, | 1 | ||
Понятие, больше — меньше | 1 | ||
Размер предметов: большой – маленький, одинаковый по размеру. | 1 | ||
Геометрические фигуры: круг Понятие о количестве: много – мало, | 1 | ||
Геометрические фигуры: треугольник. Количественные понятия один – много. | 2 | ||
Геометрические фигуры: квадрат. Количественные понятия один – много. | 2 | ||
Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат. | 2 | ||
Признаки предметов: цвет, форма, размер. | 3 | ||
Размер предметов: высокий – низкий, одинаковый по высоте. | 1 | ||
Размер предметов: широкий – узкий, одинаковый по ширине. | 1 | ||
Размер предметов: длинный – короткий,одинаковые по длине. | 1 | ||
Способы сравнения (приложение, наложение) | 1 | ||
Количественные понятия: один - много. | 1 | ||
Числовой ряд 1, 2, 3, 4. (повторение) | 2 | ||
Число пять | 1 | ||
Число и цифра 5. | 1 | ||
Соотношение количества и цифры 5. | 2 | ||
Мера стоимости 1 коп.+1 коп.+… = 5 коп | 1 | ||
Число шесть | 1 | ||
Число и цифра 6. | 2 | ||
Соотношение количества и цифры 6. | 3 | ||
Порядковый счёт в пределах 6. | 1 | ||
Сравнение предметных множеств 5, 6. | 1 | ||
Числовой ряд 1, 2, 3, 4, 5, 6, . | 1 | ||
Числовой ряд 1, 2, …. Сравнение 5, 6. | 2 | ||
Порядковый счет: первый, второй. Сравнение. | 1 | ||
Операции с предметными множествами: сложить, вычесть. | 3 | ||
Число и цифра 7. | 1 | ||
Соотношение количества и цифры 7. | 3 | ||
Операции с предметными множествами: сложить, вычесть. | 3 | ||
Числовой ряд 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. | 3 | ||
Сравнение множеств 6,7. | 2 | ||
Неделя | 1 | ||
Число и цифра 8. | 1 | ||
Соотношение количества и цифры 8. | 3 | ||
Место числа 8 в числовом ряду. Числовой ряд 1, 2, 3, 4, …. | 2 | ||
Сравнение предметных множеств 7,8 | 3 | ||
Дни недели | 2 | ||
Число и цифра 9. | 2 | ||
Соотношение количества и цифры 9. | 3 | ||
Место и цифра 9 в числовом ряду. Числовой ряд 1 – 9 | 3 | ||
Сравнение предметных множеств, в пределах 9. | 3 | ||
Геометрический материал. | 1 | ||
Части суток | 1 | ||
Нумерация чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. | 3 | ||
Число и цифра 10. | 1 | ||
Число и цифра 10. Операции с предметными множествами. | 2 | ||
Закрепление чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Решение простых задач. | 2 | ||
Десяток – закрепление. | 3 | ||
Временные понятия: утро, день, вечер, ночь. | 1 | ||
Повторение | 6 | ||
ВСЕГО | 64 часа |
Предметно-практическая деятельность
Лепка. Учить лепить по представлению и с натуры знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуду.игрушки), передавая их характерные особенности.
Продолжать учить лепить посуду из целого куска пластилина ленточным способом.
Учить сглаживать поверхность посуды, делать предметы устойчивыми. Использовать в работе стеку.
Учить передавать в лепке выразительность образца, лепить фигуры человека и животных в движении. Подводить к сюжетной лепке.
Учить лепить птиц, животных. Человека по типу народных игрушек.
Учить расписывать гуашью изделия.
Аппликация. Учить создавать аппликации по представлению и с натуры. Продолжать учить вырезать круглые, овальные формы, составлять и наклеивать изображения из нескольких частей (цветы, ягоды, ветви деревьев, грибы).
Учить составлять декоративную аппликацию на основе народного искусства.
Учит вырезать предметы симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое (овощи, фрукты, посуда, одежда) и гармошкой (листья), создавать из вырезанных деталей композицию, располагая предметы на одной линии, на всем листе.
Совершенствовать умения в работе с бумагой: сгибать лист вчетверо, в разных направлениях, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (изготовление новогодних игрушек)
Учить работать по шаблону самостоятельно (ягоды, домик, дерево, цветы)
Работа с поролоном (снеговик, ягода, домик).
Работа с природным материалом (шишки, листья, веточки, мох).
Конструирование. Учить работать совместно с учителем. Поддерживать самостоятельность, творчество, инициативу, воспитывать трудолюбие, усидчивость.
Учить анализировать сделанные подделки самостоятельно и под руководством учителя.
Учить работать с мозаикой мелкой, пластмассовым конструктором. Учить заменять одни детали другими.
Планирование уроков по предмету «Предметно-практическая деятельность»
№ п/п | Тема урока | Дата | Кол-во часов |
«Вспоминая лето». Лепка: «Осенний цветок». | 1 | ||
Аппликация: «Цветик - семицветик» | 1 | ||
Лепка на картоне: «Дождик» | 1 | ||
Аппл.: «Осенний лист» | 1 | ||
Работа с мозаикой | 1 | ||
Аппл.: «Гриб» | 1 | ||
Лепка: «Мухомор» | 1 | ||
Лепка: «Овощи и фрукты» | 1 | ||
Аппл.: «Овощи на грядке» | 1 | ||
Лепка на картоне: «Домик» | 1 | ||
Работа с конструктором | 1 | ||
Лепка «Народная игрушка» | 1 | ||
Лепка на картоне (по контуру): «Снеговик» | 1 | ||
Аппл.: «Снеговик» | 1 | ||
Аппл.: «Новогодняя открытка» | 1 | ||
Лепка: «Ёлочная игрушка» | 1 | ||
Аппл.: «Ёлочные украшения» | 1 | ||
Аппл.: «Зимний лес» | 1 | ||
Лепка: «Птичка» | 1 | ||
Аппл.: «Птичка - невеличка» | 1 | ||
Работа с мозаикой | 1 | ||
«Дикие животные» Лепка: «Зайчик» | 1 | ||
Аппл.: «Заяц» | 1 | ||
Лепка: «Жук» | 1 | ||
Работа с конструктором | 1 | ||
Аппл.: «Божья коровка» | 1 | ||
Лепка: «Мишка – медведь» | 1 | ||
Аппл.: «Медвежонок» | 1 | ||
Лепка на картоне по трафарету: «Ёжик» | 1 | ||
Аппл: «Семья ежей» | 1 | ||
Лепка: «Цветок» | 1 | ||
Лепка: «Игрушка» | 1 | ||
Апликация: «Ягода» | 1 | ||
Работа с мозаикой | 1 |
Изобразительное искусство
Закреплять у учащихся интерес к изобразительной деятельности. Совершать изобразительные умения и навыки, учить изображать и раскрашивать предметы (овощи, фрукты, цветы, мяч, листья).
Учить выполнять работу аккуратно.
Развивать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству (использование раскрасок на любую тематику).
Закрепить навыки пользования карандашом и кистью.
Познакомить с иллюстрациями к детским книгам художников (Ю. Васнецова, Ю. Коровин, Е.Чарушин)
Предметное и сюжетное рисование. Закреплять навыки пользования карандашом, кистью.
Учить различать и использовать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, черный, белый) и их оттенки.
Познакомить со способами работы с акварелью. Закреплять умение хорошо насыщать кисть краской держать ее наклонно к бумаге при рисовании широких линий и вертикально – узких линий и точек ( дождь, радуга, облака, трава, солнце).
Учить наносить тонкий контур карандашом.
Учить рисовать цветы, фрукты, овощи, игрушки, передавать форму, пропорции предметов, расположение частей, окраску.
Декоративное рисование.
Учить составлению узоров на листе бумаги разной формы (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг) рисование ковра, платка, дорожки, узор в круге.
Учить на разнообразных формах ритмично располагать круги, точки, рисовать волнистые линии, завиток, травку, цветы, ягоды, листья.
Планирование уроков по предмету «Изобразительное искусство»
№ | Тема | Дата |
Графические упражнения – рисование прямых линий: машина едет, ... | ||
Графические упражнения – рисование вертикальных линий: бабочка садится на цветок | ||
Графические упражнения – рисование дугообразных линий: самолёт летит, ... | ||
Графические упражнения – рисование замкнутых круговых линий: ветка с ягодами | ||
Рисование (по показу) предметов разной величины - ёлочки | ||
Рисование (по показу) предмета круглой формы - яблока | ||
Рисование (по показу) прямоугольной формы - дорожного знака | ||
Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточки ели). | ||
Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек | ||
Раскрашивание матрёшки | ||
Рисование шарфика | ||
Рисование на тему «Снеговик» | ||
Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам | ||
Рисование с натуры игрушки-кораблика | ||
Рисование башенки . | ||
Рисование по замыслу «Что бывает круглое?». | ||
Декоративное рисование — узор в круге | ||
Тематический рисунок «Я ракету нарисую». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа обучения ребёнка, имеющего сложные и множественные нарушения развития
Программа составлена для ребёнка с диагнозом "тяжёлая умственная отсталость" на основе программы ЦЛП г. Псков. Данная ИПО содержит общие сведения о ребёнке, характеристику, направления педагогич...
Коррекционно- развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталости 1 клаа 1 год обучения
Коррекционно - развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. 1 класс.1 год обучения...
Коррекционно- развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталости 1 клаа 1 год обучения
Коррекционно - развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. 1 класс.1 год обучения...
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ для 5 года обучения
рабочая программа...
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок"
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок" для учителей-дефектологов коррекционных школ и реаб...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ для обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2. 1 класс
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающейся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности...
Конспект урока по русскому языку для индивидуального обучения ребёнка с лёгкой умственной отсталостью 4 класса
Урок с региональным компонентом...