Логопедическое занятие. Тема: "Звуки [з], [з,]. Буква З".
методическая разработка по логопедии (1 класс)
В методической разработке представлен сценарий логопедического занятия "Звуки [з], [з,]. Буква З" для учащихся первых классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedich._zanyatie_1_klass.docx | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие. Тема: Звуки [з], [з,]. Буква З.
Класс: 1
Форма организации занятия: групповая
Группа: ФФН
Цель: Формирование осознанного отношения к языковой действительности.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Развить фонематическое восприятие (дифференцирование звуков[з], [з,] по артикуляторным и акустическим признакам, обозначение их соответствующей буквой).
Коррекционно - развивающие:
Развить звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух. Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать положительную мотивацию к учению.
Оборудование:предметные картинки, сюжетная картинка, зеркала, схемы для звукового анализа, карточки
Ход занятия
Организационный момент
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на занятие. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Артикуляционные упражнения
Начнем мы наше занятие с разминки.Выполним артикуляционные упражнения. Приготовили зеркало.
«Улыбка»
Рот до ушей, показываем зубы.
«Чистим зубки»
Чистим нижние зубки с внутренней стороны.
«Горка»
Улыбаемся, широким языком упираемся в нижние зубы. Ставим язычок горкой.
«Ветерок»
Отложили зеркала, приготовили полоски.
Широким кончиком языка упираемся в нижние зубы. Дуем на полоску бумаги так, чтобы холодный воздух шел посередине языка.
- С-с-с!
Послушайте внимательно это звук: «С-с-с!». Этот звук нам пригодится на занятии!
Ш. Актуализация имеющихся знаний.
Работа со словами
Прочитайте написанные слова:слон, слива, сок, сено, семья, сом
Что вы заметили? Что общего имеют написанные на доске слова?
- Начинаются на С;
- Слива, сено, семья – оканчивается на гласный звук; слон, сок, сом - оканчивается на согласный.
- Сок, сом – состоит из 3 букв; слон, сено – состоит из 4 букв; слива, семья – из 4 букв.
Назовите еще раз первые звуки в словах. Сравните [с], [с,] по произношению.
- Какие они: гласные или согласные? Согласные. Почему? (Встречается преграда: зубы, язык)
- Звонкие или глухие? Глухие. Почему? (Горлышко не дрожит. Состоят из шума)
- Чем отличаются? (Звук [с] - твердый, [с,]-мягкий).
Закрепим наши знания. Я вам предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко»
- Как на тоненький ледок
Выпал беленький … (снежок). На какой звук начинается слово снежок? [с]
- Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг – вспорхнули яблоки.
Ведь это … (снегири). На какой звук начинается слово снегири? [с]
- Лесники её котят
Взять домой не захотят
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»
Потому, что это … (рысь). На какой звук оканчивается слово рысь? [с,]
- Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю … (зарядку). На какой звук начинается слово зарядка? [з]
Обратите внимание еще раз на последнее слово и повторите первый звук. Отличается ли он от [с], [с,]?
- 3. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.
На этом занятии мы познакомимся с этим новым звуком и его парой. Выделим новые звуки. В этом нам поможет чистоговорка.
Работа с чистоговорками.
Повторите чистоговорки:
За-за-за – уходи домой, коза.
Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.
Зи-зи-зи,зи-зи-зи - обезьянку привези!
Зя-зя-зя - обезьянам здесь нельзя.
Зи-зи-зи - раз нельзя-не привози.
- Какие звуки часто повторяются в первых двух строчках? [з]
- Назовите его мягкую пару. [з,]
- Так с какими звуками будем работать на занятии? [з], [з,]
Тема нашего занятия: Звуки [з], [з,]. Буква З.
Учитывая тему занятия, сформулируйте задачу занятия.
Познакомиться… (со звуками [з], [з,] и буквой, которая их обозначает).
Учиться отличать … (звуки [з], [з,]; букву З от других букв).
IV. Открытие нового знания.
- Фонетическая зарядка.
Приготовили зеркала.
- Как звенит большой комар?- З-з-з.
- Какой звук произнесли? [з]
- Артикуляционная характеристика.
- Что делают губы, когда произносим этот звук? (Улыбаются)
- Где находится кончик языка? (Внизу) Упирается в нижние зубы.
Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам.
Попробуйте ощутить струю выдыхаемого воздуха (З-з-з).
- Какая воздушная струя? Она прохладная, идёт посередине языка.
- Характеристика по звучанию.
- Встречается ли во рту преграда, когда произносим этот звук? Что мешает произносить свободно? (зубы, язык). Так какой этот звук гласный или согласный? (Согласный).
- Проверим работу голосовых связок.
- Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Произнесите звук (З-з-з).
- Горлышко дрожит или нет? (Дрожит). А теперь плотно закройте уши руками. Протяните (З-з-з). Как произнесли звук? (Звонко). С голосом и с шумом. Так какой же он? (Звонкий). Аналогичная работа со звуком [з,]
4. Фонетическая зарядка.
- Как звенит маленький комарик?
- З,-з,-з,.
- Какой звук произнесли?[з,]
5. Артикуляционная характеристика.
Губы в улыбке, язык напряжен, кончик языка сильнее упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута.
6. Характеристика по звучанию. Какой этот звук гласный или согласный?
Звонкий или глухой?
7. Сравнение звуков [з], [з,], определение сходства и различия.
Чем похожи звуки [з], [з,], какие они? (согласные, звонкие)
Чем отличаются? ([з]-твердый, [з,]- мягкий).
8. Игра «Хлопай, топай».
На слова со звуком [З] - хлопаем, со звуком [З,] – топаем.
(Зубы, Зина, Зоя, корзина, зебра, забор, загадка, задача, магазин)
Физминутка
9.Пальчиковые игры
Домик
Дом стоит с трубой и
крышей,
На балкон гулять я
вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам
Шарик
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
10.Работа по развитию речи. Посмотрите на сюжетную картинку. О какой букве мы построим рассказ? Что умеет делать буква? Как развлекается эта буква. Составьте одно предложение по картинке. А теперь послушайте мое стихотворение к этой картинке.
Буква З с зарей встает,
В зимний лес гулять зовет,
Зайца в зарослях укроет,
Горки для друзей построит.
- Что вы узнали про букву З?
- Что делает буква З на картинке? (Катается на лыжах)
- Что делают котята? (Катаются на санках)
- В какое время года катаются на лыжах и на санках? (Зимой)
11.Звуковой анализ слова (работа со схемами)
Составляем звуковую схему слова.
1 ряд – ЗИМА
2 ряд – ГОРКА
(взаимопроверка)
- сколько всего звуков?
- сколько гласных?
- сколько согласных?
В каком из данных слов есть З?
V.Закрепление знаний.
Какой буквой обозначаются звуки [з], [з,] на письме? (З)
1.Работа по карточке
Подчеркните букву З в ряду букв
П О А З У В З Ф П З Т Д
А З У В З Ф Я З Г К Б С П
Т Д Я З Г А З У В З П О А
2. Дифференциация написания схожих букв. Буквы Е, З
Рассмотрите буквы. Назовите их.
Чем они похожи? Чем отличаются?
В какую сторону смотрит Е? Изобразите букву Е.
В какую сторону смотрит З? Изобразите букву З.
В какой домик поселим букву Е? (В красный) Почему?
В какой домик поселим букву З? (В синий) Почему?
3.Составление букв из подручных материалов по выбору (бобы, горох, конструктор, пластилин).
4. Рассказ о своей букве по плану:
- Назови букву.
- Дай ей характеристику.
- Приведи примеры слов, в которых встречаются звуки, обозначающие буквой.
Физминутка
Тише, тише, Зоя спит.
А вот злой комар летит. (Дети изображают спящего ребёнка).
Зою будет он кусать,
И не даст он Зое спать. (Произносят: [з,], [з,], [з,]).
Мы прогоним комара, (Энергично машут руками).
Потому что спать пора (Снова «засыпают»).
Работа по карточке
Прочитать слоги. Найти лишние слоги (для слабочитающих учеников)
За – за – зи –за
Зу–зе – зу – зу
Зы – зы – зы – зо
Зи –зо – зо – зо
Зо – зо – зё– зо
Зи – зя – зи - зи
Найти слова (для хорошо читающих)
збязназрёзонтикзны
зёзгугвоздьзбёзрю
змизёзязипваза
зизипздегромздид
VI. Обобщение
Что узнали нового на уроке? С какими звуками работали на занятии? ([з], [з,])
Чем они похожи? (Согласные, звонкие)
Чем отличаются? ([з]-твердый, [з,]- мягкий)
Какое задание было трудным?
Какое задание вам понравилось?
О чем вы сегодня расскажите своим родителям о нашем занятии?
VII. Итог занятия. Рефлексия деятельности.
Поднимите цветную карточку с вашим настроением. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
конспект к занятию:Тема: Звуки [в] - [ф]. Буквы В в и Ф ф.
Тема: Звуки [в] - [ф]. Буквы В в и Ф ф....
Логопедическое занятие. Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К к. 1 класс
Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К к. 1 класс Цели:Познакомить детей со звуками [к], [к’] и с буквой Кк. Учить детей чётко произносить [к], [к’] и определять мест...
Логопедическое занятие . Тема "Звуки ш-ж. Буквы ш,ж".
Конспект логопедического занятия с группой учащихся 2 классов, имеющих нарушения письменной речи. На занятии дети различают на слух звуки ш-ж в словах, предложениях.Закрепляют навык звуко-буквен...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Звук С. Буква С.»
- закрепить четкое произношение звука С в слогах, словах, предложениях и связной речи....
Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...
Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "ЗВУКИ [Г - Г\'] И БУКВЫ Г,г" (1 дополнительный класс VII вид).
Тема: ЗВУКИ [Г - Г'] И БУКВЫ Г,г.ЦЕЛЬ: познакомить со звуками [Г - Г'] и графическим изображением буквы на письме. Задачи: учить дифференцировать звуки в [Г - Г'] слогах, словах. Тренирова...