НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
статья по логопедии

Котрова Екатерина Александровна

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Учителя-логопеды:

Блохина Е.В.

Комиссарова Е.В.

Котрова Е.А.

Коррекция недостатков речи  требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у обучающихся. Работа с детьми с ЗПР требует от логопеда постоянного самосовершенствования, применения новых интересных приемов. У наших детей неоднородный состав речевых нарушений, что затрудняет задачи комплектования групп. Так же среди них встречаются ребята, имеющие серьезные проблемы с соматическим и/или психическим здоровьем. Есть школьники, воспитывающиеся в неблагополучных семьях и поэтому отставшие от сверстников в развитии. Все больше встречаем мы в своей практике детей с СДВГ и РАС. Разнообразие детских проблем требует разнообразие подходов к ним. 

 Роль учителя-логопеда в процессе коррекции недостатков развития обучающихся с ЗПР велика. Работая в команде с другими специалистами, мы стремимся не только преодолеть речевые проблемы наших воспитанников, но сохранить и преумножить  детям здоровье, помочь сформироваться гармонично развитому человеку.

Перечисленные выше особенности детей с ЗПР ставят перед логопедом задачу использовать на практике новые технологии, адаптировать техники, применяемые для нормально развивающихся школьников.

Практика показывает, что с каждым годом количество детей с сочетанными нарушениями растёт.

Правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации. Своевременное устранение речевых нарушений предупреждает  их отрицательное влияние на формирование личности и на все составляющие здоровья обучающихся.

В данной статье мы рассмотрим некоторые технологии коррекционной работы учителя-логопеда.

Здоровьесберегающие технологии, влияющие на формирование гармоничной, творческой  личности, на проблему социальной адаптации детей,  на развитие личности ребёнка, помогают логопеду в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений.

Спасибо за внимание!

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_0.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Учителя-логопеды:

Блохина Е.В.

Комиссарова Е.В.

Котрова Е.А.

Работа с детьми с ЗПР требует от логопеда постоянного самосовершенствования, применения новых интересных приемов. Наши ученики очень разные. Среди них встречаются ребята, имеющие серьезные проблемы с соматическим и/или психическим здоровьем. Есть школьники, воспитывающиеся в, так называемых, неблагополучных семьях и поэтому отставшие от сверстников в развитии. Все больше встречаем мы в своей практике детей с СДВГ и РАС. Разнообразие детских проблем требует разнообразие подходов к ним. В то же время есть общие трудности данной категории детей:

  • недостаточность всех форм мыслительной деятельности;
  • нарушение речевого развития;
  • меньшая скорость приема, переработки сенсорной информации;
  • меньший объем информации, запечатляемой и сохраняющейся в памяти, низкая точность запоминания;
  • снижение как непроизвольного, так и произвольного внимания;
  • отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы;
  • трудности взаимодействия с окружающей средой и, прежде всего, с окружающими людьми;
  • замедленный темп психического развития в целом, повышенная утомляемость и высокая истощаемость.

 Роль учителя-логопеда в процессе коррекции недостатков развития обучающихся с ЗПР велика. Работая в команде с другими специалистами, мы стремимся не только преодолеть речевые проблемы наших воспитанников, но сохранить и преумножить  детям здоровье, помочь сформироваться гармонично развитому человеку.

Перечисленные выше особенности детей с ЗПР ставят перед логопедом задачу использовать на практике новые технологии, адаптировать техники, применяемые для нормально развивающихся школьников.

К завоевывающим все большую популярность методикам можно отнести, например, упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия - кинезиологические упражнения. Без качественного развития межполушарного взаимодействия страдает анатомо-физиологическая, материальная основа психического развития ребенка. Без развития этого взаимодействия требовать от ребенка успеваемости и успехов во всех видах учебной и иной деятельности, высокого интеллектуального развития – бессмысленно. Поэтому выполнение кинезиологических упражнений способствует развитию и укреплению здоровья школьников.

Они позволяют обеспечить успешное усвоение учебной программы детьми с ЗПР, а также скорректировать недостатки в письменной и устной речи. Кроме того этот вид работы направлен на развитие ловкости, координации, ориентировки в пространстве и т.п. Служит великолепной разрядкой – снимает физическое и психическое напряжение. При помощи таких тренировок, ребенок повысит уровень распределения внимания и будет более успешно учиться. Оно включает в работу оба полушария, что позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия, улучшить синхронизацию правого и левого полушария, координацию и пространственно-графическую ориентацию, а также подготовить руку к письму. 

Биоэнергопластика является новым интересным направлением по развитию речи детей. Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря этим упражнениям у учащихся улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы артикуляционного аппарата, развивается мелкая моторика и, соответственно, речь.

Криотерапия – одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Использование данного метода способствует: развитию тактильной чувствительности, активизации иннервации мышц тонкой моторики, развитию моторных центров коры головного мозга, в том числе зоны Брока – моторного центра речи. Игры со льдом вызывают у детей радостное настроение, дают много эмоционально ярких впечатлений. Представляют собой недорогой и эффективный метод закаливания.

Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат, поют, потому что болеют, а болеют, потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит». Большие возможности в здоровьесбережении, развитии техники речи детей представляет такая традиционная методика как дыхательная гимнастика. Однако, ее возможности велики благодаря появляющимся новым средствам по развитию дыхания.

Одними из современных методов работы с детьми отмечают арт-терапию, которая состоит в развитии и самовыражении маленького человека через творчество (рисунок, игру, сказку, музыку и т.п.). В работе мы используем различные техники: «кляксография», пальцевая живопись, рисование ладонями, рисование тычком жесткой полусухой кистью, рисование на манке. Детям эти техники очень нравятся. Они не требуют умелого изображения тонких линий. Здесь достаточно на первом этапе нарисовать правильную геометрическую фигуру или их сочетание, а затем наполнить рисунок цветом. Умение рисовать при использовании этих техник не влияет на качество восприятия рисунка.

В работе используем песок – с его помощью ребенок может расслабиться, успокоиться. Песок используем кинетический. Почему именно песок? Потому что игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение, снимает внутренние зажимы. Это доказано психологами во всем мире. Созданная ребенком картина из песка и комментарии к ней является творческим продуктом. Игры в песке развивают фантазию ученика. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка. Трогая руками песчинки школьники развивает мелкую моторику рук. Все это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития человека.

Простые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков речевого общения.

Желаем всем крепкого здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В данной статье описывается система дефектологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционно-развивающегося образования....

Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (2 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год

Рабочая   программа   по   курсу    коррекционно-развивающих   занятий      с психологом для обучающихся с ЗПР (вар...

Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (3 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год

У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Лубовский и др.).Исследования в...

Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (1 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год

Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР. Курс «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Работа с детьми с ЗПР требует от логопеда постоянного самосовершенствования, применения новых интересных приемов. Наши воспитанники очень разные. Разнообразие детских проблем требует разнообразие подх...

Методы и приемы работы учителя –логопеда с обучающимися с задержкой психического развития

Для активизации деятельности учащихся с ЗПР на логопедическихзанятиях можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития 2 класс на 2023-2024 учебный год

      Рабочая  программа  является  нормативно-правовым  документом, определяющим  организацию  логопедического  коррекционно-образовательного ...