Статья "Особенности работы с детьми с ТМНР, находящихся на досимволическом уровне коммуникации в условиях стационарного учреждения"
статья по логопедии

Новичкова Марина Михайловна

Дети с ТМНР испытывают трудности в общении и требуют к себе особого внимания. Среди них много таких, которые в силу различных причин оказываются неспособными разговаривать и общаться общепринятым способом. Но, они, как и мы имеют потребности в общении и коммуникации с окружающими. Для формирования у них навыков общения используются специальные методики, технологии и современные технические средства, позволяющие осуществлять невербальную коммуникацию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы с детьми с ТМНР, находящихся на досимволическом уровне коммуникации в условиях стационарного учреждения.

  Дети с ТМНР испытывают трудности в общении и требуют к себе особого внимания. Среди них много таких, которые в силу различных причин оказываются неспособными разговаривать и общаться общепринятым способом. Но, они, как и мы имеют потребности в общении и коммуникации с окружающими. Для формирования у них навыков общения используются специальные методики, технологии и современные технические средства, позволяющие осуществлять невербальную коммуникацию.

  В настоящее время в учреждениях социального обслуживания и образовательных организациях всё активнее используются методы, которые позволяют опираться на разные каналы коммуникации и выражать потребности с помощью невербальных средств.

Существуют семь уровней общения (коммуникации)

Уровень1. Ненамеренное (донамеренное) поведение;

Уровень 2. Намеренное поведение;

Уровень 3. Нестандартное общение (необщепринятая), (намеренное общение начинается здесь);

Уровень 4. Стандартное общение (общепринятая);

Уровень 5. Конкретные символы (символическое общение начинается здесь);

Уровень 6. Абстрактные символы;

Уровень 7. Язык (формальная).

Не каждый ребёнок сможет пройти каждый из 7 уровней общения, в зависимости от его когнитивных, сенсорных и двигательных навыков.

Например, некоторые дети могут не иметь сенсорно-моторных навыков для выполнения обычных жестов (уровень 4).

4 и 5 уровни общения  можно использовать с детьми, которые находятся на символическом уровне. И многие из них успешно овладевают способами коммуникации влючёнными в эти уровни.

Но есть группа детей, которые находятся на досимволическом уровне общения. Это дети, имеющие комплексные врождённые нарушения моторного, сенсорного и психического развития, обусловленные тяжёлым поражением центральной нервной системы.

Моторные нарушения обычно связаны с наиболее тяжёлыми формами ДЦП, при которых крайне ограничена двигательная активность ребёнка: он не способен самостоятельно сидеть, произвольные движения конечностей доступны ему лишь в очень незначительном объёме. Сенсорные нарушения могут распространяться как на одну, так и на большее число модальностей. Активная речь у таких детей не развивается.

Эта категория детей требует к себе особого внимания со стороны окружающих. Так как коммуникативные средства доступные им носят специфический характер и не всегда воспринимаются нами как коммуникативные проявления, это затрудняет коммуникативное развитие таких детей.

Сочетание выраженных моторных, сенсорных и интеллектуальных ограничений приводит к тому, что репертуар доступных этим детям средств общения отличается особым своеобразием и крайне ограничен: из него выпадают речь, мимика и жесты, составляющие основу коммуникации.

 В тех случаях, когда  при взаимодействии с ребёнком мы проявляем чувствительность к его внешним эмоциональным проявлениям, стараемся распознать его сигналы и вовремя на них реагировать, т.е. поддерживать коммуникативные инициативы ребёнка, происходит формирование и развитие элементарных коммуникативных способностей.

Остановимся подробнее на проявлениях активности ребёнка в качестве доступных им средств коммуникации:

  1. Направление взгляда и зрительный контакт (при сохранном предметном зрении).

Дети фокусируют взгляд на нашем лице, поддерживают  зрительный контакт, это воспринимается нами как коммуникативная активность ребёнка. По направлению взгляда мы можем определить, что именно в окружающем пространстве привлекло внимание ребёнка. Если же зрительный контакт прервался или взгляд сместился в сторону от объекта, интерес ребёнка угас.

  1. Поза тела.

Некоторые дети могут сидя с поддержкой, изменять наклон тела и поворачивать его. Такими действиями они выражают проявление интереса к человеку или объекту, к которому обращена поза. Если ребёнок отворачивается, он стремится избежать контакта.

  1. Вокализации.

Большинству детей доступно произнесение лишь отдельных гласных звуков, звукокомплексов, у некоторых наблюдаются скудные голосовые реакции, вокализации, подобие лепета. Все издаваемые ребёнком звуки (в том числе и плач) считывались нами как проявления эмоционального состояния или желаний ребёнка.

  1. Мимика.

Мимические проявления у данной категории детей однообразны и нечётки. Выражение лица, глаз может многое рассказать о нём, о его состоянии и самочувствии.  Мы считываем их как проявления эмоций ребёнка и стараемся увидеть в мимике ребёнка  какую-либо информацию «улыбается», «хмурится» и т.п.). От этого во многом зависит насколько ему будет комфортно.

  1. Дыхание.

Здесь возможны разные варианты: ровное дыхание, замирание дыхания на несколько секунд, учащённое дыхание, шумные вздохи. Чаще всего нами замечаются шумные вздохи, остальные  дыхательные проявления редко  попадают в сферу внимания. Все эти дыхательные проявления должны  расцениваться нами как эмоциональное состояние ребёнка.

  1. Тонус тела.

Изменения тонуса тела редко отслеживаются взрослыми, ещё реже считываются как связанные с изменением эмоционального состояния ребёнка. Тонус тела может быть как расслабленным, так и напряжённым (при ДЦП чаще нарастает спастика, ребёнок напряжён).

В ходе своих наблюдений мы отметили, что если обращать внимание на коммуникативные сигналы ребёнка, быть более внимательными к его внешним эмоциональным проявлениям, то постепенно они станут всё более явными и легко считываемыми для взрослого.  

 Например:

-  двигательное замирание в сочетании с задержкой дыхания, считывались нами как проявление испуга ребёнка;

- двигательное возбуждение с вокализациями, как проявление радости или возмущения, в зависимости от происходящего с ребёнком в данный момент.

Таким образом, мы видим, что, несмотря на все ограничения, имеющиеся у детей с ТМНР, у них есть потенциал развития средств коммуникации, реализация которого зависит от того, как именно будут с ним взаимодействовать  взрослые находящиеся рядом.  

 

 

                                                                                                               

                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в условиях стационарного учреждения

За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Многие специалисты считают, что, возможности успешной со...

Канистерапия в работе с детьми с ТМНР..

Канистерапия является очень популярным, оздоровительным направлением в зоомедицине, при котором лечение производится при помощи обученных собах....

Организация и осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР (метод сенсорной интеграции)

Сенсорная интеграция – процесс, во время которого происходит получение информации нервной системой от рецепторов всех чувств. Сегодня все больше рождается детей с отклонениями в развитии. Сенсор...

Организация и осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР

Дети с ТМНР существенно отличаются от других категорий лиц с особенностями психофизического развития тем, что находятся в значительной изоляции от внешнего мира, связанной с уменьшением доступных кана...

Опыт работы с детьми с ТМНР

Статья в Учительской газете № 10 от 9.03.2021...

МЕТОД РАЗРАБОТКА «Коррекционная работа с детьми с ТМНР в рамках в группах»

quot;Коррекционная работа с детьми с ТМНР в рамках сказкотерапии в группах" Занятие  подгрупповое, в подгруппе 2-3 человека. Мы пробираем группу так, чтобы она была однородна...

Статья «Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»

laquo;Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»...