Статья "Особенности работы с детьми с ТМНР, находящихся на досимволическом уровне коммуникации в условиях стационарного учреждения"
статья по логопедии
Дети с ТМНР испытывают трудности в общении и требуют к себе особого внимания. Среди них много таких, которые в силу различных причин оказываются неспособными разговаривать и общаться общепринятым способом. Но, они, как и мы имеют потребности в общении и коммуникации с окружающими. Для формирования у них навыков общения используются специальные методики, технологии и современные технические средства, позволяющие осуществлять невербальную коммуникацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosimvolnyy.osobennosti_raboty_s_detmi_s_tmnrk_seminaru_2.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы с детьми с ТМНР, находящихся на досимволическом уровне коммуникации в условиях стационарного учреждения.
Дети с ТМНР испытывают трудности в общении и требуют к себе особого внимания. Среди них много таких, которые в силу различных причин оказываются неспособными разговаривать и общаться общепринятым способом. Но, они, как и мы имеют потребности в общении и коммуникации с окружающими. Для формирования у них навыков общения используются специальные методики, технологии и современные технические средства, позволяющие осуществлять невербальную коммуникацию.
В настоящее время в учреждениях социального обслуживания и образовательных организациях всё активнее используются методы, которые позволяют опираться на разные каналы коммуникации и выражать потребности с помощью невербальных средств.
Существуют семь уровней общения (коммуникации)
Уровень1. Ненамеренное (донамеренное) поведение;
Уровень 2. Намеренное поведение;
Уровень 3. Нестандартное общение (необщепринятая), (намеренное общение начинается здесь);
Уровень 4. Стандартное общение (общепринятая);
Уровень 5. Конкретные символы (символическое общение начинается здесь);
Уровень 6. Абстрактные символы;
Уровень 7. Язык (формальная).
Не каждый ребёнок сможет пройти каждый из 7 уровней общения, в зависимости от его когнитивных, сенсорных и двигательных навыков.
Например, некоторые дети могут не иметь сенсорно-моторных навыков для выполнения обычных жестов (уровень 4).
4 и 5 уровни общения можно использовать с детьми, которые находятся на символическом уровне. И многие из них успешно овладевают способами коммуникации влючёнными в эти уровни.
Но есть группа детей, которые находятся на досимволическом уровне общения. Это дети, имеющие комплексные врождённые нарушения моторного, сенсорного и психического развития, обусловленные тяжёлым поражением центральной нервной системы.
Моторные нарушения обычно связаны с наиболее тяжёлыми формами ДЦП, при которых крайне ограничена двигательная активность ребёнка: он не способен самостоятельно сидеть, произвольные движения конечностей доступны ему лишь в очень незначительном объёме. Сенсорные нарушения могут распространяться как на одну, так и на большее число модальностей. Активная речь у таких детей не развивается.
Эта категория детей требует к себе особого внимания со стороны окружающих. Так как коммуникативные средства доступные им носят специфический характер и не всегда воспринимаются нами как коммуникативные проявления, это затрудняет коммуникативное развитие таких детей.
Сочетание выраженных моторных, сенсорных и интеллектуальных ограничений приводит к тому, что репертуар доступных этим детям средств общения отличается особым своеобразием и крайне ограничен: из него выпадают речь, мимика и жесты, составляющие основу коммуникации.
В тех случаях, когда при взаимодействии с ребёнком мы проявляем чувствительность к его внешним эмоциональным проявлениям, стараемся распознать его сигналы и вовремя на них реагировать, т.е. поддерживать коммуникативные инициативы ребёнка, происходит формирование и развитие элементарных коммуникативных способностей.
Остановимся подробнее на проявлениях активности ребёнка в качестве доступных им средств коммуникации:
- Направление взгляда и зрительный контакт (при сохранном предметном зрении).
Дети фокусируют взгляд на нашем лице, поддерживают зрительный контакт, это воспринимается нами как коммуникативная активность ребёнка. По направлению взгляда мы можем определить, что именно в окружающем пространстве привлекло внимание ребёнка. Если же зрительный контакт прервался или взгляд сместился в сторону от объекта, интерес ребёнка угас.
- Поза тела.
Некоторые дети могут сидя с поддержкой, изменять наклон тела и поворачивать его. Такими действиями они выражают проявление интереса к человеку или объекту, к которому обращена поза. Если ребёнок отворачивается, он стремится избежать контакта.
- Вокализации.
Большинству детей доступно произнесение лишь отдельных гласных звуков, звукокомплексов, у некоторых наблюдаются скудные голосовые реакции, вокализации, подобие лепета. Все издаваемые ребёнком звуки (в том числе и плач) считывались нами как проявления эмоционального состояния или желаний ребёнка.
- Мимика.
Мимические проявления у данной категории детей однообразны и нечётки. Выражение лица, глаз может многое рассказать о нём, о его состоянии и самочувствии. Мы считываем их как проявления эмоций ребёнка и стараемся увидеть в мимике ребёнка какую-либо информацию «улыбается», «хмурится» и т.п.). От этого во многом зависит насколько ему будет комфортно.
- Дыхание.
Здесь возможны разные варианты: ровное дыхание, замирание дыхания на несколько секунд, учащённое дыхание, шумные вздохи. Чаще всего нами замечаются шумные вздохи, остальные дыхательные проявления редко попадают в сферу внимания. Все эти дыхательные проявления должны расцениваться нами как эмоциональное состояние ребёнка.
- Тонус тела.
Изменения тонуса тела редко отслеживаются взрослыми, ещё реже считываются как связанные с изменением эмоционального состояния ребёнка. Тонус тела может быть как расслабленным, так и напряжённым (при ДЦП чаще нарастает спастика, ребёнок напряжён).
В ходе своих наблюдений мы отметили, что если обращать внимание на коммуникативные сигналы ребёнка, быть более внимательными к его внешним эмоциональным проявлениям, то постепенно они станут всё более явными и легко считываемыми для взрослого.
Например:
- двигательное замирание в сочетании с задержкой дыхания, считывались нами как проявление испуга ребёнка;
- двигательное возбуждение с вокализациями, как проявление радости или возмущения, в зависимости от происходящего с ребёнком в данный момент.
Таким образом, мы видим, что, несмотря на все ограничения, имеющиеся у детей с ТМНР, у них есть потенциал развития средств коммуникации, реализация которого зависит от того, как именно будут с ним взаимодействовать взрослые находящиеся рядом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных навыков у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в условиях стационарного учреждения
За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Многие специалисты считают, что, возможности успешной со...
Канистерапия в работе с детьми с ТМНР..
Канистерапия является очень популярным, оздоровительным направлением в зоомедицине, при котором лечение производится при помощи обученных собах....
Организация и осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР (метод сенсорной интеграции)
Сенсорная интеграция – процесс, во время которого происходит получение информации нервной системой от рецепторов всех чувств. Сегодня все больше рождается детей с отклонениями в развитии. Сенсор...
Организация и осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР
Дети с ТМНР существенно отличаются от других категорий лиц с особенностями психофизического развития тем, что находятся в значительной изоляции от внешнего мира, связанной с уменьшением доступных кана...
Опыт работы с детьми с ТМНР
Статья в Учительской газете № 10 от 9.03.2021...
МЕТОД РАЗРАБОТКА «Коррекционная работа с детьми с ТМНР в рамках в группах»
quot;Коррекционная работа с детьми с ТМНР в рамках сказкотерапии в группах" Занятие подгрупповое, в подгруппе 2-3 человека. Мы пробираем группу так, чтобы она была однородна...
Статья «Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»
laquo;Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»...