Опыт работы с детьми с ТМНР
статья по логопедии
Статья в Учительской газете № 10 от 9.03.2021
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnyh_navykov_u_detey_s_tmnr.docx | 16.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Ещё некоторое время назад существовала категория детей , так называемая «необучаемые». Это дети с интеллектуальными нарушениями: умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью. Такие дети не учились в школе. В связи с вступлением федеральных образовательных стандартов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), уделяется особое внимание обучению детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. ТМНР – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма, т.е. совокупность различных психофизических отклонений в развитии, возникающих , как правило, в следствии органического поражения центральной нервной системы. Для развития, в отличие от нормально развивающихся сверстников, этим детям требуется дополнительная помощь и поддержка коррекционных специалистов. Развитие детей с ТМНР идёт очень медленно и специфично.
1.
Задача учителя-логопеда - создание максимально комфортных условий для речевого развития ребёнка, формирование коммуникативных умений и навыков. Опираясь на диагноз - глубокую умственную отсталость и низкий уровень коммуникативного развития, определяются основные направления работы по формированию коммуникативных навыков:
- Обогащать эмоциональный опыт обучающихся .
- Включать детей в общение, побуждать учеников смотреть в лицо говорящего, реагировать на обращение.
- Формировать элементарные навыки общения.
2.
Часто педагоги, впервые сталкиваясь в своей работе с детьми, имеющими тяжёлые, множественные нарушения развития, зачастую не знают что делать. В настоящее время, несмотря на то, что у специалистов есть такой ресурс, как интернет, молодому педагогу не хватает информации по этой теме. Получив возможность работать на площадке Центра Содействия Семейному Воспитанию «Вера, Надежда, Любовь», хочется поделиться своим опытом работы с детьми, имеющими тяжелые, множественные нарушения развития.
Занятия проводятся систематически в игровой форме с использованием народного творчества: песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, сказки. На своих занятиях я часто использую музыку Железновой Е. для сопровождения пальчикового массажа. Детям очень нравится простая мелодия. Музыка вызывает у обучающихся радостное возбуждение. Дети прислушиваются, а спустя какое-то время, услышав знакомую мелодию, начинают делать самостоятельно массаж пальцев.
На своих занятиях я использую приёмы предметно-практической деятельности. Используя метод «рука в руке», мы создаём ёлочку на новый год, птичку, вернувшуюся с юга весной и много ещё разных предметов и животных.
3.
Дети на занятиях получают невероятные эмоции, которые помогают им развиваться и социализироваться.
Для создания оптимальных условий развития и социализации детей с нарушениями развития, важную роль занимает взаимодействие педагога с родителями. Педагог консультирует родителей на предмет общения со своими детьми. Особые дети требуют особого общения со стороны всех окружающих их взрослых. Необходимо создать вокруг ребёнка благоприятное речевое окружение. Говорить с ним спокойным и ласковым голосом, комментируя свои действия и ребенка.
Таким образом, создание условий для развития коммуникативных навыков является инструментом, который позволяет безболезненно, терпеливо и с большей степенью эффективности решать сложные вопросы, связанные с развитием ребенка, его обучением, социализации и качеством жизни.
Кабанова Оксана Николаевна учитель-логопед, ГКОУ ЦИО «Южный», тел: 8-967-152-17-29, oxana2208@yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Канистерапия в работе с детьми с ТМНР..
Канистерапия является очень популярным, оздоровительным направлением в зоомедицине, при котором лечение производится при помощи обученных собах....
Организация и осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР (метод сенсорной интеграции)
Сенсорная интеграция – процесс, во время которого происходит получение информации нервной системой от рецепторов всех чувств. Сегодня все больше рождается детей с отклонениями в развитии. Сенсор...
Организация и осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР
Дети с ТМНР существенно отличаются от других категорий лиц с особенностями психофизического развития тем, что находятся в значительной изоляции от внешнего мира, связанной с уменьшением доступных кана...
Статья "Особенности работы с детьми с ТМНР, находящихся на досимволическом уровне коммуникации в условиях стационарного учреждения"
Дети с ТМНР испытывают трудности в общении и требуют к себе особого внимания. Среди них много таких, которые в силу различных причин оказываются неспособными разговаривать и общаться общепринятым спос...
МЕТОД РАЗРАБОТКА «Коррекционная работа с детьми с ТМНР в рамках в группах»
quot;Коррекционная работа с детьми с ТМНР в рамках сказкотерапии в группах" Занятие подгрупповое, в подгруппе 2-3 человека. Мы пробираем группу так, чтобы она была однородна...
Статья «Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»
laquo;Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»...
рекомендации логопеда по работе с детьми, имеющими ТМНР
данные рекомендации предназначены дл учителей и воспитателей, работающими с детьми ТМНР...