Рабочая программа для 4 кл с ТНР
рабочая программа по логопедии (4 класс)

Попова Надежда Анатольевна

Рабочая программа коррекционного курса Логопедические занятия для 4 класса с ТНР (5.1)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logo_4_kl_.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на экспертном методическом совете.

от 31.08.    г

председатель совета _________

                                     Утверждаю:

                                     директор школы                  

                                     ____________

                              приказ № _____________ от 31.08.20   г  

                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА

4 класс (5.1)

Разработана:

учителем-логопедом первой

квалификационной категории

Поповой Н.А

                                                                           

2022-2023

Пояснительная записка

      Программа коррекционного курса предназначена для логопедической работы в общеобразовательной школе с обучающимися 4 класса  с ОВЗ (ТНР - 5.1)  с нарушениями письменной речи   и испытывающих  трудности при освоении   программы  по русскому языку.

          Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО и на основе рекомендаций и разработок ведущих специалистов в области коррекционной педагогики А.В Ястребовой, Т. П. Бессоновой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой. Программа реализуется через учебно-методическое пособие  А.В Китиковой, которое включает:  методические рекомендации к рабочим тетрадям по коррекции нарушений письма и рабочие тетради №1 и № 2 и  пособия Л.Н. Ефименковой " Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов".

Цель курса: коррекция нарушений  письменной речи у обучающихся  с ОВЗ  (5.1), способствующая усвоению программы по русскому языку и литературному чтению и их социализации.

Данный курс направлен на реализацию следующих задач:

 - развитие языкового анализа и синтеза;

 - развитие фонематического восприятия;

- развитие лексико-грамматического строя речи;

- формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;

- формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма;

 - уточнение, активизация и обогащение словарного запаса учащихся;

развитие мышления , зрительных и слухоречевых модальностей функций внимания и памяти;

- уточнение и развитие зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений;

- формирование познавательной активности и учебной самостоятельности, повышение мотивации и интереса к обучению;

 - развитие коммуникативных навыков; 

Характеристика коррекционного курса

В процессе реализации программы предусмотрено развитие речи в единстве всех ее функций (коммуникативной, познавательной регулятивной, контрольно-оценочной и др.) Основная концепция программы заключается в том, что своевременная и адекватная структуре речевого дефекта организация коррекционного обучения учащихся с ОВЗ (5.1) позволяет преодолеть данное нарушение, не допустить отставания в усвоении программного материала по русскому языку и по другим предметам.

Программа составлена с учетом программ обучения русскому языку в начальных классах общеобразовательной школы. Основополагающим в коррекционно-логопедической работе является развитие устной речи у детей, формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений, на базе которых и осуществляется коррекция.

Программа предполагает изучение русского языка в единстве с целенаправленным формированием у детей познавательной активности и самостоятельности, с формированием умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями.

Параллельно осуществляется работа по развитию памяти, внимания, мышления, слухового и зрительного восприятия, речевой активности, формированию УУД, общей и мелкой моторики, оптико-пространственных и пространственно-временных представлений.

      Методы и приемы  используемые при обучении

  - наглядно-демонстрационные (наблюдение, просмотр, прослушивание);

 - словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа);

 -  практические (упражнения, задания на орфографические правила, графические диктанты, развивающие и логические игры и др.)

Описание места коррекционного курса в учебном плане

В учебном плане данный курс  является элементом "Коррекционно-развивающей области" и проводится во внеурочное  время.

 В связи с тем, что у учителя - логопеда первые две недели сентября и последние две недели мая проходит логопедическая диагностика.

 Курс коррекционных занятий по трем блокам данной программы из расчета 2 академических часа на изучение коррекционного курса в 4 классе отводится 62 часа. Частота занятий 2 раза в неделю.

 Форма организации – подгрупповые занятия.

Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности   прогнозирования с точностью до занятия, возможной результативности коррекционной работы.

Содержание  курса  является базой для усвоения предметной области «Филология» и способствует успешному усвоению программ  по "Русскому языку"  и  "Литературному  чтению".

Планируемые результаты освоения коррекционного  курса для обучающихся с ТНР (5.1)

Личностные результаты

Курс ориентирован на формирование у обучающихся:

  • положительного отношения к школе и учебной деятельности;
  • этических норм поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся;
  • знаний и выполнения правил работы в группе, доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтного поведения, стремления прислушиваться к мнению одноклассников.
  • принятие и освоение  социальной роли обучающегося,  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения (ответственно относиться к занятиям:  быть готовым к занятиям, бережно относиться к школьным принадлежностям и т.д.);
  • мотивации к работе, бережному отношению к школьному имуществу и учебным принадлежностям;
  • самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • ориентироваться в учебных пособиях;
  • использовать различные способы поиска информации;
  • определять логику решения практической и учебной задачи;
  • анализировать учебную ситуацию с точки зрения языковых характеристик;
  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения и классификации;
  • группировать объекты (звуки, слова и т.д.) на основе существенных признаков;
  •  использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов (схемы слов, предложений, графических схем для характеристики звука).
  • проводить сравнение и классификацию объектов (звуков, слов) по заданным критериям;

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем-логопедом;
  • сохранять учебную задачу занятия (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда);
  • определять пути и средства достижения учебной цели;
  • с помощью учителя-логопеда планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей;
  • выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда;
  • осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);
  • работать в определённом темпе;
  • применять знания в новых ситуациях.
  • понимать причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

        Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, уметь передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, уметь задавать вопросы;
  • внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия;
  • свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии полученной инструкции;
  • соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба, во взаимодействии с одноклассниками и учителем-логопедом );
  • обращаться к взрослому или товарищу по группе за разъяснением;
  • адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя-логопеда;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек  зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

Предметные результаты

     В результате коррекционно-развивающей работы обучающиеся получат возможность  научиться:

  • дифференцировать при письме и чтении, на слух и в произношении звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство(звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, свистящие и шипящие звуки);
  • выполнять языковой анализ и синтез слов и предложений (определять место и последовательность звуков в словах; определять количество звуков и слогов в словах, определять количество, последовательность и место слов в предложении, предложений в тексте);
  •  разбирать слова по составу, видеть и называть части слова, образовывать слова с помощью суффиксов и приставок, подбирать однокоренные слова,  разбирать по составу доступные слова;
  • изменять имена существительные по числам, родам;
  •  подбирать прилагательные к подходящим по смыслу существительным;
  •  выделять в предложении подлежащее и сказуемое;
  •  осознавать важность орфографически грамотного письма;

Система оценки достижения планируемых результатов.

    Во время прохождения программы предусмотрено:

   - входящая диагностика (1-15 сентября) 

 - текущий мониторинг контрольно-измерительные материалы:     (проверочные работы, слуховые диктанты анализ письменных работ в классных тетрадях);

 - итоговая диагностика (15-30 мая);

Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.

 СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Коррекционная работа по преодолению нарушений  письменной речи ведется по трем блокам данной программы:

Программа  занятий включает 3 блока:

Основные разделы

кол-во часов

I

Развитие языкового анализа и синтеза

29

II

Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи

22

III

Совершенствование лексической стороны речи

11

Итого:

62

I БЛОК  Развитие языкового анализа и синтеза

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения 6-10 часов)

Работа над предложением предполагает: обобщение представлений о предложении как минимальной единице сообщения, высказывания; об основных признаках предложения; о грамматическом оформлении предложения с учетом его интонационной окраски (постановка точки, вопросительного, восклицательного знаков); определение границ предложения на основе смысла и интонации; выделение предложения из речевого потока; деление текста на предложения и предложения на слова; составление схем предложений; установление смысловой связи слов в предложении; установление грамматической связи между словами в предложении; конструирование предложений из слов; наблюдение за порядком слов в предложении; восстановление деформированного предложения и текста.

Дети учатся чувствовать смысловую и интонационную законченность предложения, синтаксическую основу предложения, то есть выделять в предложении главные члены — подлежащее и сказуемое, определять второстепенные члены предложения, их роль и отношение к подлежащему или сказуемому.

Проводится работа по дифференциации понятий «слово» — «предложение», по распространению предложений, по установлению смысловой и грамматической связи слов в предложении.  Особое место занимает работа над предлогами. Уделяется большое внимание определению значения предлогов в речи, раздельному написанию предлогов со словами.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога и слова -( 8–12 часов)

Работа над этим разделом программы начинается с дифференциации понятий «звук» — «буква», с уточнения представлений о существенных признаках гласных и согласных звуков, с характеристики согласных звуков, с совершенствования умения различать гласные и согласные звуки. После этого ведется работа над слоговым составом слова: определение количества слогов по числу гласных звуков в слове; определение последовательности слогов в слове; составление схем слов; формирование умения делить слова для переноса; проводится сопоставление слова при делении его на слоги и для переноса, а также определение слов с правильным и неправильным делением для переноса. В ходе работы над слого-ритмическим анализом слов дети обучаются дифференциации ударного и безударного гласного звуков по силе и длительности звучания, а также приобретают практический навык выделения ударного слога и ударного звука из слов различной слого-ритмической структуры. Уделено большое внимание различению правильности расстановки ударения, определению ударных и безударных гласных в слове, ударных и безударных слогов, развитию умения работать с схемами слого-ритмической структуры слова, а также определению ударения в словах-омографах (замок — замок) сравнительным анализом смысло- и форморазличительной роли ударения в словах.

Развитие фонематического анализа и синтеза, фонематического восприятия, фонематических дифференцировок (12–14 часов)

Логопедическая работа по данному направлению строится с учетом того, что фонетические знания и умения являются базовыми для формирования и развития многих орфографических умений. Работа по данному разделу направлена на получение детьми знаний о том,

что слово состоит из звуков — «звук» и «буква» — разные понятия, о смыслоразличительной роли звуков, букв; на дифференциацию фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство и, в первую очередь, на дифференциацию гласных I и II ряда; на наблюдение над несоответствием произношения и на- писания слов; на развитие умения слышать и видеть в словах «опасные места».

Формируются следующие умения и навыки:

• дифференциация гласных I и II; аналитический контроль над двоякой ролью букв Е, Е, Ю, Я;

• дифференциация парных и непарных мягких и твердых согласных; дифференциация мягких и твердых согласных в слогах, словах; обо-

значение мягкости согласных на письме гласными II ряда и буквой Ь (обязательно вспоминается правописание буквосочетаний жи-ши, ча- ща, чу-щу, -чк-, -чн-); звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова), особенно большое внимание уделяется звуко-буквенному анализу слов с мягким знаком и гласными II ряда, правильный перенос слов с мягким знаком в середине слова;

• дифференциация функций мягкого знака (Ь — показатель мягкости и разделительный Ь); различение и воспроизведение слогов, слов с

разделительным Ь, звуко-буквенный анализ слов с разделительным Ь,  правописание слов с разделительным Ь;

• дифференциация звонких и глухих согласных по акустическим характеристиками; формирование представления о сильной и слабой по-зициях согласных как основе нахождения орфограммы в слове; определение сомнительной согласной в словах, предложениях, текстах;

освоение правил их проверки (путем изменения формы слова (дуб — дубы) и словообразования (дуб — дубовый);

• развитие умения осознанно подбирать проверочное слово и обосновывать написание слова с непроизносимой согласной, используя  алгоритм проверки слов с непроизносимой согласной;

• закрепление знаний и умений, связанных с орфограммами в корне  слова.

В заключении проводится работа по развитию навыков фонематического  анализа, выполняется фонематический анализ слов различной  звуконаполняемости, в ходе которого учитывается, обобщается и закрепляется материал пройденных тем.

II БЛОК   Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи

Развитие словообразования  9–14 часов

На основе знаний о составе слова проводится формирование навыков правописания безударных гласных, звонких и непроизносимых согласных в корне слова, навыков правописания приставок и т.д. В программе уделяется большое внимание: морфемному анализу и синтезу слов; выделению единого корня в словах; роли морфем в словах; анализу групп родственных слов с целью выявления семантического сходства и выделения одинаковых корней; сравнительному анализу слов, близких по смыслу, но имеющих различные корни; выявлению семантических различий между словами, имеющими корни-омонимы (вода — водитель); подбору однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.

Большое внимание в этом разделе также уделяется уточнению и закреплению знаний о предлоге как о самостоятельном слове и о приставке как морфеме в составе слова. Ученики усваивают и совершенствуют практические навыки: словообразования с помощью наиболее частотных суффиксов и приставок (особое внимание уделяется образованию глаголов движения с помощью приставок, сходных по написанию с предлогами (с-, от-, за-, на-, по-, до- и др.); наблюдения за оттенками, вносимыми в слова приставками и суффиксами; нахождение и выделение в слове приставок и суффиксов; графического обозначения различных частей слова; дифференциации предлогов и приставок.

Развитие словоизменения  11–17 часов

Развитие процессов словоизменения включает: формирование представления о частях речи как о группах слов, объединенных общим значением (предметности, действия, признака предмета и др.); развитие умения строить и употреблять предложно-падежные конструкции; выработку умений пользоваться словом в правильной грамматической форме; усвоение отдельных грамматических значений; уточнение грамматического значения слов; закрепление связи грамматического значения с морфемами; развитие умения определять грамматические категории слов в словосочетаниях и предложениях, устанавливать связь слов в предложении.

В коррекционной работе этого раздела можно выделить три этапа:

I. Уточнение и усвоение грамматического значения имен существительных, имен прилагательных и глаголов, выработка умений различать грамматическое и лексическое значения словоформ с конкретным и абстрактным значениями.

II. Дифференциация имен существительных, имен прилагательных и глаголов.

III. Дифференциация частей речи в предложении, развитие умения устанавливать грамматические связи между его членами.

Уточнение и активизация знаний учащихся по теме «Имя существительное» предполагает развитие умения:

• определять род, число и падеж (4-й класс) имен существительных;

• определять существительные, употребляемые только в единственном или только во множественном числе;

• развитие умения употреблять предложно-падежные конструкции;

определять тип склонения имен существительных (1, 2 или 3);

• определять несклоняемые имена существительные;

• правильно писать безударные падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3 склонения в единственном числе;

• дифференцировать существительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на шипящий согласный, для написания Ь у существительных женского рода;

• определять роль существительного в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).

Уточнение и активизация знаний учащихся по теме «Прилагательное» предполагает развитие умения:

• определять род, число и падеж (4-й класс) имен прилагательных;

• изменять прилагательные по числам и родам;

• дифференцировать прилагательные мужского, женского и среднего рода;

• правильно записывать безударные окончания имен прилагательных;

• склонять имена прилагательные множественного числа;

• определять в словосочетании главное и зависимое слово, роль зависимого слова (конкретизация значения главного слова);

• правильно согласовывать в словосочетаниях и предложениях прилагательные с существительными.

Уточнение и активизация знаний учащихся по теме «Глагол» предполагает развитие умения:

• определять глаголы единственного и множественного чисел;

• изменять глаголы по временам, определять время глаголов;

• образовывать глаголы прошедшего времени;

• определять род глаголов в прошедшем времени;

• правильно согласовывать существительные и глаголы прошедшего времени в роде и числе;

• правильно писать окончания глаголов прошедшего времени.

Завершают работу по II блоку занятия, направленные на дифференциацию различных частей речи (имени существительного, имени прилагательного и глагола).

III БЛОК   Уточнение, активизация и обогащение словарного запаса учащихся  (12–20 часов).

Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, подобрать проверочное слово школьник должен иметь достаточный лексический запас. Необходимо подчеркнуть, что лексическая работа является сквозной и приоритетной задачей всего курса коррекционных занятий. Под руководством учителя-логопеда регулярно ведется наблюдение за значениями слов, в том числе однокоренных, за сочетаемостью слов; осуществляется уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей; обогащение словарного запаса учеников путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и с помощью развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.

 Логопедическая работа III блока основана на традиционной методике коррекции недоразвития речи у детей и ориентирована на количественный рост их словаря за счет усвоения новых слов и качественное обогащение словаря путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значения слов, переносного значения слов и словосочетаний.

На занятиях III блока учащиеся практически знакомятся с понятием многозначности, учатся использовать синонимические средства, применять антонимы, вводят в свой активный словарь фразеологические обороты, получают представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями (толковыми, синонимов, антонимов) и об употреблении слов в переносном значении. В процессе коррекционной работы по данной программе может быть использовано пособие из данного учебно-методического комплекта «Рабочая тетрадь для логопедических занятий по коррекции дизорфографии» (составитель А.В. Китикова).

Учебно-методическое обеспечение

Содержание

Автор

Издательство

Год издания

1

«Рабочая тетрадь для логопедических занятий по коррекции дизорфографии» № 1 и № 2

А.В. Китикова

Москва: Изд-во "Редкая птица"

2019

2

Методические рекомендации логопеду к логопедической тетради.

А.В. Китикова

Москва: Изд-во "Редкая птица"

2019

3

Тетрадь для проверочных работ к программе "Коррекция дизорфографии у младших школьников"

А.В. Китикова

Москва: Изд-во "Редкая птица"

2019

4

" Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов"  

Л.Н. Ефименкова

Москва:  Изд-во "Национальный книжный магазин"

2015

Дидактические логопедические игры:

1. дидактическая игра " Игра слов" - для формирования навыков звуко-буквенного анализа слова, развития логического и образного мышления, обогащения словарного запаса, развития внимания, зрительной памяти, -  ООО Учебно-методический центр "Ребус", 2013 год.

2. дидактическая игра "Логокарты" (составление слов из данных слогов, предложений из заданных слов, употребление предлогов в предложении). - ООО Учебно-методический центр "Ребус", 2015год.

3.  дидактическая игра "Калейдоскоп букв" для профилактики дисграфии и развития внимания -  ООО Учебно-методический центр "Ребус", 2014 год.

4. дидактическая игра "Непроизносимые согласные" для расширения словарного запаса и отработки навыков подбора проверочных слов; ООО Учебно-методический центр "Ребус", 2014 год.

5. дидактическая игра"Заманчивое предложение" для формирования навыка составления предложений, согласования слов, выделения членов предложения и грамматической основы предложения; ООО Учебно-методический центр "Ребус", 2017 год.

6. дидактическая игра "Товарищ мягкий знак". - серия "Грамматические игры" - для отработки навыков правописания мягкого знака в существительных.- АНО Центр образования и творческого развития "Ребус". - 2014г.

7. дидактическая игра "Спасти безударную".  - серия "Грамматические игры" - для отработки навыков подбора проверочных слов, расширения словарного запаса, развития внимания. - АНО Центр образования и творческого развития "Ребус". - 2014г.

Мультимедийное оборудование

             - ноутбук  -   интерактивные игры "Мерсибо" на флеш-накопителях - "В помощь логопеду" - 35 игр", "Обучение чтению" (36 игр для развития навыка чтения")

             - коллекция ЦОРов  по лексическим темам      - СД -диски  к пособию Л.Н. Ефименковой.

Календарно-тематическое планирование логопедического коррекционного курса 4 класс

  Тема занятия

Цели и задачи занятий

Кол-во часов

Дата

  1

2

3

4

5

 

Логопедическое обследование

Обследование устной и письменной речи

 

6.09

7.09

13.09

14.09

I  блок. Развитие языкового анализа и синтеза

1 раздел блока "Развитие анализа предложений" (7 часов)

   

1.

Предложение. Слово.

- Уточнение знаний  о предложении;

- дифференциация понятий "предложение " и "слово";

- развитие умения устанавливать грамматическую и смысловую связь между словами в предложении.

1

20.09

2.

Грамматическое оформление предложения.

Определение границ предложения.

• Развитие умения выделять предложения из потока речи, определять границы предложения

на слух, при чтении;

• развитие умения применять правило обозначения границ предложения на письме, правильно

выбирать знак в зависимости от типа предложения;

• демонстрация значимость правильного определения границ предложения;

• развитие умения слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложе-

ния;

• развитие навыка выразительного чтения и произношения предложений, с интонацией,

соответствующей знаку препинания;

• развитие умения замечать и исправлять ошибки

1

21.09

3

Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Уточнение знаний учащихся о повествовательных, восклицательных и побудительных

предложениях;

• демонстрация значимость использования интонации в речи;

• развитие навыка классификации предложений по цели высказывания и по эмоциональной

окраске;

• различие и использование интонационных знаков на письме, обозначение их соответствующей интонацией в голосе;

• развитие умения составлять различные по   цели высказывания и эмоциональной окраске  предложения

1

27.09

4

Главные члены предложения.

Распространенные и нераспространенные предложения.

• Уточнение знаний учащихся о главных членах  предложения;

• развитие умения выделять грамматическую основу простого двусоставного предложения;

• развитие умения составлять схему простого предложения;

• определение главных членов предложения на слух;

• распространение простых предложений с опорой на схему и без нее

1

28.09

5

Второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.

• Уточнение знаний учащихся о второстепенных членах предложения;

• развитие умения определять главные и второстепенные члены предложения;

• демонстрация значимость использования второстепенных членов предложения;

• развитие умения устанавливать связь слов в  предложении;

• развитие умения распространять предложения,  опираясь на схему и слова для справок;

• развитие умения построения грамматически  правильных предложений

1

4.10

6

Количественный и последовательный анализ предложения на слова

Развитие навыка анализа предложения, развитие умения определять количество и порядок

слов в предложении;

• формирование представления о слове как о единице предложения;

• развитие умения составлять схемы предложения;

• развитие умения составлять предложения по схемам

1

5.10

7

Предлоги. Значение. Правописание.

Экспресс проверка.

• Уточнение представлений о предлоге, о роли предлогов в речи;

• развитие навыка раздельного написания предлогов;

• уточнение конкретно-пространственных значений предлогов на основе их графического

изображения;

• развитие умения различать предлоги, правильно употреблять их в речи и на письме;

• развитие умения составлять предложения с предлогами.

1

11.10

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога и слова ( 9 часов)

8

Гласные и согласные звуки

• Дифференциация гласных и согласных звуков;   понятий «звук» и «буква»;

• уточнение представлений об отличительных  признаках гласных и согласных звуков;

• развитие умения распознавать гласные и согласные звуки;

• развитие умения выделять гласные из слов

1

12.10

9

Слогообразующая роль гласных. Типы слогов.

• Развитие умения определять количество слогов в слове, опираясь на количество гласных звуков;

• развитие умения выделять гласные из слов;

• уточнение представлений учащихся о слоге как  о части слова;

• развитие умения дифференцировать различные  типы слогов;

• развитие умения делить слово на слоги, опираясь на количество в них гласных звуков;

• развитие умения составлять из слогов слова  различной слоговой структуры

1

18.10

10

Правила переноса слов

• Развитие умения переносить слова с учетом   правил переноса;

• закрепление представлений о делении слова на  слоги;

• уточнение правил переноса слов;  

развитие умения определять слова, которые  переносить нельзя

1

19.10

11

Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры

• Развитие навыка деления слова на слоги, составления слова из слогов, определения количества  слогов в слове;

• развитие умения переносить слова с учетом  правил переноса

1

25.10

12

Ударение. Смысло и форморазличительная роль ударения.

• Уточнение представлений об особенностях ударного слога и роли ударения в речи;

• развитие умения дифференцировать ударные и  безударные гласные звуки в слове;

• развитие умения выделять ударный гласный на фоне слова, ударный слог в словах различной

звукослоговой структуры;

• развитие умения узнавать слово по его слого-ритмической схеме;

• смыслоразличительная роль ударения; (например слова: замок — замок)

1

26.10

13

14

Ударные и безударные гласные.  Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова.

• Уточнение представлений о правописании проверяемых безударных гласных в корне слова;

• формирование навыка правописания слов с проверяемыми безударными гласными в корне

слова;

• дифференциация ударных и безударных гласных;

• уточнение знаний о способах проверки безударных гласных в корне слова путем подбора

родственных слов и путем изменения формы   слова;

• формирование навыка работы по алгоритму  проверки безударной гласной в корне слова;

• развитие орфографической зоркости

2

8.11

9.11

15

16

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными

Проверочный тест

Уточнение представлений о правописании непроверяемых безударных гласных в корне слова;

• развитие умения выделять, распознавать ударные и безударные гласные в слове;

• развитие умения распознавать слова с поверяемыми безударными гласными и с непроверяе-мыми безударными гласными в корне слова;

• закрепление представлений о правописании слов с проверяемыми безударными гласными в

корне слова;

• уточнение представлений о единообразном написании корня в родственных словах;

• формирование умения запоминать словарные слова;

• развитие навыка работы по алгоритму проверки    безударной гласной в корне слова.

2

15.11

16.11

Развитие сложных форм фонематического анализа

17

Гласные 1-го   и 2-го ряда.

Йотированные   гласные

• Формирование представления о различии между «звуком» и «буквой»;

• дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда;

• уточнение представлений об образовании гласных 2-го ряда (йотированных гласных: е, е, ю, я),  об обозначении этими буквами двух звуков;

• уточнение представлений об обозначении мягкости согласных на письме буквами е, е, ю, я, и

22.11

18

Твердые и мягкие

согласные. Обозначение мягкости согласных на письме гласными 2-го ряда

• Развитие умения дифференцировать твердые и  мягкие согласные;

• уточнение представлений о способах обозначения мягкости согласных на письме: гласными

буквами 2-го ряда (е, е, я, ю, и) и буквой Ь;

• развитие навыка обозначения мягкости согласных на письме гласными второго ряда

1

23.11

19

Твердые и мягкие

согласные. Обозначение мягкости согласных на письме мягким   знаком

Развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные;

• обобщение представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных

звуков;

• формирование представление о роли мягкого знака как показателя мягкости и о его смысло-

различительной роли;

• развитие умения обозначать мягкость согласных  в конце и в середине слова при помощи Ь

1

29.11

20

21

Разделительный мягкий знак.

Мягкий знак – показатель мягкости согласных

Развитие умения различать Ь – показатель мягкости согласных на письме и разделительный Ь;

• уточнение представлений о разделительном Ь и Ь — показателе мягкости;

• формирование умения соотносить произношение слова и его написание;

• развитие умения образовывать существительные множественного числа, притяжательные

прилагательные;

• развитие умения правильно переносить слова  с Ь

2

30.11

6.12

22

23

Разделительные

Ь и Ъ знаки

• Развитие умения различать разделительные Ь и  Ъ знаки;

• обобщение знаний о правописании разделительного Ь и разделительного Ъ;

• формирование умения соотносить произношение слова и его написание;

• развитие умения образовывать слова при помощи приставок;

• активизация и обогащение словарного запаса учащихся

2

7.12

13.12

24

25

Звонкие и глухие согласные.

Правописание парных

звонких и глухих согласных в корне слова

уточнение представлений о глухих и звонких согласных;

• дифференциация звонких и глухих согласных;

• уточнение представлений о парных согласных  по звонкости–глухости;

• уточнение знаний о правописании слов с парными глухими и звонкими согласными в корне

слова;

• развитие умения распознавать в словах согласные, которые нужно проверять;

• формирование умения подбирать проверочные  слова;

• уточнение представлений о единообразном   написании корня в однокоренных словах

2

14.12

20.12

26

27

Непроизносимые согласные

• Развитие умения проверять слова с непроизносимыми согласными, используя алгоритм

проверки непроизносимых согласных в корне слова;

• развитие умения осознанно подбирать проверочное слово и обосновывать написание

проверяемого;

• обобщение знаний учащихся об орфограммах в   корне слова

2

21.12

27.12

28

Фонематический

анализ слов

Экспресс – проверка

Развитие фонематического анализа, синтеза,  представлений;

• Формирование навыка фонематического разбора слов по алгоритму.

1

28.12

29

Проверочная работа по всему блоку

Проверка усвоения знаний учащимися по I блоку программы;

• формирование навыка применения полученных знаний;

• развитие орфографической зоркости;

• повышение уровня самостоятельности и самоконтроля.

1

10.01

II БЛОК  Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи  (22 часа)

Раздел: Совершенствование навыков словообразования - ( 9 часов)

30

Состав слова.

Корень слова.

• Развитие навыка морфемного анализа;

• развитие умения выделять в словах корень

1

11.01

31

32

Родственные

(однокоренные) слова.

Уточнение понятия «родственные слова» и представлений о двух признаках родственных слов;

• развитие умения осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений и

общность буквенного состава;

• уточнение представлений о единообразном написании корня в родственных словах;

• развитие умения проводить дифференциацию разных «гнезд» родственных слов;

• осуществлять подбор слов с корнями-омонимами (гора — горе);

• активизация словарного запаса учащихся в процессе подбора родственных слов

2

17.01

18.01

33

Сложные слова

• Уточнение знаний о сложных словах;

• развитие умения находить и выделять два корня в сложных словах;

• развитие умения образовывать сложные слова  путем сложения двух основ при помощи соединительных гласных и без соединительных  гласных

1

24.01

34

35

Суффикс.

Смысловая нагрузка суффиксов

• Уточнение знаний учащихся о суффиксе как о части слова и его роли в речи;

• формирование навыка словообразования при  помощи суффиксов;

• образование названий детенышей животных,    профессий и т.д. с помощью суффиксов;

• правописание гласных в суффиксах с уменьшительно-ласкательным значением (-ек , -ик , -очк,-еньк)

2

25.01

31.01

36

37

Приставка.

Смысловая нагрузка приставок.

Уточнение знаний учащихся о приставке как о части слова и ее роли в речи;

• формирование навыка словообразования при помощи приставок;

• развитие умения находить и выделять приставки в словах;

• развитие умения различать смысловую нагрузку  приставок;

• правописание безударных гласных в приставках;

• разбор слова по составу

2

1.02

7.02

38

Предлоги и приставки.

Экспресс проверка.

Дифференциация приставок и предлогов;

• уточнение знаний учащихся о правописании   предлогов и приставок;

• развитие умения правильно использовать приставки и предлоги в речи.

1

8.02

Раздел: Совершенствование навыков словоизменения 

39

Имя существительное.

Род и число имен

существительных

Уточнение знаний учащихся по теме «Имя существительное»;

• грамматическое и лексическое значение имен существительных;

• развитие умения определять род и число имен существительных;изменение имен существительных по числам; развитие умения определять существительные, употребляемые только в единственном или только во множественном числе;

• уточнение правила постановки Ь после шипящих у имен существительных

1

.

14.02

40

41

42

Предложно- падежные

конструкции имен

существительных

Экспресс-проверка

Уточнение знаний учащихся по теме «Склонение имен существительных»;

• развитие умения определять род, число и склонение существительных;

• уточнение правила правописания окончаний существительных в косвенных падежах;

• формирование навыка правописания безударных окончаний существительных 1, 2 и 3 склонения.

3

15.02

21.02

22.02

43

Имя прилагательное.

Изменение по числам и родам имен прилагательных

Уточнение знаний учащихся по теме «Имя  прилагательное»;

• грамматическое и лексическое значение имен  прилагательных;

• развитие умения определять род и число прилагательных;

• развитие умения изменять прилагательные по  числам и родам

1

28.02

44

45

46

Предложно- падежные

конструкции имен

прилагательных

Развитие умения согласовывать имена существительные и имена прилагательные в числе,

роде и падеже;

• правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе

3

7.03

14.03

15.03

47

Глагол. Изменение по числам и временам.

Уточнение знаний учащихся по теме «Глагол»;

• грамматическое и лексическое значение глагола;

• формирование представления об изменении глаголов по временам и числам;

• развитие умения определять время и число  глагола;

• развитие умения изменять глаголы по числам и   временам;

• развитие умения находить в тексте глаголы  настоящего, прошедшего и будущего времени

1

21.03

48

Согласование имен

существительных и

глаголов в роде и числе

Развитие умения правильно согласовывать существительные и глаголы прошедшего времени в роде и числе;

• развитие умения образовывать глаголы прошедшего времени;

1

22.03

49

 Виды глагола

• Грамматическое и лексическое значение глаголов совершенного и несовершенного вида;

• дифференциация глаголов совершенного и  несовершенного вида;

• развитие навыка правописания окончаний глаголов прошедшего времени

1

4.04

50

Части речи

Дифференциация имен существительных, имен  прилагательных и глаголов;

• обобщение, систематизация, закрепление знаний учащихся о частях речи;

• развитие умения определять, к какой части речи относится слово;

• развитие умения преобразовывать слова одной  части речи в другую

1

5.04

51

Проверочная работа по всему блоку

Проверка усвоения знаний учащимися по II      блоку программы;

• формирование навыка применения полученных      знаний;    развитие орфографической зоркости;

1

11.04

III БЛОК  Развитие лексико-грамматического строя (10 часов)

Раздел Совершенствование лексической стороны речи

52

Слово и его лексическое значение.

Многозначные слова

• Уточнение знаний учащихся о лексическом значении слова, о многозначности слов;

формирование у учащихся представления о том, что многозначными могут быть слова, относящиеся к различным частям речи;

• расширение и обогащение словарного запаса,

• развитие языкового чутья, памяти, связной речи

1

12.04

53

Прямое и переносное значение слов

Уточнение знаний учащихся о прямом и переносном значении слова;

• развитие умения различать прямое и переносное значение слов;

• развитие умения находить в тексте слова с переносным значением

1

18.04

54

Антонимы

• формирование умения находить в тексте слова с противоположным значением;

• развитие умения самостоятельно подбирать  антоним к заданному слову;

• расширение и обогащение словарного запаса   путем введения в речь антонимов

1

19.04

55

Синонимы

Уточнение знаний учащихся о синонимах;

• развитие коммуникативных навыков путем введения в речь синонимов как средства выразительности и точности речи;

• активизация и обогащение словарного запаса  учащихся;

• формирование умения распознавать синонимы  в тексте;

• развитие умения отбирать синонимы из ряда  слов;

• развитие умения самостоятельно подбирать   синонимы к заданным словам

1

25.04

56

Антонимы и синонимы

• Дифференциация синонимов и антонимов;

• закрепление знаний о синонимах и антонимах;

• расширение и обогащение словарного запаса  учащихся путем введения в речь синонимов и антонимов

1

26.04

57

Омонимы.

Экспресс проверка.

Уточнение знаний учащихся об омонимах;

• формирование понимания того, что значения слов-омонимов не связаны между собой, как это

наблюдается у многозначных слов;

• дифференциация омонимов и многозначных   слов;

• формирование понимания важности различения значений слов-омонимов;

• расширение и обогащение словарного запаса  учащихся путем введения в речь омонимов;

• демонстрация на примере различных шуточных  стихов и каламбуров возможности использования омонимов для обогащения речи

1

2.05

58

59

Словосочетание

Уточнение представлений о словосочетании;

• развитие умения устанавливать связь слов в  словосочетании;

• развитие умения различать словосочетание, слово и группу слов, которая не составляет

словосочетания;

• развитие умения составлять словосочетание из   данных слов

2

3.05

10.05

60

Словосочетание и фразеологические обороты.

Уточнение представлений о фразеологических  оборотах;

Развитие умения объяснять лексическое значение фразеологических оборотов

1

16.05

61

Словосочетание и предложение.

Экспресс проверка.

Дифференциация словосочетаний и предложений;

• развитие умения различать и сравнивать предложение, словосочетание и группу слов, которая

не составляет ни предложения, ни словосочетания;

• формирование умения составлять словосочетания и предложения;

• формирование умения находить в предложении  словосочетания.

1

17.05

62

Повторение.

Проверочная работа по всему блоку

Проверка усвоения знаний учащимися по      III блоку программы;

• формирование навыка применения полученных   знаний;

• развитие орфографической зоркости;

• повышение уровня самостоятельности и самоконтроля

1

23.05

Итоговая логопедическая диагностика

Обследование устной и письменной речи обучающихся

24.05

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...