Рабочая программа для 3 кл с ТНР
рабочая программа по логопедии (3 класс)

Попова Надежда Анатольевна

Рабочая программа коррекционного курса №логопедические занятия" для 3 класса с ТНР (5.1)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logo_3_kl_5.1.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на экспертном методическом совете.

от 29.08.20   г

председатель совета_________

                                     Утверждаю:

                                     директор школы                  

                                                             ____________

                                    приказ _________от 30.08.20  г  

                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА

3 класс

Разработана:

учителем-логопедом первой

квалификационной категории

Поповой Н.А

                                                                           

…………г.

 

Пояснительная записка

     Настоящая  Программа предназначена для логопедической работы в общеобразовательной школе с обучающимися 3 класса  с ОВЗ (7.2)  с нарушениями письменной речи   и испытывающих  трудности при освоении   программы  по русскому языку.

          Программа разработана на основе рекомендаций и разработок ведущих специалистов в области коррекционной педагогики А.В Ястребовой, Т. П. Бессоновой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой. Программа реализуется через учебно-методическое пособие  Прокопьевой Т.И, которое включает:  методические рекомендации к логопедическому альбому по преодолению нарушений письма и логопедический альбом  и  Л.Н. Ефименковой " Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов".

Цель курса: коррекция нарушений недостатков  письменной речи у обучающихся  с ОВЗ  (7.2), способствующая усвоению программы по русскому языку и литературному чтению и их социализации.

Характеристика коррекционного курса

Данный курс направлен на реализацию следующих задач:

- практическое усвоение учащимися знаний о звуко-буквенном и слоговом составе родного языка, его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования и словоизменения;

- формирование и совершенствование навыка различения морфем и выбора правильного написания;

- совершенствование орфографического навыка письма и его автоматизация в письменной деятельности учащихся;

- формирование навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения (в устной и письменной речи).

- развитие навыка усвоения приемов умственной деятельности, необходимых для овладения новыми знаниями и умениями (наблюдение, анализ, сравнение и обобщение явлений языка);

 - развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими.

   Методы и приемы  используемые при обучении

  - наглядно-демонстрационные (наблюдение, просмотр, прослушивание);

 - словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа);

 -  практические (упражнения, задания на орфографические правила, графические диктанты, развивающие и логические игры и др.)

 

Описание места коррекционного курса в учебном плане

В учебном плане данный курс  является элементом "Коррекционно-развивающей области" и проводится во внеурочное  время.

 В связи с тем, что у учителя - логопеда первые две недели сентября и последние две недели мая проходит логопедическая диагностика  на изучение коррекционного курса в 3 классе отводится 62 часа. Частота занятий 2 раза в неделю,

 Форма организации – подгрупповые занятия.

Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности   прогнозирования с точностью до занятия, возможной результативности коррекционной работы.

Содержание  курса  является базой для усвоения предметной области «Филология» и способствует успешному усвоению программ  по "Русскому языку"  и  "Литературному  чтению".

Планируемые результаты освоения коррекционного  курса для обучающихся с ЗПР

Личностные результаты

Курс ориентирован на формирование у обучающихся:

  • положительного отношения к школе и учебной деятельности;
  • этических норм поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся;
  • знаний и выполнения правил работы в группе, доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтного поведения, стремления прислушиваться к мнению одноклассников.
  • принятие и освоение  социальной роли обучающегося,  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения (ответственно относиться к занятиям:  быть готовым к занятиям, бережно относиться к школьным принадлежностям и т.д.);
  • мотивации к работе, бережному отношению к школьному имуществу и учебным принадлежностям;
  • самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • ориентироваться в учебных пособиях;
  • использовать различные способы поиска информации;
  • определять логику решения практической и учебной задачи;
  • анализировать учебную ситуацию с точки зрения языковых характеристик;
  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения и классификации;
  • группировать объекты (звуки, слова и т.д.) на основе существенных признаков;
  •  использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов (схемы слов, предложений, графических схем для характеристики звука).
  • проводить сравнение и классификацию объектов (звуков, слов) по заданным критериям;

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем-логопедом;
  • сохранять учебную задачу занятия (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда);
  • определять пути и средства достижения учебной цели;
  • с помощью учителя-логопеда планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей;
  • выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда;
  • осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);
  • работать в определённом темпе;
  • применять знания в новых ситуациях.
  • понимать причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

        Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, уметь передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, уметь задавать вопросы;
  • внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия;
  • свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии полученной инструкции;
  • соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба, во взаимодействии с одноклассниками и учителем-логопедом );
  • обращаться к взрослому или товарищу по группе за разъяснением;
  • адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя-логопеда;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек  зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

Предметные результаты

     В результате коррекционно-развивающей работы обучающиеся получат возможность  научиться:

  • дифференцировать при письме и чтении, на слух и в произношении звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство(звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, свистящие и шипящие звуки);
  • выполнять языковой анализ и синтез слов и предложений (определять место и последовательность звуков в словах; определять количество звуков и слогов в словах, определять количество, последовательность и место слов в предложении, предложений в тексте);
  •  разбирать слова по составу, видеть и называть части слова, образовывать слова с помощью суффиксов и приставок, подбирать однокоренные слова,  разбирать по составу доступные слова;
  • изменять имена существительные по числам, родам;
  •  подбирать прилагательные к подходящим по смыслу существительным;
  •  выделять в предложении подлежащее и сказуемое;
  •  осознавать важность орфографически грамотного письма;

Система оценки достижения планируемых результатов.

    Во время прохождения программы предусмотрено:

   - входящая диагностика (1-15 сентября) 

 - текущий мониторинг контрольно-измерительные материалы:     (проверочные работы, слуховые диктанты анализ письменных работ в классных тетрадях);

 - итоговая диагностика (15-30 мая);

Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.

5. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Программа  занятий включает 4 раздела:

Основные разделы

кол-во часов

I

Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза. Повторение

15

II

Состав слова

17

III

Части речи

24

IV

Практическое овладение связной речью

6

Итого:

62

1 раздел. Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза. Повторение (15 часов)

Звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез слов. Характеристика звука. Слово и предложение. Предложение и текст. Выделение предложений из текста.  Составление предложений по заданной схеме.  Правила написания предложений. Заглавная буква в словах.

Обозначение мягкости согласных звуков двумя способами. Разделительный мягкий знак. Дифференциация мягкого знака - показателя мягкости и разделительного мягкого знака. Словообразование притяжательных прилагательных.

Согласные звуки и буквы. Парные и непарные согласные. Звонкие и глухие согласные. Оглушение парных согласных в конце слова. Оглушение парных согласных в середине слова.  Представление о сильной и слабой позиции звука. Проверяемые буквы согласных в конце и середине слова.

Предлог как самостоятельная часть речи. Предлоги в, на, с, над, под, из-под, за, из-за, через, между, перед, сквозь. Согласование предлога с существительным в единственном и множественном числе.

В данном разделе дети повторяют знания о звуках и буквах, выполняют звуко-буквенный и фонетический разбор слов, повторяют способы обозначения мягкости согласных, написание разделительного мягкого знака в словах.

Дети повторяют знания о предложении: виды предложений, знакомятся с логическим ударением и его ролью в речи, учатся восстанавливать предложения из слов, выделять из предложений словосочетания. Повторяют правила написания предложения.

 Тема "Согласные звуки и буквы" направлена на повторение материала о согласных звуках, обозначении их буквами. Дети учатся наблюдать несовпадение написания и произношения слов, рассуждают о причинах.  Отрабатывается механизм проверки орфограммы.  Закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости.

В теме "Предлоги"  посредством предлогов развивается пространственное ориентирование. Уточняются грамматические предложно-падежные конструкции, корректируются аграмматизмы в речи и на письме. В процессе  практической работы  с предложно-падежными  конструкциями дети учаться видеть  корень слова и выделять изменяемую часть - окончание. Формируется умение внимательно читать текст с последующим подбором подходящих по смыслу слов и предлогов.

Изучая тему "Простые и сложные предложения", учащиеся знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть, как главные, так и второстепенные члены предложения. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания.

Все  полученные знания и умения делают возможным  и логичным введение понятия о сложном предложении. Дети учатся составлять сложные предложении с различными союзами, развивается умение ставить запятую между частями сложного предложения.

2 раздел. Состав слова (17 часов)

Корень. Понятия "родственные слова", "однокоренные слова". Чередование согласных звуков в корне слова.

Приставка. Выделение приставки в составе слова. Приставочное словообразование.

Разделительный твердый знак. Дифференциация мягкого знака, разделительного мягкого знака, разделительного твердого знака.

Дифференциация предлогов и приставок.

суффикс. выделение суффикса в составе слова. Суффиксальное словообразование. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы, обозначающие профессии. Суффиксы прилагательных.

Окончание. Выделение окончания в составе слова. Согласование слов.

Состав слова. Разбор слова по составу.

Сложные слова. Образование сложных слов. Правописание соединительных гласных о и е.

Ударные и безударные гласные. Смыслоразличительная роль ударения. Сильная и слабая позиция гласной в корне слова. Способы проверки безударной гласной в корне слова. Однокоренные слова и паронимы (диво-дева). Слова омографы (замок - замок). Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (горе - горный - горение).

В разделе "Слово" повторяются знания о звуковом составе слова, обозначении звуков буквами и рассматривается слово с других точек зрения.:

 - морфемного состава и словообразования;

 - грамматического значения;

- лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В процессе и наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части. Знакомятся с корнем, однокоренными словами, приставкой, суффиксом, окончанием, их графическим обозначением.  Наблюдают за приставочным  и суффиксальным способами образования слов, дают определения частям слова.

В ходе изучения приставок дети учатся различать одинаковые по написанию предлоги и приставки, учатся образовывать слова с помощью приставок  и различать их грамматическое значение.

В теме "Разделительный твердый знак" формируются  навыки написания Ъ с опорой на звуковой анализ слов. В ходе практической работы со словом дети делают самостоятельный вывод о том, когда в слове пишется Ъ.

В теме "Суффиксы" формируются навыки суффиксального словообразования, предлагается оценить смысловые, эмоциональные возможности суффиксов.  Знакомятся с написанием гласной в суффиксах после шипящих. Дети тренируются в образовании слов, в разборе слов по составу.

При ознакомлении с окончанием рассматривается его функция, различие между изменением слова и образованием новых слов. На практике дети учатся согласованию слов, тем самым корректируются аграмматизмы в устной речи  и на письме. Занимательные задания формируют интерес к родному языку, способствуют усвоению приемов умственной деятельности.

Дети знакомятся со сложными словами, учатся анализировать их состав. Развивается навык словообразования новых слов.  

 Ведется работа по формированию предпосылок к усвоению орфограммы " Безударная гласная в корне слова" . Рассматриваются однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. . Происходит знакомство  с явлением чередования  согласных в корне слова  и лексическим значением однокоренных слов  с чередующимися согласными в корне.  Отрабатывается умение проверять букву безударной гласной в корне слова, в том числе на материале трехсложных слов - с двумя безударными гласными в корне. Эта работа связана с развитием орфографических умений.

При рассмотрении темы продолжается работа с группами однокоренных слов с омонимичными корнями. Важность подробного рассмотрения этой темы обусловлена тем, что при подборе проверочных слов дети ориентируются лишь на внешнюю их "похожесть", не задумываясь над смыслом. Цель заданий - научить детей быстро улавливать родственность слов, основанную  на общности их смыслового значения.

 Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне слова типа класс, аллея, теннис, и правило их переноса. Вводится новая орфограмма  - обозначение буквой на письме  непроизносимого согласного звука в корне слова. Используя прием сравнения слов по звучанию, дети учатся определять и проверять непроизносимый согласный звук.

Изучение морфемного состава слова позволяет решить одну из важнейших коррекционных задач - формирование у детей чувства языка.

3 раздел. Части речи (24 часа)

Имя существительное, его функциональное значение в речи. Дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов. Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных.  Изменение существительных по числам. Изменение существительных по вопросам (падежам).

Имя прилагательное, его функциональное значение в речи. Изменение прилагательных по родам, числам.  Правописание окончаний прилагательных. Словообразование прилагательных.

Удвоенные согласные. Непроизносимые согласные. Проверка непроизносимых согласных.

Глагол, его функциональное значение в речи. Словообразование глаголов. Время глагола. Согласование глагола прошедшего времени с существительным в роде и числе. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Нахождение в предложении грамматической основы.

Сложный для детей раздел, так как его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию.  Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а так же знаний о составе слова и словообразовании, атак же знаний из области лексики, синтаксиса. Этот раздел изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе, повышения орфографической грамотности.

Разнообразные занимательные задания, предполагающие практическую работу со словом, способствует коррекции аграмматизмов  в устной речи и при письме.

Изучение раздела проводится по единому плану. Рассматриваются грамматические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов, их роль в предложении. Закрепляются навыки словоизменения при согласовании слов. Рассматриваются изменения по падежам.  ведется работа по развитию навыков конструирования предложений.

В ходе изучения раздела дети формируют определения всех частей речи, делая записи в альбоме. Это способствует осознанному усвоению темы "части речи" и развивает навык продуцирования монологического высказывания.

4 раздел. Практическое овладение связной речью. (6 часов)

Антонимы. Синонимы. Фразеологические обороты. Однозначные и многозначные слова.

Составление предложений по опорным словам. Работа с деформированными предложениями. Распространение простых предложений. Составление словосочетаний заданных слов. Составление предложений из заданных словосочетаний.  Составление рассказа по заданному началу. Восстановление текста с пропущенными словами. Пересказ.

Понятие о простом предложении. Графическое изображение простого предложения. Составление простых предложений по графическим схемам. Простое предложение с однородными членами. Понятие о сложном предложении. Определение количества частей в сложном предложении. Графическое изображение сложного предложения. Смысловая роль запятой в сложном предложении. Составление сложных предложений с использованием различных союзов.

Повествовательный рассказ. Описательный рассказ. Последовательный рассказ. Рассказ по заданному началу.

Темы этого раздела проходят сквозной линией через все содержание программы.

Основные направления работы по развитию речи:

1) Количественное и качественное обогащение активного и пассивного словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных и тематических слов, синонимических и антонимических рядов, ознакомление с фразеологическими оборотами, многозначностью слов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью словв предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с однородными членами, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью, конструирование словосочетаний, предложений.

3) Развитие связной устной и письменной речи: составление различных видов текстов, текста с заданным началом, составление рассказа по данным словосочетаниям.

4) Продуцирование монологической речи с опорой на записи, схемы, таблицы.

7. Учебно-методическое обеспечение

Содержание

Автор

Издательство

Год издания

1

Логопедический альбом для коррекции нарушений письма и чтения у учащихся 3-го класса;

Прокопьева Т.И.

Чебоксары: Чувашск. кн. изд-во

2016

2

Методические рекомендации логопеду к логопедическому альбому.

Прокопьева Т.И.

Чебоксары: Чувашск. кн. изд-во

2016

3

" Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов"  

Л.Н. Ефименкова

Москва:  Изд-во "Национальный книжный магазин"

2015

Дидактические логопедические игры:

1. дидактическая игра " Игра слов" - для формирования навыков звуко-буквенного анализа слова, развития логического и образного мышления, обогащения словарного запаса, развития внимания, зрительной памяти, -  ООО Учебно-методический центр "Ребус", 2013год.

2. дидактическая игра "Логокарты" (составление слов из данных слогов, предложений из заданных слов, употребление предлогов в предложении). - ООО Учебно-методический центр "Ребус", 2015год.

3.  дидактическая игра "Калейдоскоп букв" для профилактики дисграфии и развития внимания -  ООО Учебно-методический центр "Ребус", 2014 год.

4. дидактическая игра "Непроизносимые согласные" для расширения словарного запаса и отработки навыков подбора проверочных слов; ООО Учебно-методический центр "Ребус", 2014 год.

5. дидактическая игра"Заманчивое предложение" для формирования навыка составления предложений, согласования слов, выделения членов предложения и грамматической основы предложения; ООО Учебно-методический центр "Ребус", 2017 год.

6. дидактическая игра "Товарищ мягкий знак". - серия "Грамматические игры" - для отработки навыков правописания мягкого знака в существительных.- АНО Центр образования и творческого развития "Ребус". - 2014г.

7. дидактическая игра "Спасти безударную".  - серия "Грамматические игры" - для отработки навыков подбора проверочных слов, расширения словарного запаса, развития внимания. - АНО Центр образования и творческого развития "Ребус". - 2014г.

             Мультимедийное оборудование

             - ноутбук

             -   интерактивные игры "Мерсибо" на флеш-накопителях - "В помощь логопеду" - 35 игр", "Обучение чтению" (36 игр для развития навыка чтения")

             - коллекция ЦОРов  по лексическим темам.

              - СД -диски  к пособию Л.Н. Ефименковой

Календарно-тематическое планирование логопедического коррекционного курса 3 класс

  Тема занятия

Основные виды учебной деятельности

Кол-во часов

Дата

  1

2

3

  4

5

 Логопедическое обследование

Обследование письма, чтения  и устной речи

Знакомство с кабинетом и правилами поведения в нем; Знакомство с логопедическим альбомом;

 

2

I  раздел. Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза ( Повторение - 15 часов)

   

1.

2.

Звуки и буквы. Характеристика звука.

Предложение и текст

 Слышать, выделять гласные и согласные звуки. Характеризовать звуки гласные и согласные, соотносить звуки с соответствующими буквами. Выполнять звуко-буквенный анализ слова. Ставит ударение, делить слова на слоги для переноса. Характеризовать функцию гласных букв. Различать ударные и безударные слоги, обозначать ударный слог в схеме слова. выполнять фонетический разбор слова.

Называть признаки предложения. Разделять сплошной текст на предложения. Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии с интонацией предложения. Читать предложения с разной интонацией. писать заглавную букву в именах собственных, кличках, географических названиях. Конструировать предложения из заданных слов.

2

3.

4.

5.

6.

7.

Обозначение мягкости согласных.

Разделительный

мягкий знак.

Дифференциация функции мягкого знака.

Закрепление. Проверочная работа

Слышать, различать, выделять мягкие и твердые согласные в словах. Обозначать мягкость согласных звуков двумя способами. Соотносить количество звуков и букв в словах. Объяснять причину расхождения количества звуков и букв. Слушать, называть, записывать слоги с разделительным мягким знаком. Образовывать притяжательные прилагательные.

Различать написание мягкого и разделительного мягкого знака с опорой на речевой слух. Использовать на письме Ь, разделительный Ь. Контролировать свое письмо. Устанавливать различия при чтении слов с разделительным Ь и Ь знаком- показателем мягкости

5

8.

9.

10.

Парные согласные в конце слова.

Парные согласные в середине слова.

Называть парные и непарные согласные. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность подбора родственных слов.  группировать слова с изученными орфограммами.  

Находить и подчеркивать орфограммы в предложениях. Выполнять задание в соответствии с заданным алгоритмом. Писать графический диктант.

3

11.

12.

13.

14.

15.

Предлоги В - ИЗ, НА - С, К - ОТ

Предлоги НАД- ПОД, ИЗ-ПОД

Предлоги ЗА, ИЗ - ЗА,

Предлоги ПЕРЕД ЧЕРЕЗ, СКВОЗЬ, МЕЖДУ

Проверочная работа.

Рисовать схему предлогов. Распознавать пространственное расположение предлогов.

Писать предлоги со словами раздельно.  Составлять предложения с предлогами. Подбирать пропущенные предлоги в предложениях. Читать с интонацией текст.

Дифференцировать смешиваемые предлоги В-НА в винительном и предложном падежах. С - ИЗ, ИЗ - ЗА в родительном падеже; НАД - ПОД в творительном падеже.

5

II раздел.  Состав слова - 18 часов

16.

Корень

Наблюдать за однокоренными словами. Активизировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня. Находить корень в группе однокоренных слов. Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем. Образовывать однокоренные слова.

 

1

 

17.

18.

19.

20.

Приставка.

Разделительный твердый   знак.

Дифференциация предлогов и приставок

Закрепление. Проверочная работа

Образовывать слова с помощью приставок. Находить и обозначать в словах приставку и корень. Писать слитно приставку со словом.  Подбирать приставки к словам по смысловому значению.

Различать звучание слов с разделительным твердым знаком и без него. Писать правильно слова с Ъ. Выполнять звуко-буквенный анализ слов с Ъ.  Видеть в предложении слова с приставками схожими по написанию с предлогами. Отличать предлоги от приставок.

4

21.

22.

23.

24.

Суффикс.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Суффиксы обозначающие профессию.

Суффиксы прилагательных.

Выделять в слове суффикс. Образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образовывать слова обозначающие профессии людей, относительные прилагательные с помощью различных суффиксов, осознавать значимость использования таких слов для успешного общения. Группировать слова с омонимичными корнями, объяснять их лексическое значение. Подбирать пропущенные слова в предложениях. Образовывать прилагательные от существительных. Составлять рассказы по заданным словам. Подбирать прилагательные к существительным.

4

25.

Окончание.

Проверочная работа

Выделять в словах окончание, действуя по алгоритму. Подбирать прилагательные к существительным. Формулировать вывод о значении окончания на основе практической работы со словом.

1

26

Состав слова

Систематизировать знания о составе слова, давать определение с опорой на схему,  разбирать слова по составу

1

27

Сложные слова.

Находить в предложении сложные слова путем выделения двух корней и соединительной гласной О-Е. Образовывать сложные слова из заданных слов. Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней. Использовать в речи и правильно писать сложные слова.

1

28.

29.

30.

31.

32.

Ударные и безударные гласные.

Безударные гласные в корне слова.

"Гнезда"родственных слов.

Однокоренные слова и паронимы.

Проверочная работа.

Правильно ставить ударение в словах, различать ударный и безударный гласные звуки. Наблюдать за смыслоразличительной ролью ударения в словах - омографах и ссловах-омоформах.

Наблюдать несоответствие безударного гласного звука и соответствующей буквы в корне при написании и произношении.  

Находить и подчеркивать орфограмму. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность подбора слов. Подбирать слова разных частей речи для проверки безударной гласной в корне слова.

5

III раздел. Части речи  - 24 часа

1

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

Имя существительное

Род имен существительных

Изменение существительных по падежам.

Винительный падеж

Родительный падеж.

Дательный падеж

Творительный падеж

Предложный падеж.

Закрепление.

Проверочная работа

Наблюдать за ролью имен существительных в предложении. Ставить вопросы к именам существительным. Открывать, участвуя в проблемном диалоге грамматические признаки имен существительных. Наблюдать имена существительные, оканчивающиеся на шипящие и мягкий знак. Формулировать вывод о написании мягкого знака после шипящих. Называть имена существительные во множественно числе.

 Изменять имена существительные по вопросам. Обозначать окончание имен существительных. Составлять словосочетания по схеме прилагательное +существительное. Ставить вопрос от главного слова к зависимому.  

Определять род имен существительных. Проверять окончание имен существительных с помощью вопроса.  Сравнивать свой ответ с образцом.  Объяснять значение пословиц.

10

42.

43.

Антонимы

Синонимы

Подбирать антонимы к заданным словам. Распределять слова на антонимические пары. Находить антонимы в текстах пословиц и стихотворений. Составлять текст, подбирая по смыслу слова антонимы.  Подбирать антонимы к многозначным словам.  Осознавать значимость антонимов в речи. Подбирать синонимический ряд из ряда слов.  Находить соответствия, объединяя в пары. Подбирать синонимы по лексической сочетаемости с тем или иным словом в словосочетаниях и предложениях. Использовать синонимы в речи.

2

44.

45.

46.

47.

Имя прилагательное.

Изменение прилагательных по родам.

Изменение прилагательных по числам.

Повествовательный рассказ

Проверочная работа

Открывать новые знания о грамматических признаках имен прилагательных.

Выделять окончание в прилагательных. Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.  Показывать зависимость рода прилагательного от рода существительного. Ставить вопрос от существительного к прилагательному.  Подбирать антонимические и синонимические ряды имен прилагательных.  Пересказывать текст описание.  Составлять рассказ повествование с элементами описания по заданным словам. Составлять план выполнения задания.  Определять последовательность предложений в тексте.

4

48.

49.

50.

Правописание слов с удвоенной согласной

Правописание непроизносимых согласных.

  Различать и писать слова с удвоенной буквой согласного в корне слова. Образовывать имена прилагательные от имен существительных с удвоенной согласной, разбирая их по составу. Осознавать, что удвоенная согласная обозначает один долгий звук, обозначать это при выполнении фонетического разбора слова. Составлять имена собственные из заданных слов  и записывать их правильно. Делить слова с удвоенной согласной и на слоги и для переноса. Составлять и пересказывать рассказ описание. Проверять непроизносимую согласную в корне слова. Выполнять звуковой анализ слов с

непроизносимыми согласными.

3

51.

52.

53.

54.

Глагол.

Изменение глаголов по числам, по временам.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Описательный рассказ.

Проверочная работа.

Находить грамматическую основу предложения.  Изменять и называть глаголы в ед. и мн. числе.  Образовывать и употреблять глаголы в различных формах времени.  Образовывать глаголы от имен существительных. Подбирать глаголы по лексической сочетаемости при составлении рассказа. Выделять начальную форму глагола. Согласовывать местоимение с глаголом.  Определять окончание глаголов и имен прилагательных по вопросам.  Писать сочинение по заданному началу.  Находить и проверять изученные орфограммы.

4

55.

56.

Простые предложения с однородными членами.

Сложные предложения.

Находить главные и второстепенные члены предложения.  Находить грамматическую основу  и обозначать её графически. Находить однородные члены в простом предложении. Объяснять постановку знаков препинания.  Конструировать предложение с однородными членами.  Различать простое и сложное предложение.  Находить грамматические основы. Изображать графически сложные предложения. Конструировать сложные предложения с союзом  по заданному началу.  Накапливать опыт употребления сложных предложений.

2

Раздел IV Практическое овладение связной речью (6 часов)

57.

58.

Однозначные и многозначные слова.

Фразеологизмы.

Осознавать лексическое значение однозначных и многозначных слов. Объяснять значение многозначных слов.  Определять прямое и переносное значение многозначных слов.  Применять слово в соответствии с его значением. Накапливать практический опыт употребления фразеологизмов.

2

59.

Имя числительное

Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи

1

60.

61.

62.

 Работа над текстом

Проверочная работа

Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста.

3

Итоговая диагностика

устной и письменной речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...