Рабочая программа для 3 кл с ТНР
рабочая программа по логопедии (3 класс)
Рабочая программа коррекционного курса №логопедические занятия" для 3 класса с ТНР (5.1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logo_3_kl_5.1.doc | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на экспертном методическом совете. от 29.08.20 г председатель совета_________ | Утверждаю: директор школы ____________ приказ _________от 30.08.20 г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА
3 класс
Разработана:
учителем-логопедом первой
квалификационной категории
Поповой Н.А
…………г.
Пояснительная записка
Настоящая Программа предназначена для логопедической работы в общеобразовательной школе с обучающимися 3 класса с ОВЗ (7.2) с нарушениями письменной речи и испытывающих трудности при освоении программы по русскому языку.
Программа разработана на основе рекомендаций и разработок ведущих специалистов в области коррекционной педагогики А.В Ястребовой, Т. П. Бессоновой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой. Программа реализуется через учебно-методическое пособие Прокопьевой Т.И, которое включает: методические рекомендации к логопедическому альбому по преодолению нарушений письма и логопедический альбом и Л.Н. Ефименковой " Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов".
Цель курса: коррекция нарушений недостатков письменной речи у обучающихся с ОВЗ (7.2), способствующая усвоению программы по русскому языку и литературному чтению и их социализации.
Характеристика коррекционного курса
Данный курс направлен на реализацию следующих задач:
- практическое усвоение учащимися знаний о звуко-буквенном и слоговом составе родного языка, его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования и словоизменения;
- формирование и совершенствование навыка различения морфем и выбора правильного написания;
- совершенствование орфографического навыка письма и его автоматизация в письменной деятельности учащихся;
- формирование навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения (в устной и письменной речи).
- развитие навыка усвоения приемов умственной деятельности, необходимых для овладения новыми знаниями и умениями (наблюдение, анализ, сравнение и обобщение явлений языка);
- развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими.
Методы и приемы используемые при обучении
- наглядно-демонстрационные (наблюдение, просмотр, прослушивание);
- словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа);
- практические (упражнения, задания на орфографические правила, графические диктанты, развивающие и логические игры и др.)
Описание места коррекционного курса в учебном плане
В учебном плане данный курс является элементом "Коррекционно-развивающей области" и проводится во внеурочное время.
В связи с тем, что у учителя - логопеда первые две недели сентября и последние две недели мая проходит логопедическая диагностика на изучение коррекционного курса в 3 классе отводится 62 часа. Частота занятий 2 раза в неделю,
Форма организации – подгрупповые занятия.
Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия, возможной результативности коррекционной работы.
Содержание курса является базой для усвоения предметной области «Филология» и способствует успешному усвоению программ по "Русскому языку" и "Литературному чтению".
Планируемые результаты освоения коррекционного курса для обучающихся с ЗПР
Личностные результаты
Курс ориентирован на формирование у обучающихся:
- положительного отношения к школе и учебной деятельности;
- этических норм поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся;
- знаний и выполнения правил работы в группе, доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтного поведения, стремления прислушиваться к мнению одноклассников.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения (ответственно относиться к занятиям: быть готовым к занятиям, бережно относиться к школьным принадлежностям и т.д.);
- мотивации к работе, бережному отношению к школьному имуществу и учебным принадлежностям;
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- ориентироваться в учебных пособиях;
- использовать различные способы поиска информации;
- определять логику решения практической и учебной задачи;
- анализировать учебную ситуацию с точки зрения языковых характеристик;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения и классификации;
- группировать объекты (звуки, слова и т.д.) на основе существенных признаков;
- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов (схемы слов, предложений, графических схем для характеристики звука).
- проводить сравнение и классификацию объектов (звуков, слов) по заданным критериям;
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем-логопедом;
- сохранять учебную задачу занятия (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда);
- определять пути и средства достижения учебной цели;
- с помощью учителя-логопеда планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей;
- выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда;
- осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);
- работать в определённом темпе;
- применять знания в новых ситуациях.
- понимать причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, уметь передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, уметь задавать вопросы;
- внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия;
- свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии полученной инструкции;
- соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба, во взаимодействии с одноклассниками и учителем-логопедом );
- обращаться к взрослому или товарищу по группе за разъяснением;
- адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя-логопеда;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Предметные результаты
В результате коррекционно-развивающей работы обучающиеся получат возможность научиться:
- дифференцировать при письме и чтении, на слух и в произношении звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство(звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, свистящие и шипящие звуки);
- выполнять языковой анализ и синтез слов и предложений (определять место и последовательность звуков в словах; определять количество звуков и слогов в словах, определять количество, последовательность и место слов в предложении, предложений в тексте);
- разбирать слова по составу, видеть и называть части слова, образовывать слова с помощью суффиксов и приставок, подбирать однокоренные слова, разбирать по составу доступные слова;
- изменять имена существительные по числам, родам;
- подбирать прилагательные к подходящим по смыслу существительным;
- выделять в предложении подлежащее и сказуемое;
- осознавать важность орфографически грамотного письма;
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрено:
- входящая диагностика (1-15 сентября)
- текущий мониторинг контрольно-измерительные материалы: (проверочные работы, слуховые диктанты анализ письменных работ в классных тетрадях);
- итоговая диагностика (15-30 мая);
Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
5. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа занятий включает 4 раздела:
№ | Основные разделы | кол-во часов |
I | Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза. Повторение | 15 |
II | Состав слова | 17 |
III | Части речи | 24 |
IV | Практическое овладение связной речью | 6 |
Итого: | 62 |
1 раздел. Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза. Повторение (15 часов)
Звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез слов. Характеристика звука. Слово и предложение. Предложение и текст. Выделение предложений из текста. Составление предложений по заданной схеме. Правила написания предложений. Заглавная буква в словах.
Обозначение мягкости согласных звуков двумя способами. Разделительный мягкий знак. Дифференциация мягкого знака - показателя мягкости и разделительного мягкого знака. Словообразование притяжательных прилагательных.
Согласные звуки и буквы. Парные и непарные согласные. Звонкие и глухие согласные. Оглушение парных согласных в конце слова. Оглушение парных согласных в середине слова. Представление о сильной и слабой позиции звука. Проверяемые буквы согласных в конце и середине слова.
Предлог как самостоятельная часть речи. Предлоги в, на, с, над, под, из-под, за, из-за, через, между, перед, сквозь. Согласование предлога с существительным в единственном и множественном числе.
В данном разделе дети повторяют знания о звуках и буквах, выполняют звуко-буквенный и фонетический разбор слов, повторяют способы обозначения мягкости согласных, написание разделительного мягкого знака в словах.
Дети повторяют знания о предложении: виды предложений, знакомятся с логическим ударением и его ролью в речи, учатся восстанавливать предложения из слов, выделять из предложений словосочетания. Повторяют правила написания предложения.
Тема "Согласные звуки и буквы" направлена на повторение материала о согласных звуках, обозначении их буквами. Дети учатся наблюдать несовпадение написания и произношения слов, рассуждают о причинах. Отрабатывается механизм проверки орфограммы. Закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости.
В теме "Предлоги" посредством предлогов развивается пространственное ориентирование. Уточняются грамматические предложно-падежные конструкции, корректируются аграмматизмы в речи и на письме. В процессе практической работы с предложно-падежными конструкциями дети учаться видеть корень слова и выделять изменяемую часть - окончание. Формируется умение внимательно читать текст с последующим подбором подходящих по смыслу слов и предлогов.
Изучая тему "Простые и сложные предложения", учащиеся знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть, как главные, так и второстепенные члены предложения. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении. Дети учатся составлять сложные предложении с различными союзами, развивается умение ставить запятую между частями сложного предложения.
2 раздел. Состав слова (17 часов)
Корень. Понятия "родственные слова", "однокоренные слова". Чередование согласных звуков в корне слова.
Приставка. Выделение приставки в составе слова. Приставочное словообразование.
Разделительный твердый знак. Дифференциация мягкого знака, разделительного мягкого знака, разделительного твердого знака.
Дифференциация предлогов и приставок.
суффикс. выделение суффикса в составе слова. Суффиксальное словообразование. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы, обозначающие профессии. Суффиксы прилагательных.
Окончание. Выделение окончания в составе слова. Согласование слов.
Состав слова. Разбор слова по составу.
Сложные слова. Образование сложных слов. Правописание соединительных гласных о и е.
Ударные и безударные гласные. Смыслоразличительная роль ударения. Сильная и слабая позиция гласной в корне слова. Способы проверки безударной гласной в корне слова. Однокоренные слова и паронимы (диво-дева). Слова омографы (замок - замок). Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (горе - горный - горение).
В разделе "Слово" повторяются знания о звуковом составе слова, обозначении звуков буквами и рассматривается слово с других точек зрения.:
- морфемного состава и словообразования;
- грамматического значения;
- лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В процессе и наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части. Знакомятся с корнем, однокоренными словами, приставкой, суффиксом, окончанием, их графическим обозначением. Наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов, дают определения частям слова.
В ходе изучения приставок дети учатся различать одинаковые по написанию предлоги и приставки, учатся образовывать слова с помощью приставок и различать их грамматическое значение.
В теме "Разделительный твердый знак" формируются навыки написания Ъ с опорой на звуковой анализ слов. В ходе практической работы со словом дети делают самостоятельный вывод о том, когда в слове пишется Ъ.
В теме "Суффиксы" формируются навыки суффиксального словообразования, предлагается оценить смысловые, эмоциональные возможности суффиксов. Знакомятся с написанием гласной в суффиксах после шипящих. Дети тренируются в образовании слов, в разборе слов по составу.
При ознакомлении с окончанием рассматривается его функция, различие между изменением слова и образованием новых слов. На практике дети учатся согласованию слов, тем самым корректируются аграмматизмы в устной речи и на письме. Занимательные задания формируют интерес к родному языку, способствуют усвоению приемов умственной деятельности.
Дети знакомятся со сложными словами, учатся анализировать их состав. Развивается навык словообразования новых слов.
Ведется работа по формированию предпосылок к усвоению орфограммы " Безударная гласная в корне слова" . Рассматриваются однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. . Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова и лексическим значением однокоренных слов с чередующимися согласными в корне. Отрабатывается умение проверять букву безударной гласной в корне слова, в том числе на материале трехсложных слов - с двумя безударными гласными в корне. Эта работа связана с развитием орфографических умений.
При рассмотрении темы продолжается работа с группами однокоренных слов с омонимичными корнями. Важность подробного рассмотрения этой темы обусловлена тем, что при подборе проверочных слов дети ориентируются лишь на внешнюю их "похожесть", не задумываясь над смыслом. Цель заданий - научить детей быстро улавливать родственность слов, основанную на общности их смыслового значения.
Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне слова типа класс, аллея, теннис, и правило их переноса. Вводится новая орфограмма - обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Используя прием сравнения слов по звучанию, дети учатся определять и проверять непроизносимый согласный звук.
Изучение морфемного состава слова позволяет решить одну из важнейших коррекционных задач - формирование у детей чувства языка.
3 раздел. Части речи (24 часа)
Имя существительное, его функциональное значение в речи. Дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов. Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по вопросам (падежам).
Имя прилагательное, его функциональное значение в речи. Изменение прилагательных по родам, числам. Правописание окончаний прилагательных. Словообразование прилагательных.
Удвоенные согласные. Непроизносимые согласные. Проверка непроизносимых согласных.
Глагол, его функциональное значение в речи. Словообразование глаголов. Время глагола. Согласование глагола прошедшего времени с существительным в роде и числе. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Нахождение в предложении грамматической основы.
Сложный для детей раздел, так как его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а так же знаний о составе слова и словообразовании, атак же знаний из области лексики, синтаксиса. Этот раздел изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе, повышения орфографической грамотности.
Разнообразные занимательные задания, предполагающие практическую работу со словом, способствует коррекции аграмматизмов в устной речи и при письме.
Изучение раздела проводится по единому плану. Рассматриваются грамматические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов, их роль в предложении. Закрепляются навыки словоизменения при согласовании слов. Рассматриваются изменения по падежам. ведется работа по развитию навыков конструирования предложений.
В ходе изучения раздела дети формируют определения всех частей речи, делая записи в альбоме. Это способствует осознанному усвоению темы "части речи" и развивает навык продуцирования монологического высказывания.
4 раздел. Практическое овладение связной речью. (6 часов)
Антонимы. Синонимы. Фразеологические обороты. Однозначные и многозначные слова.
Составление предложений по опорным словам. Работа с деформированными предложениями. Распространение простых предложений. Составление словосочетаний заданных слов. Составление предложений из заданных словосочетаний. Составление рассказа по заданному началу. Восстановление текста с пропущенными словами. Пересказ.
Понятие о простом предложении. Графическое изображение простого предложения. Составление простых предложений по графическим схемам. Простое предложение с однородными членами. Понятие о сложном предложении. Определение количества частей в сложном предложении. Графическое изображение сложного предложения. Смысловая роль запятой в сложном предложении. Составление сложных предложений с использованием различных союзов.
Повествовательный рассказ. Описательный рассказ. Последовательный рассказ. Рассказ по заданному началу.
Темы этого раздела проходят сквозной линией через все содержание программы.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного и пассивного словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных и тематических слов, синонимических и антонимических рядов, ознакомление с фразеологическими оборотами, многозначностью слов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью словв предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с однородными членами, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью, конструирование словосочетаний, предложений.
3) Развитие связной устной и письменной речи: составление различных видов текстов, текста с заданным началом, составление рассказа по данным словосочетаниям.
4) Продуцирование монологической речи с опорой на записи, схемы, таблицы.
7. Учебно-методическое обеспечение
№ | Содержание | Автор | Издательство | Год издания |
1 | Логопедический альбом для коррекции нарушений письма и чтения у учащихся 3-го класса; | Прокопьева Т.И. | Чебоксары: Чувашск. кн. изд-во | 2016 |
2 | Методические рекомендации логопеду к логопедическому альбому. | Прокопьева Т.И. | Чебоксары: Чувашск. кн. изд-во | 2016 |
3 | " Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов" | Л.Н. Ефименкова | Москва: Изд-во "Национальный книжный магазин" | 2015 |
Дидактические логопедические игры:
1. дидактическая игра " Игра слов" - для формирования навыков звуко-буквенного анализа слова, развития логического и образного мышления, обогащения словарного запаса, развития внимания, зрительной памяти, - ООО Учебно-методический центр "Ребус", 2013год.
2. дидактическая игра "Логокарты" (составление слов из данных слогов, предложений из заданных слов, употребление предлогов в предложении). - ООО Учебно-методический центр "Ребус", 2015год.
3. дидактическая игра "Калейдоскоп букв" для профилактики дисграфии и развития внимания - ООО Учебно-методический центр "Ребус", 2014 год.
4. дидактическая игра "Непроизносимые согласные" для расширения словарного запаса и отработки навыков подбора проверочных слов; ООО Учебно-методический центр "Ребус", 2014 год.
5. дидактическая игра"Заманчивое предложение" для формирования навыка составления предложений, согласования слов, выделения членов предложения и грамматической основы предложения; ООО Учебно-методический центр "Ребус", 2017 год.
6. дидактическая игра "Товарищ мягкий знак". - серия "Грамматические игры" - для отработки навыков правописания мягкого знака в существительных.- АНО Центр образования и творческого развития "Ребус". - 2014г.
7. дидактическая игра "Спасти безударную". - серия "Грамматические игры" - для отработки навыков подбора проверочных слов, расширения словарного запаса, развития внимания. - АНО Центр образования и творческого развития "Ребус". - 2014г.
Мультимедийное оборудование
- ноутбук
- интерактивные игры "Мерсибо" на флеш-накопителях - "В помощь логопеду" - 35 игр", "Обучение чтению" (36 игр для развития навыка чтения")
- коллекция ЦОРов по лексическим темам.
- СД -диски к пособию Л.Н. Ефименковой
Календарно-тематическое планирование логопедического коррекционного курса 3 класс
№ | Тема занятия | Основные виды учебной деятельности | Кол-во часов | Дата | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
Логопедическое обследование | Обследование письма, чтения и устной речи Знакомство с кабинетом и правилами поведения в нем; Знакомство с логопедическим альбомом; |
2 | |||||||
I раздел. Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза ( Повторение - 15 часов) | |||||||||
1. 2. | Звуки и буквы. Характеристика звука. Предложение и текст | Слышать, выделять гласные и согласные звуки. Характеризовать звуки гласные и согласные, соотносить звуки с соответствующими буквами. Выполнять звуко-буквенный анализ слова. Ставит ударение, делить слова на слоги для переноса. Характеризовать функцию гласных букв. Различать ударные и безударные слоги, обозначать ударный слог в схеме слова. выполнять фонетический разбор слова. Называть признаки предложения. Разделять сплошной текст на предложения. Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии с интонацией предложения. Читать предложения с разной интонацией. писать заглавную букву в именах собственных, кличках, географических названиях. Конструировать предложения из заданных слов. | 2 | ||||||
3. 4. 5. 6. 7. | Обозначение мягкости согласных. Разделительный мягкий знак. Дифференциация функции мягкого знака. Закрепление. Проверочная работа | Слышать, различать, выделять мягкие и твердые согласные в словах. Обозначать мягкость согласных звуков двумя способами. Соотносить количество звуков и букв в словах. Объяснять причину расхождения количества звуков и букв. Слушать, называть, записывать слоги с разделительным мягким знаком. Образовывать притяжательные прилагательные. Различать написание мягкого и разделительного мягкого знака с опорой на речевой слух. Использовать на письме Ь, разделительный Ь. Контролировать свое письмо. Устанавливать различия при чтении слов с разделительным Ь и Ь знаком- показателем мягкости | 5 | ||||||
8. 9. 10. | Парные согласные в конце слова. Парные согласные в середине слова. | Называть парные и непарные согласные. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность подбора родственных слов. группировать слова с изученными орфограммами. Находить и подчеркивать орфограммы в предложениях. Выполнять задание в соответствии с заданным алгоритмом. Писать графический диктант. | 3 | ||||||
11. 12. 13. 14. 15. | Предлоги В - ИЗ, НА - С, К - ОТ Предлоги НАД- ПОД, ИЗ-ПОД Предлоги ЗА, ИЗ - ЗА, Предлоги ПЕРЕД ЧЕРЕЗ, СКВОЗЬ, МЕЖДУ Проверочная работа. | Рисовать схему предлогов. Распознавать пространственное расположение предлогов. Писать предлоги со словами раздельно. Составлять предложения с предлогами. Подбирать пропущенные предлоги в предложениях. Читать с интонацией текст. Дифференцировать смешиваемые предлоги В-НА в винительном и предложном падежах. С - ИЗ, ИЗ - ЗА в родительном падеже; НАД - ПОД в творительном падеже. | 5 | ||||||
II раздел. Состав слова - 18 часов | |||||||||
16. | Корень | Наблюдать за однокоренными словами. Активизировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня. Находить корень в группе однокоренных слов. Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем. Образовывать однокоренные слова. |
1 |
| |||||
17. 18. 19. 20. | Приставка. Разделительный твердый знак. Дифференциация предлогов и приставок Закрепление. Проверочная работа | Образовывать слова с помощью приставок. Находить и обозначать в словах приставку и корень. Писать слитно приставку со словом. Подбирать приставки к словам по смысловому значению. Различать звучание слов с разделительным твердым знаком и без него. Писать правильно слова с Ъ. Выполнять звуко-буквенный анализ слов с Ъ. Видеть в предложении слова с приставками схожими по написанию с предлогами. Отличать предлоги от приставок. | 4 | ||||||
21. 22. 23. 24. | Суффикс. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы обозначающие профессию. Суффиксы прилагательных. | Выделять в слове суффикс. Образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образовывать слова обозначающие профессии людей, относительные прилагательные с помощью различных суффиксов, осознавать значимость использования таких слов для успешного общения. Группировать слова с омонимичными корнями, объяснять их лексическое значение. Подбирать пропущенные слова в предложениях. Образовывать прилагательные от существительных. Составлять рассказы по заданным словам. Подбирать прилагательные к существительным. | 4 | ||||||
25. | Окончание. Проверочная работа | Выделять в словах окончание, действуя по алгоритму. Подбирать прилагательные к существительным. Формулировать вывод о значении окончания на основе практической работы со словом. | 1 | ||||||
26 | Состав слова | Систематизировать знания о составе слова, давать определение с опорой на схему, разбирать слова по составу | 1 | ||||||
27 | Сложные слова. | Находить в предложении сложные слова путем выделения двух корней и соединительной гласной О-Е. Образовывать сложные слова из заданных слов. Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней. Использовать в речи и правильно писать сложные слова. | 1 | ||||||
28. 29. 30. 31. 32. | Ударные и безударные гласные. Безударные гласные в корне слова. "Гнезда"родственных слов. Однокоренные слова и паронимы. Проверочная работа. | Правильно ставить ударение в словах, различать ударный и безударный гласные звуки. Наблюдать за смыслоразличительной ролью ударения в словах - омографах и ссловах-омоформах. Наблюдать несоответствие безударного гласного звука и соответствующей буквы в корне при написании и произношении. Находить и подчеркивать орфограмму. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность подбора слов. Подбирать слова разных частей речи для проверки безударной гласной в корне слова. | 5 | ||||||
III раздел. Части речи - 24 часа | 1 | ||||||||
33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. | Имя существительное Род имен существительных Изменение существительных по падежам. Винительный падеж Родительный падеж. Дательный падеж Творительный падеж Предложный падеж. Закрепление. Проверочная работа | Наблюдать за ролью имен существительных в предложении. Ставить вопросы к именам существительным. Открывать, участвуя в проблемном диалоге грамматические признаки имен существительных. Наблюдать имена существительные, оканчивающиеся на шипящие и мягкий знак. Формулировать вывод о написании мягкого знака после шипящих. Называть имена существительные во множественно числе. Изменять имена существительные по вопросам. Обозначать окончание имен существительных. Составлять словосочетания по схеме прилагательное +существительное. Ставить вопрос от главного слова к зависимому. Определять род имен существительных. Проверять окончание имен существительных с помощью вопроса. Сравнивать свой ответ с образцом. Объяснять значение пословиц. | 10 | ||||||
42. 43. | Антонимы Синонимы | Подбирать антонимы к заданным словам. Распределять слова на антонимические пары. Находить антонимы в текстах пословиц и стихотворений. Составлять текст, подбирая по смыслу слова антонимы. Подбирать антонимы к многозначным словам. Осознавать значимость антонимов в речи. Подбирать синонимический ряд из ряда слов. Находить соответствия, объединяя в пары. Подбирать синонимы по лексической сочетаемости с тем или иным словом в словосочетаниях и предложениях. Использовать синонимы в речи. | 2 | ||||||
44. 45. 46. 47. | Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам. Изменение прилагательных по числам. Повествовательный рассказ Проверочная работа | Открывать новые знания о грамматических признаках имен прилагательных. Выделять окончание в прилагательных. Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе. Показывать зависимость рода прилагательного от рода существительного. Ставить вопрос от существительного к прилагательному. Подбирать антонимические и синонимические ряды имен прилагательных. Пересказывать текст описание. Составлять рассказ повествование с элементами описания по заданным словам. Составлять план выполнения задания. Определять последовательность предложений в тексте. | 4 |
48. 49. 50. | Правописание слов с удвоенной согласной Правописание непроизносимых согласных. | Различать и писать слова с удвоенной буквой согласного в корне слова. Образовывать имена прилагательные от имен существительных с удвоенной согласной, разбирая их по составу. Осознавать, что удвоенная согласная обозначает один долгий звук, обозначать это при выполнении фонетического разбора слова. Составлять имена собственные из заданных слов и записывать их правильно. Делить слова с удвоенной согласной и на слоги и для переноса. Составлять и пересказывать рассказ описание. Проверять непроизносимую согласную в корне слова. Выполнять звуковой анализ слов с непроизносимыми согласными. | 3 | |
51. 52. 53. 54. | Глагол. Изменение глаголов по числам, по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Описательный рассказ. Проверочная работа. | Находить грамматическую основу предложения. Изменять и называть глаголы в ед. и мн. числе. Образовывать и употреблять глаголы в различных формах времени. Образовывать глаголы от имен существительных. Подбирать глаголы по лексической сочетаемости при составлении рассказа. Выделять начальную форму глагола. Согласовывать местоимение с глаголом. Определять окончание глаголов и имен прилагательных по вопросам. Писать сочинение по заданному началу. Находить и проверять изученные орфограммы. | 4 | |
55. 56. | Простые предложения с однородными членами. Сложные предложения. | Находить главные и второстепенные члены предложения. Находить грамматическую основу и обозначать её графически. Находить однородные члены в простом предложении. Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать предложение с однородными членами. Различать простое и сложное предложение. Находить грамматические основы. Изображать графически сложные предложения. Конструировать сложные предложения с союзом по заданному началу. Накапливать опыт употребления сложных предложений. | 2 | |
Раздел IV Практическое овладение связной речью (6 часов) | ||||
57. 58. | Однозначные и многозначные слова. Фразеологизмы. | Осознавать лексическое значение однозначных и многозначных слов. Объяснять значение многозначных слов. Определять прямое и переносное значение многозначных слов. Применять слово в соответствии с его значением. Накапливать практический опыт употребления фразеологизмов. | 2 | |
59. | Имя числительное | Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи | 1 | |
60. 61. 62. | Работа над текстом Проверочная работа | Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста. | 3 | |
Итоговая диагностика устной и письменной речи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...